Прежде чем говорить об особенностях морали в Киевской Руси, необходимо сначала определить само это понятие. Мораль — категория философская, обозначающая форму общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по языку летописей | 20.95 КБ |
Прежде чем говорить об особенностях морали в Киевской Руси, необходимо сначала определить само это понятие. Мораль — категория философская, обозначающая форму общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
Так что же такое мораль в своём конкретном выражении? Мораль того или иного общества прежде всего предполагает определённое содержание поведения, то, как принято поступать, — нравы. В отличие от простых обычаев нравы поддерживаются не просто силой заведённого и общепринятого порядка, а получают идейное обоснование в представлениях о том, как должно поступать. Простейшие из них — нормы, в свою очередь, обосновываются как разумные и целесообразные посредством более сложных форм сознания — моральных принципов, идеалов, понятий добра и зла и пр. Все эти представления объединяются в стройную систему воззрений на назначение человека и смысл жизни.
Христианская мораль смогла соединить в себе основы языческого миропонимания, изначально воспринятые русскими людьми, с их стремлением к бесконечному познанию неизведанного, к открытию для себя законов, по которым протекает жизнь всех людей. Оттого, быть может, и христианство на нашей земле носило особый, неповторимый отпечаток.
Вместе с христианством во время крещения на нашу землю пришла и великая книга, которую часто называют Книгой Книг. Это было очень важное событие, потому что на Руси в первые десятилетия после крещения было немало грамотных людей. Распространение духовности не могло идти только через устное слово и через внешний символ. Нужна была книга. И вот она пришла: Библия — великое слово души человеческой. Читая её, глубже проникая в её смысл, мы узнаём историю народов, историю отдельного человеческого сердца, историю тайн нашего бытия. Всё, что изложено в Библии, проникнуто внутренним единством, внутренней неоспоримой логикой, словно писавший ещё раз хотел подчеркнуть, что всё в мире исходит из общего источника, ибо всё подчинено воле Творца.
Библия отражает христианское понимание мировой истории, как единой цепи событий, не имеющей ни начала, ни конца, но исходящей от одной праосновы, действующей по общим законам, установленным раз и навсегда. Человек — лишь одно из бесчисленных творений бога, но если не будет этого творения, мировая цепь событий порвётся, общее единство нарушится. Следовательно, люди, подчиняясь действию мировых законов, должны сознавать свою уникальность и постоянно стремиться к богу, как к исходной силе, породившей человечество. А чтобы заблудившаяся душа нашла верный путь, существуют нравственные заповеди, законы морали, следить за исполнением которых поставлена человеческая совесть. Такова основа христианской морали: изначальное стремление человека соединиться с первопричиной, вернуться к богу.
Специфическая, национальная трактовка этого общего положения так или иначе отражается во всех произведениях древнерусской литературы, но наиболее полно — в летописи.
Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Они содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.
По своему замыслу летопись — сочинение историческое, но летописец — не обычный историк. Научная задача историка состоит в уяснении происхождения и развития человеческих обществ. Летописца гораздо более занимает сам человек, его земная и особенно загробная жизнь. Его мысль обращена не к начальным, а к конечным причинам существующего. Историк-прагматик изучает генезис и механизм людского общежития; летописец ищет в событиях нравственный смысл и практические уроки для жизни; предметы его внимания — историческая теология и житейская мораль. На мировые события он смотрит взглядом мыслителя, для которого механика общежития не составляет загадки: ему ясны силы и пружины, которым подчиняется людская жизнь.
Летописец является моралистом, который видит в жизни человеческой борьбу двух начал — добра и зла, бога и дьявола, — а человека считает творением, которое провидение воспитывает, направляя к высоким целям, ему предначертанным. Летописец более всего рассказывает о политических событиях и международных отношениях, но взгляд его, по существу, церковно-исторический. Его мысль сосредоточена не на природе действующих в истории сил, известной ему из других источников, а на образе их действий по отношению к человеку, и на уроках, которые человек должен извлекать для себя из этого образа действий.
Стремление к обобщению, к подведению нравственной черты под любыми рассуждениями содержится практически во всех произведениях периода Киевского государства. В то время было невозможно писать книги, не становясь при этом философом. Записанное слово уважали, оно обладало колоссальной силой влияния на читающих, потому и древнерусские писатели подходили к своему делу со всей ответственностью. Кого из них ни возьми: летописцы Никон, Нестор, Сильвестр; отцы церкви и просветители Иларион, Феодосий Печерский, Серапион Владимирский, Кирилл Туровский; князь и замечательный политик Владимир Мономах; патриот и поэт автор «Слова о полку Игореве»; многие другие известные нам и неизвестные — все они обладали широким, разносторонним образованием и имели определённое влияние на население Киевской Руси — одни в силу своего общественного положения, другие от своей причастности к книжному делу и возможности выразить общее настроение. Таким образом, борьба за общественную мораль становилась для древнерусских писателей делом личной ответственности. Они знали, что их слово будет передаваться из уст в уста, что оно войдёт в сердца многих людей и оставит там заметный след. Потому авторы замечательных произведений той эпохи старались, чтобы слово это было столь же чисто и нравственно, сколь громко.
«Повесть временных лет»
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет - Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев. Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документом, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
«Слово о Законе и Благодати»
Иларион (даты рождения и смерти неизвестны) – первый митрополит русского происхождения, церковный деятель, духовный писатель, христианский святой. Первоначальное образование получил в училище, созданном в Киеве еще князем Владимиром. Уровень образованности Иллариона говорит о том, что он продолжил образование и в Греции. До избрания митрополитом Иларион был пресвитером церкви в селе Ярослава Мудрого (село Берестово под Киевом). После смерти князя и последовавшего за этим смещения Илариона с должности митрополита о его судьбе ничего достоверно неизвестно.
Свои политико-правовые взгляды Иларион изложил в проповеди, которая затем была записана.
«Слово» условно можно разделить на три части: соотношение Закона и Благодати, характеристика Русского государства и проблемы дальнейшего развития Русского государства.
В первой части анализируется связь между понятиями «закон» и «истина» (благодать). Человек не может руководствоваться в жизни только законом, т.к. закон носит преходящий характер и определяет поступки людей до момента, пока они не постигли истину. Следуя закону, человек рабски исполняет внешние предписания, познание же истины предоставляет человеку свободу в выборе поведения. Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не нуждается в законе.
Во второй части трактата Иларион обращается к вопросам происхождения, сущности русского государства. Сущность государства – божественная воля. Государственная власть суверенна на всей территории и основана на законе. Высшая цель государства – обеспечение интересов всех подданных. Великий князь должен неустанно «творить милостыню»: заботиться о болящих, вдовах и сиротах, а также о церквах и монастырях. Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. Кроме суровых мер, Иларион советует применять моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.
Третья часть «Слова» посвящена задачам, которые стоят перед русским государством. Главная - обеспечение мира. Князь обязан не развязывать войны, которые могут принести страдания русскому народу.
Проблемы, затронутые в «Слове о Законе и Благодати»: соотношение права и нравственности, законности происхождения государственной власти, задачи правителя и его ответственность перед подданными и др. будут еще длительное время сохранять свое значение в русской политико-правовой мысли.
Итак, мы со всей определённостью можем сказать, что книжное слово, как и слово сказанное, принимало большое участие в формировании нравственно-эстетических идеалов древнерусского общества.
Как напиться обезьяне?
Сладость для сердца
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Вода может клеить?