Милосердие - один из основных мотивов творчества А. С. Пушкина. Он проявляется в ряде произведений поэта, в том числе и в его сказках. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам - ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе :"Царь на радости такой отпустил всех трех домой". Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу.
Вложение | Размер |
---|---|
motiv_miloserdiya_v_skazke_o_tsare_saltane_a._s._pushkina.docx | 25.32 КБ |
VII Открытый Республиканский творческий конкурс «Пушкинские чтения»
ЭССЕ
Мотив милосердия в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
ФИО учащихся: Фалин Алексей Дмитриевич и Ерашов Олег Александрович,
5 А класс, МБОУ «СОШ №26» НМР РТ
ФИО учителя: Сабанаева Гюзель Рашидовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №26» НМР РТ
Тезисы к эссе
Мотив милосердия в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
Мотив милосердия в сказке А. С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. (Википедия)
Милосердие -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чъему-н. милосердию. Общество “М.”. Действовать без милосердия (жестоко). * Сестра милосердия — женщина, ухаживающая за больными, ранеными. (Толковый словарь Ожегова)
Милосердие – важная составляющая часть нашей жизни. Милосердием живо все вокруг. Оно делает людей счастливыми.
Сказки А. П. Пушкина хороши тем, что в них живет милосердие. Например, в сказке о царе Салтане:
Царь Салтан с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
-Царь и царица нежно любят друг друга и заботятся друг о друге.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
- Мать нежно лелеет свое дитя и стремится разделить свою радость с мужем.
Когда царь получил подложное письмо о рождении «неведомой зверюшки»,
В гневе начал царь чудесить
И гонца велел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой указ:
«Ждать царева возвращения
Для законного решенья».
–Царь мудр, он не поддается вспышкам гнева, не убивает гонца, он милосерден даже в минуту сильного раздражения.
Царевич спасает лебедь от хищного коршуна - это милосердно, надо защищать слабых, попавших в беду.
Царевна Лебедь в благодарность за свое спасение от злого коршуна обещает царевичу: «Век тебя я не забуду» - и дарит ему княжество в виде прекрасного города на острове Буяне. Это милосердно. Надо уметь благодарить людей за проявленное ими добро.
Царевичу, князю Гвидону, хорошо жилось на острове Буяне, однако
Грусть тоска его съедает,
Одолела молодца,
Видеть б он хотел отца.
- Царевич любит отца, не сердится на необъяснимое изгнание их с матерью из царства, поэтому превращается в комара и летит во дворец к царю Салтану. И что же он там видит?
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
- Царь Салтан пришел с долгой войны живой-здоровый, но он не счастлив без любимой семьи. Он проявляет верность и хранит память о любимой жене, поэтому он не веселится, а грустит.
Царь гостеприимен и умеет хлебосольно встречать гостей: «Он их кормит, и поит, и ответ держать велит…». Точно так же поступает и его сын.
Когда князь Гвидон захотел, чтоб у него служили 33 богатыря, царевна Лебедь попросила об этом своих братьев-богатырей, и они согласились ради нее. Так царевич приобрел надежное войско. Богатыри здесь проявили милосердие к сестре и уважительно отнеслись к её просьбе, одновременно они выразили благодарность князю Гвидону за спасение их сестры:
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских…»
Как красиво здороваются в сказке:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный? –
- Приветствие выражает дружелюбное обращение и интерес к настроению собеседника, что говорит о том, что говорящий искренне заинтересован в собеседнике.
Вот, наконец, правда восторжествовала и злодеи должны быть наказаны. Но что мы видим в развязке сказки?
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
– Снова милосердие! Царь милует покаявшихся злодеек, а не казнит их, хотя они вредили его семье. Так Александр Сергеевич Пушкин выразил традицию милосердия русского народа. В стихотворении «Памятник» он пишет:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
- Эта мысль поэта находит отражение во всем его творчестве и, конечно, в сказках, чему мы сегодня убедились.
Проблема милосердия, поднимаемая А. С. Пушкиным, очень важна не только во время поэта, но и сейчас. Она будет важна вечно. Творчество любого деятеля искусства ценно тем, что оно дарит надежду на лучшее. Когда читаешь сказки Пушкина, ощущение радостной надежды не покидает. Сказки Пушкина более милосердны, чем народные сказки и былины. Потому что в народных сказках и былинах зло уничтожено, а в сказках Пушкина злодеи раскаиваются и прощены. Надо обязательно читать сказки А. С. Пушкина и взрослым, и детям, учиться в них доброте и нравственности.
Мысль о милосердии особенно важна в наше время, когда люди отдаляются друг от друга, проводя время в виртуальном общении интернета. Нам всем надо не только потреблять то, что предлагает жизнь, но и отдавать окружающим людям внимание, заботу, помощь. Тогда мы будем счастливее.
Волшебные звуки ноктюрна
Как я избавился от обидчивости
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Юрий Алексеевич Гагарин
Растрёпанный воробей