В работе рассказывается о том, как революция 1917 года показана в кинематографе.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.3 КБ |
Революция 1917 года в кинематографе.
Осень 1917 года. Скоро минет столетие с того дня, когда силы большевиков «опрокинули» Временное правительство и провозгласили диктатуру пролетариата. Одно из важнейших событий отечественной истории. Естественно, оно обязательно должно было найти отражение в русской и мировой культуре.
И это отражение нашлось, прежде всего, в советских фильмах. Понятное дело. Ведь кино считается лучшим способом донести идеи до широкой общественности. Прежде, чем начать анализ художественных картин, нужно знать, что мы ставим в центр всего сочинения. Я расскажу не столько о самих произведениях, сколько передам смысл, чувства и настроение. Поразмышляю, чем была революция октября 1917 года для страны. Конечно, нельзя не начать с самого известного фильма о революции – фильма «Октябрь» С.Эйзенштейна.
Данное произведение искусства было создано в 20-е годы 20 века. В нём режиссер через призму собственного восприятия показывает многие важные эпизоды того времени. Первые кадры повествуют о сокрушении монархии: пролетарии сбрасывают с постамента статую Александра 3. Затем звучат апрельские тезисы Ленина, потом выступление генерала Корнилова и, собственно, сам октябрь. Дабы избежать ненужного пересказа всего сюжета, я хочу донести главные мысли и настроения данного фильма через ключевые эпизоды. «Революция – это бунт народных масс, чьи стремления направлены руками большевистской верхушки» - вот, пожалуй, главная идея «Октября». В фильме большевики являются олицетворением мужества, стойкости и героизма. Вспомним хотя бы наступление Корнилова на Петербург – большевики встают на защиту города, пока А.Керенский, что символично, прячется под подушкой в Зимнем дворце. Часто в «Октябре» показывается безрассудная, символическая смелость солдат. Ярчайший тому пример – матрос, влезающий на ворота Зимнего дворца,- кадр, воспринятый многими как документальный.
Подводя промежуточный итог, скажу, что «Октябрь» Эйзенштейна являет собой своеобразную победную песню свершившейся революции. Матрос – герой, дело – правое, Времправ – апатичные предатели России.
Вторая картина, которую я хотел бы упомянуть – это «Красные колокола 2». Данный фильм, вернее, сериал, был снят Н. Михалковым в 1985 году. Соответственно, эта работа куда меньше подверглась воздействию цензуры, нежели «Октябрь» Эйзенштейна. История проста. В Россию приехал Джон Рид. Американский писатель оказывается в самой гуще событий и принимает в них непосредственное участие. Чуть отклоняясь от темы, хочу сказать, что данные фильмы абсолютно различны: Эйзенштейн показывает революционеров как массу, как единый организм, а Михалков на первое место ставит конкретное лицо на фоне событий октября 1917 года. «Красные колокола» дали революции несколько иную окраску в кинематографе: свободную, личную, субъективную. Само собой, в сюжете есть послабления и недосказанности, но в фильме Михалкова сам октябрь 1917 приобретает человеческое лицо.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Цветок или сорняк?
Композитор Алексей Рыбников
Прекрасное далёко
Мастер-класс "Корзиночка"