Всероссийский конкурс сочинений
Вложение | Размер |
---|---|
shedevr.docx | 19.43 КБ |
Две судьбы – две правды.
Приветствую Вас, любитель художественной литературы и кино! 1917 год… Переломный момент в истории великой страны. К событиям этого кровавого года трудно отнестись однозначно. Сколько людей, столько и мнений. Много произведений было написано и экранизировано о революции и контрреволюции. Писатели и режиссеры старались понять, что двигало народом в переломный момент истории, в чем заключалась та правда жизни, которую они защищали.
Я предлагаю Вам обратиться к творчеству И. Бабеля и М. Шолохова, выяснить, как изобразили эти два писателя в своих произведениях крах старого мира. Как изображены события и герои революции и гражданской войны? Почему творчество одного писателя заинтересовало режиссеров, а другого нет?
Что мне дает право провести сравнительный анализ произведений о гражданской войне именно этих авторов? Что же у них общего?
Оба писателя восторженно встретили революцию.
Оба – участники, свидетели описываемых ими событий. В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией воевал в Конармии Буденного. Шолохов участвовал в гражданской войне и установлении Советской власти на Дону. Таким образом, о событиях, которые изображены И. Бабелем в «Конармии», М. Шолоховым в “Донских рассказах”, оба писателя знали не понаслышке, в этих рассказах они описали все, что происходило у них на глазах. Рассказы этих писателей объединяет не только общая историческая основа, но и герои- казаки.
Но почему рассказы Шолохова были приняты с единодушным одобрением, а отношение к рассказам Бабеля было противоречивым?
Дорогой друг, я думаю, что тебя тоже заинтересовал вопрос: почему же такая разная судьба у писателей и их рассказов?
Я считаю, причина прежде всего в том, что у М.А.Шолохова нет полутонов. «Красный» действительно красен, а белый бел. Молодость не помеха храбрости и стойкости в образе Николки Кошевого, героя рассказа «Родинка»; Шолохов восхищается человечностью Игната Бодягина, героя рассказа «Продкомиссар»; оправдывает поступок Митьки из рассказа «Бахчевник». Образы врагов революции поражают неоправданной жестокостью, ненавистью, бесчеловечностью (отец Игната Бодягина, издевавшийся над своими работниками, оказавший сопротивление Советской власти; отец Митьки и Федора, назначенный комендантом при военно-полевом суде и при поддержке белого казачества расправлявшийся с красноармейцами; забивший до смерти свою жену).
А Вы знаете, что по количеству экранизаций из русских писателей М.Шолохова обогнали разве что Юлиан Семенов и братья Вайнеры. Не менее примечательно, что над фильмами по произведениям Шолохова работали исключительно звездные составы — и режиссеры, и операторы, и, разумеется, — актеры. Были тому причины. Первая ясна и довольно цинична — Шолохов был признан и обласкан властью, работать над таким материалом позволялось только лучшим творческим кадрам. Но есть и другие. Главная — огромный талант, которого у Шолохова, как ни относись к его личности, не отнимешь. Мой самый любимый советский художественный фильм - драма «Донская повесть», поставленный на Ленинградской киностудии «Ленфильм» в 1964 году режиссёром Владимиром Фетиным по мотивам рассказов Михаила Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка».
Вы не смотрите такие старые фильмы? Но вот тут не соглашусь с Вами! Да, безусловно, в них много пафоса, но как интересна игра актеров, декорации. Это один из фильмов, на котором воспитывали подрастающее поколение борцов за светлое будущее.
И как не похожа творческая судьба другого современника М.Шолохова.
И.Бабель неоднозначно изображает казаков, служивших в армии Буденного, ненавидевших местных жителей только за то, что у них был другой быт, язык, культура, презиравших их за принадлежность к другой национальности, за то, что они евреи, поляки или украинцы, за то, что они хотят сохранить прежний уклад жизни. Его герои, вопреки сложившейся традиции изображать красноармейцев только с положительной стороны, очень противоречивы. Писатель показывает наряду с героизмом грубость и даже жестокость солдат конармии Буденного по отношению к мирному населению. Насилие стало для них обычным делом. Читатель видит много, очень много крови ни в чем не повинных людей. Для бабелевских красноармейцев не остается никаких запретов, они уже ничего не боятся, их ничто не сдерживает (рассказ «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча»). Автор не идеализирует своих героев, как это было принято в советской литературе. Чья вина в страданиях тысяч людей? Автор не даёт ответа. Человеческая жизнь в революции обесценена – вот к какому выводу подводит нас автор. Бабель заставляет нас задуматься о стихийной жестокости народа в гражданской войне, о том, что тяга к дому, к нормальной мирной жизни, сохраняющаяся в обожженной войной душе буденовских казаков, может прорасти ростками гуманизма, и тогда они заботливо оберегают от опасности женщину с ребенком. Но может прорасти и необузданной жестокостью, когда, раскрыв обман, конармейцы легко расправляются с беззащитной женщиной, невольно посмеявшейся над их сокровенными чувствам.
Я думаю, Вы согласитесь со мной, что очевидно, почему удалась жизнь Шолохова и так трагически оборвалась жизнь Бабеля. Писатели жили во время жестокой классовой борьбы, когда не допускалось различий в трактовке образов красноармейцев и значения гражданской войны, когда господствовал принцип социалистического реализма в литературе. Точка зрения Шолохова на происходящее в то время в стране совпала с общепринятой, а честный взгляд Бабеля обрек его на смерть и забвение.
Я убедил Вас в том, что каждый писатель индивидуален, каждый видит жизнь по-своему. Возможно, кто-то сделает упрек Шолохову за некоторый схематизм его героев, а Исаака Бабеля упрекнет в излишнем натурализме. Но для нас, читателей, их произведения как бы дополняют друг друга. И полные надежды на прекрасное будущее «Донские рассказы», и запутанный, сложный, но одновременно очень правдивый и честный сборник рассказов «Конармия» представляют сложную картину революционного времени.
Остается надеется, что нынешние студенты ВГИКа обратят внимание на творчество И.Бабеля, и мы увидим экранизацию «Конармии».
Девятая загадочная планета Солнечной системы
3 загадки Солнечной системы
Для чего нужна астрономия?
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"