История села аныб с момента возникновения этого населенного пункта до нынешних времен
Вложение | Размер |
---|---|
история села Аныб | 24.31 КБ |
Бур лун! Пыдди пуктана велöдысьяс да велöдчысьяс, конференция вылö чукöртчысьяс да котыртысьяс!
Добрый день участники и гости конференции!
История населённых пунктов тесно связано с развитием нашей страны. Ведь именно история образования и развития сел, деревень, городов связана с деятельностью населения, которое является неотъемлемой частью любого государства. В последние годы в исторической науке значительно возрос интерес к краеведению, в связи с чем появляются всё больше работ, исследующих развитие малых населённых пунктов.
Актуальность своей работы я вижу в том, что это направление в истории имеет широкий простор для изучения неизведанных фактов, изучение истории сёл и деревень позволяет также составить общую характеристику развития страны, показать роль государства в жизни сельской местности, проследить значение сёл и деревень в истории государства.
Тема исследовательской работы – «История села Аныб Усть –Куломского района РК». Исследования культурного наследия какого-либо региона, местных особенностей, традиций всегда вызывает живой интерес у людей, в связи с тем, что эта тема очень насыщенна, разнообразна и близка человеку, т.к при знакомстве с ней он соприкасается с духовным наследием своих предков.
Объект исследования: село Аныб Усть-куломского района
Предмет исследования является история села Аныб, с момента возникновения этого населенного пункта до нынешних времен, хозяйственная и культурная деятельность жителей села.
Цель моей работы изучение причин основания села Аныб, положительной динамики его развития и роста, выявление причин, по которым происходит постепенное умирание села.
При исследовании данной темы мной были поставлены следующие задачи:
1.Найти сведения о возникновении села Аныб .
2. Изучить и проанализировать публикации, рассказывающие о жизни села.
Методы исследования: При изучении истории села Аныб использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, фотографиями и устными воспоминаниями местных жителей села.
Ыб йылö, гажаинö,
Пуксьöма Аныб сикт.
Локтысьлы мелí синма,
Быдöнлы нюжöдö ки.
Донаöй, Аныбöй- сиктöй,
Эн, бара, ловнад усь.
Аслад быдтаскöд йитöд
Кут да олöмсö ну.
Необходимо, сказать несколько слов о зарождении села Аныб. Назвавние села Аныб происходит от коми «ан» (яма, углуление), сравниваемое допермским и общепермским « анге, англэ», в тех же значениях, и коми «ыб» (возвышенное поле), т.е Аныб- это возвышенное поле, расчлененное водной эрозией , или с углублениями, рытвинами.
Аныб- село на левом берегу р. Вычегды Усть- Куломского района. Близ села найдены две стоянки древних людей, относящиеся к эпохе позднего мезолита. Первое описание села относится к 1678 г. В переписной книге указано, что починок Аныб возник через 15 лет после переписи 1646 г. Первые поселенцы обосновались на месте будущего Аныба в 1661 г., они были родом из Зеленца - Матвей Завьялов, Яков и Павел Казариновы, Мартин Пименов. Эти первые переселенцы и основали село в 1663 г. В 1678г. в починке Аныб имелось 3 двора, 8 мужчин. В 1663 году починок входил в состав Висерской волости, с 1785 года в состав Подъельской волости, с 1834 года – в состав Сторожевской волости.
В 1855 г. в селе Аныб усердием прихожан была построена деревянная церковь с двумя приделами: в честь Преображения господня и во имя святителя и чудотворца Николая. В 1890 г. подрядчик крестьянин Н.Г.Кочанов с 8-ю рабочими начал строительство каменного храма, которое было завершено 14 мая 1891 г. 1906 году определен священником Аныбской церкви Доброумов Николай Николаевич. Однако, Тройкой НКВД Коми АССР 23 августа 1937 года был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. В 90-е годы храм служил котельным, сейчас здание пустует.
Во 2-й половине 19 века в Аныбе открыли земскую почтовую станцию, 1889 г. – одноклассную церковно- приходскую школу, в 1904г.- библиотеку.
В 1913 году Аныб стал центром волости, в которую входили также починок Лобанов и деревня Малый Аныб.
В апереле 1917 г. в селе была создана временная земская управа, её руководителем был Илья Нестеров. В апреле этого же года вместо полиции была создана милиция. Первым милиционером был Казаринов Кельсий Иванович.
В 1919 г. в Аныбе установилась Советская власть. 25 октября 1918 года в селе создана партийная ячейка, состоящая из 14 членов и 60 сочувствующих. Осенью в село вошли белые – около 300 человек, ими командовал поручик Прокушев и прапорщик Цыкин. Пребывание белогвардейцев в Аныбе длилось 3 месяца. В декабре 1919 года в Аныбе была схвачена Домна Каликова, разведчица красных. После допросов и пыток ее повезли в Усть- Кулом, затем в Помоздино, где была и расстреляна. Аныб стал знаменит тем, что аныбский бой 4 марта 1920 г. стал днем освобождения Коми края от белогвардейцев и знаменовал окончанием боевых действий на её территории.
Первым на территории аныбского сельского совета был организован колхоз имени « Литвинова» 7 ноября 1929 года, основная отрасль хозяйства – зерновая. Государство старалось укрепить крестьянские хозяйства, чтобы в дальнейшем оно могло стать сильной экономической единицей и продуктивным производителем. Но деревни не богатели. Затем появились колхозы « Вын» и «Красное знамя».12 февраля 1933 года был организован колхоз «Добровольный». Итак, в 30- е годы в Аныб пришла коллективизация, многие крестьянские хозяйства вступили в колхоз и стали заниматься коллективным трудом. Основными видами культур, которыми засевались колхозные поля были рожь, овёс, ячмень, конопля, картофель, капуста.
Аныб постепенно менял свой облик. В 1938 году началось строительство новой двухэтажной школы. За 2 года до войны школа на 280 учащихся была построена, замечательный подарок был сделан детям. Здание школы было самым красивым в селе, на данный момент здание школы пустует.
22 июня 1941 года началась ВОВ. За 4 года на фронт ушло более 200 человек, не вернулось 170 человек. На всех фронтах сражались жители села, но особенно много на Волховском, Ленинградском, Беларусском фронтах. В настоящее время в живых не осталось ни ветеранов войны, ни солдатских вдов. В 1988 году в центре села поставлен обелиск с именами погибших.
В 40-е годы в Аныбе было открыто пчеловодство.
1954 год завершается строительство ТЭС .
1957 году появился колхоз «Правда».1960 год был создан совхоз « Ручевский» и Аныбское отделение вошло в его состав. А в 1966 году Аныбское отделение передано в совхоз «Ручевский» Усть- Куломского района.
В 1958 году построили двухэтажный Дом Культуры, который существует по сегодняшний день.
В 1970 году построен типовой детсад на 50 мест, на данный момент детсад посещают 7 детей. В здании детского сада располагаются Администрация сельского поселения «Аныб» и сельская библиотека.
В середине 80-х годов кризис проник в социально - экономическую жизнь с. Аныб, Аныбское отделение становится убыточным, лишившись государственной поддержки. Сельскохозяйственное производство становится нерентабельным, население убывает. Развалился совхоз «Ручевский», где работало большинство жителей села.
Но, к сожалению, в последние десятилетия 20 в., а также в начале 21 в. численность населения Аныба сокращалась. В настоящее время в нем проживает 262 человека.
В 2003 году была реорганизована Аныбская основная образовательная школа, осталась начальная школа, которая в 2009 году была закрыта. Учащиеся с 1 по 11 класс учатся в Ручевской СОШ.
В ноябре 2015 года в Доме Культуры состоялся сельский сход, где бурно обсуждался вопрос о соединении 3-х сельских поселений: Аныбской, Ручевской, Деревянской. Жители села Аныб выступили против такого решения.
Всё-таки пока Аныб живёт. В селе по-прежнему работают Дом Культуры, библиотека, детский сад, почта (открывается 1раз в неделю), 2 частных магазина. В настоящее время в селе живут в основном пенсионеры и безработные. Историю села делали и делают люди. Мы гордимся, что выходцами нашего села являются Нестеров Иван Васильевич, военный дирижёр, заслуженный работник культуры РК, в данный момент руководит народным хором «Пöлöзнича» в с. Аныб, Яковлева Светлана Ильинична, преподаватель истории СГУ, окончила МГУ, Моторин Игорь Александрович, военный историк, преподаватель Санкт-Петербургской Михайловской военно-артиллерийской Академии, Лобанова Людмила Сергеевна, сотрудница Института языка, литературы и истории КНЦ Уро РАН.
На основании результатов исследования выявлено, что развитие села проходило в русле эволюции всей страны. Этот краткий отрезок времени в истории Аныба богат событиями, и причины их происхождения надо искать в истории всей страны в целом. Село жило по тем же законам, что и десятки деревень Коми края. И на ее истории отразились все перемены, происшедшие в стране.
Особенность села является то, что это населенный пункт, в котором преобладает одно национальный состав жителей. В основном здесь живут коми, со своей традиционной культурой. Их внутренний мир не сильно изменился под влиянием нововведений, а сливался с новой культурой. Патриархальный размеренный образ жизни большинства населения преобладает над активной деятельностью меньшинства.
Еще одна особенность в истории села состоит в том, что отдаленность от экономического центра, слабая инфраструктура, отсутствие других предприятий, кроме сельскохозяйственного, привело село к числу бесперспективных сел, и это очень печально. На сегодняшний день село не имеет надежды на будущее. Село превратилось в маленькую деревушку, через несколько десятилетий исчезнет совсем.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Где бы ни жили сегодня мы с вами, какой бы профессией кто ни владел, не забывайте: своими корнями мы держимся все в деревенской семье.
Мы любим наше село и желаем ему процветания!
Сила слова
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Простые летающие модели из бумаги
Бородино. М.Ю. Лермонтов
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?