Презентация "Роль иронии в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»"
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ironii_v_poeme_n._v._gogolya.pptx | 2.05 МБ |
Слайд 1
Научно-исследовательская работа Роль иронии в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души » Авторы: ученицы 9 «а» класса Бабкина Людмила, Пономарева Елизавета, Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Сидельцева Светлана Петровна ГБОУ «Гимназия № 11», Санкт-Петербург, 2016Слайд 2
Обоснование актуальности темы АКТУАЛЬНОСТЬ нашей научно-исследовательской работы очевидна: до сих пор не изжиты пороки, которые обличал Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Поэтому автор поэмы прибегает к использованию различных сатирических приемов, среди которых мы выделили и исследовали иронию и сарказм. Поэма Гоголя достаточно сложная для понимания, но именно ирония и сарказм помогают нам понять точку зрения автора и как-либо визуализировать образы. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ нашей научно-исследовательской работы определяется возможностью использования ее результатов в своей деятельности педагогами, а также учениками при изучении произведений Гоголя.
Слайд 3
Основополагающий вопрос В своей научно-исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос, поставленный в ее заглавии: Какова роль иронии в поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»? ?
Слайд 4
Гипотеза исследования Ирония помогает Н.В. Гоголю так « яро изобразить недостатки, что их возненавидит читатель» поэмы «Мертвые души». Бичуя зло, писатель даёт почувствовать читателю свой положительный идеал и пробуждает тягу к нему. Так ли это?
Слайд 5
Цели и задачи исследования Цель - изучить роль иронии в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Задачи: 1. Анализ и систематизация литературоведческой и методической литературы, периодики. 2. Освоение основных теоретико-литературных понятий (сатира, ирония, сарказм ). 3. Подбор примеров, иллюстрирующих роль иронии в поэме «Мертвые души». 4. Формулирование выводов на основе проведенного анализа. 5. Оформление работы, подготовка тезисов к ее защите,презентации и материалов (таблиц, схем и другие).
Слайд 6
Методы исследования Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: · изучение, анализ и систематизация литературоведческой и методической литературы, периодики; · систематизация и обобщение полученных результатов и выводов.
Слайд 7
Этапы исследования и практической работы Первый этап – чтение и обсуждение произведения Гоголя «Мертвые души» с учителем, изучение литературы по проблеме исследования, определение исходных теоретических позиций, формулирование проблемы (гипотезы), цели и задач исследования; Второй этап – сбор и анализ информации, необходимой для проведения исследования; Третий этап – обобщение материалов исследования, формулирование выводов, оформление работы, изготовление таблиц и схем.
Слайд 8
Описание структуры работы. ПЛАН Данная научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, перечня источников литературы и интернет-ресурсов . Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяется цель, задачи, методы и материалы исследования. Основная часть работы посвящена изучению роли иронии в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». В заключении сделаны выводы и обобщения . Завершает работу перечень используемых источников литературы и интернет-ресурсов . В качестве приложения предлагаются схемы и иллюстрации.
Слайд 9
Н.В . Гоголь – великий сатирик. Смех - это оружие, острое, боевое, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с «мерзостями русской действительности». В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь использует очень выразительные сатирические приемы, такие как: ирония и ее высшее проявление – сарказм. С их помощью автор может высказать свою позицию по отношению к происходящему. А читатель, в свою очередь, может понять его отношение к главным героям.
Слайд 10
Словарная работа. Сатира, ирония, сарказм Сатира (от латин . satira – смесь , мешанина) – вид комического, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Ирония (от греч. eironeia – притворство) – тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому. Приведем примеры: «покойная комната с тараканами», сравнение их с черносливом (какой же тут покой?); поднос, на котором чашки «сидят», как птицы на морском берегу (романтическое сравнение вызывает смех). Возвышенность описания усиливает иронию автора. Сарказм (от греч. sarkadzo - рвать, терзать) — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень проявления иронии.
Слайд 11
Ирония в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» звал писателей, говоря словами Некрасова, «проповедовать любовь враждебным словом отрицанья». Ирония пронизывает всю поэму , вплетается в размышления, воспоминания, обличения. Она помогает срывать маски добропорядочности и пристойности с дворянского общества. Ирония встречается в поэме не только как разновидность комического пафоса, но и как художественный приём, троп. Гоголь умел видеть жизнь сквозь «видимый миру смех» и незримые, неведомые ему слёзы. То есть гоголевская ирония, в конечном счете, двояка: сказанное с серьёзным видом вызывает смех , который на самом деле разоблачает негативные явления жизни, на основе чего формируется сатирический пафос произведения.
Слайд 12
МАНИЛОВ СОБАКЕВИЧ НОЗДРЕВ ПЛЮШКИН «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» Н.В.ГОГОЛЬ КОРОБОЧКА
Слайд 13
Обобщение Манилов – « ни то, ни сё» (примеры иронии: «хозяйство шло как-то само собою», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан», «не могла заманить», «Храм уединенного размышления» ). Коробочка – «дубинноголовая» Ноздрев – «исторический человек»(любитель « нагадить ближнему», «лить пули», человек «на все руки», «начать гладью, а кончить гадью » ). Собакевич – «человек-кулак» («средней величины медведем») Плюшкин – «прореха на человечестве» ( «Такой скряга, какого вообразить трудно»)
Слайд 14
Ирония в создании образов помещиков Основным способом, использованным Гоголем при изображении помещиков является ирония. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Причем ирония присутствует не только в речи самого автора, но также и в речи героев. Рассказ о помещиках Гоголь начинает с Манилова и изображения деревни Маниловки , немногих способной «заманить» местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание английскому саду с прудом, кустиками и надписью «Храм уединенного размышления».
Слайд 15
Коробочка Вот пред нами предстает помещица Коробочка , которую только что и волнует - это деньги, и, «чтобы как-нибудь не понести убытку». Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своем месте, есть веревочки, которые «уже никуда не нужны».
Слайд 16
Ноздрев и Собакевич По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев - человек, что называется , «на все руки», которых среди собак «совершенно как отец среди семейства». Ноздрев как метко замечает автор способен «начать гладью, а кончить гадью ». Более обличительный характер приобретает ирония Гоголя в образе Собакевича , с которым мы знакомимся в пятой главе. Это «помещик-кулак», «совершенный медведь», в теле которого совсем нет души или она «...закрыта такою толстою скорлупою..».
Слайд 17
Образ Плюшкина Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Если в описании образов других помещиков Гоголь использовал иронию, то характеристика Плюшкина полна сарказма. « Такой скряга, какого вообразить трудно . В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом...», - говорит о нем Собакевич. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!», — восклицает Гоголь и называет Плюшкина «прорехой на человечестве».
Слайд 18
Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами , сами они давно превратились в «мертвые души». Вывод
Слайд 19
Губернское общество Ирония встречается и в описаниях чиновников, лицемерную непорочность которых высмеивает Гоголь. Авторская ирония сменяет сарказм и при описании дома присутственных мест: «Большой трехэтажный каменный дом, весь белый как мел, вероятно для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей; прочие здания на площади не отвечали огромностию каменному дому... Из окон второго и третьего этажа высовывались неподкупные головы жрецов Фемиды и в ту же минуту прятались опять…» Гоголь искусно отображает индивидуальные качества губернатора, прокурора и других и одновременно создает собирательный образ чиновничества: «мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет».
Слайд 20
За ироническим разоблачением Гоголем лицемерия и внутренней пустоты губернского общества выступает глубокая горечь, осознание несоответствия носителей власти высоким гражданским требованиям и идеалам. Как показывает автор, чиновников роднит с помещиками бездуховность , жажда наживы, привычка к паразитическому существованию. Для государственных служащих должность - только источник дохода, средство беспечной и праздной жизни ( стремлени e широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества ) . Чиновники, как и помещики, - «мертвые души». Чиновники города NN
Слайд 21
Чичиков — центральный герой поэмы «Мертвые души», вокруг него сосредоточено все действие поэмы, с ним связаны все ее персонажи . Павел Иванович Чичиков
Слайд 22
Деликатен и мечтателен как Манилов Способен копить как Коробочка Чичиков соотносится с помещиками Может солгать не хуже Ноздрева Прижимист и деловит как Собакевич В бережливости на уступит Плюшкину
Слайд 23
Близок Чичиков и к чиновникам города NN . Его, как и других государственных служащих, ни в малейшей степени не волнуют интересы страны, он не чувствует себя «гражданином земли своей». Однако «хозяин, приобретатель», как иронически называет Чичикова Гоголь не стремится к чинам и карьере как таковой – служба занимает его только как средство обогащения. Свое благополучие Чичиков строит на чужих бедах, обмане, предательстве. Он одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток. В своей бездуховности и жажде наживы он такой же «мертвый», как и уездные помещики и чиновники. Чичиков и чиновники
Слайд 24
«Смеху сквозь слезы...» Ирония у Гоголя имеет своеобразие. Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». Изображая отрицательные стороны тогдашней русской жизни, создавая ряд комических и отталкивающих типов, смеясь над «пошлостью пошлого человека», Гоголь в то же время душевно скорбел о том нравственном падении, до которого дошли его герои. Смех Гоголя полон горечи и глубокого сожаления о людях, потерявших человеческий облик. Вот почему поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» — это «сначала смешно, потом грустно».
Слайд 25
На основании проведенного исследования мы можем утверждать, что наша гипотеза полностью нашла подтверждение. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» ирония играет существенную роль. Иронический пафос, художественные и стилистические приёмы, его поддерживающие, создают неповторимый колорит произведения. Основной объект изображения иронии в поэме – деформация морали и нравов. Заключение
Слайд 26
Проведенный анализ позволил нам сделать следующие выводы. Ирония способствует созданию в поэме «Мертвые души» необходимого эмоционального фона, позволяющего раскрыть наиболее тонкие особенности натуры каждого героя, изобличить их недостатки и сформировать у читателя отрицательное к ним отношение. Бичуя зло, писатель даёт почувствовать читателю свой положительный идеал и пробуждает тягу к нему. Ирония активно используется Гоголем в поэме как способ: а) создания портретных зарисовок; б) описаниях обстановки; в) раскрытия мировосприятия героев; г) речевой характеристики персонажей. Писатель ставил перед собой цель – «смеяться сильно» над тем, что «достойно осмеяния всеобщего», ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество. Реализовать эту задачу в поэме «Мертвые души» ему в полной мере помогает ирония и ее высшее проявление – сарказм. ВЫВОДЫ
Слайд 27
Перечень источников литературы и интернет-ресурсов 1. В.Г. Белинский, Избранные статьи, М., 1975. 2. С.П. Белокурова . Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург, 2012 . 3. Виноградов И.А. Гоголь Художник и Мыслитель: Христианские основы миросозерцания. М., 2000. 4. Н.В. Гоголь. Авторская исповедь. М., 2012. 5. Гоголь в русской критике. М., 1953. 6. Н.В. Гоголь. Духовная проза (сборник). М., 2012. 7. Н.В. Гоголь. Мертвые души. Санкт-Петербург, 2009. 8. А.М . Докусов , М.Г. Качурин . Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. М ., 1982 .
Слайд 28
Перечень источников литературы и интернет-ресурсов 9. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе. Под редакцией Г.В. Самойленко . Киев, 1988. 10. Ю.В. Манн. Поэтика Гоголя. М., 1996. 11. Ю.В. Манн «Сквозь видный миру смех.». Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835. М., 1994. 12. Ю.В. Маранцман В.Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу. М., 1986. 13 . Г.Н. Поспелов. Творчество Н.В. Гоголя. Министерство просвещения РСФСР. М., 1953. 14. Н.Л. Степанов. Н.В. Гоголь. Творческий путь. М., 1959. 15. М.Б. Храпченко . «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Издательство Академии наук СССР. М., 1952. 16. http: // www.ngogol.ru/ 17. http://download9.proshkolu.ru/download/3129791/cce64c8c5e265b5f/39810846/b8dfe67b06ca9308 . 18 . http://www.literaturus.ru (иллюстрации к поэме).
Рождественские подарки от Метелицы
А теперь — мультфильм
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Кактусы из сада камней
Н. Гумилёв. Жираф