С Самарским краем связаны судьбы многих писателей. Изучение жизни и творчества русских писателей, имеющих отношение к Самарскому краю, предоставит возможность больше узнать об истории нашего края
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rozhdenie_skazki.docx | 43.04 КБ |
«РОЖДЕНИЕ СКАЗКИ»
Выполнила:
Панова Татьяна
учащаяся 4 класса
ГБОУ СОШ№5 г.Сызрань
Руководитель работы:
Чернова Е.В.,
учитель нач. классов
г. Сызрань, 2017 г.
Содержание
1. Введение
Актуальность
В минувшем году наша Самарская губерния отметила 165 лет со дня образования. Сколько талантливых людей породила самарская земля! С Самарским краем связаны судьбы многих писателей. Кто-то прожил здесь всю жизнь. Кто-то делал свои первые шаги в литературе, а прославился в столицах. Кто-то работал, оказавшись в нашем краю в период гражданской или Великой Отечественной войн, и Самара стала важной частью писательской судьбы.
Сергей Аксаков и Александр Островский, Максим Горький и Алексей Толстой, Аркадий Гайдар и Ярослав Гашек. Десятки и десятки знаменитых и любимых фамилий.
С Самарой напрямую связана судьба таких замечательных произведений, как «Аленький цветочек», «Ташкент - город хлебный», «Хождение по мукам», «Похождения бравого солдата Швейка», «Тимур и его команда».
С самарским краем тесно связана и жизнь русского писателя С.Т.Аксакова.
В Самаре жил дед писателя С.М. Аксаков, бывал и сам писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, но в наибольшей степени с Самарой связана жизнь его сыновей – Григория Сергеевича и Ивана Сергеевича Аксаковых. Один из них - Григорий, был губернатором города. Его дочери, Ольге, дед - С.Т.Аксаков, посвятил известную всему миру сказку «Аленький цветочек».
Наиболее точные представления о Самарской губернии раскрывается при изучении произведений С.Т.Аксакова, жизнь которого тесно была связана с нашим краем. Его произведения наполнены духовно-нравственным содержанием, в них присутствует милосердие и человеколюбие, что очень актуально и важно в наши дни.
Цель: изучение истории Самарской губернии через творчество писателя С.Т.Аксакова.
Гипотеза: изучение жизни и творчества русских писателей, имеющих отношение к Самарскому краю, предоставит возможность больше узнать об истории нашего края.
Задачи:
- узнать о жизни и творчестве С.Т.Аксакова;
- исследовать литературные произведения С.Т.Аксакова, материалы и документы, связанные с его жизнью;
- использовать полученные знания для выступления на классных часах и родительских собраниях.
Объект исследования: сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», повесть «Детские годы Багрова внука»;
Предмет: история возникновения сказки «Аленький цветочек»;
Методы исследования:
- прочтение литературных произведений С.Т.Аксакова;
- изучение статей и документов, сбор материалов по теме;
«И детства милые виденья
В усталом, томном вдохновеньи,
Волнуясь лёгкою толпой,
Несутся над моей главой!..»
А. Пушкин
Еще раз перечитываю чудесную сказку Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». Каждый раз мне кажется, что я не только читаю её, но и слышу. Это потому, наверное, что слова в сказке особенные – задумчивые и протяжные, как в старинной песне. Вот вслушайтесь:
«Собрался купец за море и говорит дочерям:
- Коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите…
Старшая дочь попросила золотой венец из каменьев самоцветных, чтобы было от них светло в тёмную ночь, как среди дня белого.
- Привези мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтоб, глядясь в него, я не старилась и красота моя девичья прибавлялася,- попросила средняя дочь.
А когда настал черед младшей дочери, самой ласковой и любимой, она поклонилась отцу в ноги и попросила привезти ей аленький цветочек, которого не было бы краше на белом свете».
Так начинается эта долгая сказка. Хотите, я вам её напомню? Старшим дочерям отыскал купец гостинцы, а вот аленького цветочка для младшей Настеньки нигде не встречал. По пути домой напали на него разбойники. Чтобы не попасть в руки разбойничьи, убежал купец в лес. Шел по лесу и видит: дворец в огне, серебре, золоте. Зашел в него, а там все убрано, богато. Пошел купец прогуливаться по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его, и вмиг появилось чудище страшное, лохматое. Отпустило оно купца домой, но должен был воротиться он или дочка его по своей воле. Дало чудище купцу перстень. Купец надел на правый мизинец и дома оказался. Рассказал все дочерям. И только младшая дочь пожалела отца, надела перстень на правый мизинец и вмиг оказалась во дворце богатом. Хорошо ей там жилось, но захотелось чудище увидеть и услышать. Сумела-таки побороть страх свой. И жили дальше они весело и дружно. Но вот приснился Настеньке сон, что отец не здоров. Отпустило её чудище на побывку домой на три дня. Нужно было воротиться в срок, иначе умрет чудище. Сестрицы позавидовали, что живет Настенька в богатстве, и перевели они все часы назад и ставни закрыли. В нужный час защемило сердце у Настеньки. Не дождавшись минутки, вернулась она во дворец, нашла лесного зверя бездыханного возле цветочка аленького, закричала: "Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха своего желанного!" И превратилось чудище в принца молодого. Пало заклятье колдуньи. «Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную…»
Вот такая красивая, полная чудес и таинств, сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Очень мне она понравилась. Ничего такого увлекательного я раньше не читала. В названии её сказано: сказка ключницы Пелагеи. Кто же она такая, ключница Пелагея? Ищу ответ. Узнаю, что эта сказка стала приложением к автобиографической повести Сергея Тимофеевича «Детские годы Багрова-внука», в которой он рассказывает о своем детстве, проведенном, кстати говоря, недалеко от Самары. Это ещё больше распалило моё любопытство. Оказывается, много раз Сергей Аксаков мальчиком, когда гостил в имении деда, слушал эту таинственную историю. Почему-то представляю себе зиму (зимой ведь сказки слушать интереснее), идет снег, вокруг всё белым-бело, тихо, в печи потрескивают дрова. Начинаются сумерки. Ключница Пелагея прядет и под жужжание веретена неторопливо рассказывает…
Продолжаю своё «расследование». Жизнь этой женщины тоже напоминает сказку, только вот нерадостную. Девочкой она вместе с отцом убежала от помещика, известного своей жестокостью, - из Оренбургских степей «за тридевять земель» - в Астрахань. Туда, на Волгу, стекались беглые крепостные и вольные казаки, приезжали купцы из Персии и Турции. Множество сказок жило в таком пестром соседстве, были они родом из разных стран, и переходили из уст в уста. Однажды Пелагея узнала, что хозяина её уже нет на свете, а она по наследству перешла во владения Аксакова – помещика, как говорили, «строгого, но справедливого», и вернулась на родину. В те далекие времена у царей, бояр и даже у обычных помещиков были свои рассказчики сказок – «бахари», они заменяли книги. Дед Сергея Аксакова не спал по ночам, болел. Пелагея стала в его доме не только ключницей, но и бахаркой, целыми ночами рассказывающей сказки, наподобие Шахерезады.
Прядет Пелагея, наматывается на веретено, тянется, тянется нить, плавно сказка сказывается о том, как никто и ничто не победит зло, кроме любви, если она настоящая и самоотверженная.
Прошло много лет. В день рождения своей младшей внучки Оли, Сергей Тимофеевич Аксаков, уже взрослый писатель, обещал написать для неё маленькую повесть о своём детстве. В письме к сыну от 23 ноября 1856 года он сообщает: «Я пишу сказку, которую в детстве я знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней, но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашёл во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки…» Так была задумана книга «Детские годы Багрова-внука», куда и вошла сказка «Аленький цветочек». Я нашла в библиотеке эту книгу, прочитала её и открыла для себя писателя Сергея Аксакова. Она помогла мне до конца понять сказку «Аленький цветочек», прочувствовать её, ведь в ней – часть души писателя, может быть даже мировоззрение. Поэтому я советую всем, кто взял в руки сказку «Аленький цветочек», прочитать следом и повесть детских воспоминаний писателя, окунуться в мир его детства.
Я узнала много интересного об этом малоизвестном для нас, детей, писателе. Сергей Аксаков родился 20 сентября 1791 года в Уфе. Так, например, о Сергее Тимофеевиче Аксакове говорится, что он продолжатель “знаменитого рода Шимона” - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. А бабушкой Аксакова была пленная турчанка, и фамилия у писателя, по-видимому, восточного происхождения: “оксак” по-татарски - “хромой”. Происходил Аксаков из родовитой дворянской семьи. Отец, Тимофей Степанович, служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе. Мать, Мария Николаевна (урожденная Зубова), принадлежала к уфимской чиновной аристократии. Свои ранние годы С. Т. Аксаков провел в Уфе и в дедовском степном имении Новом Аксакове Бугурусланского уезда Самарской губернии (сейчас это Оренбургская область).
Его жизнь началась тяжелой болезнью. Просыпаясь среди ночи или приходя в сознание после обморока, Сергей видел тревожные и нежные глаза мамы, которая всеми силами боролась за здоровье сына. Мальчик не мог выразить это словами, но чувством понимал, что всё живое в нем было подарено и сохранено материнской самоотверженностью. Так рано в его сердце возникла любовь и благодарность. ( Совсем как Настенька из нашей сказки).
Мне кажется, что те чувства, которые с детства развились в маленьком Сергее, выразились в этом произведении писателя. Чем больше я узнавала о жизни маленького Сережи, тем яснее представляла себе героев сказки. Любовь, сострадание, благодарность – всё это есть у её главных героев.
Сережа очень рано полюбил книги. Он читал всё, что попадется. А чтение всегда тянет к сочинительству. О том, что он услышал или прочитал, по-своему пересочиняя, мальчик рассказывал сестренке. Рассказывал ей, что в доме был пожар, а он выскочил из окошка с двумя детьми. При этом Сергей хватал сестриных кукол – они должны были изображать детей, спасаемых из пламени. Он рассказывал сестре, что в саду дедушкиного дома есть пещера, там обитает Змей Горыныч о семи головах, но он отрубит у змея все головы. Сестричка пугалась, плохо спала, плакала. Сергей жалел её. Но втайне гордился тем, что выдуманные им истории так волнуют. Он начинал чувствовать силу своих слов – своих, рожденных собственным воображением.
Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то сидя на окошке, Сергей услышал жалобный визг и стал просить мать, чтобы послали посмотреть, кто это плачет. Дворовая девушка вернулась, неся крошечного, еще слепого щенка. Его отдали Сереже. Теперь уже Сурка (так назвали дворняжку) зависела от его забот, как он сам зависел от взрослых. Сурку он учил, кормил, оберегал.
Когда Сережа капризничал, его выносили из дома и сажали в распряженную карету. Он сразу успокаивался. Ему казалось, что он едет в неведомые края. Но вот однажды жарким июльским утром в карету впрягли настоящих лошадей, и начинается настоящее путешествие. Из Уфы они поехали в имение деда. Всё детство писателя будет в дороге – в поездках в дальние сёла к родным. Переправы через реки Белую и Волгу, путешествия в ближний лес, на реку, на болото, в поле, где чудес не меньше, чем увидел в сказке купец! Мне понравились отрывки повести, в которых мальчик Сережа описывает разные времена года: «Наконец пришло и это время: зазеленела трава, распустились деревья, оделись кусты, запели соловьи – и пели, не уставая, и день, и ночь. Поздно вечером или ночью, когда вокруг всё утихало, при свете потухающей зари, при блеске звёзд, соловьиное пение приводило меня в волнение, в восторг…» А вот осень: «Беспрестанно проносились большие и малые стаи разной перелетной птицы: одни садились, другие поднимались…Крик, писк, свист наполняли воздух. Не зная, какая это летит или ходит птица, какое её достоинство, какая из них пищит или свистит, - я был поражен, обезумлен таким зрелищем». А вот как в сказке писатель описывает сады, по которым гуляет купец. «…На деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся; цветы растут распрекрасные, махровые, пахучие, всякими красками расписанные; птицы летают невиданные: словно по бархату зеленому и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни поют райские; фонтаны воды бьют высокие; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальным». Любовь писателя к природе воплотилась и в его сказке, она помогает понять неведомый мир лесного чудища из сказки, поселив его рядом с птицами и зверями. Мир природы повсюду чувствуется в сказке, она как живая сочувствует героине:
«Взяла она из кувшина золочёного любимый цветочек аленький, сошла она в зелены сады, и запели птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися».
А вот воспоминание сына Аксакова Ивана Сергеевича об отце: «Сергей Тимофеевич любил жизнь, любил наслаждение, он был художник в душе и ко всякому наслаждению относился художественно; страстный актёр, страстный охотник, он был артистом во всех своих увлечениях».
Я узнала, что Сергей Тимофеевич был на самом деле страстным поклонником театра и даже немного актёром, великолепно разбирался в музыке. Очень любил охоту и рыбалку, умел восхищаться природой, находить в ней радость и умиротворение. Имел живое воображение. На перегороженной плотиной речке Берле, недалеко от которой находилась деревня Аксаковых Вишенки, был пруд с островком посередине. Говорят, что именно он подсказал Аксакову образ таинственного острова, на котором живёт «Зверь лесной, Чудо морское».
До Аксакова в литературе были и другие писатели - сказочники - Василий Жуковский, Александр Пушкин, Пётр Ершов. Мы знакомимся с ними на уроках чтения. Там я узнала, что расцвет литературной сказки произошел в начале XIX века. И именно с этого времени начинается активное собирание и изучение произведений устного народного творчества. Литературная сказка имеет народные корни, поэтому сохраняет все черты.
Когда я спрашивала у друзей, у родственников, кто автор сказки, то почти все ответили, что "Аленький цветочек" – это народная сказка. Это потому, что Сергей Тимофеевич записал сказку в той форме, в какой она была изложена, - со всеми диалектными и фольклорными особенностями речи рассказчицы.
Сравнивая сказку «Аленький цветочек» с народной, я убедилась, что в сказке Аксакова есть все черты, присущие народной. Вот, например, зачин и концовка: «В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства…». «И стали жить да поживать, добра наживать. Я сама там была, пиво-мед пила, по усам текло, да в рот не попало». Несколько раз повторяется присказка: «Много ли, мало ли времени прошло; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «ни в сказке сказать, ни пером описать». И как же без сказочного числа «3»: «Было у того купца три дочери, все три красавицы»; три подарка; «через три дня и три ночи должна была воротиться меньшая купеческая дочь». Постоянные эпитеты стали настоящим украшением: солнце красное, лес дремучий, яства сахарные, честной купец, красавица писаная, батюшка родимый. В волшебной сказке и предметы и существа сказочные: зверь лесной, чудо морское; аленький цветочек, перстень, венец из каменьев самоцветных, тувалет хрустальный. Как много в сказке добрых слов с уменьшительно-ласкательными суффисками: батюшка, дороженька, аленький цветочек. И как положено в сказке - преувеличения: «Блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами, и вырос как будто из земли зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище страшное и мохнатое…»
Хорошо зная диснеевский мультфильм «Красавица и чудовище», я невольно сравнивала с ним сказку Аксакова. Я снова приступила к «расследованию». Действительно, в мировой литературе есть похожий сюжет. В 1765 году в Европе вышла книга сказок французской писательницы Жанны-Мари Ле Пренс де Бомон. Одной из таких “сказок” стала история Красавицы и Чудовища. Перевод книги Ле Пренс де Бомон появляется в России в начале XIX века. Сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек» появилась в Москве в 1858 году… Как же так? Неужели это обработка известного сюжета? Вполне возможно, что ещё будучи гимназистом, юный Аксаков читал этот сборник, но в подзаголовке «Аленького цветочка» он указывает: «Сказка ключницы Пелагеи». Нет, наверное, всё-таки не историю французской писательницы пересказывает внучке Сергей Тимофеевич Аксаков. Только русский писатель может вдохнуть душу в известный сюжет. Именно в сказке Сергея Тимофеевича есть наше, родное, близкое. Эта сказка с большим смыслом. Я думаю, что нужно ценить и беречь родителей. Во-вторых, внешняя красота ничего не значит, гораздо важнее красота души. Это произведение учит ценить в людях доброту, искренность, заботу и, конечно же, любовь. Сказка учит различать добро и зло, а также с пониманием и состраданием относиться к людям.
Я горжусь тем, что имя русского писателя Сергея Аксакова имеет отношение к Самарскому краю. Так вот, значит, какая природа вдохновляла писателя! Оказывается, Самара и Самарская область тесно связаны с родом Аксаковых. В Самаре жил дед писателя С. М. Аксаков, бывал там и сам писатель С. Т. Аксаков. Его детство, отрочество, юность прошли в селе Аксаково (ныне Оренбургская область). С 1816 по 1826 год он жил в селе Надеждино (ныне Республика Башкортостан). Из Аксакова и Надеждина писатель ездил в симбирское имение отца и тетки. Путь проходил через самарские села Байтуган и Неклюдово, Красное Поселение. На реках Сок и Кондурча Аксаковы рыбачили, поили лошадей. Но в наибольшей степени с Самарой связана жизнь его сына - Григория Сергеевича Аксакова, который прослужил в должности самарского губернатора с 1867 по 1891 годы. В 1873 году за заслуги перед городом Г.С. Аксакову присвоили звание Почётного гражданина Самары! В Самаре Г.С. Аксаков жил с дочерью Ольгой, той самой, которой дед С.Т. Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек», в скромном доме на пересечении улиц Саратовской и Алексеевской (ныне Фрунзе и Красноармейской) напротив известного дома Курлиных. В 1909 году в «Самарских губернских ведомостях» было сказано, что Сергея Тимофеевича Аксакова почитает вся Россия. И в том же году при Доме самарского дворянства был создан музей имени С.Т. Аксакова - Аксаковская комната.
У сказки Аксакова счастливая судьба. Она постоянно выходила отдельными изданиями. Эта книга есть во всех библиотеках нашей страны, по сказке были созданы мультипликационный и художественный фильмы. Говорят, что люди, которые верят в сказки, живут необыкновенно долго - до ста, а то и больше лет. Говорят, что они не страдают бессонницей и имеют замечательную память. Говорят, они понимают, о чем шепчет река, и их не боятся птицы и бабочки. Говорят, они никогда не бывают одиноки и не впадают в отчаяние.
В заключении хочется сказать: «Возьмите в руки настоящую живую книгу С. Аксакова «Аленький цветочек», прочитайте её, насладитесь ею. Сергей Тимофеевич не просто автор волшебной сказки. Он одарил русскую литературу «аленьким цветочком» живой природы и человеческих чувств! Хорошего вам прочтения!»
Литература:
1. Аксаков С.Т., « Аленький цветочек».- М.: «Детская литература», 1983.
2. Аксаков С.Т., «Детские годы Багрова – внука».- М.: «Детская литература», 1972.
3. Литературное чтение, 3 класс. Ч. 2. - М.: «Просвещение», 2014.
4. Пропп В.Я., Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт,
1998.
5. Электронный ресурс: http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/pamjati-semi-aksakovyh.html
6. http://aksakovka.ru/nash-aksakov/
7. http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/pamjati-semi-aksakovyh.html
Марши для детей в классической музыке
Эта весёлая планета
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Любили тебя без особых причин...
3 загадки Солнечной системы