В своей работе ученик раскрывает тему взаимоотношений человека и животного, обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 475.24 КБ |
Слайд 1
Творческая работа по рассказу Леонида Андреева «КУСАКА» Выполнил: Абдулазянов Алексей ученик 7 Б класса МБОУ СОШ №8 Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Томмот РС(Я)Слайд 2
ЦЕЛЬ 1. Познакомить одноклассников с произведением. 2. Рассказать об авторе 3. Рассказать о проблеме, которую раскрывает автор. 4. Чему учит этот рассказ?
Слайд 3
Слово об авторе Родился Леонид 9 августа 1871 года в городе Орел. Уже в детстве в биографии Леонида Андреева проявился интерес к литературе. Первое образование получил в классической гимназии родного города, где учился с 1882 по 1891. Следующим этапом обучения стало поступление в Петербургский университет, где Леонид учился на юридическом отделении . Его семья всегда была достаточно обеспечена. Но когда отец скончался, в биографии Леонида Николаевича Андреева наступил сложный период. Не хватало средств, так что иногда Леонид вынужден был даже голодать. В то время Андреев написал свои первые рассказы, но их не приняли в редакции. Леонид оставил университет, а со временем перешел в Московский университет на ту же специализацию. Чтобы содержать семью ему приходилось много работать, сменить несколько мест .
Слайд 4
После окончания университета в 1897 году занялся адвокатурой. Если рассматривать краткую биографию Леонида Андреева, то примерно на то же время приходятся первые журналистские работы в «Московском вестнике». Затем в 1898 впервые печатается его рассказ (« Баргамот и Гараська »), благодаря которому Андреев познакомился с М. Горьким. Получил большую популярность после рассказа «Жили-Были», напечатанном в 1901 году. В следующем году публикуются сочинения Андреева. Когда началась Первая Русская революция, Андреев активно участвовал в общественной жизни. Попал в тюрьму, но вскоре был выпущен под залог. А в ноябре 1905 покинул страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. Первая мировая война в биографии писателя Леонида Андреева наложила отпечаток на его жизнь и творчество. Скончался писатель 12 сентября 1919.
Слайд 5
Словарная работа Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека. Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным. Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку.
Слайд 6
Произведения Леонида Андреева « Баргамот и Гараська » (1898). «Красный смех» (1904). «Жизнь Василия Фивейского» (1906). «Жизнь человека» (1907). «Рассказ о семи повешенных» (1908). «Дневник Сатаны» (1918).
Слайд 7
В своих произведениях Л. Андреев всегда выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных несчастных.
Слайд 8
Отношение к животным у русского народа являлось в старину одним из критериев добра , нравственности. К жениху, явившемуся в дом свататься , подпускали кошку и смотрели, как он к ней отнесется: приласкает или отпихнет с пренебрежением? И делали вывод: отдать ли дочь за него? Вот и Л.Андреев заставляет нас посмотреть на людей с этой точки зрения.
Слайд 9
Леонид Андреев писал: «…В рассказе «Кусака» главным героем является собака, которая, как и любое живое существо, имеет душу, умеет любить и страдать, хочет верить в людей, хочет иметь свой дом, тепло, заботиться о ком-то и получать заботу, тепло и ласку».
Слайд 10
План рассказа «Она никому не принадлежала». «У неё отняли ее непримиримую злобу». «Всей своей собачьей душой расцвела собака» «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!» «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».
Слайд 11
Сюжет Этот рассказ о бездомной собаке, которая не нужна была никому, пока её не приручила семья, которая в последствии её оставила. Характеристика собаки: Собака была бездомной, одинокой: она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени. Жизнь ее была безрадостна: «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, когда … она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». В одиночестве собака копила страх и злобу. Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком , который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…» «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее».
Слайд 12
Жизнь Кусаки после встречи с дачниками «Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад… собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины». «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми», они привыкли к Кусаке, стали называли ее «своей» собакой, подкармливали ее. Особенно Леля старалась подружиться с Кусакой: она ласково подзывала собаку к себе… «И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали». Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки». Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»
Слайд 13
Отношение дачников к Кусаке На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях». Они не взяли ее с собой. Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и непрестижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит». Даже Леля не простилась с собакой, потому что она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание. Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно».В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.
Слайд 14
Характеристика главных героев Кусака в 1 главе- бездомная собака: « Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». У неё не было собственного имени, её никто не любил: «Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Кусака в 3 главе- добрая, весёлая собака, прирученная семьёй. «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака». Кусака в 5 главе- снова бездомная и одинокая собака Леля во 2 и 3 главе- весёлая, жизнерадостная девочка гимназистка: «Желающая жадно и нетерпеливо обнять и сжать в своих объятиях всё видимое» Леля в 4 главе- грустная девочка, желающая забрать с собой в город Кусаку: «Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя».
Слайд 15
Тема рассказа. Какие проблемы решает автор в своём произведении? Тема рассказа: Тема взаимоотношений человека и животного . Тема добра, милосердия и сострадания. Проблема: Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.
Слайд 16
Чему учит произведение? Произведение Кусака учит читателя доброте и милосердию, любви и состраданию. Учит быть в ответе за того, кого мы приручили.
Слайд 17
Синквейн Кусака Бездомная, пугливая Мчалась, зализывала, пряталась Она никому не принадлежала Дворняга Леля Весёлая, жизнерадостная Ласкала, играла, веселилась Желала жадно обнять и сжать всё видимое в свои объятиях Оптимистка
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Самый главный и трудный вопрос
Неньютоновская жидкость
Денис-изобретатель (отрывок)
Привередница