Исследовательская работа, представленная на конкурсе исследовательских работ.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_literature.doc | 122.5 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Слет научных обществ обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования города Нижневартовска в 2016-2017 учебном году |
Секция 12. Филология (литература).
Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и пословицах русского народа».
Автор: | Петракова Екатерина Александровна, 5«А» класс. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25». | |
Руководитель: | Вайс Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25». |
2017г.
Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и
пословицах русского народа».
Петракова Екатерина Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №25», 5 «А» класс
План исследований
Обычно считается, что изучение славянского язычества, представляет интерес только для изучения узкого круга специалистов, интересующихся культурой Древней Руси, историей религии или мифологией. В научной литературе можно встретить концепцию «двоеверия», что в древнерусской литературе тесно переплелись христианские и языческие мотивы. И всё же, сам феномен двоеверия трактуется учеными неоднозначно. Не имея представления о язычестве, невозможно понять древнерусские памятники литературы и искусства, русское народное творчество в различных его проявлениях (вышивка, резьба по дереву, игры, песни и др.).
Проблемный вопрос в том, что действительно ли пословица хранит в себе следы язычества?
Актуальность в том, что в современных условиях российской действительности идет процесс осмысления прошлого и настоящего в жизни общества. Духовное обновление немыслимо без усвоения общечеловеческих ценностей, поэтому весьма актуально изучение духовно-нравственной культуры наших предков.
Цель исследования: проанализировать, как в русских народных пословицах и поговорках интерпретируются языческие представления об устройстве мира, о жизни человека.
Задачи исследования: изучить литературу и Интернет-ресурсы по данной проблеме, рассмотреть систему многобожия на основе языческой мифологии, исследовать на основании изученного, как в пословицах, поговорках, интерпретируются представления об устройстве мира, о жизни человека, осознать влияние языческого мировоззрения на современное мировосприятие
Гипотеза: в русском фольклоре сохранились отголоски языческого мировоззрения славян, несмотря на тысячелетнюю главенствующую роль православной культуры.
Методы исследования. Теоретические – анализ источников, систематизация и обобщение информации. Эмпирические – наблюдение, сравнительный анализ.
Объект: пословицы и поговорки русского народа.
План исследовательской работы:
Октябрь − ноябрь 2016г. – выбор темы исследования, постановка цели, задач. Сбор информации.
Декабрь 2016 г. – январь 2017 г. – сбор пословиц и поговорок, отбор материала и его анализ.
Февраль 2017 г. – оформление исследовательской работы, подготовка презентации.
Библиография:
1. Велесова книга, перевод и комментарии Александра Игоревича Асова. 2. Даль В.И. Избранные пословицы русского народа. 3. Еременко М.В.Славянские боги. 4. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия, и поэзия. 5. Мифы и легенды народов мира. 6. Науменко Г.М.Вся славянская мифология. 7. Пословицы. Русская классическая библиотека. 8. Рыбаков Б.А Язычество Древних Славян. 9.Свято-Русские Веды. Книга Велеса 10. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.
1
Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и
пословицах русского народа».
Содержание | ||
Научная статья | 2 | |
Введение | 2 | |
Основная часть | 2 | |
1. | Теоретическая часть | 2 |
1.1. | Древнерусское язычество. | 2 |
1.2. | Обожествление природы в язычестве. | 3 |
1.3. | Жанровое своеобразие пословиц и поговорок. | 4 |
2. | Практическая часть | 5 |
2.1. | Исследование отображения мировоззрения славян в пословицах и поговорках. | 5 |
Заключение | 8 | |
Список литературы и Интернет-ресурсов | 9 | |
Приложения | I-II |
2
Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и
пословицах русского народа».
Петракова Екатерина Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №25», 5 «А» класс
Научная статья
«Различны эпохи, породившие пословицы.
Необозримо многообразие человеческих
отношений, которые запечатлелись в чеканных
народных изречениях и афоризмах… Их тысячи,
десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают
из века в век, от одного поколения к другому,
и не видна та безграничная даль, куда
устремляет свой полет эта крылатая мудрость…»
М. Шолохов
Введение
Обычно считается, что изучение славянского язычества, представляет интерес только для изучения узкого круга специалистов, интересующихся культурой Древней Руси, историей религии или мифологией. В научной литературе можно встретить концепцию «двоеверия», что в древнерусской литературе тесно переплелись христианские и языческие мотивы. И всё же, хотя сам феномен двоеверия трактуется учеными неоднозначно. Не имея представления о язычестве невозможно понять древнерусские памятники литературы и искусства, русское народное творчество в различных его проявлениях (вышивка, резьба по дереву, игры, песни и др.).
Основная часть
1. Теоретическая часть
1.1. Древнерусское язычество.
«Под темными лесами, под ходячими облаками, над частыми звездами, под красным солнышком», - так определяет в своих преданиях русский народ местоположение родной земли. От моря до моря, через леса дремучие, через степи раздольные, через горы высокие идут ее рубежи. И вот на этом неоглядном светло-русском просторе слагались, шли от безбрежного океана стародавних времен к пологим берегам наших дней живучие народные сказания, предания, поверья.
Центральное место в культуре древних славян занимало язычество. Это религия такая же древняя, как и само человечество.
Язычество − совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов, народная религия.
3
Языческая культура, как историческая межа не могла не пустить свои корни в фольклоре как естественной форме мировосприятия народа. В нем представлены основные морально-этические ценности народа, то, что принято называть его «корнями» или «душой». Фольклор является не только «стержнем народной культуры, но и зеркальным отражением жизни общества в ходе его исторической эволюции».
Таким образом, основные жанры устного народного творчества связаны именно с языческим прошлым русского народа. Заговоры, заклинания, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни, сказки – все эти жанры в своей образной системе хранят черты древнего мифологического сознания. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Значит, фольклор - это самый доступный и полный источник для изучения народной духовной культуры.
1.2. Обожествление природы в язычестве.
Земледельческие обряды и почитание предков составляли основное ядро славянского мировоззрения.
В стародавние годы хлеб являлся для русского народа, для всех славян-земледельцев даром Земли и Неба. Эта могущественная чета возлагала на себя заботу о зарождении хлеба насущного для народа-землепашца, из года в год обновляясь и плодонося. Обнимая Землю со всех сторон, Небо орошает ее животворным дождем, пригревает ее лучами солнечными, и отвечает Мать-Сыра-Земля на это всякими плодами земными. Что ни новая весна – то и новое проявление любви всемогущих богов предстало пытливому взору народа-пахаря.
В стародавние времена у славян понятие о небе отождествлялось со Святовитом. К нему обращались с молитвами об урожае. Сохранились на Руси предания и о других олицетворителях земного плодородия – о Даждьбоге милостивом и ласковом, о Перуне, объединявшем в себе милость с грозною силою бога-громовника. Идею весенней плодоносящей силы воплощал светлый бог Ярило. Десятки, сотни сказаний ходили по Руси, подавая о старине живую весть. Отвела старина Домовому избы-дворы крестьянские; сохранила в темном дремучем лесу Лесовика – лесного хозяина; по лугам гуляет Луговой, живет в воображении народа до сих пор в каждой реке Водяной, с подвластным ему русальим народом.
Человек, наделенный в седые времена именем Волх, считался мудрецом и предсказателем. Умеющий чаровать и кудесить, он – герой многих преданий и легенд. По воображению народного суеверия представлялось, что Волх, с его умением предвидеть будущее, - победитель духов тьмы. Ему предписывают многие подвиги. Из хребта огромной щуки он достает гусли. Его игру и пение слушают зачарованные звери и птицы. Добывает огонь из чрева огненной рыбы,
4
проглотившей первую искру, которую высек Перун из своего ногтя. Обманывает стражу загробного мира и ускользает с того света живым.
В мифологических рассказах древней Руси все необычно. В этом сказочном мире все живут своей фантастической жизнью, каждое существо в природе разговаривает – общаются между собой звери и птицы, деревья и цветы.
Нет, это не сказки. Просто для земледельца-язычника все реально: и духи, и животные, и растения – в равной мере. В этом мире все стихии требуют особого отношения к себе, со всеми приходится вступать в какой-то договор, потому что все имеет образ и подобие человека, живет с ним не только в поле, в роще и в пути, но и в бревенчатых стенах избы. Язычник-славянин и мифологический мир взаимодействуют и взаимопрорастают друг в друга и вплетаются в общую канву под названием жизнь.
1.3. Жанровое своеобразие пословиц и поговорок.
«Ума и чувства в русских пословицах – на целые книги», справедливо говорил М. Горький. У русских пословиц – мировое признание. «Хороши делают чемоданы англичане, а у нас хороши народные пословицы, » - заметил философ Розанов.
Они просты и понятны. Не нужен особый талант, чтобы ими пользоваться. Пословицы не поются и не рассказываются, они бытуют, живут вместе с нами – из «уст в уста», как что-то свое, родное и близкое.
Пословицы плоть от плоти народа. В них – опыт многих и многих его поколений, память о пережитых драмах, трагедиях, радостях, поучительных происшествиях, колоритных исторических персонажах. В них отражена вся жизнь русского народа.
Чрезвычайная живучесть пословиц равно обеспечивается как заложенной в них житейской мудростью, глубоким многовековым смыслом, так и отшлифованной столетиями формой: эстетичной, легко запоминаемой, в которой нет ничего лишнего. Убери из пословицы внешнюю красоту, и она исчезнет, не останется в народной памяти. Следовательно, пословицам изначально присуща неразъемная слитность формы и содержания.
Сочный язык пословиц делает даже обыкновенную речь образной и красивой, выразительной и убедительной. Меткое пословичное слово позволяет во всей полноте ощутить значимость и многогранность мысли, побуждает слушателя к собственным размышлениям.
Пословицы не стоит воспринимать буквально, однозначно. В них, несмотря на краткость формы, может столько уместиться смысловых оттенков, что приходится удивляться.
Пословицы могут быть использованы и в качестве источника исторических знаний. Они позволяют нам понять, как и на каких ценностях выстраивалась русская цивилизация,
5
через какие этапы прошла, что из изначально присущего ей сохранила, а что, преодолев, заменила новым.
В русских пословицах и поговорках легко отыщутся следы древних верований, упоминания о существовавших некогда способах правления страной, применявшихся приемах хозяйствования, правилах жизни. В них сохранились старинные названия русских городов, волостей и губерний; денежных единиц, одежды, национальных блюд; предметов домашнего обихода.
Лапоть, соха, грош, скоморох, боярин – откуда узнаем мы смысл всех этих слов? Чаще всего из старинных пословиц, многие из которых живы и сегодня: «Один с сошкой, а семеро с ложкой», «Всякий спляшет, да не скоморох», «И мы не на руки лапти обуваем».
Без изучения пословиц не понять русского характера. Они охватывают все стороны жизни человека. По ним можно судить о нравственных устоях народа, присущих ему природных качествах – житейской мудрости, деловой сноровке, замечательной наблюдательности, удивительной смекалке.
Отражая народный душевный строй, пословицы и поговорки в значительной мере формируют внутренний мир русского человека. Русские пословицы деликатны, в них отсутствуют грубость и оскорбления. Ими не воспользуешься в гневе, ими не унизишь ближнего, не оскорбишь родных, не насмеешься над чем-то важным, святым. Они всегда полни веры в конечную справедливость.
Пословицы как фотоснимки народной памяти, пережитых народом событий. И горестных и радостных. Обращение к ним помогает сохранять жизненное равновесие («Жить широко – хорошо, но и уже не хуже»), преодолевать трудности («Все перемелится, мука будет», «Дождемся поры, что и мы из норы»). [1]
2. Практическая часть
2.1.Исследование отображения мировоззрения славян в пословицах и поговорках.
Примеры пословиц | Пояснение |
Не кланяюсь богачу, свою рожь молочу. | В пословицах и поговорках отображается основное занятие славян – земледелие. Называются орудия труда – плуг, соха. |
Рад другу, да надобно бресть к плугу. | |
Кто землю лелеет, того земля жалеет. |
6
Мать- сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает. | |
Земелька черная, а хлебец белый родит. | |
Доброе семя – добрый и всход. | |
У матушки-сошки золотые рожки. | |
Русского мужика без каши не накормишь. | Каша составляла основное блюдо славянской национальной кухни. Хлеб – признак достатка. |
Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно. | Блины – прообраз Солнца. В слове «ладно» отголоски имени славянской богини Лады. Слово «лад» означает: 1)гармония, соразмерность; 2)поддержание определенного жизненного порядка. Согласно Ладу складывались отношения между близкими и дальними родными в Роду. |
Кто учится смолоду, не знает в старости голоду. | Пословицы о трудолюбии. Было устойчивое понимание, что от труда зависит и насколько добротным и сытным будет дом. |
Не учи безделью, учи рукоделью! | |
В труде воля закаляется, а от безделья дурь наживается. | |
Конь с запинкой, да мужик с заминкой не надорвутся. | Мир животных тесно переплетается с миром человека, они взаимодействуют. Язычник тонко наблюдает природу. |
Выменял кукушку на ястреба. | |
Рыба тухнет с головы. |
7
Хорош и лунный свет, как солнца в небе нет. | |
Молись в тайне, воздастся в яве! | Интересна пословица присутствием в ней сочетания следов христианства и язычества. В язычестве не было как таковой молитвы, а пелись гимны славянским богам. Но слово «явь» несет отголоски языческого мировосприятия; так мир делится на «Явь», «Правь», «Навь». Из Велесовой книги по интерпретации А. Асова: «Ибочто положено Даждьбогом в Прави, нам неведомо. А поскольку битва эта протекает в яви, которая творит жизнь нашу, а если мы отойдем – будет смерть. Явь – это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же – после не, и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь.»[2] |
Была бы голова, будет и булава. | Оружие «булава» мы наблюдаем в былинах. Воинская удаль считалась главным достоинством. Нужно было уметь защищать и свой дом, семью, Родину. |
Котору сторону воюет, в той и горюет. | |
У нас на Руси силу за пазухой носи. |
8
Заключение
Пословицы – прекрасный материал для исследовательских работ обучающихся, философов, историков, обществоведов. Каждый найдет в них для себя источник важной информации. Каждый через пословицы может по-новому взглянуть на изучаемые явления и события русской истории. Этнографы по пословицам, в которых легко угадываются и местный говор, и местный колорит, могут многое узнать о региональных традициях, обычаях российский народов и народностей, их укладе жизни и умонастроении.
С успехом могут быть использованы пословицы в качестве источника исторических познаний. Они позволяют нам понять, как и на каких основаниях, на каких ценностях выстраивалась русская цивилизация, через какие она этапы прошла, что из изначально присущего ей сохранила, а что, преодолев, заменила новым.
В начале исследовательской работы мы выдвинули гипотезу, что в пословицах и поговорках сохранились до наших дней отголоски языческого прошлого нашей Родины.
Центральными задачами было изучение фольклорных произведений русского народа, а также провести анализ ряда пословиц и поговорок, отыскать те пословицы, в которых отражается мировоззрение древних славян.
Проанализировав десятки пословиц, с уверенностью можем сделать следующие выводы:
На основе выводов мы предполагаем, что историческое наследие нашего народа можно изучать и на основе малых жанров фольклора.
9
Список литературы:
Интернет-ресурсы:
[1] Пословицы. Русская классическая библиотека. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2013, 33с.
[2] Свято-Русские Веды. Книга Велеса.- М.:Гранд, 2005, 316-31с.
Рисуем крокусы акварелью
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Сказочные цветы за 15 минут
Девчата
Астрономический календарь. Декабрь, 2018