Роман (повесть) А. С. Пушкина "Капитанская дочка" - одно из последних произведений писателя, которое можно назвать итогом размышлений, венцом сформировавшегося мировоззрения гениального творца слова. В чем же величие и притягательность творчества Пушкина? Ответ прост: он возвышает душу читателя до святости, показывает идеал семейных и социальных отношений, служения долгу. Проводя персонажей через жизненные испытания, он проверяет их верность традициям православной веры.Его герои: Петр Гринев, Мария Миронова, капитан Миронов и другие - проходят через суровые жизненные испытания, позволяющие нам оценить их мужество в неукоснительном выполнении Божиих заповедей. Поэтому они преодолевают жизненные испытания и приходят кто к геройской смерти, а кто - к созданию счастливой семьи и продолжению рода. По мнению А. С. Пушкина, счастлив не тот, кто своевольно поступает согласно минутной выгоде, а тот, кто скрепя сердце или по любви к ближнему отказывается от своих интересов ради выполнения Божиих заповедей. Такой человек даже в самый трудный момент жизни будет помилован и спасен Богом.
Вложение | Размер |
---|---|
motivy_svyatosti_v_romane_a._s._pushkina_kapitanskaya_dochka.docx | 50.33 КБ |
VII Открытый Республиканский творческий конкурс «Пушкинские чтения»
Научно-исследовательская работа
«Мотив святости в романе А. С. Пушкина
«Капитанская дочка»
ФИО выступающего учителя: Сабанаева Гюзель Рашидовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №26» НМР РТ
Тезисы
Мотив святости в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Провела исследование: Сабанаева Г. Р.
Целью данной работы является рассмотрение актуальнейшей проблемы нашего времени – проблемы святости нашего многонационального народа.
Что является критерием святости? Для чего необходима святость? Можно ли назвать наш народ святым? Зависит ли судьба Родины от святости народа? Чем отличается мышление православного россиянина от мировоззрения европейца в наши дни? – на эти вопросы призвана ответить данная исследовательская работа.
Объектом исследования является литературный текст – роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Вступление.
Во вступлении говорится о тех положительных изменениях, которые произошли в мировоззрении нашего народа после крещения Руси князем Владимиром. О формировании после Крещения таких нравственных качеств, как милосердие, забота о ближних, верность долгу, уважение к родителям, жертвенная любовь, способность просить прощение, каяться, признавать власть Божию, способность быть благодарным – иными словами, о святости.
Преображение личности грозного князя заметили все. Он в корне изменил свою личную жизнь, у него изменилось отношение к окружающим, к народу, он стал милостивым, хотя и строгим правителем. Вокруг него стали объединяться люди, и народ, носитель подлинной мудрости, все это подметил и назвал князя Красным Солнышком — из самой глубины народной жизни вышло признание того, что крещение изменило Владимира.
И вот произошел слом всей старой мировоззренческой основы, и христианский идеал входит в жизнь нашего народа. Этот идеал и был назван Святой Русью. Разве не было на Руси грешников? Были и, может быть, не меньше, чем в других странах. Но называли мы себя Святой Русью, потому что самой возвышенной целью бытия, подлинным немеркнущим идеалом, стала святость, и выше этого идеала не было ничего.
Основная часть.
1. Содержит детальное изучение текста романа с целью доказательства святости Руси. На примере событий и образов романа А. С. Пушкина, обрисовывающего историческую ситуацию крестьянской войны 18 века в России, мы проследим, по праву ли Русь называется святой. Для этого надо понять значение ключевого слова Святость. Святость – деятельная любовь к Богу, основанная на человеческом покаянии, это исполнение заповедей Божиих, главными из которых являются две:
- возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всем разумением твоим,
- возлюби ближнего своего, как самого себя.
2. Составление цитатной таблицы, содержащей выводы о том, что поведение большинства персонажей соответствует проявлению мотива святости. Святость народа сгруппирована и показана в различных слоях общества:
а) святость в дворянстве,
б) святость в простом народе,
в) святость в бунтарях и разбойниках,
г) святость образов православных женщин,
д) святость в мотивах фольклорных произведений,
е) образ клеветника, как противный святости.
Заключение. Актуальность проблемы.
Именно святостью, не чем иным, держится мощь и сила нашего государства. Именно за святость и имеет Россия самую большую территорию среди всех стран мира. Зададимся вопросом, все ли понимают и признают это? Сегодня, 1000 лет спустя после князя Владимира, мы вступили в особую эпоху. Многие сознательно отказываются от идеала святости. Другие просто не задаются никакими вопросами, касающимися мировоззренческих основ жизни. Третьи плывут по течению и воспринимают с наивностью и доверием все то, что обрушивает на них мощный информационный поток, вплоть до того, что перестают различать добро и зло, светлое и черное. А отсутствие способности отличать добро от зла — это и есть видимый знак утраты идеала.
Люди стремятся «раскрепостить» себя вплоть до полной вседозволенности и начинают поклоняться чувственным наслаждениям, потребительству, эгоизму. А если на пути достижения этих целей возникают проблемы, то их можно решать, с позиций такого мировоззрения, практически любыми средствами и способами: мародерством, грабежом, насилием, убийством, эвтаназией, однополыми браками ... И мы видим, как мир захлестнули преступность, большие и малые войны, как почти ничего не стоит в наш «просвещенный» век человеческая жизнь…
С кем мы как народ, как страна, как наследники Святой Руси? Мы должны быть готовы бороться за Святую Русь — бороться в первую очередь с грехом внутри себя, и через эту борьбу с грехом приближать тот идеал, который умом и сердцем принял князь Владимир. И если мы не дадим нашей истории, нашей культуре, оставив свой идеал, развернуться вспять, к прежним идолам, то у нас будет надежда на будущее, на построение мирной, справедливой жизни, в центре которой — немеркнущий идеал святости, а значит, человеческой чистоты, разума, благородства, любви и надежды. И да поможет нам Господь молитвами святого равноапостольного князя Владимира сохранить и приумножить его наследие. Аминь.
Мотивы святости в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
(Ф. И. Тютчев)
Целью данной работы является рассмотрение актуальнейшей проблемы нашего времени – проблемы святости нашего многонационального народа, который, исходя из названия страны – Россия, в работе назван русским, так как традиции жизни более чем 143 народностей, населяющих страну, по сути своей одинаковы и защита Родины от внешнего врага – наше общее дело.
Что является критерием святости? Можно ли назвать наш народ святым? Для чего необходима святость? Зависит ли судьба Родины от святости народа? – на эти вопросы призвана ответить данная исследовательская работа.
В 2015 году мы празднуем 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. Он принимает и разумом, и сердцем веру христианскую и становится другим человеком.
И вот произошел слом всей старой мировоззренческой основы, и христианский идеал, не во мгновение, не без труда, но входит в плоть и кровь, в саму жизнь нашего народа. Этот идеал и был назван Святой Русью.
Разве не было на Руси грешников? Были и, может быть, не меньше, чем в других странах. Но называли мы себя Святой Русью, потому что самой возвышенной целью бытия, подлинным немеркнущим идеалом, стала святость, и выше этого идеала не было ничего.
На примере событий и образов романа А. С. Пушкина, обрисовывающего историческую ситуацию крестьянской войны 18 века в России, мы проследим, по праву ли Русь называется святой. Для этого надо понять значение ключевого слова Святость. Святость – деятельная любовь к Богу, основанная на человеческом покаянии, это исполнение заповедей Божиих
Именно они являются эталоном, идеалом чести и милосердия. Лучше, достойнее, чем заповеди Божии ничего нет. Можно сказать, что честь проистекает из Божьих заповедей, они – источник чести. Главные заповеди веры:
-Возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всем разумением своим и
-Возлюби ближнего своего как самого себя.
Выполнение этих заповедей делает нас достойными чести и святости. Роман «Капитанская дочка» - это прекрасная иллюстрация этой мысли.
Смирение, покаяние, милосердие, прощение даже врагов, молитва о человеке, верная, любящая семья, любовь к ближнему, любовь к Родине, верность слову, почитание родителей – все это проистекает из заповедей Божиих
Анализ текста | Цитаты |
1. Дворяне. Во-первых, в начале романа указывается имя отца Петруши Гринева, что свидетельствует об уважительном отношении к данной семье, раз в ней есть отец – глава, старший, авторитетный человек. Если есть имя отца, значит, есть и традиция семьи, значит, есть кого уважать и почитать, и таким образом выполнить заповедь Божию – почитай родителей своих. Указано также имя матери. Заметьте, в романе «ЕО» имя отца Евгения не упоминается, что косвенно указывает нам на пренебрежительное отношение к отцу, значит, в данном романе нарушены российские традиции уважения к старшим, следовательно, путь Евгения к счастью будет затруднен. | Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Служив отлично-благородно, «Батюшка, Матушка» – лексика Петра Гринева свидетельствует о его почитании родителей, даже когда батюшка суров к нему и препятствует жениться на любимой девушке. |
Уважительное отношение в православной семье к супруге Любовь к ближнему в православной семье: помнят не только себя, но и ближних и их невзгоды – сочувствуют людям | Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?» Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна |
Труд и трудности необходимы для воспитания человека в православной традиции | «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». |
Сын послушен отцу и выполняет его волю. «Почитай родителей своих, и бедешь долголетен и счастлив» - заповедь Божия. | «Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего». |
Пьяница и игрок Иван Иванович Зурин тем не менее помнит Бога. | «Зурин пригласил меня отобедать с ним вместе чем Бог послал, по-солдатски». |
Православный человек (Петр Гринев) прислушивается к голосу совести и исправляет свои проступки, искренне просит прошения у того, кого обидел, даже если тот человек слуга, ниже по социальному статусу А Савельич, который очень недоволен поведением молодого барина, хоть и очень расстроен, но не осуждает ближнего, а винит себя в произошедшем. Так может поступить только православный человек | «С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска… Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. Я непременно хотел с ним помириться и не знал с чего начать. Наконец я сказал ему: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся». «— Эх, батюшка Петр Андреич! — отвечал он с глубоким вздохом. — Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!..» |
Надо беречь своих ближних, утешать их, если они расстроены или огорчены | «Чтоб утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою». |
Православный человек, попавший в тяжелую ситуацию, уповает на милость Божию и отдается во власть Бога, и милосердие Божие награждает смиренных сердцем Благодарность к людям, милосердие – важное качество россиянина | «Я уж решился, предав себя Божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава Богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай». — Куда приехали? — спросил я, протирая глаза. — На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся». «Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо, — сказал я хладнокровно, — если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп». |
Русские офицеры четко различают честь и бесчестие | «Старичок своим одиноким глазом поглядывал на меня с любопытством… «А смею спросить, — продолжал он, — зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон?» Я отвечал, что такова была воля начальства. «Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки», — продолжал неутомимый вопрошатель». |
Боевой офицер, настоящий патриот, герой, погибший смертью храбрых, не изменивший долгу даже перед явной угрозой смерти, Иван Кузьмич держится просто, не важничает, ласково разговаривает, уважителен к супруге – это признаки православного человека. | — «А слышь ты, Василиса Егоровна, — отвечал Иван Кузмич, — я был занят службой: солдатушек учил». |
Православный человек защитит честь любимой женщины | «— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом». «Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне еще сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая». |
Честь и долг русского офицера выше страха смерти и любви к жизни | «Что ж вы, детушки, стоите? — закричал Иван Кузмич. — Умирать так умирать: дело служивое!» «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» «Тогда привели к Пугачеву Ивана Игнатьича. «Присягай, — сказал ему Пугачев, — государю Петру Феодоровичу!» — «Ты нам не государь, — отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. — Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника». «Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». |
Православный разумный человек против дуэли, убийства. Ссоры надо улаживать мирным путем. Нельзя поднимать оружие против ближнего, даже если ты рассержен на него. — худой мир лучше доброй ссоры – русская народная пословица | - «Вы изволите говорить, — сказал он мне, — что хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить». — Точно так. — Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь; а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить?» |
Православный человек не забывает благодарить за милосердие | «…обратясь к Пугачеву, сказал ему с веселым видом: «Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и за тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге» «— Спасибо, государь, спасибо, отец родной! — говорил Савельич усаживаясь. — Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду Бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану». |
Петр Гринев в благодарность за благодеяние обещает каждый день молиться о спасении души Пугачева и держит слово как человек чести. Он присутствует на казни Пугачева и именно Гринева ищет глазами мятежник, чтобы успокоиться перед смертью. Гринев не подводит – Пугачев умирает успокоенным, он знает Гриневу можно верить, он не предаст | «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души...» |
Православный человек видит во враге прежде всего человека и способен любить его Православный помнит добро, сделанное ему | «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». «Емеля, Емеля! — думал я с досадою, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать». Что прикажете делать? Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина |
Петр Гринев деликатен | Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону |
Андрей Петрович Гринев страдает от мнимого предательства сына, считая самым страшным бедствием не смерть, а нарушение присяги | «- Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею… Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..» |
2.Слуги и солдаты: Савельич, урядники др. (Примечание: урядник – 1.Унтер-офицер в казачьих войсках армии Российского государства до 1917 г. 2. Нижний чин уездной полиции (в Российском государстве до 1917 г.) Савельич утверждает, что пить алкоголь не в православной традиции, что этот порок принесли к нам французы и от него надо избавляться: «Человек пьющий ни на что не годен...» | «Петр Андреич, — сказал он мне, качая головою, — рано начинаешь гулять. И в кого ты пошел? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволили брать. А кто всему виноват? проклятый мусье. То и дело, бывало, к Антипьевне забежит: «Мадам, же ву при, водкю». Вот тебе и же ву при! Нечего сказать: добру наставил, собачий сын. И нужно было нанимать в дядьки басурмана, как будто у барина не стало и своих людей!» |
Православный не считает грехом поторговаться, он не горд, не строит из себя великодушного, а разумен и не боится показаться смешным и жадным в глазах других людей. Савельич не хочет казаться лучше, чем он есть, он лишен показного благородства и тщеславия. | «Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку! — сказал он, — за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать». |
Савельич хоть и неродной отец, а слуга, но искренне любит своего молодого господина | «Тоска взяла меня; я отошел от окошка и лег спать без ужина, несмотря на увещания Савельича, который повторял с сокрушением: «Господи Владыко! ничего кушать не изволит! Что скажет барыня, коли дитя занеможет?» |
Православный человек готов «положить душу свою за други своя» | «Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» |
Священник и его жена, рискуя жизнью, выдают дочь капитана Машу за свою племянницу, спасая её таким образом от расправы мятежников. Интересен тот факт, что Машу не выдал никто из казаков, хотя все перешли на сторону самозванца – имеют милосердие. | |
Люди привыкли во всем уповать на волю Божию | « - Прощайте, Петр Андреич. Что будет то будет; авось Бог не оставит». |
Русский человек, хоть и грешен, но отзывчив на милосердие, которое претворяет зло в добро. Разбойник-урядник обещает молить Бога за врага-офицера и держит слово, несмотря на боевые действия | — «Очень благодарен, ваше благородие, — отвечал он, поворачивая свою лошадь, — вечно за вас буду Бога молить». При сих словах он поскакал назад, держась одной рукою за пазуху, и через минуту скрылся из виду…» «…я готов был уже ударить его своею турецкою саблею, как вдруг он снял шапку и закричал: — Здравствуйте, Петр Андреич! Как вас бог милует?» |
3.Душегуб и убийца Пугачев Душегуб и убийца тоже умеет благодарить и делает это очень душевно. | «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». |
Пугачев не мстит, дважды он по великодушию отпускает противника. | «Так и быть, — сказал он, ударя меня по плечу. — Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь». |
Даже убийца Пугачев милосерден Пугачев готов на милосердие ответить тем же | «Глаза у Пугачева засверкали. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? — закричал он. — Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет. Говори: кто виноватый?» «— Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — помня твой стакан вина и заячий тулуп». |
Кровожадный компаньон Пугачева Хлопуша не согласен убивать гостя | «— Полно, Наумыч, — сказал он ему. — Тебе бы все душить да резать... я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье, да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором». |
4.Образы православных женщин Защита целомудрия Хоть и плачет матушка, страшась возможной печальной участи любимого сыночка, отправляющегося служить в горячую точку, однако слушается мужа и принимает его решение. Она не спорит с мужем, потому что жена – верная помощница мужа и слушается его во всем Сразу видны скромность и целомудрие православной девушки | «Прачка Палашка… и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность. Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке. У него расправа была коротка». «Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою». «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. Марья Ивановна села в угол и стала шить». |
Чтобы узнать человека, принято спрашивать о родителях, потому что честь семьи старались беречь. Если родители достойные люди, значит, человеку можно доверять | «Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они…» |
Жена делит с мужем все трудности жизни до смерти | «— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». |
Дети почитают родителей, родители благословляют детей, в минуту опасности передавая их в руки Божии | «Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша» |
Традиционно просить прощения между православными | «— Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» — «Прощай, прощай, матушка! — сказал комендант, обняв свою старуху» |
Православная женщина дорожит честью своего мужа | Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. «Злодеи! — закричала она в исступлении. — Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» - Унять старую ведьму, - последовал ответ |
5.Образы Швабрина и ЕО Швабрин подлый клеветник | «Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился». « Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою». «С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне». «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». |
в Господа Бога не верует | «Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует» |
Подлый удар в спину | «Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств» |
6.Вставные конструкции Русский православный человек, даже если попадает из-за собственных ошибок в нелепые трудные ситуации, тем не менее не утрачивает мирного характера, не озлобляется, о чем свидетельствует ласковая манера речи | Сторона ль моя, сторонушка, Народная песня |
Православные люди живут мирно и никого не трогают, довольствуются малым: хлеб и вода здесь символы воздержания (один из принципов православия). Если же враги попытаются напасть, то защита родины – прямая обязанность православного человека, в отличие от американских сект, таких как «Свидетели Иеговы», которые проповедуют абстрактные мир и любовь, но родину защищать не пойдут – это противоречит их законам | Мы в фортеции живем, Солдатская песня. |
Россия выглядит бедно и сами россияне порой недовольны этим. Но, несмотря на бедность и простоту строений и улиц, в каждой плачевной деревушке, даже если это гарнизон, находятся средства на постройку церкви, которую строят на самом лучшем месте всем миром жители-бедняки. | С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой — скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви. |
Народные песни передают такую православную черту, как послушание воле родителей и смирение. Девушка не может сопротивляться воле родителей, даже если ее отдают замуж за нелюбимого «Стерпится слюбится» ,-говорит пословица. | Ах ты, девка, девка красная! Песня народная. Буде лучше меня найдешь, позабудешь. То же. |
Смирение и покорность воле Божией переданы в народной песне | Голова моя, головушка, |
Заключение.
Святая Русь жива своим отношением к Господу. Даже в самых противоречивых персонажах романа можно видеть жажду справедливости, искру Божию. Хочется верить, что каждый из нас, россиян будет не просто ценить счастье быть рожденным в России, где живет народ, любящий Бога, но и постарается идти путем Божьих заповедей, потому что только так можно стать по-настоящему счастливым.
В истории России много грешников, но тем не менее они являются частью Святой Руси, потому что в них есть вера в Господа и в его милость, потому что они волю свою ставят на второе место после воли Божией.
Именно святостью, не чем иным, держится мощь и сила нашего государства. Именно за святость и имеет Россия самую большую территорию среди всех стран мира. Зададимся вопросом, все ли понимают и признают это? Сегодня, 1000 лет спустя после князя Владимира, мы вступили в особую эпоху. Многие сознательно отказываются от идеала святости. Другие просто не задаются никакими вопросами, касающимися мировоззренческих основ жизни. Третьи плывут по течению и воспринимают с наивностью и доверием все то, что обрушивает на них мощный информационный поток, вплоть до того, что перестают различать добро и зло, светлое и черное. А отсутствие способности отличать добро от зла — это и есть видимый знак утраты идеала.
Люди стремятся «раскрепостить» себя вплоть до полной вседозволенности и начинают поклоняться чувственным наслаждениям, потребительству, эгоизму. А если на пути достижения этих целей возникают проблемы, то их можно решать, с позиций такого мировоззрения, практически любыми средствами и способами: мародерством, грабежом, насилием, убийством... И мы видим, как мир захлестнули преступность, большие и малые войны, как почти ничего не стоит в наш «просвещенный» век человеческая жизнь…
С кем мы как народ, как страна, как наследники Святой Руси? Мы должны быть готовы бороться за Святую Русь — бороться в первую очередь с грехом внутри себя, и через эту борьбу с грехом приближать тот идеал, который умом и сердцем принял князь Владимир. И если мы не дадим нашей истории, нашей культуре, оставив свой идеал, развернуться вспять, к прежним идолам, то у нас будет надежда на будущее, на построение мирной, справедливой жизни, в центре которой — немеркнущий идеал святости, а значит, человеческой чистоты, разума, благородства, любви и надежды. И да поможет нам Господь молитвами святого равноапостольного князя Владимира сохранить и приумножить его наследие.
Список литературы.
1.Слово Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово за Божественной литургией в день 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира» от28 июля 2015 года.
2. Интернет-лекции русского филолога, культуролога, теоретика историки русской литературы и культуры, литературоведа, ведущего специалиста в области изучения истории и культуры Древней Руси, истории русской средневековой словесности, поэтики и философии, истории Русской православной церкви… - А.Н. Ужанкова.
Лекция 36. "Капитанская дочка", А.С. Пушкин»
3. Собственные исследования текста романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.
Городецкая роспись
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Усатый нянь
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Нарисуем попугая цветными карандашами