Бунчикова Екатерина в сентябре 2017 года приняла участие в конкурсе литературных травелогов «В место гения» на портале «Год литературы 2017» с проектом «Музей-театр "Дом Булгакова" https://vk.com/club153537304
Вложение | Размер |
---|---|
Музей-театр "Дом Булгакова" | 20.2 КБ |
Avec plaisir, monsieur
«…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?… Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии, наслаждаться голым светом? Ты глуп».
…Неужели богословы когда-нибудь предадут анафеме Михаила Афанасьевича Булгакова — великого русского мистификатора, прославленного драматурга, ученого-интеллигента и последнего аристократа пролетарской страны за создание романа о дьяволе? В котором Сатана не только «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», но, по сути - главный герой. Почему «Мастер и Маргарита» так волнует, захватывает и заставляет трепетать? Не потому ли, что Булгаков осмелился стать на краю бездны и заглянуть в нее? Бездны Человеческой Гордыни, на краю, где сходятся Добро и Зло, Вера и Неверие, Любовь Ненависть, Смерть и Вечность.
А ведь Михаил Афанасьевич не всегда был писателем. До того, как посвятить себя литературе, Булгаков работал военным врачом, пока не заболел тифом. В 1921 по выздоровлении он написал своему двоюродному брату о пришедшем к нему озарении: «Я запоздал на четыре года с тем, что я должен был давно начать делать — писать». И уже в конце сентября 1921 года переехал в Москву, начал работать в столичных газетах как фельетонист.
…"Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве"…
Может, ничего странного в этом нет, но мое знакомство с булгаковской Москвой, с самим Булгаковым, началось утром 2 мая 2015 года, а именно с экскурсии по местам, где обитали герои самого известного произведения писателя.
– Мастер и Маргарита" - московский обличительный роман о мещанстве послереволюционной России, о борьбе добра и зла… - начинает свой рассказ экскурсовод, милая старушка, кажется, ровесница описываемых событий. Автобус поворачивает с Ермолаевского переулка на Патриаршие пруды, где была описана встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом. Закрадывается мысль, что Берлиоз и Бездомный мне кого-то напоминают.
– Существует версия, что Булгаков писал образ Берлиоза с Максима Горького, а образ Бездомного - с Демьяна Бедного, – как будто отвечает на мои мысли экскурсовод.
Едем по маршруту погони Бездомного за котом Бегемотом: с Малой Бронной налево, далее вниз по Спиридоновке, упираемся в площадь под названием Никитинские Ворота, а потом по Никитинской улице к Москве-реке, куда пошел купаться Иван Бездомный.
" − Авек плезир! − отозвался Фагот, − но почему же с вами одним? Все примут горячее участие! − и скомандовал: − Прошу глядеть вверх!… Раз! − в руке у него показался пистолет, он крикнул: − Два! − Пистолет вздернулся кверху. Он крикнул: − Три! − сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки".
После двухчасовой поездки по следам погони Воландовской свиты, наконец, прибываем в самое главное место нашей экскурсии - во двор той самой "нехорошей квартиры" №50, что расположена на Садовой 302-бис в подъезде №6, где Булгаков прожил со своей первой женой Татьяной Лаппа четыре года.
Заходим внутрь дома. Вид подъезда, который сохранился еще с тех времен, но уже успел стать жертвой народного искусства, задает определенный тон: старые ступеньки со следами времени, скрипящие коричневые перила и разрисованные цитатами из Булгакова белые стены. Открывается деревянная дверь квартиры – и я оказываюсь в 20-х годах прошлого столетия...
…Что дало мне это небольшое путешествие в эпоху Булгакова? Скажу главное: очень важно попасть в место гения, чтобы всей душой прочувствовать, ощутить обстановку, в которой он творил. Словами это не объяснить. Это нужно испытать, вдохнуть, наконец…
…Наша группа прошла вслед за экскурсоводом в соседнюю комнату, чтобы дослушать рассказ о жизни писателя, а я не пошла и осталась в зале. Вот сижу за пианино, представляю себя на месте писателя, и думаю о лаковой банкетке: интересно, какие мысли и чувства приходили к нему здесь?
Поднимаю голову, вижу оранжевую люстру и улыбаюсь: наверное, это та самая люстра, на которой качался кот Бегемот, когда от "серьезных мужчин" отстреливался.
Перевожу снова взгляд на пианино: черное, привезенное из Дрездена, с потертостями на клавишах и педалях. На пюпитре стоят старые ноты "Фауста" композитора Шарля Гуно, с которыми связаны светлые воспоминания Булгакова о своем отрочестве, описанные в "Белой гвардии": "Даже Тальбергу, которому не были свойственны никакие сентиментальные чувства, запомнились в этот миг и черные аккорды, и истрепанные страницы вечного Фауста..."
Два Мороза
Весёлые польки для детей
Знакомые следы
Есть в осени первоначальной...
Заколдованная буква