В своей работе ученица размышляет о силе искусства, которая поднимает, "выпрямляет" не только одного человека, а может спасти от забвения целый народ. Искусство не имеет границ временных, национальных, политических.
Вложение | Размер |
---|---|
сочинение ВКС | 19.95 КБ |
«Искусство есть посредник того, что нельзя высказать»
В искусстве спасение (Искусство спасает)
Помните, в произведении Г.И. Успенского «Выпрямила», в записках Тяпушкина есть эпизод, когда герой остановился в Лувре перед Венерой Милосской, испытывая необъяснимые чувства: «Что такое со мной случилось? Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мной случилась большая радость…Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня …». Подлинное искусство способно творить чудеса, преодолевая все границы: религиозные, национальные, временные, политические. История не раз доказывала это. Возьмем, к примеру, калмыцкое танцевальное искусство. Где бы ни выступали наши артисты, калмыцкие танцы покоряют даже искушенных зрителей красотой, отточенностью движений, завораживающей энергетикой, бешеным темпераментом. И в какой-то степени мы уже привыкли к такому успеху, появляется уверенность, что так было всегда.
А ведь был исторический период, когда искрометные, своеобразные, не похожие на другие, танцы калмыков были практически на грани исчезновения. И только благодаря высокому профессионализму и гражданской смелости одного человека, этого к счастью не произошло. Имя этого человека известно в мире: Игорь Александрович Моисеев - бессменный руководитель «Государственного ансамбля народного танца» Советского Союза, России. На Всесоюзном смотре художественной самодеятельности осенью далекого 1937 года Игорь Моисеев, впервые увидев калмыцкую пляску в исполнении артиста Бада Лиджиева, сразу оценил её самобытность и оригинальность и ввел наш танец в постоянный репертуар своего ансамбля.
Когда в 1943 году наш народ подвергся репрессиям, а слово «калмыки» опасно было произносить, И.Моисеев имел смелость ослушаться совета органов НКВД убрать калмыцкий танец из репертуара ансамбля, т.к. считал, «что если такой номер убирать из репертуара, то тогда надо все номера ликвидировать, а коллектив распустить». И он добился, что было подвигом, учитывая положение нашего народа в то время, того, что «калмыцкий танец» сохранился, хотя и представляли его «танцем западных монголов» или «танцем джунгарских чабанов».
Незабываемым был момент, когда на гастролях ансамбля во Франции в 1955 году, в присутствии президента Франции Шарля де Голля, прозвучало: «Калмыцкий танец!». Танец вызвал бурю восторга у зрителей, артистов долго не отпускали, вызывая на «бис», а калмыки-эмигранты, присутствовавшие на концерте, плакали, не скрывая своих слёз. После концерта корреспондентом парижской газеты «Фигаро» был задан вопрос руководителю ансамбля: «Месье Моисеев, не боитесь ли вы, что после возвращения в Советский Союз вас расстреляют? Ведь вы распространяете искусство народа, высланного в Сибирь и обреченного на уничтожение!». Моисеев ответил на это: «Народ, который создал такой танец, не может быть плохим! И тем более он не заслуживает уничтожения!» Эти данные взяты из статьи Михалинова Эрдни «Калмыцкий танец Игоря Моисеева» (на сайте «Калмыкия онлайн»)
Думаю, что калмыки – эмигранты, увидевшие на парижской сцене за многие годы забвения самого народа свой национальный танец в блистательном исполнении российских танцоров, тоже испытали в тот момент то, что «выпрямило» их душу, наполнило гордостью и ликованием.
И в современном репертуаре знаменитых танцоров - моисеевцев танец степняков продолжает занимать свое почетное место, раз и навсегда определенное самим Мэтром, И.А.Моисеевым.
Сегодня калмыцкий танец – достояние не только калмыцкого народа, России, но и всего мира. И насколько бесспорен вклад И.А.Моисеева в спасение калмыцкого танца, настолько безгранична должна быть наша благодарность великому хореографу.
Человек не всегда может высказать того, что у него на сердце по разным причинам: нет такой возможности, сил, слов, может быть, не хватает уверенности или самой веры, любви к окружающим. И тогда именно искусство помогает человеку выразить свои мысли, чувства, желания, донести их до людей через живопись ли, танец, музыку и др. Ведь когда человек танцует, поет, рисует, т.е. творит, он самовыражается. Действительно, вновь и вновь убеждаешься в точности слов: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать».
Заколдованная буква
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Н. Гумилёв. Жираф
Рисуем крокусы акварелью
Сказка про Серого Зайку