Влияние социальных сетей на изменение в словарном составе учащихся бесспорно. Как сказывается это влдияние? Как меняется словарный запас учащихся - в лучшую лии в худшую сторону?
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_lashmanova.docx | 127.95 КБ |
«МБОУ КилемарскаяСОШ»
Работу выполнила: Лашманова М.В.,
Ученица 11 б класса
Руководитель: Петухова М.Н.,
Учитель Русского языка и литературы
2015
Содержание:
Введение………………………………………………………….. …………… 3
1.Пояснительная записка. .............................................................................4-5
1.1. Область исследования, объект исследования.
1.2.Актуальность темы.
1.3. Формулировка цели и задач исследования.
1.4. Этапы исследования. Методы исследования.
2.Об экологии слова…………………………………………………………..5-6
3. Сленг.…………………………………………………………………….5-14
3.1 Что такое сленг?.............................................................................................7-8
3.2 Компьютерный сленг и его влияние на речь школьников……………...8-10
3.3 Олбанский язык…………………………………………………………..11-12
3.4 Виды компьютерного сленга……………………………………………12-14
3.5 Причины употребления и функции сленга………………………….....14-16
4. Практические исследования.………………………………………….16-17
5.Вывод.…………………………………………………………………….17-18
6. Список используемой литературы.………………………………………19
7. Приложение.……………………………………………………………...20-22
Введение
Нас с детства учат правильно говорить, писать, чтобы наша речь звучала красиво и грамотно. Русский язык - один из самых богатых и трудных языков в мире, поэтому мы должны гордиться тем, что говорим на нем. Конечно, наш язык со временем изменяется, совершенствуется, появляются новые слова, и молодежь также вносит свой вклад в нашу речь. Часто приходится слышать жаргонизмы, ненормативную лексику, сленг из уст наших школьников. Но самое сильное влияние на нашу речь проявляет Интернет и Социальные сети, которыми так увлечены учащиеся. Сейчас не удивительно увидеть первоклассника со смартфоном или какого-нибудь другого школьника, сидящего в интернете через телефон. Влияние Социальных сетей на речь школьников огромна и не только на речь, но также и на привычку говорить, писать, выражаться.Современная молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить. Я решила провести исследование на изменение речи под влиянием социальных сетей на учащихся в собственной школе. Я провела анкетирование школьников по собственным составленным вопросам и многое узнала изих ответах. На собственном исследование я пришла к выводу, что нужно как-то повлиять на формирование речи у школьников, поскольку социальные сети негативно влияют на неё.
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования – жаргонизмы, молодежный сленг, интернет сленг, как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования –устная речь учащихся моей школы под влиянием социальных сетей.
База исследования –обучающиеся 7-11 классов
МБОУ «Килемарская средняя общеобразовательная школа».
1.2. Актуальность:
- ограниченная лексика распространена среди школьников.
- молодежный сленг и жаргонизмы присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом; - исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой; -невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сленга, а потом, когда того требуют обстоятельства, заговорить красиво, грамотно, свободно. - работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу в социальных сетях, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики. - Использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся.
1.3. Цель исследования:Исследовать, проанализировать и оценить речь учащихся в моей школе, проанализировать их лексикон, в частности долю в их речи общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики под влиянием социальных сетей, определить их словарный запас и пути его пополнения.
Гипотеза: В речи учащихся часто встречаются жаргонизмы и используется молодежный сленг, они уже настолько вошли в их жизнь, что школьники не замечают их в своей речи, также каки влияние на них социальных сетей. На самом деле социальные сети влияют на их речь?
Задачи:
1.4. Этапы исследования:
-Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.
-Проведение анкетирования, обработка результатов.
-Написание проекта.
-Выводы
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение); - сбор лексики;
- анкетирование;
- анализ, сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
2.Об экологии слова.
«Слово – это не просто единица информации. Числом оно неисчислимо: как его ни «компьютеризуй» и не кодируй числом – оно все равно удержит в себе еще какой-то неведомый смысл. Слова – многослойные единицы смысла, кванты разума. Это такие сущности, многослойный смысл которых может «декодировать» и постигать лишь человек, ибо слова неотъемлемы от человека, продолжение его сути и одежда духа. И само слово человеческое тяготеет к личностному началу, стремится само быть подобием личности. И как неповторимо бывает слово, особенно в художественном произведении!», так утверждает Валерий Миловатский, автор книги «С думой о России. Экология слова»
Еще в середине 20 века умы Тейяра де Шардена и Вернадского уловили нечто действенное и особенное в планетарном пространстве, что назвали ноосферой, т.е. сферой разума, и даже планетарным разумом. Слово – «опорная конструкция» духовного мира: его действием создаются не только поэмы, трактаты и речи – а сам человеческий мир и его будущее. Ноосфера Земли складывается из микроноосфер отдельных людей, и у каждого она своя, особенная. Каждый носит вокруг себя невидимую ноосферу, которая в значительной степени создана из слов. И словесный мир человека тем уникальнее, чем богаче и сложнее его личность.
К концу 20 века стало очевидно, что на нашей планете есть еще невиданное пространство слова. В 80-е годы 20 века знаменитый филолог, глава тартуской семиотической школы Ю.М.Лотман сформулировал необычную концепцию семиосферы. Он утверждал, что «Семиосфера определяет языки народов и отдельных людей, без нее не может существовать никакая культура, никакая человеческая информация, ни само человечество. Так начинается экология слова, с глобального семиотического неба, которое распростирается над всем человечеством, и над каждым из нас, и которое не появилось бы, не будь биосферы и ее информационного поля. И как всякий живой организм, семиосфера нуждается в гармонии.
Но самонадеянное человечество не понимает этого, оно торопится безжалостно оборвать пуповину, соединяющую слово с жизнью, торопится рационализировать, технизировать и тем самым умертвить язык. В течение последних веков это происходит во всем мире, все убыстряясь по мере закабаления людей «техническим прогрессом»
Сегодня слова потеряли святость и ценность, они стали рациональными. Так происходит разрушение семиосферы, и его не могут удержать политические и языковые границы. Поверженное слово в любой стране равно крушит мир людей, животных и растений – разрушение природы везде начинается с разрушения слова. А искалеченная природа отомщает разрушавшему слову тем, что стирает его вовсе с лица земли – и бессловесным становится опустошенный мир.
С каждым новым проникновением вглубь экологических проблем открываются, увы, все более мрачные перспективы экологического падения людей.[1]
В результате этого изменяется наша речь, становится более скудной, некрасивой, насыщенной разнообразными жаргонными словами, англицизмами и молодежным сленгом, который очень активно развивается и молодеет в социальных сетях. Ежедневно численное множество сленговых словечек молодежи в социальных сетях увеличивается, становится повседневным, вживается в нашу речь и, что самое страшное, остается в ней и употребляется не только тогда, когда, как нам кажется, необходимо, но и без особой надобности, только потому, что запомнилось и понравилось, и еще потому, что друзья по сети тоже активно используют эти слова в своей речи.
3. Сленг.
3.1. Что такое сленг?
В любой молодежной субкультуре сленг — это один из способов самовыражения. Все проходят через тот возраст, когда лексикон забивается разными «словечками», не имеющими ничего общего с нормальной речью. Со временем большинство сленговых слов уходит в прошлое, но некоторыми из них люди пользуются всю жизнь, даже не задумываясь, кем и когда они были придуманы. Поэтому для начала давайте разберемся, что означает сленг. Порывшись в интернете, я нашла множество определений сленга, например, Википедия даёт такое: Молодёжный сленг — социолект людей в возрасте 12—22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых референтных группах. Википедия также дает следующий набор ссылок по слову «сленг»:
Сленг- особое явление в языке, он формируется в группах людей, объединенных по какому-либо признаку(по возрасту, интересам). Вот как определяет слово «сленг» Большая Советская Энциклопедия:
«В английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение приблизительно в начале XIX века. Этимология этого слова представляется спорной. На изучение сленга повлияла англоязычная культура.
Дж. Б. Гриноу и Дж. Л. Киттридж охарактеризовали сленг следующим образом: «сленг — язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество».
Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями как «диалектизм», «жаргонизм», «вульгаризм», «разговорная речь», «просторечие».Многие слова и обороты, начавшие свое существование как сленговые, в настоящее из них прочно вошли в литературный язык. Примерами в русском языке могут быть слова «шпаргалка», «шумиха», «провалиться» (в значении «потерпеть неудачу»).По функциональному применению к сленгу примыкают контролируемые языки, в частности упрощённые технические языки, однако, в отличие от них, сленг обычно не подразумевает строгой формальной регламентации и отражает живое развитие разговорной речи.
Лингвисты выделяют так называемое «новое просторечие» («общий сленг»), которое представляет собой обширную группу нестандартных лексико-фразеологических единиц, постоянно пополняющихся за счет различных социолектов. Эти единицы, выходя за пределы профессионального и корпоративного (группового) сленга, начинают употребляться широкими кругами носителей общелитературного языка, не ограниченными определенными социальными рамками (возраст, профессия, уровень образования, общие интересы и др.). В русском языке речь идет о таких номинативных единицах, как бабки, балдеть, достать (кого-либо), задолбать (кого-либо), крутой, лапшу на уши вешать, мент, дать на лапу, на шару, облом, примочка, по барабану, прикол, прикольный, прикольно, разборки, тащиться, тугрики,тусовка, тусоваться, тусовочный, фигня и т. п. Основными источниками таких слов в русском языке являются молодёжный сленг и уголовный жаргон.[2]
В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и образованные люди, представители определённой возрастной или профессиональной группы (например, ака или ЗЫ в компьютерном сленге). Часто этим как раз и подчёркивается принадлежность к определённой группе людей.
3.2. Компьютерный сленг и его влияние на речь школьников.
В настоящее время во всем мире развитию микропроцессорной техники, вычислительной техники, компьютерных технологий уделяется огромное внимание. В связи с этим первой по количеству появляющихся новых слов является именно область компьютерных технологий. В это время произошел своеобразный “обвал”; англоязычные термины и аббревиатуры зачастую в английском же написании заполнили страницы журналов и засорили речь специалистов. Новые термины из закрытого лексикона программистов и разработчиков компьютерной техники стали переходить в разряд общеупотребительных, т.к. количество людей, имеющих отношение к компьютерам, постоянно увеличивается. И параллельно этому явлению происходит еще один закономерный, с точки зрения лингвистики, процесс - это образование специфического компьютерного сленга или интернет сленга.Компьютерная субкультура, как и всякая субкультура, имеет свою собственную уникальную лексику, так называемый сленг. Сленг, как социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией, часто отождествляется с жаргоном. Компьютерный сленг лаконичен, изобилует сокращениями и своеобразной символикой. Для человека, незнакомого с лексикой компьютерной субкультуры, этот язык может показаться лишенным всякого смысла. Он используется, как правило, не как средство коммуникации, а как своеобразный код, шифр, по которому профессионалы могут узнать друг друга, с одной стороны, и не допустить новичка в свой круг, с другой. Многие этот вид сленга называют сетевым жаргонизмом и определяют как жаргон, используемый при общении через компьютерные сети, в первую очередь, через самую большую из них - Интернет.
Всемирная паутина Интернет давно опутала наш язык общения новыми терминами. И если раньше влияние сети было заметно лишь в узких кругах немногочисленных пользователей, то теперь «Интернет - неологизмы» стали нормальным языком и даже модным в стиле общения, особенно в среде молодежи, но и не только. Став неотъемлемой частью нашей современной жизни, наряду с прогрессивным Интернет-сообщество пользуется телеграфным стилем общения. Последние несколько лет много говорят о таком явлении, как «албанский» («олбанский») язык общения в Интернете. Привычным становится в письмах шутливое, но режущее взгляд обращение «Превед, кагдила?» или выражение «мне нравицца» и масса других. Этот язык вызывает у филологов много страхов и мрачных прогнозов. Но обнадёживает то, что далеко не все интернет-сообщество радостно перешло на "албанский". Прошло несколько акций, смысл которых объединяет девиз "Я умею говорить по-русски!". Таблички "Пишу по-русски, "Аффтарам" просьба не беспокоить", "Хочу читать тексты на правильном русском языке" украсили многие дневники живых журналов и персональные странички пользователей. Некоторые не особо грамотные школьники, которые, однако, вступили в борьбу за чистоту русского языка, вдруг засели за толковые словари, чтобы случайно чего-нибудь не "ляпнуть" на своей страничке живого журнала и не быть осмеянным забредшим туда "медведом".
В жизни мы используем два языка – сложный письменный и простой устный. Интернет породил третий язык – промежуточный. Он соединил в себе точность первого и краткость второго это одна из его особенностей.. Особенности влияния языка Интернет-общения на русский язык:
Третий язык быстро набирает лексику. Слова типа «аська» или «мыло» давно перестали быть неологизмами и вошли в разговорный язык. Сетевой жаргон уже практически превратился в диалект, непонятный для непричастных. А растущая доступность технологий увеличивает влияние интернета на современный русский язык все сильнее и сильнее.Общение в социальных сетях снижает и упрощает уровень грамотности. Общаясь в социальных сетях, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. При переписке язык упрощается, допускаются грамматические ошибки, к которым люди привыкают и впоследствии не могут избежать их в живой речи. Кроме того, не используются и забываются языковые средства, которыми так богат наш русский язык.
Это одна из основных проблем распространения интернет–сленга, коверканье слов- неизбежно снизит грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью «сетеяза» в любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Причина появления и распространения «сетеяза», с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна. «Каждое очередное употребление эту новизну, а значит, игру, остроумие и веселость стирает и превращает в банальность». Следовательно, перспектив дальнейшего развития у этого стиля мало.Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими; и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.[3]
Глобальная сеть Интернет оказывает огромное влияние на лексику современной молодежи. В сленге совмещаются элементы его эффективного использования для продуктивной работы и элементы нерационального употребления жаргонизмов, вызывающих затруднения при общении различных социальных групп. В дальнейшем будет наблюдаться рост компьютерного сленга, поскольку Интернет становится неотъемлемой частью жизни молодых людей. Следует также задуматься над частотой употребления жаргонной лексики. Частота жаргона не должна превышать частоту использования нормативной лексики. Обращение внимания на проблемы засорения и обеднения русского языка становится все более необходимой задачей исследователей.
3.3Олбанский язык.
Хотелось бы выделить так называемый «Жаргон падонкафф» или «Олбанский» язык распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка c фонетически адекватным, но нарочито неправильным написанием слов, частым употреблением мата и определённых штампов, характерных для сленгов. Наиболее часто используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и интернет-форумах.До сих пор русский язык менялся как угодно - заимствуя иностранные слова, генерируя новые, путем "варваризации", - только не при помощи Интернета. Теперь дошла очередь и до компьютерного обновления родной речи. И Сеть подарила нам сразу целый словарь, который уже вышел на улицы. Так называемая "аффтарская" лексика появляется на улицах в виде наружных реклам, а выражения вроде "автор, что называется, жжот" зачастую используются диджеями музыкальных радиостанций. Безобидные слова "животное" или "Бобруйск" вызывают как минимум улыбку у завсегдатаев интернета. А один из недавних случаев появления "аффтаризмов" в общественно-политической жизни страны можно назвать знаковым. Это стало, пожалуй, первым случаем, когда интернет-сленг столь оперативно покинул пределы виртуального пространства и стал использоваться в реальной жизни. Быстрее всего учатся новому языку студенты и старшеклассники, вслед за которыми начинают лепетать на интернет-сленге ученики средней и даже младшей школы.[4]
Основная особенность стиля «падонкафф» заключается в намеренном нарушении норм орфографии русского языка (ориентированных на этимологию) при сохранении графических принципов чтения и в общем той же фонетической последовательности. Из омофонических способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме — употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и, е и я, цц или ц вместотс, тьс, дс, также жы и шы, чя и щя вместо жи и ши, ча и ща, щ вместо сч и наоборот, йа, йо, йу вместо начальных я, ё, ю, взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф .
Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном отталкивании от существующего нормативного выбора написаний. Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай), а также твёрдых и мягких (например, медвед).
Помимо этого, язык «падонкафф» включает специфическую лексику — обычно общелитературные слова, которым приписаны особые значения употребления (жаргон в собственном смысле слова): таково само слово падонак, а также выражения вродежжош, аффтар, выпей йаду, аццки и т. п.
Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение жаргон падонков получил с появлением в Интернете блогов, в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала, породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтаржжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «йазва» (нечто нехорошее), «зачот», «аццкийсотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.
Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета . Именно кащениты первыми начали писать в сети нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений. В этой речи широко распространено отражение на письме особенностей разговорной фонетики коммуникантов (чё, токо, щас, ваще), нередко встречаются попытки отражения интонационной окраски фразы, не только за счет знаков-"смайликов", но и за счет обозначения растянутых гласных (ну-у-у-у, не зна-а-аю я!), а также попытки описательно отразить особенности дискурса, условия коммуникации.
3.4 Виды компьютерного сленга.
Обычно выделяют четыре вида сленгов:
1.Эмоциональные слова и выражения. Сюда относятся, прежде всего, такие
лексемы, как блин, елы – палы, используемые в сленге только в качестве эмоциональных восклицаний. Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение, которое вытесняется сильно акцептированным в этой ситуации эмоциональным компонентом значения. При этом более или менее адекватное "узнавание" выражаемой эмоции слушателем не может осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста. В некоторых случаях эмоциональные слова и выражения могут передавать отношение говорящего к факту действительности более отчетливо
2. Слова и выражения с эмоциональным значением. Эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что, функционируя в речи, они не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию. Сюда, прежде всего, относятся глаголы типа: балдеть, кайфовать, тащиться, торчать, опухнуть. Необходимо отметить, что, как и в предыдущем случае, переживаемые эмоции выражаются не конкретно, а в наиболее общем виде, как состояния психологического комфорта или, наоборот, дискомфорта.
3. Слова с эмоциональным компонентом значения. Данные эмотивы имеют определенное значение и эмоциональный компонент, передающий эмоциональное отношение говорящего к слушающему. Среди единиц этого разряда преобладает лексика, которую мы склонны характеризовать как фамильярную. При этом под фамильярностью подразумевается эмоциональный оттенок, занимающий первую ступеньку в ряду эмоций: фамильярность – презрение – пренебрежение – унижение. Слова данного лексического слоя не имеют оценочного значения, но употребление этих эмотивов в речи демонстрирует фамильярность говорящего по отношению к предмету речи, выражающегося в стремлении снизить его (предмета речи) социальную значимость. Так в речи школьников имеются жаргонизмы: училка, классуха, папик (представитель старшего поколения). Употребление этих выражений не имеет функции оценки называемых людей (училка – это не "плохая учительница", а просто учительница), но наглядно демонстрирует намеренье говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и в своих и тем самым повысить собственный. В употреблении жаргонизмов молодыми людьми более старшего возраста также прослеживается тенденция использования фамильярной лексики по отношению к социально значимым явлениям, традиционно уважаемым в обществе: родителям (предки, черепа); взаимоотношениям между мужчиной и женщиной (клеить, снимать); умершим и самому факту смерти (жмурик, свежачок, крякнуть, ласты надуть и пр.) и т. д.
Еще одну значительную группу слов с эмоциональным компонентом значения составляет презрительная и пренебрежительная лексика. В отличие от фамильярной лексики она обладает оценочным компонентом значения. Разграничить презрительный и пренебрежительный оттенки в эмотивах достаточно трудно. Понимая условность подобного разделения, я исходила из положения, что у пренебрежительных слов эмоциональный компонент значительно ярче оценочного (карась – простак, наивный человек; синяк – пьяница и т. д.). У презрительных же слов преобладает оценочный компонент (овца, мочалка – девушка; долбак, фофан – дурак, глупый человек). Необходимо добавить, что и презрительная, и пренебрежительная лексика зачастую используется в качестве бранной. Представлена в сленге и лексика с положительной эмоциональной окраской: лапа – симпатичная девушка; кадр – шутник; пеструнцы – малыши и т. д. Количество подобной лексики относительно невелико.
4. Эмоциональные речения. По своей форме они сходны с побудительными конструкциями, имеющими "значение волеизъявления, адресованного собеседнику». Но в отличие от этих конструкций, эмоциональные речения отнюдь не предлагают немедленного исполнения адресатом воли говорящего, тем более, что с логической точки зрения, это было бы абсурдно ("иди ты ежиков паси", "иди ты в пень", "иди ты пустыню пылесось"). Все эти речения демонстрируют раздражение говорящего собеседником и, как правило, желание прекратить общение с ним. Таковы основные разряды сленговой лексики, связанной с выражением чувств и эмоций. Конечно же, становится ясно, что вимеющихсяэмотивах отражен далеко не весь спектр эмоциональных переживаний и состояний человека. Но не следует забывать о том, что молодежный сленг достаточно быстро обновляет свой лексический состав, пополняясь новыми единицами, и уже поэтому дальнейшие исследования в данной области могут привести к неожиданным и интересным результатом. Но компьютерный сленг умудряется сочетать все эти четыре вида сленгов.
1) эти слова служат для общения людей одной профессии - программистов или просто людей, использующих компьютер для каких-то целей;
2) компьютерный сленг отличается "зацикленностью" на реальности мира компьютеров. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к этому миру, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям несведущим. Например, не каждому человеку станет понятно выражение «трехпальцевый салют», которое обозначает сброс компьютера нажатием клавиш Ctrl-Alt-Del. Благодаря знанию такого специального языка, компьютерщики чувствуют себя членами некой замкнутой общности;
3) в числе этой лексики нередки и достаточно вульгарные слова. Таким образом, эти три наблюдения не позволяют причислить компьютерный сленг ни к одной отдельно взятой группе нелитературных слов и заставляют рассматривать его как явление, которому присущи черты каждой из них. Это и позволяет определить термин компьютерный сленг, как слова, употребляющиеся только людьми, имеющими непосредственное отношение к компьютерам в повседневной жизни, заменяющие профессиональную лексику и отличающиеся разговорной.[5]
3.5Причины употребления и функции сленга.
Мы выяснили, что означает понятие «сленг» и узнали его виды. Теперь нужно узнать причины употребления сленга школьниками. Если не вдаваться в подробности, то мы можем сказать, что молодёжь просто использует свой вид общения друг с другом. Обычно школьники употребляют сленг в разговорах, переписке, смс и, конечно, более всего - в социальных сетях.
Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Сетевую лексику можно разделить на три основные группы:
1) слова, которые обозначают программы или предметы (клава, кирил-лизатор);
2) сокращения каких-то фраз (ИМХО, СЗЗ);
3) слова, которые обозначают действия (висеть, загружать).Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак "я свой". Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского - шузы, бэг, мэн, хаер; из немецкого – копф; из французского – шершерить – искать.), из разных диалектов (ухайдокать), из уголовного языка (круто, шмон, беспредел). После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Начинает формироваться антагонистическое сознание – "быть не как все" и корпоративное – "быть подобно своим". Так создается специфическая лексика подростков, тинов, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. К подростковым относятся и сленг панков, металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом – причудливой смесью англизированных и воровских по происхождению слов: "аскать" - просить, "герла" - девушка и т. п.[6]
Поколение молодых сменяются через пять – семь лет, а с ними меняется и сленг. Никто сейчас уже не помнит оценок "потрясно, железно" – хорошо или оценок типа "пшено" – плохо, так хорошо распространенных в 60 – 70 годах 20 – века. Новый или старый сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от старого мира взрослых.
Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – «круто», восторг – «вау», раздражение – «отвянь» и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами, потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: «Ну ты, блин, даешь!» (удивление), «Не мешай, блин!» (раздражение), «Здорово, блин!» (восторг) и т. д. Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние социальных сетей на речь школьника. Кроме того, школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывается над тем, как говорит.
До сих пор русский язык менялся как угодно - заимствуя иностранные слова, генерируя новые, путем «варваризации», - только не при помощи Интернета. Теперь дошла очередь и до компьютерного обновления родной речи. И сеть подарила нам сразу целый словарь, который уже вышел на улицы. Так называемая «аффтарская» лексика появляется на улицах в виде наружных реклам, а выражения вроде «автор, что называется, жжот» зачастую используются диджеями музыкальных радиостанций. Безобидные слова «животное» или «Бобруйск» вызывают как минимум улыбку у завсегдатаев интернета. А один из недавних случаев появления «аффтаризмов» в общественно-политической жизни страны можно назвать знаковым. Это стало, пожалуй, первым случаем, когда интернет-сленг столь оперативно покинул пределы виртуального пространства и стал использоваться в реальной жизни.
4. Практические исследования.
Результаты проведенного анкетирования среди учащихся 7 - 11 классов нисколько меня не удивили. Для начала стоит упомянуть о том, что на вопрос «Присутствует ли в твоей лексике молодежный сленг?» ответили абсолютно все школьники положительно. Значит, молодежный сленг - это неотъемлемая часть речи учащихся, и она накрепко вошла в их речь. Навопрос «Часто ли ты употребляешь молодежный сленг в своей речи?» большинство тоже ответило «Да». Поэтому от школьников мы чаще слышим в их разговорах молодежный сленг, и неважно, о чем они разговаривают. Также из анкетирования можно узнать, сколько школьников употребляют ненормативную лексику в своей речи.
На вопрос «Много ли времени ты проводишь в социальных сетях?» многие ответили «Да», но на вопрос: «Оказывают ли влияние на твою речь социальные сети?» большинство ответили отрицательно. Что же это может значить? Действительно ли социальные сети никак не влияют на речь пользователей? Лично я считаю, что интернет сленг настолько вошел в их говор, что они его просто не замечают и не задумываются над этими. Вряд ли кто-нибудь из них размышлял над тем, как влияют социальные сети на его речь. Сейчас трудно найти такого ученика, который не был бы пользователем социальных сетей, ведь даже наши младшие школьники являются активными пользователями Интернета.
Для того чтобы узнать, как пополняют школьники словарный запас, я задала такой вопрос «Читаешь ли ты классическую литературу или другие книги?». Количество положительных ответов различалось по классам. Конечно, это не удивительно, ведь многие не любят читать книги, или их это не привлекает. Многие читают лишь те произведения, что входят в школьную программу, т.е. только те книги, которые задают прочитать по школьной программе. Эти результаты огорчают, потому что литература также влияет на нашу речь, как и социальные сети, которым мы уделяем достаточно много времени. Из этого можно сделать вывод, что большинство школьников предоставляют Интернет сленгу заполнять их речь, чтобы общаться со своими ровесниками на одном, современном языке.
Чтобы проверить, какие слова из молодежного сленга используют учащиеся моей школы, я попросила их самих написать это, и вот какие слова наиболее часто встречаешь у школьников: охренеть, блин, зашибись, чувак, братан, братуха, кореш, чё, спс, школота, чика, слышь,блин, пипец, фак, офигеть, слышь, капец, пофиг,бич, клёво, норм, лох, хз. Также у многих школьников были написаны те слова, которые употребляли только они или редко встречающиеся среди молодежи.
5. Вывод
На основе проведенной исследовательской работы можно прийти к выводу о том, что социальные сети влияют на речь учащихся моей школы. Они используют в своей речи всевозможные словечки изИнтернетсленга и просто молодёжный сленг.
Глобальная сеть Интернет оказывает огромноевлияние на лексику современной молодежи. В сленге совмещаются элементы его эффективного использования для продуктивной работы и элементы нерационального употребления жаргонизмов, вызывающих затруднения при общении различных социальных групп. В дальнейшем будет наблюдаться рост компьютерного сленга, поскольку Интернет становится неотъемлемой частью жизни молодых людей. Следует также задуматься над частотой употребления жаргонной лексики. Частотажаргона не должна превышать частоту использования нормативной лексики.
Молодые люди, общаясь между собой, уже просто не замечают употребления этих слов. Опросы показывают, что в молодежных компаниях такое общение уже давно вошло в норму. А начало всему положило общение в Интернете. Влияние такого общения на речь подростка растет. Среди молодежи наблюдается тотальная безграмотность. Это во многом из-за того, что теперь подростки, вместо того чтобы читать книги, постоянно общаются в Интернете.Читая книги, гораздо проще разобраться с грамматикой и пунктуацией, потому что в памяти остаются словообороты и словосочетания, запоминается постановка знаков препинания, образные выражения.
В компьютерном общении грамотность почти отсутствует, а запятые никто не ставит из экономии времени. Знаки употребляются только для передачи эмоций и написания смайлов. И вот в таком общении подростки проводят огромное количество времени. После этого грамматика усваивается труднее. Компьютерное общение содержит достаточно много нецензурных слов. Употреблять их в жизни - значит не уважать окружающих тебя людей. Своей безграмотностью, своим стилем общения молодые люди лишь подчеркивают неуважение к родному языку. Этим они показывают неуважение и к самим себе. Такое общение между молодежью очень не нравится старшему поколению. В активную лексику ученика входит также множество англоязычных слов.
Все больше и больше людей употребляют такой сленг в реальной жизни. Иногда это происходит из экономии времени, иногда это дань молодежной моде и стилю.Такое влияние сленга на лексику современного подростка имеет отрицательную оценку. Подростки начинают использовать сленг не только за компьютером, но и в повседневной жизни: в учебных тетрадях, в общении между собой, даже в разговоре с учителем. Язык засоряется не только множеством иностранных слов, употребляющихся без перевода, но и нецензурными выражениями. Наблюдается тотальная безграмотность. Большинство учеников вместо чтения постоянно общаются в Интернете. Работая над данным проектом, я пришла к выводу, что своим стилем общения молодые люди лишь показывают неуважение к родному языку, русский язык теряет все свое богатство, красоту и образность. Значит, социальные сети больше влияют на негативные стороны в речи школьников. Определенно с этим нужно бороться и я предлагаю пропагандировать грамотность в социальных сетях, создавать группы, правильно общаться со своими друзьями, ведь так приятно, когда текст написан не на олбанском языке. В социальных сетях, например ВКонтакте уже есть такие группы которые борются за грамотный русский язык это хороший показатель того, что многим надоело безграмотно общаться в интернете и они заинтересованы этой проблемой. Если ты покажешь свою грамотность в социальных сетях, то ты сразу представишься, как образованный человек, что-же в этом плохого? Таким образом можно призвать молодежь к чтению книг, классической литературы или просто литературы, что может повысить их грамотность в социальных сетях и уменьшить желание делать ошибки в предложения. Эта проблема наблюдается не только в моей школе, она наблюдается по всей стране, что очень печально. Я призываю сохранить наш могучий, великий русский язык на котором говорили и писали великие писатели нашей страны.
6. Список используемой литературы:
1)Википедия https://ru.wikipedia.org[7-8]
2)Большая Советская Энциклопедия-http://bse.chemport.ru/sleng.shtml[8]
3)Словарь молодежного сленга-http://teenslang.su/article/ii02.html[6-7]
5)Александр Амзин,Игорь Белкин «Полный превед»- http://lenta.ru/articles/2006/02/28/preved[9-10]
6)Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.[12]
7)Михайлов К. Школьный сленг[6]
8) Язык Интернет: характеристика, особенности и влияниеknowledge.allbest.ru [8-10]
9)http://nsportal.ru/ap/library[9-13]
11)http://filosofia.ru/info/slang.php[12-14]
12)http://www.openclass.ru/wiki-pages/83471[14-15]
13)Виноградова, Н.В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции-http://www.philology.ru/linguistics2/vinogradova-01.htm[14-15]
14)ДРЫГО К.В. «Субкультура интернета и особенности молодежиhttp://baa.by/upload/science/nirs/conf/10/10.pdf#page=33[7] 15)П.С. Долженко «Лексические особенности языкаинтернет общения»- http://www.sspi.ru/dir/_nau/pereod/6.pdf#page=154[7-10] 16)http://www.voskres.ru/idea/koltsova.htm[10]
7. Приложение
Вопросы анкеты для учащихся:
1.
Как видно на диаграмме, многие не обходятся без молодежного сленга в своей речи.
2.
Подростки любят сидеть в социальных сетях только для того, чтобы чем -то себя занять.
3.
Социальные сети оказывают заметное влияние на речь школьников.
4.
Многие не любят читать книги или читают современную фантастику, но, конечно, большинство предпочитает смотреть фильмы, снятые по книгам, по этому книги не пользуются большой популярностью у школьников.
5.
Современная молодежная речь просто не может обойтись без сленга.
6.
Увы, но это правда. Многие подростки используют в своей речи ненормативную лексику для более живописного описания эмоций или каких-нибудь событий. Это все просто объясняется маленьким словарным запасом.
[1]Миловатский В.С. «С думой о России». Об экологии слова. Стр.14-30
[2] См. Список используемой литературы под №1,2
[3] См. Список используемой литературы под №9
[4] См. Список используемой литературы №10
[5] См. Список использованной литературы №10,11
[6] См. Список используемой литературы под №9
Рисуем подснежники гуашью
Музыка космоса
Снежная сказка
Ребята и утята
Что общего у травы и собаки?