Тема семьи в русской классической литературе - одна из ведущих. Трудно найти произведение, где в меньшей или большей степени не были бы отражены семейные отношения.. Общеизвестно, что семья и отношения, складывающиеся между людьми, в значительной мере определяют главные ценности в жизни любого человека. В семье закладывается фундамент личности ребёнка, в семье он получает первые уроки нравственности, включается в сложную систему взаимодействий с окружающими людьми. Родительские указания, наставления – есть облечённые в слова правила, поучающие особой мудрости – житейской. Не случайно мастера русской литературы так настойчиво обращаются к изображению семейных отношений, ведь постичь глубину и многообразие личности, понять мотивы поведения, можно только, узнав суть его отношений в семье.
В этом направлении интерес вызывает повесть А.С.Пушкина
« Капитанская дочка», где одной из ведущих тем является тема дома, семьи, семейных отношений.
Вложение | Размер |
---|---|
tumanova_a.i._nir_rol_semi_v_stanovlenii_lichnosti.docx | 36.67 КБ |
Муниципальный тур XIV Республиканской научно-практической конференции школьников имени Л.Н.Толстого
Исследовательская работа по теме:
Роль семьи в становлении личности
в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Работу выполнила ученица 9 класса МБОУ
Исенбаевской средней общеобразовательной
школы Агрызского муниципального район
РТ Тукманова Алина Илшатовна
Научный руководитель: Сундукова Эльвира
Касимовна учитель русского языка
и литературы высшей кв. категории
(89600408763)
2016 год
Оглавление
Введение 3 стр.
Основная часть.Роль семьи в становлении личности 3-9 стр.
I. Семья Гринёвых: понятие чести как высшей нравственной ценности 4-6 стр.
1.1 Родители Петра Гринева 4 стр.
1.2 Савельич - член семьи 4-5 стр.
1.3 Петр Гринев - верный сын своих родителей 5-6 стр.
II Религиозная основа воспитания в семье коменданта Миронова 6-8 стр.
2.1 Родители Маши Мироновой 6-7 стр.
2.2 Молодое поколение семьи Мироновых 7-8 стр.
III. Взаимоотношения Петра Гринева и Маши Мироновой 8- 9 стр.
Заключение 9 стр.
Литература 9 стр.
Введение
Тема семьи в русской классической литературе - одна из ведущих. Трудно найти произведение, где в меньшей или большей степени не были бы отражены семейные отношения.. Общеизвестно, что семья и отношения, складывающиеся между людьми, в значительной мере определяют главные ценности в жизни любого человека. В семье закладывается фундамент личности ребёнка, в семье он получает первые уроки нравственности, включается в сложную систему взаимодействий с окружающими людьми. Родительские указания, наставления – есть облечённые в слова правила, поучающие особой мудрости – житейской. Не случайно мастера русской литературы так настойчиво обращаются к изображению семейных отношений, ведь постичь глубину и многообразие личности, понять мотивы поведения, можно только, узнав суть его отношений в семье.
В этом направлении интерес вызывает повесть А.С.Пушкина
« Капитанская дочка», где одной из ведущих тем является тема дома, семьи, семейных отношений.
Предметом исследования данной работы являются эпизоды из художественного произведения XIX века – повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где красной нитью проходит безусловное признание родительского превосходства, уважение к отцу и матери, соблюдение правил в родительско доме.
Цель данного исследования: проследить, как в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть и проанализировать взаимоотношения в семьях Мироновых и Гриневых..
2) Выявить роль семьи в становлении личности главных героев
3) Определить, как поступки родителей оказываются связаны с судьбами детей
Актуальность моей работы не подлежит сомнению, так как для каждого человека очень важны отчий дома, семья, родственные отношения. Ведь именно здесь закладываются основы человеческой личности, формируются нравственные качества
Объект исследования: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Предмет исследования: семейство Гриневых и Мироновых в повести
В ходе исследования были использованы такие методы, как наблюдение, изучение, сопоставление, анализ.
Практическая направленность работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках развития речи, при обучении анализу произведений, при организации внеклассных мероприятий.
I. Семья Гринёвых: понятие чести как высшей нравственной ценности
1.1 Родители Петра Гринева
В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства — Гриневых и Мироновых. Глава семейства Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. Уже в первой главе романа заявлены ценности семьи Гринёвых, которым и подчинялось всё воспитание Петруши. Воспитанию и обучению сына не уделялось особого внимания, он пользовался свободой, занимался тем, что привлекало его внимание. Ещё не родившись, Пётр был определён в Семёновский полк сержантом. Для отца важно, чтобы сын не вёл на службе разгульную жизнь, именно поэтому он, не желая, чтобы Пётр ехал в Петербург, записывает его в гвардию. Здесь проявляется твёрдость и значимость отцовского решения. Отец, желая счастья своему сыну, хочет гордиться им. Очень значимы прощальные слова отца: « Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не отговаривайся; на службу не напрашивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.» В этих словах заключены нравственные ценности семьи. Отец Петра прямолинеен, суров, он строго относится к военной службе. Слова отца «Пускай его потужит» говорят о том, что отец имеет представление о неизбежных тяготах, опасностях службы в армии и о воинском долге. А.С.Пушкин, не идеализируя Андрея Петровича Гринёва, наделяет его чертами помещика – крепостника, порой очень грубого и самовластного по отношению к своим крепостным.
Мать Петруши, Авдотья Васильевна, представляет собой верную жену, любящую мать, хорошую хозяйку. О взаимоотношениях, царящих между родителями и сыном, могут рассказать обращения, которыми пользуются члены семьи в бытовых, повседневных ситуациях. Родители, обращаясь к сыну, называют его Петрушей, что говорит об их родительской искренней любви. Супруги, в свою очередь, обращаются друг к другу по имени и отчеству, что свидетельствует об их взаимоуважении. Главой семейства, конечно, является Андрей Петрович, его слово, сказанное твёрдо и чётко, является главным, но за хозяйством, за порядком и за всем, что происходит в доме, следит Авдотья Романовна.
1.2.Савельич – член семьи
Особое место в романе занимает обращение Гринёвых со своими крестьянами, в основе которого также лежат патриархальные отношения. Они обусловлены тем, что слуга, по сути, является членом семьи. Несмотря на то, что Андрей Петрович, обращаясь в письме к Савельичу, называет его «старым псом», всё же Гринёв с присущей ему барской грубостью не создает у читателей образ деспота-крепостника. В облике Савельича воплощены прежде всего прекрасные черты русского крестьянина - честность, самоотверженность, способность к бескорыстной любви, верность долгу, доброта . Савельич не желает другой обязанности, он верно и преданно служит Гринёвым. Когда Андрей Петрович пригласил француза для обучения Петра, Савельичу это очень не понравилось, он принял это за личное оскорбление: «Слава богу, кажется, дитя умыт, причёсан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»В этих словах выражена вся безграничная преданность Савельича своей службе. Он от всей души привязан к Петру. Несомненно, моральная чистота Петра - не только результат родительского воспитания, но и результат уроков Савельича. Он всей душой переживает за Гринёва Их отношения уважительны, Пётр прислушивается к мнению Савельича, полагаясь на его жизненный опыт и искренность. «Воля твоя, сударь, а денег я не выдам», - заявляет Савельич Гринёву. Даже в самые опасные моменты Савельич не перестаёт заботиться о бытовых проблемах, о деньгах своего хозяина, ведь именно Савельичу было поручено следить за материальным положением Петра. Он строго выполняет свои обязанности, его не устрашает даже грозность Пугачёва. Заметив, что Пётр стоит перед виселицей, Савельич бросается в ноги Пугачёву, вымаливая его милости. Он унижается, встаёт на колени, называет Пугачёва родным отцом. «Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй!»- уговаривал он своего барина, лишь бы смягчить Пугачёва. Самое главное в отношениях Савельича к Петру – готовность отдать жизнь за своего хозяина, Савельич «совершает подвиг», предлагая казнить его вместо Петруши. Необходимо обратить внимание на ещё один эпизод, когда Савельич начинает перечислять, сколько должен им Пугачёв. Здесь подчёркнута наивная преданность Савельича, который мог быть повешен за такие предъявления. Но он лишь выполнял свои обязанности, нисколько не испугавшись гнева Пугачёва: «Как изволишь, а я человек подневольный и за барское добро должен отвечать».
С образом Савельича связано у Пушкина расширенное понятие о семье. Савельич представляется уже не как «дядька» Петра, а как член семьи, ему доверяют, к нему уважительно и хорошо относятся в семье Гриневых
1.3 Петр Гринев – верный сын своих родителей
Главным героем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является Петр Гринев, вымышленный автором персонаж, образ которого, однако воплощает в себе многие положительные черты, присущие человеку и дворянину.Автор повести показывает, как мальчик вырос в среде, типичной для помещичьих семей того времени. Его наставниками были дворовый дядька Савельич и французский па рикмахер Бопре, выдававший себя за учителя. Еще до рождения он «был записан в Семеновский полк сержантом». Понятно, что в таких условиях, в каких воспитывался юноша, он не мог получить очень глубокого и основательного образования. Он «выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Поскольку один из его наставников был французом, разумеется, Петр в определенных пределах изучил родной язык своего учителя. В родительском доме он жил беззаботно, не имея привычки серьезно задумываться о каких-либо проблемах, а тем более решать важные жизненные вопросы: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Отец внезапно решает, что пора переменить праздный образ жизни сына — пора тому оправляться на службу. Юноша в восторге, он уже предвкушает жизнь в Петербурге, полную веселья и удовольствий. Однако отец понимает, что для личностного развития его сына праздная жизнь офицера гвардии ничего не даст: «Чему он научится, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да будет солдат, а не шаматон».
Итак, все блестящие надежды молодого человека рушатcя: вместо Петербурга он отправляется в Оренбург, а оттуда его направляют в Белогорскую крепость. Все это вызывает уныние в душе юноши: «...к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей!.. »
Однако воля отца для Петра, как и для большинства молодых людей того времени — закон; с ней нельзя спорить, ей можно только безропотно покориться. Перед разлукой отец напутствует сына; в немногих сказанных им словах заключен огромный смысл, он кратко, но емко говорит о том, в чем же состоит честь дворянина. Несмотря на свою молодость и свойственное этому возрасту легкомыслие, юноша навсегда запомнит слова отца и не изменит его заветам: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Таким образом, образ семьи Гринёвых, бесспорно, доказывает то, что именно родители, воспитывая своего ребёнка, «строят», направляют его характер и отчасти его судьбу. Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и чувствительность. Честность и прямота отца развили в нём патриотизм, чувство собственного достоинства, понятие долга и чести.
II. Религиозная основа воспитания в семье коменданта Миронова.
2.1 Родители Маши Мироновой
Семья Мироновых появляется в третьей главе романа, когда Пётр Гринёв приезжает в Белогорскую крепость. Одним из эпиграфов к этой главе являются строки из комедии «Недоросль» Фонвизина: «Старинные люди, мой батюшка». Эти слова характеризуют жизненные порядки семьи Мироновых. Уклад жизни семьи Мироновых мы видим глазами Гринева. Глава семейства, Иван Кузьмич, комендант Белогорской крепости, офицер, выходец «из солдатских детей». Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Это человек необразованный и простой, но честный и добрый. Его крестьянское происхождение сказывается в поведении и в быту, в обращении с солдатами. Его простота иногда кажется даже смешной. Например, его внешний вид во время военных учений совсем не соответствует его должности: «Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате». Несмотря на его доброту и простоту в мирное время по отношению и к жене, и к дочери, и к подчиненным, в очень трудные, решающие моменты он проявляет всё своё мужество, стойкость, героизм. Для этого человека важнейшими качествами являются патриотизм и честь. Поражает его смелость, готовность отдать жизнь за родину. Его мужество и стойкость наиболее ярко были представлены в эпизоде, когда Пугачёв, назвав себя государём, приказал коменданту повиноваться. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» В этих словах заключена вся сила, стойкость, патриотизм русского офицера.
Жена Ивана Кузьмича Василиса Егоровна, «комендантша», как её называют окружающие, во всем помогает мужу. Она не только отлично справляется с обязанностями жены, матери и хозяйки, но и поддерживает мужа во всех военных делах. Для этой простой женщины воинская служба мужа - такое же «привычное дело», как соление грибов. Василиса Егоровна очень добрая, гостеприимная, мужественная, смелая, преданная женщина. «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский и в рамке; около него красовались лубочные картинки…» - вот впечатления Пётра Гринёва, впервые оказавшегося в доме Мироновых. Василиса Егоровна в мирной жизни предстаёт перед окружающими в лице доброй, простоватой старушки, но когда дело касается военных действий, опасных для жизни её близких, она готова пожертвовать собой. Понятие чести и патриотизма для неё важны не менее, чем для её мужа. Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь. Увидев Ивана Кузьмича на виселице, она «закричала в исступлении». В своем плаче Василиса Егоровна оплакивает мужа по народному обряду, провожает его в последний путь солдатским причитанием. Этот плач капитанши по мужу и приводит ее к гибели.
2.2 Молодое поколение семьи Мироновых
Не только сами родители, но и молодое поколение этой семьи – Марья Ивановна – оказывается достойной дочерью капитана Миронова. Недаром именно в ее честь и названо произведение - «Капитанская дочка». Может быть, Пушкину было очень важно показать, что традиции «старинных людей», таких, как Мироновы, живы и в новом поколении. Собственно, она никогда им и не противостояла. Вспомним, как после дуэли и ранения Гринева молодые люди признаются друг другу в любви и как Маша требует, чтобы Гринев получил благословение родителей на их брак. А когда отец Гринева отказывает, Маша тверда в своем решении: «Нет, Петр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божей». Вот слова русской девушки, сохраняющей нравственные идеалы и заветы отцов.
Мне кажется, она чем-то похожа на Татьяну: та же простота, та же естественность, но и не меньшая сила нравственной позиции. А в дальнейшем развитии сюжета в ней проявятся и стойкость, смелость, решительность, которых вначале нельзя даже было предположить в этой тихой, застенчивой девушке, краснеющей до слез и до смерти боящейся выстрелов. Она оказалась стойкой и мужественной, как ее отец и мать. Маша способна противостоять не только притязаниям Швабрина, но и смело смотреть в глаза виновнику гибели своих родителей Пугачеву. А потом она так же смела и решительна в своем намерении восстановить честь любимого человека, отстоять их счастье, пусть для этого надо даже ехать в Петербург к самой императрице.Такова дочь капитана Миронова. Вот какую семью рисует Пушкин в «Капитанской дочке», вот какими он видит «старинных людей». Это те, на ком земля русская держится, кто во все века стоял за родину до конца. И мне кажется, что такие люди, такие семьи могут быть и сейчас. И пусть не выпадет им на долю испытать столь же страшные потрясения, но сама готовность исполнить свой долг перед отечеством, перед своей семьей, перед своим любимым человеком никогда не должна исчезнуть в русских людях.
III. Взаимоотношения Петра Гринева и Маши Мироновой
Размышляя о взаимоотношениях Петра Гринёва и Маши Мироновой, нельзя ни обратить внимание на значимость для Пушкина религиозной основы брака и семейного уклада. Эта мысль подтверждена в описании семейной жизни Мироновых и Гринёвых. Возьмём, к примеру, рассуждения Петра Гринёва о том, как воспримет его отец чувство сына к девушке. Сначала Пётр «чувствовал, что любовь моя не слишком его [отца] тронет и что он будет на неё смотреть, как на блажь молодого человека». Но после трагических событий в Белогорской крепости, Пётр уже не сомневался в том, что «отец почтёт за счастье и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за отечество» . Его уверенность впоследствии будет подтверждена: родители Петра с радостью примут Машу. Здесь проявляется не только долг гостеприимства и уважение к родителям девушки, но и христианское счастье в принятии пострадавшей сироты, христианское отношение к ближнему. Здесь мы видим единение православных людей, почитающих за добродетель помощь неимущему и нуждающемуся.
Кроме того, в произведении поднята проблема благословения, которая является одной из главных в «Капитанской дочке». В повести мы неоднократно встречаемся с мотивом благословения: в самом начале повести родители Петра благословят сына, отправлявшегося на службу: « Родители мои благословили меня». Тема благословения поднимается и в эпизоде сна Петра Гринёва, когда он отказывается просить благословения у «мужика с чёрной бородою». Также Пётр просит благословения у родителей на брак с Машей Мироновой, но получает отказ, на который Пётр реагирует очень агрессивно и готов идти против воли родителей, но Маша категорически против этого, она убеждает Петра, что « Бог лучше знает, что надобно», «Без их благословения не будет нам счастия». Накануне смерти Василиса Егоровна просит мужа благословить их дочь, именно это является для неё самым важным в этот опасный момент.
Заключение
Результаты анализа, проведенного в ходе исследовательской работы, позволяют сделать следующие выводы:
1.В каждой семье свои взаимоотношения, обусловленные, скорее, чисто психологическими особенностями их членов: в семье Гриневых царит строгий "патриархат", а Василиса Егоровна управляет не только мужем, но и крепостью. Но обе семьи объединяет главное: в центр всего семейного уклада помещаются вечные ценности - любовь, верность, доброта, совесть - то, на чем мир держится. И это передается из поколения в поколение.
2. А.С. Пушкин показывает, что семьи Гриневых и Мироновых взаимно дополняют друг друга. Они похожи атмосферой добра, простоты, искренности, обе семьи воспитали хороших детей.
Литература
1. Литература в школе, № 1, 1998год
2.Литература в школе,№2,1998 год
3. Русский язык в школе, №3,1987
4. А.С.Пушкин « История Пугачева»,М,1983
Три орешка для Золушки
Сторож
Как нарисовать лимон акварелью
Разлука
"Портрет". Н.В. Гоголь