Данный проект по литературному чтению показал, что в нашем мире много интересного и необычного, на что можно обратить внимание и создать свой проект. С этим проектом Азалия заняла 1 место в Региональной конференции .
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 25.45 КБ |
Здравствуйте! Вашему вниманию хочу представить проект
ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ НА СОВРЕМЕННЫЙ ЛАД
Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно.
Но какие сказки мы знаем? Есть великое множество самых различных сказок для детей – волшебные, бытовые, сказки о животных. А что такое – докучные сказки. Задалась я целью больше узнать о них и попробовать сочинить, но на современный лад.
Я поставила перед собой такие цели:
Задачи моего исследования:
- изучить значение докучных сказок
- провести анкетирование среди детей и взрослых
- сделать выводы об интересе к данным видам сказок среди людей
- попробовать сочинить докучные сказки и рассказать их детям 1 класса
Гипотеза:
Правда ли, что докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей ,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими формами построения
Возможно ли сочинить докучные сказки на современный лад.
В ходе выполнения исследования я использовала методы:
- анализ докучных сказок,
- опрос - диагностика (анкетирование) , сочинение собственных сказок
Глава 1
Что такое докучная сказка?
1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое значение:
ДОКУЧАТЬ, докучить кому- чем, Что докучает, то и научает. Это докучная сказка, бесконечная. Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним.
2) В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «докука,-и, Надоедливая просьба, а также надоедливое ,скучное дело.
3) В книге для чтения «Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»
4) Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: « сказки – бесконечки, напоминающие дразнилки.»
В результате изучения данных определений, я пришла к выводу, что самое точное определение дал «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля «Докучная сказка от «докучать» надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать. «Докучный» докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная.
Глава 2 История докучной сказки
Каждый из нас рано или поздно задаёт вопрос «А кто же создал сказки? Когда и как они появились?
Вот один читает, а другой слушает и передает другому, а другой – третьему, а третий – четвертому… Так сказки и идут своей дорогой по всему свету.
Да, сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались они из уст в уста, из поколения в поколение.
Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?
За основу берется -выделение сказок-коротушек, сказки-шутки, сказки-издевки.
Докучная сказка - веселая отговорка, помогающий уставшему рассказчику отмахнуться от надоедливых «охотников до сказок».
И все- таки, докучная сказка – это лишь веселая отговорка или самостоятельное произведение народного творчества с определенной структурой ,композицией
Глава 3
Сюжет и структура докучной сказки.
Что же такое текст докучной сказки? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я проанализировала ряд докучных сказок,
Анализируя тексты , выяснила ,что в них отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует быстрый конец, и начало бесконечности создаётся путем повторения уже прозвучавших строк текста..
Рассмотрим их поподробнее.
1. Неоправданно короткие.
Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.
Жили были два гуся, Вот и сказка вся;
Жил –был жеребец, Вот и сказке конец.
Персонажами таких сказок могут быть различные звери ,птицы ,сказочные персонажи.
Основным звеном построения текстов является рифма.
Вывод.
Итак, мы рассмотрели разные типы докучной сказки, в которых тем или иным способом рассказчик подменяет настоящую сказку ненастоящей.
Докучная сказка - игра, своего рода построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг ее неискушенных слушателей.
Наши исследования и наблюдения подтвердили гипотезу: докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей ,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,
Докучная сказка большой воспитательной ценности не имеет, но способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.
4 глава
Изучая эту тему , мы заинтересовались , знают ли учащиеся нашей школы ,что такое докучная сказка? Для этого мы провели анкетирование
Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни» с открытым видом вопросов среди учащихся 1- 9 классов
Анкета «Докучные сказки в нашей жизни»:
1.Укажите Ваш возраст.
2.Какие сказки называют докучными?
3.Какие докучные сказки Вы знаете?
4. В каком возрасте Вы впервые услышали докучные сказки? От кого Вы их услышали?
5.Для чего ,по вашему мнению, предназначены докучные сказки?
В анкетировании приняли участие 68 человек.
Результаты анкетирования:
1 | Не знают, что такое докучная сказка | 17% |
2 | Докучная сказка- это сказка без начала и конца, без смысла, надоедливая. | 83% |
3 | Впервые услышали докучные сказки в раннем детстве | 90% |
4 | Докучные сказки услышали от родителей от учителей от сверстников | 40% 40% 20% |
5 | Докучные сказки предназначены для развития речи интереса дразнить детей чтобы дети не плакали | 17% 23% 33% 27% |
Из данного исследования я сделала вывод, что учащиеся нашей школы и взрослое население знакомы с понятием «докучная сказка». Прослеживается культурная и историческая связь поколений :эти виды малых жанров фольклора передаются и закрепляются «из уст в уста»
Затем я решила узнать у взрослого населения:
Живут ли в нашем городе докучные сказки?
Встречаясь с людьми, мне удалось собрать докучные сказки, бытующие в нашей местности.
Особый интерес вызвала докучная сказка, которую нам рассказала Фахреева Мансура Катифовна, жительница нашего микрорайона, пенсионер.
Жила – была бабка у самой речки.
Захотелось бабке искупаться в речке.
Взяла бабка мыло ,мыло и мочало.
Эту сказку без конца начинай сначала.
А учитель литературы Хусаинова Ильсаяр Валентиновна рассказала о первой встрече с докучными сказками, которые услышала от своей мамы Магиры Фатыховны
Удалось выяснить, что Они не несут воспитывающей нагрузки, но используются как хитрый прием для надоедливого слушателя и для успокаивания и усыпления детей вместо колыбельной.
5 глава
Проба пера: сочиняем докучные сказки
Изучив структуру , законы построения докучных сказок, мне захотелось проявить свои способности в творчестве. И вот , что у меня получилось:
1)-Мы с тобою шли?
- Шли!
-Мы Wi-Fi нашли?
- Нашли !
- Я тебе его дала?
- Дала!
- А где же он?
-Что?
- Wi-Fi?
- Да какой?
- Да такой!
- Мы с тобою шли?
2)Чел по улице шагал
Круто песню распевал
Он в запаре долго был
Всех в округе загрузил
Чел по улице шагал…
3) Лечу я в космос на ракете,
Чтоб узнать, кто живёт на другой планете.
Лечу , лечу - не долечу.
Сказку снова рассказать хочу.
4) Жил-был кот Цап-Царап
Он всегда писал в WatSup
Что у него глазище
Что у него хвостище
А тебе рассказать про кота Цап-Царап
Который пишет в WatSup
У которого глазище
У которого хвостище?
5)Жил-был конь
У него был IPhon
Он друзьям своим звонил
Про IPhon лишь говорил
Снежная книга
Где спят снеговики?
Лягушка-путешественница
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Весенняя гроза