Гоголевское начало ощущается в произведениях многих писателей 20 века, особенно в творчестве писателей – сатириков М.Зощенко, И.Ильфа и Е. Петрова, но наиболее значительным наследником гоголевских традиций стал М.А.Булгаков. Особенности гоголевской поэтики, стиля, языка, гоголевские мотивы и герои – все это нашло отражение в булгаковском творчестве, и прежде всего нужно назвать фельетон «Похождения Чичикова», созданный по мотивам «Мертвых душ».
Взаимосвязь этих произведений очевидна, но в том и уникальность их, что, написанные с разницей в столетие, они живут вне времени, дополняют друг друга и позволяют увидеть тонкие грани и оттенки звучащего авторского слова. Отсюда вытекают новизна и актуальность данной работы, в которой проводится параллель между двумя великими писателями и их бессмертными творениями.
Таким образом, целью работы является исследование взаимосвязи произведений, выявление общих и отличительных черт образа Чичикова.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_literature.docx | 195.86 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя образовательная школа д. Первомайская муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Научно - исследовательская работа
по литературе
Чичиков Гоголя – Чичиков Булгакова
Выполнила ученица 9 класса
_________
Руководитель учитель
русского языка и литературы
Суботина Любовь Владимировна
д. Первомайская, 2017
Оглавление
Введение 3-4
Глава 1. Булгаков – Гоголь во втором рождении 5
Глава 2. П.И.Чичиков – сюжетообразующий персонаж
произведений Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова 6-9
Глава 3. Средства раскрытия героя 10-12
Глава 4. Результаты социологического опроса 13
Заключение 13-14
Информационные ресурсы 15
Приложение 16-17
Введение
Творчество известного русского писателя 19 века Н.В.Гоголя оказало огромное влияние на развитие русской литературы, а поэма «Мертвые души» вошла в «золотой фонд» русской словесности. Многие из его тем, проблем, идей не утратили своего значения и в наши дни. Художественные открытия Гоголя в этом произведении во многом определили пути развития творчества ведущих русских писателей второй половины XIX века (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Н.А.Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.)
Гоголевское начало ощущается в произведениях многих писателей 20 века, особенно в творчестве писателей – сатириков М.Зощенко, И.Ильфа и Е. Петрова, но наиболее значительным наследником гоголевских традиций стал М.А.Булгаков. Особенности гоголевской поэтики, стиля, языка, гоголевские мотивы и герои – все это нашло отражение в булгаковском творчестве, и прежде всего нужно назвать фельетон «Похождения Чичикова», созданный по мотивам «Мертвых душ».
Взаимосвязь этих произведений очевидна, но в том и уникальность их, что, написанные с разницей в столетие, они живут вне времени, дополняют друг друга и позволяют увидеть тонкие грани и оттенки звучащего авторского слова. Отсюда вытекают новизна и актуальность данной работы, в которой проводится параллель между двумя великими писателями и их бессмертными творениями.
Таким образом, целью моей работы является исследование взаимосвязи произведений, выявление общих и отличительных черт образа Чичикова.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать различные источники по выбранной теме.
2. Провести идейно – тематический анализ произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова, выявить их сходства и различия в изображении образа Чичикова.
3. Охарактеризовать художественные особенности текстов, мастерство писателей.
4. Обобщить результаты опроса среди учащихся школы.
Объектом исследования стали произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» и М.А.Булгакова «Похождения Чичикова».
Предметом исследования является герой произведений - Павел Иванович Чичиков.
Мною были выдвинуты следующие гипотезы:
Методы исследования:
Практическая значимость:
Материалы данной работы будут интересны как старшеклассникам, так и учителям литературы.
Цель и задачи работы определяют ее структуру. Работа состоит из введения, теоретического раздела (глава 1), исследовательского раздела (главы 2-4), заключения.
Во введении обоснован выбор темы, определена актуальность, практическая значимость, методы исследования, объект и предмет изучения; сформулированы цель и задачи, выдвинута гипотеза.
В первом разделе – теоретическом – изложен теоретический материал из биографий Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.
Во втором разделе - исследовательском – проведен сравнительный анализ поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и фельетона М.А.Булгакова «Похождения Чичикова» на уровне сюжета, героя и художественных приемов.
В заключении сосредоточены основные выводы работы.
Глава 1. Булгаков – Гоголь во втором рождении.
Изучив теоретический материал о биографии писателей, мы пришли к следующим выводам:
- Михаила Афанасьевича Булгакова по праву можно назвать учеником и наследником великого предшественника, Николая Васильевича Гоголя. Он с девяти лет зачитывался Гоголем, восхищался его произведениями, преклонялся перед талантом. В воспоминаниях о М. Булгакове читаем: «Разговор за столом чаще всего о литературе. Помню, как я удивился, когда узнал, что писатель номер один для Булгакова – не Достоевский, не Шекспир, а Гоголь: «Гоголь – это Гоголь! Будьте благонадёжны!». В письмах Булгаков называет Гоголя «хорошо знакомым человеком» и «великим учителем».
- В биографических сведениях двух писателей наблюдается перекличка: оба учились в одном киевском университете, с разницей в 50 лет, оба мечтали «вступить на сцену», оба творили свои шедевры в Москве, в ней жгли свои рукописи. Здесь же и похоронены – под стенами Новодевичьего монастыря.
- Гоголевские герои, мотивы стали частью жизни Булгакова, а затем шагнули в его художественный мир и прочно обосновались там.
Обратимся непосредственно к булгаковскому творчеству и попытаемся выявить те элементы поэтики, стиля, языка, которые М.А. Булгаков заимствовал у своего учителя, то есть то, что мы назвали гоголевскими «корнями». Первые же из известных нам произведений Булгакова показывают, что это предпочтение Гоголя не было независимым от собственной его творческой работы - напротив, в ней-то настойчивей всего оно и утверждалось, становилось фактом литературным. Его ранние повести и рассказы открыто ориентированы на Гоголя.
Глава 2. П.И. Чичиков – сюжетообразующий персонаж произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.
Прежде всего необходимо обратить внимание на исторический контекст, в котором создаются произведения Гоголя и Булгакова: «Мертвые души» созданы в эпоху правления Николая I, а «Похождения Чичикова» - годы правления И.В.Сталина. Булгаковский рассказ, опубликованный в 1922 году, явился ответом на странные контрасты, происходившие в Советской России: нэпманство как новое социальное явление.
Название произведения открыто нацеливает на гоголевские традиции и что, пожалуй, самое главное, на «непобедимость» героя. М. Булгаков словно говорит: «Прошли годы, но похождения Чичикова, описанные Гоголем, еще живы». Традиции Н.В.Гоголя усиливаются подзаголовком к произведению, эпиграфом и первыми строками произведения, точно воссоздающими атмосферу гоголевской поэмы. По жанру произведение Булгакова является фельетоном, однако он сам определил в подзаголовке его жанр как «Поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом», а в качестве эпиграфа взят отрывок из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя. Примечательно, что эпиграф не имеет подписи о том, кому он принадлежит, из какого произведения позаимствован. Возможно, что сделано это М.Булгаковым неслучайно, слишком очевидны взаимосвязи «Похождений Чичикова» и «Мертвых душ», настолько очевидны, что не требуют дополнительной авторской отсылки. Кроме того, отсутствие подобных сносок на авторство эпиграфа создает единый контекст произведений, их тесную взаимосвязь и единство: «Похождения Чичикова» воспринимаются как логичное продолжение гоголевской поэмы, продолжение во всем: в сюжетной основе, в характере Чичикова и других действующих лиц, в художественных и языковых особенностях.
Сюжетной основой в произведении М.Булгакова, как и в поэме Н.В. Гоголя, становится авантюрное путешествие героя. Но если у Н.В.Гоголя герой совершает путешествие по России помещичьей, по одной из губерний, конкретно не обозначенной, то у Булгакова герой оказывается уже в советской России и в самом сердце ее – Москве – столице государства. Изменилась эпоха, изменилось место действия (вместо отдаленной губернии – столица), изменился внешний антураж. А изменилось ли что – то внутренне? Именно это исследует М. Булгаков.
Все происходящее писатель трактует в прологе как «диковинный сон», как шутку сатаны, открывшего двери в «царство теней», однако уже с первых строк ощущается реальность происходящего, которая достигается использованием деталей, воссоздающих советский быт. Фельетон «Похождения Чичикова» сатирически раскрывает уже знакомые свойства и качества гоголевских героев в новой обстановке, в среде нэпманства, вновь народившейся «советской буржуазии».
Образ Чичикова в поэме М.Булгакова предельно конкретен и ярко продолжает образ гоголевского Чичикова.
Если в поэме Н.В.Гоголя Чичиков, приехав в город, позволяет себе отдохнуть, «выкушав чашку кофею», то в поэме Булгакова он быстр, резок, не терпит промедленья, заранее зная, как приступить к делу, без излишних церемоний. Булгаковский Чичиков не только за прошедшие годы не потерял хватку, но и, напротив, приобрел еще больше деловитости, размаха, что подчеркивается, например, использованием глаголов и глагольных форм: «летя.. по московским буеракам», «дело наладилось без всякого ордера», «полетел устраиваться на службу» (М.Булгаков «Похождение Чичикова», п.1), ср. с гоголевским описанием: «отправился осмотреть город», «отправился взглянуть на реку», «отправился делать визиты всем городским сановникам», «долго сидел в бричке, придумывая, кому бы еще отдать визит» (Н.В.Гоголь «Мертвые души», гл. 1).
В поэме М.Булгакова нет, в отличие от произведения Н.В.Гоголя, подробного описания того, как действует Чичиков, как добивается расположения всех и вся. Н.В.Гоголь создает яркий характер «приобретателя – психолога», умевшего найти подход к каждому, рисует изменения в характере героя в зависимости от обстоятельств, в которых он оказывается, насыщает образ множеством деталей, что позволяет говорить о большей многоплановости характера главного героя. М.Булгаков в центре характера Чичикова рисует одно качество – «приобретатель» - все остальное словно остается «за кадром» как незначительное. Так, например, в поэме Гоголя подробно описаны визиты Чичикова к городским сановникам, его поведение с каждым из них, Булгаков же только замечает: «Являлся всюду и всех очаровал».
Главное препятствие, которое видится Чичикову в советской России, – возможность быть узнанным, именно поэтому так страшится он поначалу, приступив к заполнению анкеты. Однако, как замечает, Булгаков «ничего не случилось».
Описывая аферу Чичикова, производимую в Москве, М. Булгаков постоянно использует прямые заимствования из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», что создает второй пласт повествования: с одной стороны мы видим, что афера героя разворачивается в современности, перед нами, с другой – понимаем, что эта афера, начатая еще в 19 веке, никогда и не прекращалась, а лишь менялось место, где она осуществлялась, действующие же лица, да и методы, оставались прежними.
Описание аферы Чичикова начинается в 3-ем пункте поэмы «Похождения Чичикова», хотя начата фактически она много раньше, даже не в момент приезда в Москву, а в тот момент, когда главный герой, еще в поэме Н.В.Гоголя, был «Павлушей» и начинал свою «карьеру». Именно поэтому легко угадываются параллели между 3 – 6 пунктом поэмы М.Булгакова и 11-ой главой поэмы Гоголя, в которой описывается биография главного героя. М.Булгаков, рисуя «головокружительную карьеру» Чичикова в Москве, проводит героя по тем же ступеням, которые он уже прошел однажды в поэме Н.В.Гоголя, реализуя завет отца: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Завершающую 2-ой пункт поэмы «Похождения Чичикова» фразу: «Ухмыльнулся Чичиков и стал служить» (М.Булгаков «Похождения Чичикова», п.2) можно соотнести с цитатой из поэмы Н.В.Гоголя, где описывается начало карьеры главного героя: «Решился жарко заняться он службою, всё победить и все преодолеть».
Если у Н.В.Гоголя Чичиков проходит через все «низовые», «незначительные» местечки, смиряясь со своей незначительность, ограничивая себя во всем, то булгаковский герой сразу же начинает карьеру со значительных афер и махинаций: «опытный» Чичиков не попадает в «места ничтожные».
«Карьера» булгаковского Чичикова точь - в – точь повторяет карьеру Чичикова из «Мертвых душ», отличаясь только размахом и быстротой ее построения: то, на что гоголевскому Чичикову потребовались годы и годы, где нужны были осторожность и изворотливость, у его последователя образуется моментально; действует он напором, молниеносно, почти не задумываясь о последствиях.
«Карьеру» героев можно представить в виде сопоставительной таблицы, которая наглядно показывает взаимосвязи двух произведений.
Чичиков Гоголя | Чичиков Булгакова |
«добыл в непродолжительное время хлебное местечко, и воспользовался им отличным образом» | Наладил вопрос с питанием. «Продукты к нему стали возить на грузовике» |
Служба в таможне | Занялся внешней торговлей. «Баранов в двойных тулупах водил через границу» |
«Комиссия для построения какого-то казенного весьма капитального построения» | Снял в аренду некое предприятие «организовал Пампуш на Твербуле» |
Покупка «мертвых душ» | «накормил всю Москву колбасой из дохлого мяса» |
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- герой Булгакова «идет проторенной дорогой», проложенной его предшественником, прямо повторяя его махинации, действует при этом безошибочно и с размахом. Если «карьера» гоголевского Чичикова состояла из взлетов и падений, то у М.Булгакова – головокружительный полет (см. Приложение).
- М.Булгаков, выстраивая «карьеру» своего героя, напрямую заимствует гоголевские эпизоды (например, история с брабантскими кружевами), обыгрывает гоголевский сюжет покупки «мертвых душ» через трест для «выделки железа из деревянных опилок» и кооператив по производству колбасы «из дохлого мяса» (параллель «мертвые» - «дохлое», усиливающая образ духовной мертвенности героев),
- герой М.Булгакова в полной мере реализует мечту гоголевского героя: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, во всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды» (Н.Гоголь «Мертвые души» гл.11) – и даже более – доводит ее до невероятных высот:
«И по Москве вскоре загудел слух, что Чичиков – триллионщик… Уже Чичиков снял за 5 миллиардов квартиру в пять комнат, уже Чичиков обедал и ужинал в «Ампире».
- итог похождения главного героя в обоих произведениях похож: Чичиков разоблачен, причем «помогли» разоблачить героя одни и те же персонажи: Ноздрев и Коробочка. В булгаковской поэме вводится образ автора, раскрывающего истинное лицо героя, голос его, звучащий гневно и обличительно: «Вор! Взрезать его, мерзавца!» можно соотнести со словами, с которых начинается описание биографии Чичикова в 11 главе «Мертвых душ»: «Нет, пора, наконец, припрячь подлеца. Итак, припряжем подлеца!», а эпилог поэмы Булгакова («… вновь пошла передо мной по-будничному щеголять жизнь») с гоголевской «птицей- тройкой», летящей вперед.
Глава 3. Средства раскрытия героя
Поэма М.Булгакова построена таким образом, что каждый из ее пунктов прямо соотносится с определенным эпизодом из поэмы Н.В.Гоголя. Так, первый пункт «Похождений Чичикова» напрямую соотнесен с первой главой «Мертвых душ», описывающей гостиницу губернского города. Особенность поэтики Булгакова в том, что он заимствует в гоголевском описании, портрете, эпизоде какой – то один элемент (слово, фраза, деталь) и доводит их до максимума, гиперболизируя, усиливая многократно. Так, например, из описания гостиницы в «Мертвых душах» М.Булгаков заимствует только «тараканов», «грязь и гадость»:
«…ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов» (Н.В.Гоголь «Мертвые души)
«Все решительно в ней было по- прежнему: из щелей выглядывали тараканы и даже их как будто больше сделалось» (М.А.Булгаков «Похождения Чичикова).
Описание гостиницы в поэме Булгакова сведено к минимуму: всего две строки, смысловым центром которых является заимствование из поэмы Н.В.Гоголя, а также введенное автором: «но были и некоторые измененьица» (характерна форма слова, уничижительно - сниженная). Именно в этом и состоит особенность булгаковского произведения: несколько строк, смысловым центром которых является фраза или слово, напрямую заимствованные у Гоголя, построены так, что за ними открывается полная характеристика описываемого явления. Использование в качестве смыслового центра фразы прямого заимствования из «Мертвых душ» создает своеобразный эффект наложения текстов: читатель за несколькими булгаковскими строками сразу же видит развернутое гоголевское описание. То есть происходит проецирование текста «Мертвых душ» на текст поэмы «Похождения Чичикова», что приводит к созданию единого метатекста. Отметим, что на подобном приеме построена характеристика Чичикова: при описании действий героя берется одна яркая деталь, использованная Н.В. Гоголем, и доводится до максимума.
От Н. В. Гоголя наследует М. А. Булгаков и прием гротескного изображения действительности.
Вся деятельность Чичикова пронизана гротеском и преувеличением: он выбивает пайки на себя, на жену и ребенка, «на Селифана, на Петрушку, на того самого дядю, о котором Бетрищеву рассказывал, на старуху мать, которой на свете не было», продукты ему доставляют на грузовике; ради доставки кружев за границу он перевозит баранов в двойных тулупах, бриллианты он прячет в колеса, уши и «невесть в каких местах», совершает масштабные покупки недвижимости (продает Коробочке Манеж в Москве) и др. Сатирическим приемом является и упоминание самим Чичиковым имени своего создателя: «Чичиков ругательски ругал Гоголя: — Чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною! Испакостил, изгадил репутацию так, что некуда носа показатъ». Гротескным приемом становится и вторжение самого автора-повествователя в происходящие в повести события. Он самолично исправляет «несправедливость», карает виновных, поворачивает сюжет и фабулу повести в нужную ему сторону. Благодаря его «бурной» деятельности продажные чиновники, канцеляристы и бюрократы нэповской России оказываются наказаны. Наказан и «главный» мошенник Чичиков, которому предпринимательские способности, описанные Н. В. Гоголем, в повести М. А. Булгакова позволяют стать «трильонщиком». Использование гротескного приема сновидения делает возможным и абсурдное «взрезание» Чичикова и обнаружение бриллиантов у него в животе. Абсурд, смешение реального и вымышленного планов, частотные реминисценции («Какой же русский не любит быстрой езды?!»,«Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет», «воскрешение» гоголевских персонажей создают гротескную картину повести М. А. Булгакова «Похождения Чичикова».
Глава 4. Результаты социологического опроса
Чтобы узнать, как современное общество отнесется к «деяниям» Чичикова, мы провели опрос среди учащихся 9-11классов (23 человека). Были заданы вопросы:
1. Как вы охарактеризуете П.И.Чичикова?
2. Какие, на ваш взгляд, черты характера Чичикова можно считать основными?
Результаты опроса представлены в Приложении.
Таким образом, такие, как Чичиков, без сомнения, привлекают внимание людей, но оценивают его неоднозначно. Кто-то с уверенностью скажет, что у Чичикова приятная внешность и хорошие манеры, что он умеет подать себя и понравиться любому человеку. А кто-то, что Чичиков - хладнокровный человек, лицемер и хитрец, с детства наученный извлекать выгоду всегда и во всем.
Заключение
Итак, мы рассмотрели образ Павла Ивановича Чичикова в контексте двух произведений: поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и фельетона М.А.Булгакова «Похождения Чичикова». Это позволило нам сделать следующие выводы:
1. Взаимосвязь произведений, тем более написанных с разницей в сто лет, позволяет лучше понять исторические эпохи, постичь тайны мастерства писателей и их творений, другими глазами взглянуть на героев.
2. Загадка Павла Ивановича Чичикова, героя произведений Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова, состоит в его чрезвычайной живучести, основанной на удивительной способности приспосабливаться, тонком владении психологией окружающих, умением войти в доверие, неиссякаемой энергии.
3. Чичиков – вечный образ литературы. Пока есть благодатная почва для таких, как Чичиков, о нем будут спорить критики, размышлять читатели и герои других произведений, как, например, Роман Звягин из рассказа В.М.Шукшина «Забуксовал» (1971г.): «Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке – прохиндей, шулер…».
4. Чичиков – собирательный тип людей современной действительности. Они не менее любезны и обходительны, чем незабвенный Павел Иванович, только одеты по моде XXI века и говорят чуть по-другому, а думают и действуют точно так же, как он. Типичность образа Чичикова подтверждается появлением подобных героев и в современной литературе, а также результатами проведённого социологического исследования. Мы надеемся, что наступит прозрение у современных Чичиковых, и свои богатые, неисчерпаемые возможности они направят в нужное русло и станут незаменимыми в любой сфере деятельности.
Информационные ресурсы
Приложение
Результаты социологического опроса
Без сердца что поймём?
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Солдатская шинель
Как нарисовать лимон акварелью
Простые новогодние шары из бумаги