Проектная работа обучающихся 9 класса, руководитель Викулова Г. Л. Работа посвящена творчеству Б. К. Зайцева. Дети самостоятельно изучали отдельные рассказы, по которым в дальнейшем были оставлены тестовые задания.
Вложение | Размер |
---|---|
delaem_otkrytiya.ppt | 2.4 МБ |
Слайд 1
Делаем открытия: Б. К. Зайцев. Проектная работа. Обучающиеся 9 класса. Руководитель Викулова Г. Л.Слайд 2
Цели: активизировать читательский интерес; развивать исследовательские и познавательные навыки.
Слайд 3
Задачи: Познакомиться с биографией, сделать биографическую справку. Прочитать рассказы, выявить их проблематику. Проанализировать синтаксические особенности рассказов , выбрать материал согласно заданию. Самостоятельно составить тестовые задания, соответствующие заданиям ГИА. Сделать выводы о проделанной работе, о её практической значимости.
Слайд 4
Родился 29 января 1881 г. в городе Орле, в дворянской семье, происходящей от татарского рода с примесью польской крови. Детство Зайцев провел в имении под Калугой, в атмосфере приволья и семейной ласки. Одно из главных влияний детства - постоянное общение с природой и охота.
Слайд 5
В 1898 г. поступил в Императорское техническое училище в Москве, но в 1899 г. был оттуда исключен за участие в беспорядках; был студентом горного института; стремясь в университет, сдал в 1902 г. экзамен по древним языкам и поступил на юридический факультет Московского университета, но курса не кончил. Этот период студенческой жизни Зайцев сам характеризует как "время метаний - пока не определилась деятельность литературная в 1905 - 1906 гг."
Слайд 6
Значительным событием в жизни стало знакомство с Италией, пережитое им как некий культурный и духовный экстернат. «…На всю жизнь вошла она в меня: природой, искусством, обликом народа, голубым своим ликом. Я её принял как чистое откровение красоты».
Слайд 7
В Москве встретил Веру Алексеевну Орешникову, по первому мужу Смирнову, ставшую его женой после развода. 16 августа 1912 года родилась дочь Наталия. Свою любовь сумели пронести через всю жизнь (прожили вместе более 60 лет). В годы Первой мировой войны Зайцев окончил Александровское военное училище и сразу после Февральской революции был произведен в офицеры, однако не попал на фронт и с августа 1917 по 1921 жил в своём поместье Притыкино. По возвращении в Москву был избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей, работал в Кооперативной лавке писателей.
Слайд 8
В июле 1922 года Зайцев вместе с женой и дочерью навсегда покидает Россию.
Слайд 9
В эмиграции прожита большая часть жизни – пятьдесят лет. Эти годы наполнены и горестями, и страданиями, и материальными трудностями, но эти же годы наполнены и счастьем мирной семейной жизни, радостями путешествий и дружеских встреч, творческими успехами.
Слайд 10
Творчество писателя Первые литературные опыты относятся к возрасту 16 - 17 лет. Рассказ "В дороге" появился в "Курьере" в 1901 г. Затем Зайцев печатался в газетах: "Курьер", "Утро России" и "Речь" и в журналах: "Правда", "Новый Путь", "Вопросы жизни", "Золотое Руно", "Перевал", "Русская Мысль", "Современный мир", "Вестник Европы", "Новый журнал для всех", "Новая жизнь", в альманахах "Шиповника" и "Земли". Первая книжка рассказов вышла в 1906 г., вторая в 1909 г., третья - в 1911 г. (все в Санкт-Петербурге). В 1913 г. вышел роман Зайцева "Дальний край". Своим главным произведением русского периода Зайцев не раз называл повесть «Голубая звезда» (1918), расцененную им как «прощание с прошлым». Повесть воссоздает историю любви героя, мечтателя и искателя высшей духовной правды, к девушке, которая напоминает тургеневских героинь. В 1920-е годы «житийные портреты» («Алексей Божий человек», «Преподобный Сергий Радонежский», оба 1925) и очерки о странствиях к святым местам (Афон, 1928, Валаам, 1936). Автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба» (1937–1953) воссоздает детские и юношеские годы героя, совпавшие со временем надвигающегося перелома в судьбах России. В эмиграции Зайцевым созданы также романизированные биографии трех русских классиков: «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1951), «Чехов» (1954), в которых предпринят опыт реконструкции духовного мира и творческого процесса каждого из этих писателей. Книги воспоминаний Зайцева «Москва» (1939) и «Далекое» (1965) содержат целостный и яркий портрет предреволюционной эпохи, запечатленной в ее идейном брожении и в богатстве ее духовной жизни. Зайцев проявил себя как истинный мастер литературного портрета, нередко, как в главах о Бунине или о З.Гиппиус, подводящего объективный итог сложным отношениям, которые связывали мемуариста с этими людьми на протяжении десятков лет.
Слайд 11
Рассказ «Атлантида» Повествование о последнем годе учёбы будущего писателя в Калужском реальном училище. Главный герой погружён в сказочный мир мечты. Трогательность первой юношеской мечты к актрисе Стецени-Вардиной. Шестнадцатилетний Женя бродит по Калуге, мечтая увидеть её. Безответное чувство рождает ощущение печали и грусти. С любовью писатель рисует улицы нашего родного города. Символично название. Подобно Атлантиде, ушедшей в пучину вод, на дно жизни, проходят и чувства. Время лечит сердечные раны и душевную боль. Женя уезжает в Москву.
Слайд 12
Не случайно, одной из главных особенностей зайцевской литературной манеры был автобиографизм как художественный приём. Образ Калуги объединяет в себе черты дорогой сердцу писателя образ малой родины и Родины большой.
Слайд 13
Составление тестовых заданий на основе предложений рассказа В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении. Отец,(1) смеясь,(2) целовал руку красивой дамы с огромными,(3) чёрными глазами. Дверь, (4) обитую клеёнкой,(5) отворила ему Капа. В один такой весенний вечер Женя сидел на подоконнике,(1) рассматривал Венеру,(2) нечеловечески прозрачною слезой стоявшую над переулком. А вечером они с Капой были в гостях у Дитюши,(1) в небольшом флигельке у Никольской,(2) заставленном цветами,(3) этажерочками,(4) карточками. В четвёртом часу,(1) за обедом,(2) Алекссандра Карловна,(3) взволнованная и слегка тоже заплаканная,(4) рассказывает Жене о беде. Вечером,(1) с извозчика,(2) можно было видеть Александра Георгиевича,(3) закутанного в шарф и плед,(4) что-то читавшего при лампе. … тихая Калуга,(1) в старину славившаяся холстами и верёвками, (2) Мариной Мнишек и позднее Шамилем,(3) погружалась в зимнюю,(4) пахучую метель. Александра Карловна всё вертит своё колесо,(1)на лице благодушная улыбка,(2)озарённая солнцем оттепели. Дальше дом дяди михася – назывался он «красавец»,(1) лечил дам,(2) ездил по театрам,(3) маскарадам,(4) полупольский «гоноровый пан»,(5) любивший «намокать»,(6) тот самый… Ухабы,(1) гиканье,(2) знакомая доха отца,(3) слегка обмёрзшая у губ от дыханья… … Александра Карловна … увидела раз сцену,(1) очень её развеселившую: Александр Георгиевич,(2) в высоких своих калошах,(3) в шарфе,(4) помогал перепрыгнуть через ручей восьмикласснице Кате Крыловой.
Слайд 14
В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве. Из бесконечных разговоров с дамами,(1) не отходя от столика у окна,(2) следила она за политикой,(3) общественностью и эротикой города. Жан служил биржевым маклером,(4) спекулировал на бумагах и как человек азартный проигрался. И вертя колесо,(1) держа в руке кусочек парафина,(2) чрез который пропускала нитку,(3) Александра Карловна недовольно шевелила губами… Хромая,(1) постукивая каблуком,(2) наведывается туда Александра Карловна,(3) оттуда несут ей мотки,(4) а берут смотанные шпульки. И Александра Карловна,(1) тяжко волоча ногу,(2) обходит стол,(3) стучит в комнату дочери. … и зимний день из окон,(1) так же серо и очаровательно синея,(2) смотрит глазом светлого бесстрастия(3) во дворе пилят двое мужиков,(4) по белым крышам домиков калужских бродят галки,(5) кресты золотеют в бледном небе… Улеглась и пыль от них,(1) а Женю всё водил взад и вперёд Александр Григорьевич,(2) подложив руку под фалду фрака и побалтывая ею. В младших классах ученик режет ножом парту,(1) вырезая бессмысленные вензеля,(2) далее начинает критиковать наставников,(3) читает дурные книги,(4) и где же он оказывается? Из бесконечных разговоров с дамами,(1) не отходя от столика у окна,(2) следила она за политикой,(3) общественностью и эротикой города. Здесь в первый раз услышал он Кармен,(1) сидя в мундирчике своём в партере,(2) наискось седого,(2) в крепких усах губернатора. Ну,(1) я тебе завтра отдам гривенник,(2) – крикнул Капырин,(3) спрыгивая на углу.
Слайд 15
Для Зайцева настал «период третий, вновь русский». Его читают, его произведения актуальны, так как в них есть то, что волнует нас и сейчас: проблемы смысла жизни и смерти, радости и страдания, вопросы о Боге, о христианстве, о месте человека в мире, о его неразрывной связи с природой.
Слайд 16
Работа в группах
Слайд 17
В перспективе следующие темы для изучения: «Б. Зайцев и его современники», «Автобиографические произведения. Заочная экскурсия по местам, связанным с жизнью писателя», «Составление заданий по русскому языку с опорой на произведения русских писателей».
Финист - Ясный сокол
Сказка об осеннем ветре
Привередница
Музыка космоса
Марши для детей в классической музыке