Мини-сочинения по темам: "Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне", "О чем поет лошадь?" "Анализ стихотворения А. Блока "Незнакомка". "Символические образы и их смысл в поэме А. Блока "Двенадцать". Идея справедливости и ее воплощение в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Портрет эпохи в романе М. Шолохова "Тихий Дон".
Вложение | Размер |
---|---|
mini.docx | 19.39 КБ |
Мини-сочинения ученика
Кучана Александра
Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»
Я прочитал пьесу М. Горького «На дне» и комментарии к ней даю сейчас. В пьесе поднимается очень важная проблема правды и лжи. Герои Горького – опустившиеся, обедневшие до предела «босяки», и они пытаются любыми способами доказать, что все еще остаются людьми. Так, Барон рассказывает про кареты с гербами, а Настя придумывает себе любовь. Именно поэтому обитатели ночлежки прислушиваются к страннику Луке, вещающему, что человек везде остается человеком и «человек – это звучит гордо». Сам драматург не любил Луку. Он неоднократно писал, что даже самая горькая правда лучше, чем ложь во спасение, что утешитель Лука – жулик и что низшим слоям общества нужна вовсе не жалость. Тем не менее, в пьесе мы видим совсем иное. Ложь Луки (за исключением случая с Анной) нужна вовсе не для того, чтобы облегчить страдания, а для того, чтобы побудить людей к действию. Зачем старик говорил Ваське Пеплу, что в Сибири хорошо жить? чтобы тот прекратил воровать и решился рискнуть - начать новую жизнь, убежав с Натальей. А история Актера? Поверив в бесплатную лечебницу, он мог бы найти в себе силы и подняться со «дна». Но Сатин являет Актеру жестокую правду, и тот с горя лезет в петлю. Итак, из данного произведения можно сделать выводы, совершенно противоположные замыслу автора.
О чем поет лошадь?
О чем поет лошадь? Хм-м… вообще-то строго говоря, лошади не поют. Лошади ржут. Однако, если подключить воображение или использовать галлюциногены, лошадиное ржание вполне можно принять за пение. Итак, о чем поет лошадь? А ржать лошадь может о разном. Например, о том, как вкусна свежая и сочная трава на степном лугу. Или о том, как замечательно табуном скакать по полям, когда земля и небо стремительно несутся навстречу, и ветер свистит в ушах. А еще лошадь может ржать о том, что в сто лет не ремонтированной конюшне летом еще терпимо, а осенью и зимой изо всех углов немилосердно дует. Что приходится каждый день таскать за собой тяжеленую телегу. Наконец, что у хозяина не хватает денег на корм, потому красивое гордое животное все больше напоминает обтянутый кожей скелет. Да, многое может значить лошадиное «пение».
Анализ стихотворения «Незнакомка»
А. Блок написал «Незнакомку» в 1906 году. Это был важный для поэта литературный эксперимент. Так в чем же его ценность? Незнакомка – это, безусловно, Прекрасная Дама, она же Вечная Женственность, она же Божия Мать. В начале своего литературного пути Блок посвятил ей лучший (как он говорил) цикл стихов. В данном стихотворении этот образ во многом повторяет образ ранних стихов: эта женщина окружена «туманами», лицо крыто за теплой вуалью… - словом, ее неземная природа очевидна. Эксперимент же состоит в том, что литератор помещает свой идеал в реальный мир. И лексика говорит нам об отношении Блока к миру – она прямо-таки кричит об этом. Всем правит «тлетворный дух», остряки с дамами гуляют «среди канав», в воздухе раздается плач и визг, и даже небесное светило «бессмысленно кривится». Эти и множество других примеров однозначно свидетельствуют о том, что поэт считал общество морально разложившимся и безнравственным. Результат эксперимента очевиден: идеальная женщина и общество несовместимы, можно только вызвать иллюзию Дамы, но для этого необходимо много выпить. А парадоксальная концовка раскрывает мнение Блока: алкогольные видения неземной женщины лучше, чем ужас, окружающий поэта на самом деле.
Символические образы и их смысл в поэме Блока «Двенадцать»
При анализе образов поэмы «Двенадцать» необходимо учитывать, что Блок был символистом. Это значит, что образы нельзя рассматривать напрямую. Это все символы, в которых нужно искать скрытый смысл. Первый образ – это ветер, который валит человека с ног. Это не просто метель, а ветер перемен, который должен смести всех и все несовместимое с новой жизнью. Таких набралось много: невеселый священник, буржуй, писатель, распутная Катька и даже плакат, который лучше было бы пустить на портянки замерзающим детям. Людям старого мира противопоставлены красноармейцы. Этой дюжине ветер не страшен, поэтому они твердо шагают вперед, готовые сразиться с любым «неугомонным врагом». О последней главе нужно сказать отдельно. В ней контраст старого и нового показаны особенно ярко. Облезший пес, символ уходящей жизни, плетется позади. Двенадцать солдат уходят от него и не оборачиваются. А идут они за Христом, как апостолы; Христа пока не видно за снежной пленой, но он благословляет тех, кто хочет изменить Россию к лучшему. Получается, что все символы и образы в поэме нужны только для того, чтобы показать: прежняя Россия безнадежно устарела, и ее необходимо немедленно менять, иначе общество погрязнет в безнравственности и пороках.
Идея справедливости и ее воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Как известно, зло должно быть наказано. Эта мысль повторяется на протяжении всего романа, и она не обсуждается. Но вот на ее воплощении нужно остановиться и осветить получше. Дело в том, что у Булгакова идея справедливости принимает, мягко говоря, не слишком гуманные формы. Например, за что поплатился головой Берлиоз? За то, что отрицал существование Иисуса? Разве так велика была вина Варенухи? Если каждого, кто ругается и лжет по телефону, превращать в вампира, то скоро людей не останется. Почему надо было убивать бедного барона, который не успел ничего? А о главных героях, получивших порцию яда «за все хорошее», я умолчу. Также нельзя не отметить, что иногда в процессе наказания страдали невинные люди, случайно оказавшиеся рядом. Например, бухгалтер театра «Варьете», пойманный с валютой, - честный и порядочный человек, пострадавший ни за что. Таксисты, с которыми расплачивались волшебными червонцами, тоже не при чем. Соседи, затопленные во время погрома квартиры критика. Впрочем, Маргарита вершила не справедливость, а месть. Ее нельзя судить теми же мерками, что и Воланда. Еще хочу подчеркнуть, что в романе почти не упоминается другая сторона справедливости, то есть поощрение хороших поступков. Если копнуть поглубже, можно вообще прийти к мысли, что хороших поступков там, можно сказать, нет вовсе. Наоборот, все стараются любыми путями получить больше квадратных метров, денег, более престижную должность. Единственный случай милосердия – помилование Фриды, и этим все сказано. Итак, из романа «Мастер и Маргарита» следует, что справедливость приносит намного больше зла, чем любое беззаконие.
Портрет эпохи в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
«Тихий Дон» задумывался Шолоховым именно как исторический роман, поэтому тема в нем полностью не раскрыта. Так что же за эпоха была в те далекие времена? А эпоха была грозная. В России один за другим следовали кризисы власти, поэтому доверие людей друг к другу было подорвано. То шли споры по поводу царя, то большевики встали в оппозицию по отношению к Временному правительству. А потом разразилась Гражданская война, и по малейшему поводу, подозрительных людей, стали казнить. Также стоит отметить сильное моральное разложение обеих сторон, которое быстро превращало сотни и батальоны в банды. В это же время на западных рубежах бушевала еще одна война, Первая Мировая. Во многом именно нежелание власти заключить мир вызвало Февральскую и октябрьскую революции. Люди не понимали, зачем Россия вступила в войну, массово дезертировали, братались с немцами. Также на фронте велась революционная пропаганда. И это привело к тому, что Корнилов отправил войска штурмовать собственную столицу, правда, безуспешно. Итак, Шолохов дает яркую картину происходящего в начале 20 века. Настолько яркую, что роман вполне можно было озаглавить не «Тихий Дон», а «Ужасы революционной России».
Просто так
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Растрёпанный воробей
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?