В данной работе автор повествует о достопримечательностях Ставропольского края, в частности о Лермонтовских местах Пятигорска. В работе представлены фотографии домика Лермонтова, рассказывается о посещении Лермонтовым Пятигорска.
Вложение | Размер |
---|---|
ishchenko_i.docx | 722.83 КБ |
Я живу на Ставрополье,
Где степей больших раздолье,
Где громада гор зелёных
Смотрят в небо удивлённо.
Где целебная водица-
Можно всем нам вот напиться,
Я люблю свой край родной
Потому что он друг мой!
Неизведанная Россия с территорией более 17 млн кв. км. — вот уж действительно, понадобится несколько жизней, чтобы увидеть все ее красоты воочию. Зачастую нам хочется верить, что мы знаем о своей родине все.
Я хочу вас пригласить в путешествие по Ставропольскому краю и рассказать о его достопримечательностях, чтобы вы могли проникнуться прекрасной атмосферой моего края.Его называют «жемчужиной Юга», «уникальной здравницей», «национальным достоянием». Бескрайние, пропахшие горьковатым запахом чабреца и полыни степи; величественные горы, седые вершины которых никогда не покидают снега; лесные дебри; бирюзовые озера и живописные водопады; руины и памятники далекого прошлого. Все это — Ставрополье, край удивительных контрастов. Край, где я родилась и живу.
Среди высоких гор и густых лесов раскинулся город Пятигорск. Он славится многими культурными достопримечательностями. Впервые побывав в Пятигорске, я начала своё знакомство с местами связанные с историей М.Ю. Лермонтова. Есть особенные дома, несущие в себе духовную ценность для всего культурного мира, – это дома- памятники или литературные музеи. Мне бы хотелось, обратить внимание на музей-заповедник «Домик Лермонтова» и рассказать о нем больше. М. Ю. Лермонтов приезжал в Пятигорск несколько раз - в детские годы и во время ссылки на Кавказ. «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный…».
Так описал свое временное жилище Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Когда я читала это произведение, готовясь к урокам литературы, даже представить не могла, что когда-нибудь мне выпадет шанс посетить это знаменитое место.
Так как же этот маленький домик стал большим достоянием культуры России? В теплый майский полдень 1841 года Михаил Юрьевич Лермонтов вошел во двор одного из домов на крайней улице Пятигорска, у самого подножия Машука. Улица так и называлась— Нагорная. Пришел он сюда со своим родственником А. А. Столыпиным, чтобы осмотреть надворный флигель, сдававшийся под квартиру майором в отставке В. И. Чиляевым, с которым познакомились они утром у военного коменданта. Судьба домика оказалась такой же трудной, как и жизнь самого поэта. Власти не были заинтересованы в сохранении памяти о М. Ю. Лермонтове. Многие десятилетия домик переходил от одного частного владельца к другому. Среди них попадались не только плохие ценители этой исторической реликвии, но и просто никудышные хозяева. Ничем не обозначенный дом ветшал, и порою над ним нависала серьезная опасность разрушения.
Только в 1912 году после долгих и настойчивых требований передовой общественности домик был выкуплен Пятигорской городской думой у частного владельца и передан в ведение Кавказского Горного общества, которое тогда же обосновало в нем музей «Домик Лермонтова». Страстные энтузиасты — почитатели поэта без всякой поддержки со стороны властей начали по крупицам собирать все, что связано с его именем. . Сюда же было привезено тело поэта после роковой дуэли 15 июля 1841 г. В 1884 г. по инициативе русского драматурга А. Н. Островского здесь была установлена мраморная доска: "Дом, в котором жил поэт М. Ю. Лермонтов". С 1912 г. этот домик стал музеем. В 1973 г. на базе музея "Домик Лермонтова" создан Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. Широкие возможности для развития музея открылись только после Октябрьской революции. Домик Лермонтова был взят государством на сохранность как памятник культуры. В советский период началось подлинно научное изучение жизни и творчества Лермонтова.
А теперь давайте окунемся в обстановку дома. В домике всего четыре комнатушки. Сердце наполняется трепетом, когда переступаешь порог жилища великого поэта. Меня поразила простота интерьера: деревянные полы, низкие потолки.
В дальней, с окном в сад, жил сам поэт. А в другой части дома – его дядя. У окна в гостиной – столик, накрытый скатёркой. На окне – простенькие занавески. Думаю, приоткрыв створки окна, поэт ощущал, как его комната наполнялась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Не случайно в «Дневнике Печорина» (роман «Герой нашего времени») Лермонтов писал именно об этом: «Вид с трех сторон у меня чудесный…»
У стены напротив – маленький диван с круглым столиком возле него, который поэт любил выносить в тёплые дни на террасу и работал за ним. Тот самый, за которым, по преданию, поэт писал пером последние строки… Заточенные перья, несколько листов бумаги с обрывками стихотворений Лермонтова на круглом столе.
На стене, по традициям того времени, - ковер с дорогим оружием.
Как странно звучат эти строки. Молодой офицер, любящий жизнь, мечущийся в поисках счастья, не нашедший его. И скромный приют, маленький домик под камышовой крышей. Как жил поэт в эти последние месяцы? Что чувствовал? О чем мечтал?
Образ жизни Лермонтова в домике хорошо описал П.К. Мартьянов. «Дом его был открыт для друзей и знакомых, – пишет биограф поэта, – и, если кто к нему обращался с просьбой о помощи или одолжении, никогда и никому не отказывал, стараясь сделать все, что только мог. Вставал он неодинаково, иногда рано, иногда спал часов до девяти и даже более. Но это случалось редко. В первом случае, тотчас, как встанет, уходил пить воды или брать ванны, и после пил чай, во втором же – прямо с постели садился за чай, а потом уходил из дому. Около двух часов возвращался домой обедать, и почти всегда в обществе друзей-приятелей… После обеда пили кофе, курили и балагурили на балкончике, а некоторые спускались в сад полежать на траве, в тени акаций и сирени. Около шести часов подавался чай, и затем все уходили. Вечер по обыкновению посвящался прогулкам, танцам, любезничанью с дамами или игре в карты… Лермонтов тоже играл, но редко, с соблюдением известного расчета и выше определенной для проигрыша нормы не зарывался… Иногда по утрам Лермонтов уезжал на своем лихом Черкесе за город, уезжал рано и большей частью вдруг, не предуведомив заблаговременно никого: встанет, велит оседлать лошадь и умчится один. Он любил бешеную скачку и предавался ей на воле с какой-то необузданностью. Ничто не доставляло ему большего удовольствия, как головоломная джигитовка по необозримой степи, где он, забывая весь мир, носился, как ветер…»
Из гостиной попадаю в комнату поэта. Комната Лермонтова, маленькая, тоже очень скромно обставленная, - совершенно особое место в доме. Она служила и кабинетом, и спальней. Под окном стоит большой письменный стол, у глухой стены – кровать и трехугольный столик. Лермонтов чаще всего работал именно здесь. Старался не закрывать окно. Под окном росла старая черешня, и он, работая, машинально срывал спелые ягоды и лакомился ими.
В комнате, где жил и творил поэт, представлены только те вещи, что действительно ему принадлежали: массивный рабочий стол и широкое кресло, обитое кожей, – из его питерской квартиры. За этим столом Лермонтов писал свой знаменитый роман о Печорине и многие другие произведения. На столе – сочинения В.Шекспира на английском языке, которые прислала поэту его бабушка. Это свидетельство того, что Лермонтов в совершенстве знал английский язык и читал книги в подлиннике.
Спал на этой кровати, которая и сейчас стоит в кабинете. Здесь же лежал, когда 27 июля после дуэли его привезли с места поединка, лежал в исторической красной канаусовой рубашке. Кровать эта освящена кровью поэта, а также и обеденный стол, на котором он лежал до положения в гроб.
На стенах – две акварели. Но поскольку автор на них не подписался, считается, что они только приписываются Лермонтову.
Многие недоумевают: такой великий человек, а жил в крошечном неказистом домике? Дело в том, что творчество не терпит суеты. Именно этот дом приносил частицу тепла в его душу, согревая своей простотой и уютом.
После экскурсии в Пятигорск, я совсем по- другому стала воспринимать роман «Герой нашего времени».Это произведение я стала воспринимать не только как великое творчество, но ещё и путеводитель по Лермонтовским местам, написанный самим писателем. Вот съездите туда, а после вернитесь домой, распахните книгу и погрузитесь в этом мир Лермонтовских героев, созданный в небольшом домике Пятигорска по улице Лермонтовской 18. В 2016 году исполнилось 104 года со дня основания музея. За эти годы его посетили миллионы и миллионы туристов
Любовь к родине естественна, как дыхание. Земля, где родился, некрасивой не бывает. Она прекрасна уже тем, что живет в моей душе, а степь это или горы, леса или пустыня – значения не имеет. Мой край самый прекрасный, уезжая на время, мне хочется быстрей вернуться домой.
Люблю тебя, родное Ставрополье.
Простор степей, бескрайние поля,
Журчанье рек и ветерка дыханье, Стрелой манящие нас в небо тополя.
И хотелось подвести к заключению такими словами «Если есть на свете рай, то это Ставропольский край».
Мальчик и колокольчики ландышей
10 осенних мастер-классов для детей
Как напиться обезьяне?
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Рисуют дети водопад