Представлена исследовательская работы ученица начальной школы.
Цель работы: исследование взаимоотношений между родителями и детьми.
Объект исследования: произведение Н.Геймана "Коралина".
Предмет исследования: взаимоотношение между родителями и детьми в произведении Н.Геймана "Коралина" и в повседневной жизни.
Задачи:
1. изучить литературоведческие источники по теме;
2. проанализировать взаимоотношения Коралины и ее родителей в произведении Н.Геймана;
3. проследить взаимоотношение между родителями и детьми в реальной жизни;
4. провести анкетирование для сбора и анализа данных по выдвинутой цели работы;
5. сопоставить образы книжных героев и реальных школьников с их родителями;
6. разработать свои предложения по улучшению взаимоотношений учащихся и их родителей.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_issledovatelskih_rabot_grani_nauki_ilhomova_malika.docx | 38.95 КБ |
Конкурс проектно-исследовательских работ
«Грани науки»
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ:
ВЗГЛЯД ПИСАТЕЛЯ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ
( на основе повести Н. Геймана "Коралина")
Исследовательская работа
Автор: Илхомова Малика Бахтияровна,
МАОУ ООШ №19 г. Кандалакша,
4"В" класс
Научный руководитель: Магдеева Римма Олеговна,
учитель начальных классов
МАОУ ООШ №19 г. Кандалакша
г. Кандалакша
2017
Содержание
Введение.......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Повесть Нила Геймана как способ привлечения внимания к проблеме взаимоотношений между родителями и детьми.......................................................4
ГЛАВА 2. Особенность взаимоотношений родителей и детей..............................5
§2.1. Модель взаимоотношений внутри семьи Коралины в произведении Н. Геймана.........................................................................................................................5
§2.2. Анкетирование одноклассников и родителей..................................................6
§2.3. Сравнение модели взаимоотношений книжных героев с реальными родителями и их детьми..............................................................................................7
ГЛАВА 3. Поиск путей улучшения взаимоотношений между родителями и детьми...........................................................................................................................7
Заключение..................................................................................................................8
Список использованной литературы........................................................................9
Приложения
Введение
"Сказки - больше, чем правда, не потому, что в них рассказывается о существовании драконов, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить"[1, с.4]. И действительно, каждый из нас живет со своими драконами, олицетворяющие различные недостатки, страхи. И где, если не в вымышленной реальности проследить победу над тем, что тебя пугает. Нил Гейман - удивительный писатель, переносящий читателей в совершенно другой мир. Реальность, где все иначе и предстает так, как хотелось бы видеть ребенку. Реальность, где он нужен, важен. Где семья - единое целое и каждый из ее членов интересуется жизнью другого.
В наше время особенно актуально уделять время своей семье, чувствовать себя нужными показывать другим членам семьи - вы нужны мне, мы нужны друг другу.
К сожалению, не всегда то, что дорого и близко оценивается по достоинству. Зачастую то, что нас окружает - обманчиво, а то, что наблюдаем каждый день, оказывается вовсе не тем, чем казалось на первый взгляд, будь то какие-то вещи или чье-то отношение. Все может перевернуться в один миг. Главное оказаться готовым принять перемены... или постараться вернуть все на круги своя. Может ли произведение Н. Геймана "Коралина" быть актуальным в наше время, когда отношения между родителями и детьми, их взгляды на жизнь, словно два разных мира? Нас заинтересовал этот вопрос, и мы решили провести исследование, основываясь на произведение Н.Геймана:" Родители и дети: взгляд писателя и современные реалии", и разобраться в поставленных мною вопросах.
Объект исследования: произведение Н.Геймана "Коралина".
Предмет исследования: взаимоотношение между родителями и детьми в произведении Н.Геймана "Коралина" и в повседневной жизни.
Цель: исследование взаимоотношений между родителями и детьми.
Гипотеза: хорошие взаимоотношения возможны в тех семьях, когда родители и дети интересуются жизнью друг друга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить литературоведческие источники по теме;
2. проанализировать взаимоотношения Коралины и ее родителей в произведении Н.Геймана;
3. проследить взаимоотношение между родителями и детьми в реальной жизни;
4. провести анкетирование для сбора и анализа данных по выдвинутой цели работы;
5. сопоставить образы книжных героев и реальных школьников с их родителями;
6. разработать свои предложения по улучшению взаимоотношений учащихся и их родителей.
Считаем выбранную тему актуальной, поскольку своим исследованием можем привлечь внимание к проблеме взаимоотношений между учащимися и родителями.
Объект исследования: учащиеся и родители 4 класса МАОУ ООШ №19 г. Кандалакша
Методы исследования:
Прежде мы изучили биографию Н.Геймана. После этого познакомились с произведением Н.Геймана "Коралина", отзывами и различными мнениями о его творчестве и о выбранном нами произведении.
2. Анкетирование;
На данном этапе провели опросы учащихся 4 "В" класса и их родителей
После проведения анкетирования, обработали полученные данные, оформили их в диаграммы.
ГЛАВА 1. Повесть Нила Геймана как способ привлечения внимания к проблеме взаимоотношений между родителями и детьми
Коралина, а не Каролина, прошу Вас не путать, она это не любит. Повесть "Коралина" вышла в свет в 2002 году и сразу оказалась под пристальным вниманием критиков, которые твердили в один голос: " "Коралина" Н.Геймана, есть ничто иное как "Алиса в стране чудес", написанная С.Кингом". Пожалуй, соглашаться с критиками или нет, дело личное, но на наш взгляд это два разных произведения, схожих между собой лишь двумя реальностям, в которых оказываются герои. Произведение Н.Геймана настолько заинтересовала общественность, что спустя короткий промежуток времени, повесть заслужила ряд престижных премий, таких как: Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики в 2003г., в 2004 году удостоена премии Локус, а в 2005 году призвана одной из лучших книг года по версии SF сайта. Книга была экранизирована в 2009 году режиссером Генри Селиком и заняла 3 место в рейтенге самых кассовых мультипликационных фильмов.
Много ли нужно ребенку? Внимание, забота, любовь, понимание. А родителям? Уважение, внимание, любовь, понимание... Много ли нужно для того, чтобы сложились крепкие взаимоотношения между родителями и детьми, чтобы дети не отдалились от своих родителей?
В данном произведении проводятся параллели между двумя мирами: реальностью и другим миром. Главные герои - мама, папа и Коралина. Нил Гейман очень хорошо показывает разделение между Коралиной и ее родителями. Они словно отделились друг от друга. Каждый из них живет в своем мире. Родителей поглотила работа, а Коралину желание быть нужной. Не смотря на это, никто из членов семьи не замечает потребность во внимании. Отчасти эгоизм.
Повесть наводит на мысли: "Много ли нужно для счастья и что самое главное в жизни? Оказывается... совсем немного. Счастье в простом."
Дискуссия о произведении развернулась и на страницах различных интеренет-источников. Наиболее близким для нас оказалось мнение одного из пользователей сайта www.livelib.ru Luffa : "....есть детские сказки, которые хочется перечитывать. А есть сказки Нила Геймана, с которыми хочется жить. Что поняла я? Очень важно ценить то, что имеешь. Важно любить своих родителей, какими бы хорошими или плохими они не были. Родителям (что не маловажно, этому уделяется очень большая часть, как по мне) важно не только заниматься своими делами, но и своими детьми; ведь очень часто, когда ребенок вырастает, кажется, что он может сам себя занять, но внимание - это то, что никто кроме родителей не сможет дать, а ведь каждому ребенку это очень необходимо! Берегите друг друга, заботьтесь друг о друге и всегда будьте рядом, даже если, кажется, что времени совсем нет"[3].
ГЛАВА 2. Особенность взаимоотношений родителей и детей
§2.1. Модель взаимоотношений внутри семьи Коралины в произведении Н. Геймана
После переезда в большой старинный дом, принадлежавший их семье наполовину, девочка перестает чувствовать себя нужной. Родители полностью поглощены работой. Коралина пытается любыми средствами привлечь внимание родителей, но все тщетно. Не добившись их внимания, Коралина отправляется исследовать новый дом. Помимо них в доме проживали: старый дрессировщик крыс, две престарелые актрисы, которые гадают по чаинкам и располагают диковинными штучками. Каждый из них пытается отчасти занять время Коралины, отвлечь ее. Сказать, что с соседями повезло - ничего не сказать. Продолжив свои поиски неизведанного, она обнаруживает закрытую дверь. Но всегда ли то, что заперто стоит открывать?
Найдя старый ключ, Коралина решает посмотреть, что таится за этой дверью. Отворив дверь, она оказывается в другом мире, который намного лучше того, в котором живет Коралина. Когда она оказалась в другом доме, ее встретили другие мама и папа. Этот мир отличается прекрасной едой, яркой детской комнатой, желанными игрушками, а что самое главное, здесь ее окружает то, что так не хватало... материнская любовь, теплота и уют. И действительно, на первый взгляд Коралина почувствовала себя впервые за долгое время нужной. "Намного приятнее жить в мире, построенном специально для тебя"[1, с.150].
Сравнивая эти два разных мира и отношение настоящих и других родителей, безусловно, ей импонировал другой мир, где она любима. Вот только любовь может оказаться обманчива. Другая мама, которая старательно окружала Коралину любовью, поставила условие: "Если хочешь остаться с нами, тебе придется пришить пуговицы вместо глаз, и мы никогда не расстанемся"[1, с.60]. По нашему мнению, достаточно необычна аллюзия с пуговицами вместо глаз в другом мире. Пуговицами наделены все жители другого мира, они не слепы, как может показаться сначала, они безвольны. И им никогда уже не стать собой. Коралина другая, ей это чуждо. С этого момента отношение других родителей начинает казаться не таким уж и радушным.
"- Что она хочет от меня? - спросила Коралина кота. - Почему она делает всё, чтобы оставить меня здесь? - Я думаю, ей нужно кого-то любить"[1, с.85].
Вместо показавшейся на первый взгляд материнской любви, приходит собственническая. Нужна ли Коралине прекрасная обстановка, уют и такая любовь без ее настоящих родителей?
"Я не хочу «все, что хочу». Никто так не хочет… Не совсем хочет. Что это будет за радость, если я просто получу, все, что пожелаю? Вот так запросто, без труда. Что с того?" [1,с.151]. С этого момента все мнимое рассеивается и перед Коралиной предстает другая мама в отрицательном свете. Девочка понимает, что часто была не права по отношению к своей семье. И другой мир, который так пленил первое время, оказался совсем ненужным и пугающим. Сможет ли она найти в себе силы и вернуть все на круги своя? Сможет! "Настоящая смелость проявляется только тогда, когда ты напуган и все-таки продолжаешь действовать" [1,с.76]. А победив другую маму, освободив своих настоящих родителей, и вернувшись к себе домой, начинаешь смотреть на все происходящее по-другому, и что самое главное - ценить тех, кто находится рядом.
§2.2. Анкетирование одноклассников и родителей
Для того чтобы мои одноклассники лучше понимали о чем идет речь в произведении, совместно с ними посмотрели мультипликационный фильм Г.Селика "Коралина в стране кошмаров". После этого было проведено анонимное анкетирование (см. Приложение 1).
Проанализировав полученные данные (см. Приложение 2), видно, что большинство учащихся проводит свободное время вместе с родителями. У половины детей, по их мнению, родители знают всех их лучших друзей. Однако больше половины учащихся хотели бы попасть в другой мир. На вопрос "почему?" были даны разные ответы. Приведем некоторые примеры:
1. Я хотел бы оказаться в другом мире, потому что там все дозволено, получаешь то, что хочешь.
2. Хотела бы, так как там другая мама не занята работой и может уделить мне время в любой момент. Только вот потом мне не понравилось, что она стала ведьмой. Оставалась бы другая мама всегда такой милой и заботливой.
3. Не хотела бы. Меня все устраивает. Да, родители часто работают, но они стараются ради меня. Жаль, Коралина этого не понимала раньше.
Схожие вопросы были заданы и родителям (см. Приложение 3). Родители не видели фильм и не читали книгу.
Полученные данные отображены на диаграмме 1.2.(см.Приложение 4) Проанализировав ответы родителей, можно отметить, что большая часть родителей располагает свободным временем и тратит его на своего ребенка. Многие родители могут назвать лучших друзей своих детей. В последнем вопросе мнения разделились на половину: половина родителей хотела бы попасть в другую реальность, другую половину все устраивает. Приведем некоторые примеры ответов:
1. Другая реальность, конечно хорошо, но для чего мне иллюзия чего-то? Меня устраивает все в своей реальности. Мой ребенок - лучший и никакой другой мне не нужен!
2. Иногда хочется сбежать от рутины и оказаться в зазеркалье. Хотя бы ненадолго.
3. Конечно, хочется, но...без моего ребенка зачем мне идеальный мир? Несмотря на то, что он порой бывает не самым лучшим.
§2.3. Сравнение модели взаимоотношений книжных героев с реальными родителями и их детьми
Сравнивая книжных героев и участников нашего анкетирование, можно сказать, что здесь имеется огромная разница. Книжные герои были поглощены работой полностью, оставив свою дочь без родительской заботы и внимания. Несмотря на то, что работа родителей учащихся нашего класса занимает большую часть времени, они выкраивают возможность уделить свое внимание детям, что очень радует. К сожалению, не всегда родители могут рассказать об окружении своих детей. Данный факт прослеживается как в книге, так и в реальной жизни. Получив возможность условно оказаться в другом мире, родителей и учащихся нашего класса поступили бы по-разному. Одни совместно с первоначальным впечатлением Коралины готовы отправиться в другой идеальный мир, остальных все устраивает в реальном мире. И они понимают, что в другом «идеальном» мире всё мнимое и пустое. В любом случае, и у книжных героев, и у героев нашего класса, в конечном счете, имеется правильное представление: все самое важное находится рядом, стоит только присмотреться и понять, насколько это дорого и ценно.
ГЛАВА 3. Поиск путей улучшения взаимоотношений между родителями и детьми
Проведя данное исследование, мы задумались над тем, а что же поможет стать еще более внимательнее друг к другу? Как сблизиться родителям и детям? Наша работа в решении этого вопроса будет направлена на улучшение взаимоотношений учащихся с родителями и выработку внимательного, уважительного отношения друг к другу.
Мы видим несколько путей решения:
1. Семейные традиции
Например, объявить один из дней - семейным днем. Пусть в этот день с самого утра и до его окончания будут только совместные семейные хлопоты. Неважно какие. Будь то уборка квартиры, вылазка в лес, в кинотеатр, приготовление ужина, просмотр фильма, чаепитие... неважно, главное, чтобы это было сделано всей семьей.
2. Организация семейных субботников
Как нам кажется, было бы неплохо организовать семейный субботник, на котором каждая из семей посадила бы свое деревце. Представьте, как было бы чудесно. Появилась целая семейная аллея! И каждый бы знал - это деревце посадила наша семья. Это мероприятие было бы направлено не только на укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, но и на украшение и облагораживание любимого города. Ведь немаловажную роль играет и эстетическая сторона нашего окружения.
Заключение
Проведя исследование по изучению взаимоотношений между родителями и детьми в произведении "Коралина" и в реальной жизни, можем сделать следующие выводы:
1. Н.Гейман удивительный писатель, показавший в своем произведении очень актуальную проблему. Проведя анализ литературы, в ходе которого мы познакомились с биографией Н.Геймана, его творчеством, мнением критиков и непосредственно самим произведением Н.Геймана "Коралина", проследили взаимоотношение между родителями и Коралиной. Отсутствие внимания к самым близким всегда больнее всего воспринимается. Это очень ярко показывает история Коралины.
2.Проведя анкетирование учащихся и их родителей, сделали вывод, что в нашем классе несмотря на то, что у родителей не так много свободного времени, они стараются каждую свободную минутку заполнить своими детьми.
3. Сопоставив книжных героев и реальных, мы наблюдаем различие между семьёй Коралины и семьями нашего класса. Несмотря на то, что половина родителей нашего класса хотели бы оказаться в другом мире, они понимают "близкое и родное, намного лучше идеального. Оно чуждо. Главное не быть равнодушными друг к другу".
Таким образом, проведенное исследование, по нашему мнению, очень актуально. Через практическую значимость, на уровне школы, можно укреплять взаимоотношения между родителями и детьми, например, организовав семейный субботник.
Данная разработка будет полезна классным руководителям для проведения классных часов и родительских собраний, библиотекарям для проведения различных тематических конференций.
В заключении отметим: важно ценить то, что близко и рядом, то, что воспринимается как должное на первый взгляд, а на самом деле имеет большую значимость. Любить…несмотря ни на что, и быть внимательным друг к другу. Это так просто, но так важно... в этот момент. Цените...
Список использованной литературы:
1. Гейман Н., Коралина: пер. с англ. А.Осипова. - Москва: Издательсвто АСТ. - 2016. - 192с.
2. http://e-libra.ru/read/187914-koralina.html
3. https://www.livelib.ru/book/1000319069/reviews-koralina-nil-gejman
4. http://www.labirint.ru/reviews/goods/438848/
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2
6. https://forum.bioware.ru/topic/29809/
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Композитор Алексей Рыбников
Для чего нужна астрономия?
Рисуем "Осенний дождь"
Любили тебя без особых причин...