Какую свободу воспевал А. С. Пушкин? Революционную, анархическую? Был ли он идеологом восстания декабристов? Да, юность поэта прошла под девизом вероотступничества и протеста против самодержавия, но в период Михайловской ссылки Пушкин знакомится с монахами Святогорского монастыря, раскаивается в своих заблуждениях и принимает православный взгляд на определение свободы. Бунтарский мотив свободы утрачивается, появляется понятие "свободы от греха", и новое мировоззрение превращает А. С. Пушкина из революционера в высоконравственного деятеля слова, чьи творения вечно будут чтимы русским народом.
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavnoe_ponimanie_svobody_v_tvorchestve_a._s._pushkina.docx | 46.23 КБ |
II Всероссийский (VIII Республиканский)
Открытый творческий конкурс
«ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Научно-исследовательская работа
«Православное понимание свободы в творчестве А. С. Пушкина»
ФИО выступающего ученика: Михайлов Юрий Игоревич, Ученик 9 класса МБОУ «СОШ №26» НМР РТ г. Нижнекамска
Оглавление
Введение …………………2
Глава 1
1.1………………………… 3
1.2 …………………………7
Глава 2 ……………….... 10
Выводы…………………. 14
Список литературы ……. 15
Приложения…………….. 15
Введение
Научно-практическая ценность темы состоит в правильном осознании понятия свободы: свобода – это не вседозволенность, а прежде всего – свобода от греха (согласно позиции Православной церкви).
В разные времена люди понимали свободу по-разному, например, как вседозволенность, разрешение аморального поведения. В наше время вопрос о свободе особенно актуален, так как заметно расшатываются устои нравственности в обществе, где люди позволяют себе свободно совершать недопустимые вещи: официально разрешены аборты, гомосексуальные браки, эвтаназия… Подобное, неправильное, понимание свободы приводит жизнь отдельного человека и целого государства к краху.
Целью данной работы является обобщение темы свободы в творчестве А. С. Пушкина, выявление эволюции взгляда писателя на тему свободы от атеистического до православного.
Задачи исследования – исследовать и проанализировать лирические и эпические произведения А. С. Пушкина, критическую и библиографическую литературу с целью выявления мотивов свободы в разные периоды творчества писателя, проследить эволюцию темы свободы в его творчестве.
Гипотеза: Пушкин – православный писатель и глубоко чтим и любим нашим народом именно за нравственную составляющую его произведений, основой которой является православная традиция и культура нашего государства.
Актуальность данного исследования заключается в том, что пример мышления великого русского писателя А. С. Пушкина поможет многим поколениям наших читателей, любящим его творчество, встать на позиции правильного (православного) понимания свободы и стать достойными гражданами Родины, способными честно нести свой долг перед родной страной и своими ближними.
Глава 1
Главная ложь о христианстве и о вере — это утверждение, что они ограничивают свободу. Наоборот, они человека освобождают.
Протоиерей Иоанн Мейендорф
«Православие и современный мир»
Человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу — вы погасите дух, и человек стал не человек.
Святитель Феофан Затворник
«Что есть духовная жизнь и как
на нее настроиться»
1.1 Александр Сергеевич Пушкин воспевал Свободу в своем творчестве.
Памятник
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Я задумался, что такое свобода и есть ли она? На мой взгляд, ее нет, потому что мы все обязаны ходить в школу, потом на работу, трудиться в поте лица, слушаться родителей и учителей, поэтому я не вполне понял, какую свободу воспевал Пушкин. Я расспросил одноклассников, что такое свобода. Они в большинстве своем сказали, что это безнаказанное нарушение всех запретов. Меня это не удовлетворило: не мог Пушкин воспевать такую свободу.
Я считаю, что свободу нельзя давать преступникам - их надо изолировать для нашей безопасности, алкоголикам – иначе они погибнут, детям – их надо приучать к труду. Абсолютная свобода вредит человеку. Если человек будет поступать только по воле своего «Хочу», то он обречен на несчастья. Что же получается, запреты защищают человека, значит, свобода ему не нужна ? Значит, Пушкин ошибался, когда писал «Свободы сеятель пустынный, я вышел рано, до звезды…» или «И долго буду тем любезен я народу,… что в мой жестокий век восславил я свободу…» или «Пока свободою горим…».
Заинтересованный мотивом свободы у А. С. Пушкина, в интернете я нашел несколько определений.
СВОБОДА – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
(Краткий словарь философских терминов)
СВОБОДА , -ы, жен.
1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. воли(философская категория, отражающая понятие свободы или предопределённости действий, поступков субъекта).
2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. класса, всего общества или его членов. С. совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). С. слова. С. печати. С. личности (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, свобода совести). С. собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Борцы за свободу народа. Завоевать свободу.
3. Вообще отсутствие каких-н. ограничений, стеснений в чём-н. Дать детям больше свободы.
4. Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе. Выпустить на свободу.
• На свободе на досуге, в свободное от работы, занятий время. Побеседуем как-н. на свободе, не торопясь.
Свобода рук (книжн.) ничем не ограниченная возможность действовать.
(Толковый словарь Ожегова - (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1949-1992.)
СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого:
1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности;
2) С. как возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.
( Философия: Энциклопедический словарь. — М. :Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004).
Свобода – это своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле (В. Даль)
Свобода – это возможность» делать все, что не наносит вреда другому». Определяется законом. (Декларация прав человека и гражданина, 1789, Франция)
Определения из Евангелия
«Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иисус Христос,Ин. 8:34).
«Где Дух Господень, там свобода» (Апостол Павел,2 Кор. 3:17).
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (Апостол Павел,1 Кор. 10:23)
«Истинная свобода в умении всегда, неотступно и безошибочно выбирать настоящее добро». (Архимандрит Виктор (Мамонтов).Таинство жизни)
«Начало внутренней свободы — это когда человек может определенным образом чему-то в себе и вне себя сказать: «Да», а чему-то сказать: «Нет», и стоять на этой позиции сделанного выбора. Когда страсть овладевает человеком, то она уже эти «да» и «нет» говорит за человека». (Архимандрит Виктор (Мамонтов).Таинство жизни)
Следовательно, надо изучить две точки зрения на свободу.
1 – Свобода революционная, пропагандирует вседозволенность, применение любых средств для достижения своих целей: бунты, мятежи, убийства, воровство, насилие и прочий беспредел. Приводит ли к счастью подобная свобода? Давайте представим, может ли человек, имеющий совесть, быть счастливым, когда у него руки в крови? Когда его проклинают люди, униженные и обиженные им? Никогда.
2 – Свобода православная, проповедует мысль, что человек не может быть до конца свободен: он или раб Божий, или раб греха. Если ты раб Божий, то ты с благодарностью выполняешь заповеди Бога и боишься совершить грех, чтобы не отдалить от себя благодать, дарованную Отцом Небесным. Ты никогда не пойдешь ни на воровство, ни на убийство, ни на какой другой грех. Ты сам держишь себя в узде. И тогда ты по-настоящему свободен, свободен от греха, значит, счастлив. Потому что по-настоящему счастливым может быть только человек с чистым сердцем (вспомните господина из Сан-Франциско, был ли он счастлив при его значительном богатстве и вседозволенности?)
1.2 Интересно, какую из этих свобод воспевал Александр Сергеевич?
Надо сказать, что А. С. Пушкин прошел обе стадии видения Свободы: от революционной, до православной.
Рано научившись читать, отрок Пушкин нашел в огромной библиотеке отца массу атеистической французской литературы, с которой жадно стал знакомиться. Запойное чтение этой развращающей сердце литературы питало рано пробужденные страсти, а скептические и атеистические идеи, преподносимые в ироническом и сатирическом освещении, развращали и юный ум.
Формально родители Пушкина не были чужды бытового Православия: они иногда служили молебны, приглашали на дом приходских священников, раз в год говели. Но случалось нередко, что после исповеди и причащения Святых Тайн, вечером того же дня, Сергей Львович (отец) или Василий Львович (дядя) декламировали кощунственные стихи Парни, в которых автор издевался над церковными таинствами и обрядами. В семье Пушкиных, как и во многих других подобных семьях того времени, вообще господствовало ироническое отношение к религии, к Церкви и духовенству. Так как непристойные насмешки по этому поводу часто облекали в остроумные и соблазнительно привлекательные формы, то ребенок Пушкин, имея живой и насмешливый ум и повышенную восприимчивость, быстро и прочно усвоил себе эту манеру, которая мутной струей прошла через его жизнь и творчество в течение многих лет. (И. М. Андреев.А.С.Пушкин (Основные особенности личности и творчества гениального поэта)
В европейской истории эпохи А. С. Пушкина сложилось понимание свободы — прямо восстающей против веры в Бога. Впервые это движение заявило о себе во Франции конца XVIII века, где ряд известных мыслителей стали воспринимать Церковь как опору королевской власти и источник угнетения — угнетения, от которого надо было избавиться ради того, чтобы построить новую жизнь на началах разума, свободы и братства. Большая часть этих мыслителей придерживалась некой размытой и адогматичной религиозности, веры в Бога, которую надлежало «очистить» от церковных «суеверий»; но в том же движении появились и «чистые» атеисты, такие, как барон Поль Гольбах, яростно восстававшие против любой веры, библейской — особенно.
«Заря свободы», воссиявшая над Францией в годы Великой французской революции, сначала вызвала взрыв восторга у мыслящей европейской публики, но потом известия, приходящие из Парижа, начали становиться все более и более мрачными: царство разума и свободы обернулось царством крови и террора. Начиная с «сентябрьской резни», когда толпа расправилась с тысячами людей в Париже и других городах, сочтя их «контрреволюционерами», и продолжая «адскими колоннами» генерала Тюрро, осуществившими то, что потом было названо «франко-французским геноцидом» в Вандее, революция повернулась своей другой стороной.
Как писал в своих «Размышлениях о революции во Франции» британский мыслитель Эдмунд Берк, «Что такое свобода без мудрости и добродетели? Это величайшее из всех возможных зол; это безрассудство, порок и безумие, не поддающиеся обузданию».
С тех пор мир пережил еще ряд кровавых революций, и одна из самых страшных произошла у нас в стране в 20 веке. Провозглашались лозунги свободы, равенства, братства, обещалась свобода от угнетения, люди воодушевлялись мечтами о дивном новом мире, но почему-то все это кончалось резней и установлением такой тирании, что по сравнению с ней низвергнутый революцией режим оказывался образцом свободы. (Сергей Худиев. Что такое свобода?)
А. С. Пушкин в молодости, до периода Михайловской ссылки, усвоил себе европейский взгляд на вседозволенность свободы, он был вхож в кружки декабристов и поддерживал их идеи. Как известно, декабристы были оппозиционно настроены по отношению к царской власти. В оде «Вольность» в 1819 г. Пушкин пишет :
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу!
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
То есть в дни юности Пушкин шел по проложенному пути многих. Кто в 18 лет — не бунтарь!?
Глава 2
Однако во время ссылки в Михайловском в 1823-1825 гг. точка зрения А. С. Пушкина кардинально меняется. Отныне у него исчезает понятие свободы-вседозволенности и приходит православное понимание свободы – свободы от греха - высоконравственное понимание, которое было присуще таким великим русским деятелям, как Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков… Пушкин становится на путь традиций русского народа, хранящего православную веру.
Итак, А. С. Пушкин раскаялся в своем революционном взгляде на свободу. Как это произошло?
8 июля 1824 года поэт высочайшим повелением был уволен со службы, а затем сослан в родовое имение Михайловское под
двойной надзор: полицейский идуховный. Но странное дело – это оказалось благотворным для поэта. Здесь Пушкин вошел в непосредственное взаимодействие с церковью. Настоятелю Святогорского монастыря игумену Ионе и священнику из села Воронич Иллариону Евдокимовичу Раевскому было поручено наблюдать за ним ввиду обвинения в безбожии. Тот и другой оказались для него любящими духовными врачами и легко покорили его чуткую отзывчивую душу. Здесь Пушкин меняет свое мировоззрение. За два года ссылки он пишет более 100 произведений, в том числе стихотворение «Пророк» как апофеоз призывания поэта. Отныне муза Пушкина служит Богу благодаря его сознательному выбору. Так Пушкин освобождается от циничного отношения к вере и от революционного подхода к идее свободы. После Михайловского Пушкин не написал ни одной богохульной строчки, которые раньше в угоду друзьям так и сыпались с его пера. Пушкин чувствует начало своего духовного перелома: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития. Я могу творить».
Когда Пушкин узнал о произошедшем восстании декабристов и казни пятерых своих друзей, он на полях рукописи романа «Евгений Онегин» рисует виселицы и подписывает неоконченной надписью: «И я бы мог, как шут ви…», последнее слово означает, вероятно «висеть». Пушкин теперь против всяких революций и бунтов. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», пишет он в романе «Капитанская дочка». Теперь перо Пушкина дышит смирением (Образ Марии Мироновой), кротостью (царевна в сказке о мертвой царевне и семи богатырях). Теперь его герои не самовлюбленные эгоисты, как Онегин, а жертвуют собой во имя любви к ближнему (образ Петра Гринева)…
Описывая встречу Николая I с Пушкиным в Москве, в Чудовом монастыре, историки и литературоведы всегда старались выпятить, что Пушкин на вопрос Николая I: "Принял бы он участие в восстании декабристов, если бы был в Петербурге?" Пушкин будто бы ответил: "Да, принял бы".
Воспоминания польского графа Струтыньского были изданы в Кракове в 1873 году (под псевдонимом Юлий Сас). В 100-ю годовщину убийства Пушкина в польском журнале "Литературные Ведомости" был опубликован отрывок из воспоминаний, посвященный беседе Имп. Николая I с Пушкиным вЧудовом монастыре 18 сентября 1826 года. Вот часть этого отрывка:
"...Молодость, — сказал Пушкин, — это горячка, безумие, напасть. Ее побуждения обычно бывают благородны, в нравственном смысле даже возвышенны, но чаще всего ведут к великой глупости, а то и к большой вине. Вы, вероятно, знаете, потому что об этом много писано и говорено, что я считался либералом, революционером, конспиратором, — словом, одним из самых упорных врагов монархизма и в особенности самодержавия. Таков я и был в действительности. История Греции и Рима создала в моем сознании величественный образ республиканской формы правления, украшенной ореолом великих мудрецов, философов, законодателей, героев; я был убежден, что эта форма правления — наилучшая. Философия XVIII века, ставившая себе единственной целью свободу человеческой личности и к этой цели стремившаяся всею силою отрицания прежних социальных и политических законов, всею силою издевательства над тем, что одобрялось из века в век и почиталось из поколения в поколение, — эта философия энциклопедистов, принесшая миру так много хорошего, но несравненно больше дурного, немало повредила и мне. Крайние теории абсолютной свободы, не признающей над собою ничего ни на земле, ни на небе; индивидуализм, не считавшийся с устоями, традициями, обычаями, с семьей, народом и государством; отрицание всякой веры в загробную жизнь души, всяких религиозных обрядов и догматов, — все это наполнило мою голову каким-то сияющим и соблазнительным хаосом снов, миражей, идеалов, среди которых мой разум терялся и порождал во мне глупые намерения".
"Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть — насилие, каждый монарх — угнетатель, тиран своей страны, и что не только можно, но и похвально покушаться на него словом и делом. Не удивительно, что под влиянием такого заблуждения я поступил неразумно и писал вызывающе, с юношеской бравадой, навлекающей опасность и кару. Я не помнил себя от радости, когда мне запретили въезд в обе столицы и окружили меня строгим полицейским надзором. Я воображал, что вырос до размеров великого человека и до чертиков напугал правительство. Я воображал, что сравнялся с мужами Плутарха и заслужил посмертного прославления в Пантеоне!"
"Но всему своя пора и свой срок, — сказал Пушкин во время дальнейшего разговора с графом Струтыньским. — Время изменило лихорадочный бред молодости. Все ребяческое слетело прочь. Все порочное исчезло. Сердце заговорило с умом словами небесного откровения, и послушный спасительному призыву ум вдруг опомнился, успокоился, усмирился; и когда я осмотрелся кругом, когда внимательнее, глубже вникнул в видимое, — я понял, что казавшееся доныне правдой было ложью, чтимое — заблуждением, а цели, которые я себе ставил, грозили преступлением, падением, позором! Я понял, что абсолютная свобода, не ограниченная никаким божеским законом, никакими общественными устоями, та свобода, о которой мечтают и краснобайствуют молокососы или сумасшедшие, невозможна, а если бы была возможна, то была бы гибельна как для личности, так и для общества; что без законной власти, блюдущей общую жизнь народа, не было бы ни родины, ни государства, ни его политической мощи, ни исторической славы, ни развития; что в такой стране, как Россия, где разнородность государственных элементов, огромность пространства и темнота народной (да и дворянской!) массы требуют мощного направляющего воздействия, — в такой стране власть должна быть объединяющей, гармонизирующей, воспитывающей и долго еще должна оставаться диктатуриальной или самодержавной, потому что иначе она не будет чтимой и устрашающей, между тем, как у нас до сих пор непременное условие существования всякой власти — чтобы перед ней смирялись, чтобы в ней видели всемогущество, полученное от Бога, чтобы в ней слышали глас самого Бога. Конечно, этот абсолютизм, это самодержавное правление одного человека, стоящего выше закона, потому что он сам устанавливает закон, не может быть неизменной нормой, предопределяющей будущее; самодержавию суждено подвергнуться постепенному изменению и некогда поделиться половиною своей власти с народом. Но это наступит еще не скоро, потому что скоро наступить не может и не должно".
— Почему не должно? — переспросил Пушкина граф.
— Все внезапное вредно, — ответил Пушкин, — Глаз, привыкший к темноте, надо постепенно приучать к свету. Природного раба надо постепенно обучать разумному пользованию свободой. Понимаете? Наш народ еще темен, почти дик; дай ему послабление — он взбесится". (Из воспоминаний графа Струтыньского о беседе А. С. Пушкина с императором Николаем I в Чудовом монастыре Кремля в 1826 г.)
Выводы
Так А. С. Пушкин приходит к православному пониманию свободы, как к способности человека добровольно бежать от греха и приближаться к Богу, и в его творчестве православные мотивы свободы, милосердия, чести, ответственности звучат все ярче.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Список литературы
Приложения
1. Презентация «Православное понимание свободы в творчестве А. С. Пушкина»
2. Документальный фильм «Православный Пушкин»
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Проказы старухи-зимы
Кто грамотней?
Подарок
Как нарисовать лимон акварелью