Творчество А.Л.Барто помогло в становлении многих детских писателей а также современных детских писателей нашего города.
Цель проекта: «Возрождение духовного наследия Агнии Барто и детских писателей г.Стерлитамак
Формирование гуманистических ценностей при чтении произведений поэтессы и современных детских писателей нашего города.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПОСВЯЩЕННЫЙ 250-ЛЕТИЮ Г. СТЕРЛИТАМАК И 110-ЛЕТИЮ А.Л.БАРТО
«ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ ГОРОДА СТЕРЛИТАМАК, ВОСПИТАННЫЕ НА ТВОРЧЕСТВЕ А.Л. БАРТО»
Выполнили
Атласова Азалия,
Шамрай Анастасия,
ученицы 1 класса.
Руководитель Кукушбаева Г.А.,
учитель начальных классов
Стерлитамак, 2016
Содержание
Введение | 3 |
Глава I | 4 |
Русская советская поэтесса А. Л. Барто Детские писатели г. Стерлитамак Глава II | 4 5 6 |
Характеристика творчества А.Л.Барто Характеристика творчества детских писателей г. Стерлитамак. Заключение Список литературы | 6 7 9 10 |
Приложение | 11 |
Введение
Детская поэтесса Агния Барто — один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Она имеет особый дар говорить с детьми. Поэтесса всю жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. Поэтому она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Чаще всего это совсем не примерные дети, среди них есть ребята, совершающие не образцовые поступки.
Актуальность. Проблема взаимоотношений старших и младших одна из главных проблем в творчестве Барто, и её решению посвящено много произведений, в которых внимание заострено на дружбе между старшим и младшим поколением. Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко запоминается и легко читается, а по интонациям очень близко к детской речи, легко и весело выговаривается. Это свойство отличает почти все стихи Барто. В то же время каждое из них имеет свое лицо. Все они новы и по сюжету, по ритму, образному строю. В том-то и секрет долговечности лучших стихотворений поэтессы. В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках. Цикл «Игрушки» - это не просто дюжина самостоятельных объединенных одной темой сюжетов.
Каждый сюжет развернут в «микропоэму».
Именно благодаря этому циклу многие дети получают первые уроки гуманизма. Творчество А.Л.Барто помогло в становлении многих детских писателей а также современных детских писателей нашего города.
Цель проекта: «Возрождение духовного наследия Агнии Барто и детских писателей г.Стерлитамак
Формирование гуманистических ценностей при чтении произведений поэтессы и современных детских писателей нашего города.
-Основные задачи проекта:
-возрождение семейного чтения и общения на родном языке.
-формирование интереса детей к поэзии в кругу семьи и в школе.
-развитие литературного творческого потенциала детей.
-выполнение указов страны и правительства и администрации города Стерлитамак.
Предмет исследования проекта: Произведения А. Л. Барто и произведения детских писателей города Стерлитамак
База исследования: учащиеся 1Г класса, наши младшие братья и сестры.
Гипотеза исследования: Чем больше произведений А. Л. Барто и детских писателей г. Стерлитамак знают ученики ,тем воспитаннее и прилежнее, патриотичные и активные (граждане) дети. Тем легче им учиться и дружить в коллективе и в семье, в городе.
Теоретическая значимость: систематизация произведений, использование его на уроках как дополнительный материал, на классных часах.
Во внеурочной деятельности по родным татарским и башкирским и иностранным языкам.
Практическая значимость: Изготовление книжек малышек о детских писателей г.Стерлитамак и сборника произведений Ариткуловой Гузалиии Рифгатовны.
Перевод стихотворения Агнии Барто на родной и иностранный языки.
Методы исследования. Поиск информации в сети интернет. Чтение и анализ произведений А.Барто и детских писателей города Стерлитамак. Видеосъемка. Фотосъёмка. Консультация с педагогами и родителями. Беседы с библиотекарем школы. Эксперименты с младшими родственниками.
Глава I
Русская советская поэтесса А.Л. Барто
Родилась 4 февраля (17 н.с.) в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
Начала печататься в 1925. Пишет для детей о жизни советской школы, семьи, пионерах. В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей - "Китайчонок Ван Ли", Мишка-воришка". Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот" (1934), "Игрушки", (1936), "Снегирь" (1939).
В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде). Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте.
В послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии и других странах.
В 1940-50 выходят новые сборники: "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи", "Стихи детям". В эти же годы работает над сценариями детских кинофильмов "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер".
В 1958 написала большой цикл сатирических стихов для детей "Лешенька, Лешенька", "Дедушкина внучка" и др.
В 1969 вышла книга прозы "Найти человека", в 1976 - книга "Записки детского поэта".
Стихи Барто, отмеченные мягким юмором, ясностью языка, завоевали большую популярность у юных читателей и у взрослых. В прозаических книгах для взрослых "Найти человека" (1969) автор рассказывает о своих поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны.
Награждена 3 орденами, а также медалями.
Детские писатели города Стерлитамак
Рашида Рашитовна Шамсутдинова (Сафаргалина) Окончила Башгосуниверситет. Работает библиотекарем в Стерлитамакском медицинском техникуме.
С 90-х гг. Р. Шамсутдинова работает в жанрах поэзии и прозы. Первый сборник стихов «В моих объятиях солнце» она издала в 1993 году. Стихи молодой поэтессы отличаются тонким лиризмом и душевной теплотой. Во многих своих произведениях она выступает как мать, как защитница красоты, мира и любви на этой земле. В поэме «Медовая заря» она по-своему жизнеутверждающе раскрыла тему мастерства и детства, тему вечности бытия и мировоззрения. Стихи, рассказы, сказки для детей написаны образным, доступным для детей простым языком, они обладают художественной силой достоверности. Язык Р. Шамсутдиновой увлекательный и живой. Она предстает перед читателями как тонко чувствующая детскую психологию поэтесса «Я — солнышко», 1997.
Рамзана Асхатовна Абуталипова родилась 30 марта 1954 г. в г. Стерлитамаке. Училась в школе-интернате №1 г. Уфы. Окончила Башгосуниверситет. Работает доцентом кафедры башкирской и русской филологии и методики преподавания Стерлитамакской государственной педагогической академии.
Рамзия Абуталипова начала писать стихи еще в школьные годы. Активно работает в области детской поэзии с 90-х гг. Хорошо знает детскую психологию, находит интересные образы, сюжеты. Лирические стихи для взрослых написаны образным языком, богаты поэтическими находками. Р. Абуталипова также пишет рассказы, драматические произведения, публицистические статьи.
Любовь Александровна Афлятунова (Кучина) – детская поэтесса
Первые ее книги вышли в издательском доме «Проф-пресса» Ростова-на-Дону тиражом от 100 до 200 тысяч экземпляров в 2005 году. Там вышли сразу четыре книги за очень короткое время. В прошлом году вышла антология башкирской литературы, в которую поместили и мои переводы тоже. В 2008 году в издательстве «Китап» увидела свет книга перспективного молодого автора Карима Булата «Я кормушку смастерил». Она уникальна тем, что вышла сразу на двух языках, с переводами Любовь
Рашит Газизуллович Загидуллин родился 3 сентября 1939 г. в д. Татарский Саскуль Гафурийского района Башкортостана. Окончил Стерпитамакский совхоз-техникум. Работал машинистом на Стерлитамакском кожевенном заводе. Ныне на пенсии.
Первые произведения Р. Загидуллина появились в 80-е гг. Работает в жанрах поэзии и прозы. Является автором поэтических сборников дли детей «Тик-так» (1981), «Когда станем большими» (1983), «Телефон с гусенком» (1990), «Солнышко спряталось в валенках» (1993), стихов в коллективном сборнике «Я помогаю маме» (1986). Его стихи познавательны, через них дети учатся любить природу, животных, окружающий мир. Сказки в стихах Р. Загидуллина отличаются содержательностью, образностью языка. Короткие по форме, емкие по содержанию ритмичные произведения пользуются популярностью среди маленьких читателей.
Глава II
Характеристика творчества А.В.Барто
В ее стихах, всегда по-хорошему злободневных, — приметы нашего времени, актуальные события детской жизни; но не только в них смысл и значение ее поэзии — а и в той жизнеутверждающей основе, на которой родились эти стихи, в разлитой в них доброте и чистоте.
«Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно, весело о серьезном и важном.
С самого начала творческого пути в стихах Агнии Барто переплелись две характерные для Барто линии: лирическая и сатирическая. В нашей детской поэзии Барто по праву считается создателем сатиры для детей. Продолжая сатирическую линию, начатую Маяковским, она ввела в детскую литературу сатирическую стихотворную новеллу, сатирический портрет, веселые шаржи.
«Сатира для детей?», «Понимают ли ее дети?», «Нужна ли она детям?» — так думали и, возможно, думают многие. Агния Барто блестяще отвечает на эти вопросы, утверждая воспитательную действенность своими сатирическими стихами. Смех — ее первый помощник в общении с детьми, главный союзник в ее работе воспитателя. Но подчас она смеется над тем, что и невесело, и нерадостно. Она любит давать имена своим героям — у нее почти нет безымянных мальчиков и девочек, «вообще пионеров» — у нее действуют «индивидуальности», часто их имена так крепко связаны с их характеристикой, что становятся уже нарицательными. Такова, например, «Леночка с букетом», которая не учится, а только выступает с приветствиями.
...Третий год, зимой и летом,
Появляется с букетом,
То придет на юбилей,
То на съезд учителей.
...Говорит спокойно Лена:
— Завтра двойку получу —
У меня районный пленум,
Я приветствие учу...
Сатира Барто меткая, острая, но не злая; автор знает, что у ребенка все впереди, и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков.
Творчество Агнии Барто можно рассматривать как подъем по спирали, она словно повторяет присущие ей характерные приемы, темы, жанры — каждый раз в ином, более высоком качестве. Она совершенствует не только самый стих, словарь, рифму, размер, его смысловую насыщенность, но и характер своих героев, поднимает их интеллектуальный и нравственный уровень, тем самым незаметно и без нажима прививая читателю чувства добрые. Возьмем для примера знаменитое стихотворение «Уронили мишку на пол...».
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший, —
говорит маленькая девочка, и в этом видна и жалость к потрепанной игрушке, и благодарность ей, и желание защитить от кого-то. Но вот другая, более поздняя миниатюра про жука, которого закрыли зимней рамой,
...а он живой,
Он жив пока...
И ребенок требует, чтобы жука освободили. Здесь тоже добрый порыв, тоже жалость, но маленький человек раскрывается здесь по-иному, более глубоко, обнаруживая человечность, бережное отношение ко всему живому. Воспитание чувства — вот задача, которую ставит перед собой поэт, отсюда и поиски новой лирической интонации. «В наши дни искусство растрогать остро необходимо, — говорит Барто. — В свое время советская поэзия для детей решительно отказалась от всякой слащавости, умильности, ложной трогательности... Но, ожегшись на молоке, мы стали дуть на воду... поэтому и надо сейчас вселить в душу ребенка подлинную высокую лиричность, которая защитит его от рассудочности». Читая «За цветами в зимний лес», видишь отчетливо, что все стороны творческой индивидуальности Барто нашли здесь свое отражение и в каком-то новом, более совершенном качестве. Тут, как всегда, много стихов сатирических: «Как на мамины именины», «Найдено имя», «На косогоре, где-то», «Если вы ему нужны» ...
Сразу запоминаются строчки:
И если вы ему нужны,
Его улыбки так нежны...
Характеристика творчества детских писателей г.Стерлитамак.
Рашит Загидуллин успешно пробует свои силы и в жанре юмористических и сатирических рассказов для взрослых, которые часто публикуются на страницах республиканской печати.
Основные произведения
Рамзия Абуталипова - кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РБ, отличник просвещения РБ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, автор более 15 учебников и методических пособий для учителей начальных классов школ и воспитателей детских садов, студентов вузов. Делегат IIВсемирного Курултая башкир, председатель Совета башкирских женщин г. Стерлитамака, член Совета по претворению в жизнь закона «О языках в Республике Башкортостан» при Правительстве РБ.
Основные произведения
Методика исследования:
В ходе проектной работы были
1.Подобраны произведения А.Л. Барто, воспитывающие осторожность, технику безопасности, пожарную и электрическую безопасность в быту и в школе.
2. Подобраны произведения детских писателей города Стерлитамак,, приучающие детей к порядку, аккуратности, прилежности и культуре поведения в окружающем мире.
3. Прочитаны произведения детских писателей города Стерлитамак и А.Л. Барто, воспитывающие самостоятельность, исполнительность, трудолюбие, доброжелательность, дружелюбие в семье и в школе.
В ходе исследования были получены следующие новые теоретические и практические результаты.
Перевод произведений А.Л. Барто на английский и родной язык.
Составлены ребусы, загадки, кроссворды, шарады по произведениям А.Л.Барто и детских писателей города Стерлитамак.
1.Получены новые знания следующего характера:
- Биография А.Л.БАРТО и детских писателей города Стерлитамак.
- Перевод и смысл слов на родном и английском языке
- умение составлять и подбирать кроссворды и ребусы
2.Выдвинуты новые идеи:
Достаточно детям выучить наизусть стих, который учит соблюдению всех норм и правил в быту и в школе.
И не нужно будет тратить время учителя и родителей на замечания и нравоучительные беседы и инструктажи.
Например, мы провели эксперимент с младшими родственниками.
Мы читали своим братишкам и сестрёнкам стихи А.Л. Барто и детских писателей города Стерлитамак:
-про аккуратность - они стали аккуратной.
- про осторожность - они стали осторожными
- про послушность – они стали послушными.
3.Созданы новые творения в виде: книжек – малышек, видеороликов. Папок раскладушек.
4.Определены новые проблемы и задачи: подобрать и читать стихи для наших младших братьев и сестренок, чтобы они стали ЕЩЕ лучше. умнее. ПОСЛУШНЕЕ.
Анализ результатов исследования
На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующее выводы:
- у детей повышается интерес к чтению детской литературы
- формируется умение выбирать информацию по заданной теме проекта
-создается продукт деятельности полезный для дальнейшего обучения.
-формируется качество активного гражданина города Стерлитамак.
Заключение
Данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:
1. Повышение качества и техники чтения.
2.Сплочение семьи при видеосъемке и чтении в тесном семейном кругу.
3. ПРОЯВЛЕНИЕ интереса к произведениям советских поэтесс
4.Помощь нашим родителям в заботе и внимании к младшим родственникам.
5. Исполнение указов Министерства, правительства России, РБ и администрации города Стерлитамак.
Гипотеза исследования: Чем больше произведений А. Л. Барто и детских писателей г.Стерлитамак знают наизусть, тем воспитаннее, прилежнее. патриотичнее дети. Подтверждена.
Тем легче детям учиться и дружить в коллективе, в семье и стать активным гражданином г. Стерлитамака.. Подтверждена.
Основные задачи проекта и цель достигнуты
Список литературы
1.Агния Львовна Барто-любимица мальчишек и девчонок //Универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек и любителей книги, науки, словесности «Знаменательные даты». -2001.- С. 57.
2.Тишурина О.Н. Агния Львовна Барто //Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. -2-е издание. - М.: Дрофа, 2004. -С. 11. (Портрет на с. 10).
3.Барто Агния Львовна //Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3 частях.Ч.1-М.: Либерея,1998. -С.44-47. (В словаре дана биографическая статья, список лучших произведений А.Л.Барто, приведены дополнительные сведения об иллюстраторах, переводчиках, экранизациях и т.д.).
Агния Барто //Советская детская литература. Учебное пособие для библиотечных факультетов институтов культуры и педагогических вузов. Под редакцией В.Д.Разовой.М.: «Просвещение», 1978. –С.360-372. (В статье дается глубокий анализ творчества А.Л. Барто).
Тубельская Г.Н. Барто Агния Львовна //Тубельская Г.Н. Детские писатели России.Сто имен: Биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-Л.-М.: Школьная библиотека, 2002. - С.26-28. (Статья содержит материал о жизни и творчестве А.Л. Барто, который поможет библиотекарю организовать книжную выставку, выпустить газету, оформить плакат, провести вечер).
Барто Агния Львовна //Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. -3-е изд., перераб. М.: Флинта: Наука,2001. - С.53-56. (Статья содержит важнейшие факты биографии А.Л. Барто, сведения о проблематике ее творчества, основных жанрах и особенностях индивидуального стиля.
Химина О.С. Поэзия доброты //Читаем, учимся, играем,-1998,-№8.-С.121 (Музыкально-поэтический праздник, посвященный А.Л. Барто).
Бодраченко И.В. Баба снеговая //Начальная школа. -2006.-№ 2.-С.2-3. (Инсценировка стихотворения А. Барто «Не одна»).
Приложения
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Горка
Усатый нянь