Психологизм Дубровского
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_psihologizm_dubrovskogo.doc | 954.5 КБ |
Региональный конкурс исследовательских работ
учащихся 5-11 классов «Исследователь»
Секция: литературоведение
«Психологизм Дубровского»
Лундовских Никита
Ученик 7 класса
МБОУ «Гимназия № 26»
Научный руководитель:
Кривилева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Набережные Челны
2017
Содержание
стр.
Введение --------------------------------------------------------------------------------- 1
Глава 1. Психологизм в литературе ---------------------------------------------- 3
Глава 2. Психологический портрет Дубровского ---------------------------- 5
материальной стороне жизни -------------------------------------------------------- 8
2.4. Мотивы и личностные черты характера,
побудившие Дубровского стать разбойником ------------------------------------ 9
2.5. Отношения Дубровского с крестьянами ------------------------------------ 10
2.6. Несбывшаяся мечта Дубровского --------------------------------------------- 11
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 12
Список литературы ----------------------------------------------------------------- 13
Приложения
Введение.
Предметное направление |
Литература |
Возрастная категория |
7 класс |
Секция |
Литературоведение |
Тип работы |
Исследовательский |
Название работы |
Психологизм Дубровского |
Цель работы |
Составить психологический портрет Дубровского. |
Задачи работы |
Изучить особенности психологического портрета Дубровского, выявить характерные черты этого образа |
Актуальность работы |
Многие люди не желают терпеть несправедливость по отношению к себе и другим, они готовы защищать свое человеческое достоинство. Другой момент – какие способы для этого выбирают. И в наше время есть такие «Дубровские», которые, попав в сложные жизненные ситуации, не могут их реально оценить и принять правильные решения. Тема исследовательской работы актуальна тем, что развивает интерес к изучению литературы, психологического портрета главного героя, мотивов его поступков. Работа по проекту позволяет проанализировать нравственную составляющую в поведении героя, его отношения с окружающими, повод и деяния. Данная исследовательская работа помогает осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материалов в дополнительных изданиях, учит строить сообщения в устной и письменной речи, позволяет развивать творческие способности. |
Объект исследования |
Образ Дубровского |
Предмет исследования |
Произведение А.С. Пушкина «Дубровский» |
Этапы работы |
Этап 1. Постановка темы, целей, задач работы. Этап 2. Механизм реализации: - изучение темы; - формулировка проблемы; - определение целей и задач; - составление плана работы и определение временных рамок; - сбор и анализ информации; - обработка информации. Этап 3. Представление работы. Этап 4. Подведение итогов. |
Роман «Дубровский» – одно из самых, на мой взгляд, интересных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Его работа над романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома.
В этот период времени (начало 19 века) в русском обществе появился новый социальный тип – беспоместный дворянин. В старинном дворянстве, которое разорялось, А. С. Пушкин видел источник оппозиции правящей власти.
А. С. Пушкин пытается найти точку взаимодействия или противодействия социальных ролей: «разбойника поневоле» и «романического», благородного разбойника.
Глава 1. ПСИХОЛОГИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.
Что значит быть писателем-психологом? Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется на первый взгляд. Быть психологом – значит понимать человеческую душу, проникать в скрытые мотивы поступков, словом изучать человека.
«Писатели-психологи» изображают внутренний мир человека особенно ярко, живо и подробно, достигают особой глубины в его художественном освоении.
Под психологизмом в литературе понимают художественное изображение внутреннего мира персонажей, т.е. их мыслей, переживаний, желаний и т.п. [1]
При создании литературных образов писатель пользуется языком, словом, что позволяет ему прямо и непосредственно запечатлевать процессы мышления, так как оно осуществляется не иначе как в речи, слове.
_______________________________________________
[3] Есин А. Б. // Психологизм русской классической литературы, Учебное пособие, 3-е издание
Таким образом, литература имеет поистине уникальные возможности в сфере изображения внутреннего мира человека.
Проникновение в личный мир персонажей подразумевает наличие у автора исследовательского метода, выработанного на основе знания людской психологии.
Психологический портрет человека, а особенно литературного персонажа, составить всегда не просто, тем более, когда он не однозначен и противоречив.
Главный герой романа Пушкина «Дубровский» таковым и является. Образ Дубровского следует рассматривать не только с учетом собственного мнения, но и опираясь на авторское видение персонажа с учетом исторического периода.
В основе «Дубровского» лежит акт обыденного беззакония, раз и навсегда увлекающий героя в сторону от путей, для которых он предназначен по рождению и воспитанию.
В этом заключено известное противоречие замысла: начавшись происшествием, роман сосредоточился далее на герое, который реагировал на события с исключительной силой и тем сразу поставил себя в исключительные отношения к обществу. [2]
В любое время можно встретить людей, которые попросту смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств. Такие люди готовы принимать судьбу такой, какая она есть. В любое время есть люди, которые борются за свое счастье, эти люди не желают терпеть несправедливость, таким людям терять нечего. Именно с людьми такого типа мы знакомимся в романе Александра Сергеевича Пушкин под названием «Дубровский».
____________________________________________________
[2] Н. Н. Петрунина. // Пушкин на пути к роману в прозе. - С. 163.
Пушкинская проза обладает ясностью, простотой и сжатостью. Достаточно одного какого-нибудь жеста, движения, слова – и мы можем представить себе всего героя «целиком».
Вот, например, как сообщает Дубровский дворовым о смерти отца: «Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался». Сразу становится понятно, герой - сильный человек, владеющий собой и не привыкший обнаруживать свои чувства, и только быстрый, решительный шаг (он появляется «вдруг») и это «отрывисто» выдают его внутреннее волнение.
Кажется, все так просто и естественно, а между тем мало кто мог бы так безошибочно найти нужную деталь, чтобы показать человека. Владимир очаровывает сразу: он молод, хорош собой, артистичен, имеет блестящее и разностороннее образование. Он организатор и лидер среди крестьян-разбойников. Как ни странно, но Дубровский вызывает симпатию даже у уездных помещиков, а все барышни заочно в него влюблены.
Благородный поступок Дубровского (возвращение помещице Глобовой денег, предназначенных ее сыну-офицеру) свидетельствует о его бескорыстии и стремлении к торжеству справедливости.
Трепетное чувство Владимира к Маше вызывает восхищение.
С крестьянами Дубровский общается на равных, не требуя от них никакого особо почтительного отношения к себе.
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДУБРОВСКОГО.
Портрет – (франц. portrait – портрет, изображение) – воссоздание внешности персонажей эпических и драматургических произведений (лицо, фигура, одежда, походка, жесты, манера держаться). Это один из основных приемов изображения человека в литературном произведении. Портрет, подчеркивая в человеке индивидуальные, неповторимые черты, является важным средством создания его образа.
Портретное описание – один из вариантов изображения внешности людей в литературе. Портретное описание указывает на состояние души героя, акцентирует внимание читателя на тех деталях внешнего облика человека, которые несут информацию о мыслях, чувствах, переживаниях и настроениях.
Среди изобразительных средств, с помощью которых писатель создает образы своих героев, значительное место занимают выразительные психологические зарисовки. Они часто сопровождаются эмоциональной оценкой самого автора.
Попробуем взглянуть на нашего героя более бесстрастно, учитывая исторический контекст и авторские характеристики.
2.1. Внешний вид Владимира Дубровского.
А. С. Пушкин достаточно лаконично рисует черты его внешности, которые играют в произведении важную роль. Внешний облик героя передается не только самим автором, но и в восприятии разных лиц.
Впервые о некоторых деталях внешности молодого Дубровского упоминается в сцене встречи с приказными, когда Владимир предотвращает бунт крестьян. «Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». В этой скупой зарисовке мы видим отражение лидерских качеств молодого офицера. Его слушают не только потому, что видят в нем сына Андрея Гавриловича, покойного барина, но потому, что он сумел оказать на крестьян определенное психологическое воздействие.
В образе француза Дефоржа Дубровский произвел хорошее впечатление на Троекурова «приятной наружностию и простым обращением». Умение спокойно и мужественно держаться даже в самых исключительных обстоятельствах, как, например, в сцене с медведем, позволило Маше увидеть в нем храбрость и гордое самолюбие. Интересно, каким рисует Дубровского-разбойника людская молва.
Вот он предстает в рассказе добрейшей Анны Савишны Глобовой, которую под предлогом встречи с шайкой Дубровского ограбил собственный приказчик. В ее восприятии это генерал «лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде». Такой портрет, описанный Анной Савишной, произвел довольно сильное впечатление на барышень, и в частности на Марью Кириловну, которые, начитавшись романов ужасов Анны Радклиф, увидели в нем романтического героя.
Автор тем самым стремится показать, что симпатии многих людей в округе на стороне благородного разбойника, грабящего богатых и непорядочных, но не допускающего обиды людей нуждающихся.
Кирила Петрович, знавший Владимира с детства, возражает и говорит, что «он кудрявый белокуренький мальчик, пятью годами старше Маши, и теперь ему 23 года».
Контрастирует с этим восприятием казенное описание примет героя, составленное исправником по показаниям бывших дворовых людей Дубровского: «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». По мнению Троекурова, этот портрет невыразителен, и опознать по нему Дубровского невозможно.
Итак, Владимир Андреевич Дубровский, молодой человек 23 лет от роду, представитель дворянского сословья, гвардейский офицер.
2.2. Отношения в семье.
Счастливые безоблачные детские годы Владимир провел в имении родителей, которые души не чаяли в единственном сыне. Он был окружён заботой и любовью не только родителей, но и всей дворни (имел даже собственную маленькую лошадку).
Роль семьи оказывает большое влияние на развитие ребенка в младшем возрасте, на становление его личностных качеств.
Примечательно то, что, если родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, то вырастая, ребенок не испытывает негативных чувств по отношению к родителям (что и проявилось у В. Дубровского по отношению к отцу). [3]
Анализируя в дальнейшем поступки Владимира Дубровского можно говорить о том, что значительные черты характера, такие как доброта, внимательность, порядочность, были заложены у него в детстве. Владимир рано лишился матери. А потеря родителя для ребенка очень страшное явление, потому что родитель для маленького ребенка – весь его мир. Детское горе маскируется под видом «странностей» поведения: либо суперпослушностью», либо слишком вызывающим поведением. [4]
А для отца, коего почти не знал, но «…со всем тем… был к нему привязан и тем более любил семейную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями», Владимир был самой главной отрадой в жизни.
2.3. Отношение Владимира Дубровского
к материальной стороне жизни.
А. С. Пушкин пишет: «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту…». С молодости Дубровский привык жить на широкую ногу, не задумываясь о происхождении материального благосостояния.
[3] Божович Л.И. //Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.
[4] Петрановская Л.В. //Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. - АСТ; Москва; 2015
Читая о праздном времяпрепровождении юного Владимира в кругу своих друзей, представляешь, забегая наперед, этого молодого человека в недалеком будущем этаким самодовольным, глухим к чужим бедам. Время, проведенное в кадетском корпусе, нисколько не повлияло на врожденные и заложенные отцом в детстве благородные качества.
2.4. Мотивы и личностные черты характера,
побудившие Дубровского стать разбойником.
А. С. Пушкин болезненную гордость обедневшего дворянина делает основной чертой психологического портрета.
Рисуя Дубровского старшего, Пушкин дает почувствовать и некоторую его психическую уязвимость, его горячность, вспыльчивость, нетерпеливость. Эти черты характера проявляются и в поведении Владимира Дубровского.
Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский собирается мстить. Сносить обиды – не в его правилах. Лишившись имения, Дубровский впервые задумывается о «куске хлеба», осознает невозможность привычной жизни, но более скромное существование на свое жалование не может себе даже представить.
Романтичный, сентиментальный и честолюбивый юноша благородного происхождения, ценящий понятия о дворянской и офицерской чести и достоинстве, оказавшись в трагической ситуации, растерян и подавлен. [5]
В порыве отчаяния, Дубровский сжигает родной, но уже не принадлежащий ему дом, решив стать мстителем.
____________________________________________
[5] Данилина Т.М. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 91-99
Дубровский мстит всем персонам, причастным к несправедливому судебному решению. Но обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег лишились своих человеческих качеств.
Но остается вопрос: почему Владимир не добивается восстановления справедливости законным путем? С его энергией и столичными связями он вполне смог бы добиться справедливости. Молодой Дубровский (подобно своему батюшке) считает бумажную волокиту ниже собственного достоинства, что объективно выглядит как инфантилизм.
Вряд ли Владимир осознанно встает на преступный путь. Следствием эмоциональных спонтанных решений становятся противоправные действия, осмыслив которые, молодой человек понимает, что возврата к прежней жизни нет.
Живя сегодняшним днем, Дубровский карает всех причастных к смерти его батюшки. Но благородная месть выглядит как-то незавершенно: ведь главный виновник всех бед – Троекуров, остается без наказания. При этом гнев Дубровского распространяется не на коррупционную систему правосудия в целом, а лишь на отдельных ее представителей. Так, что причислить нашего героя к борцам за справедливость не получается; он преследует лишь личные цели.
2.5. Отношения Дубровского с крестьянами.
С одной стороны, Владимир высокомерен, ведет себя с крестьянами по-дружески, однако будучи предводителем, не осознает своей ответственности за то, что направил их на путь разбоя.
Присуще Дубровскому-младшему и чувство товарищества. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти деньги, а возвратил их обратно. Потом, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: «Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища». О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать.
Для понимания характера Дубровского показательно его отношение к няне, которую он, пусть и в состоянии волнения, называет «глупой старухой». Сам же Александр Сергеевич, необыкновенно трепетно относившийся к своей няне Арине Родионовне, ставшей прототипом Егоровны, пишет о няне Дубровского с любовью и нежностью, всячески подчеркивая ее верность и преданность своему воспитаннику. Добрая няня Егоровна вызывала у Владимира умиление и жалость. При встрече юноша обнял ее с нескрываемой любовью.
2.6. Несбывшаяся мечта Дубровского.
Единственное, в чем Дубровский последователен от начала до конца – это любовь к Маше. Дубровский – сильный, смелый, бесстрашный. Вряд ли найдется тот, кто станет опровергать наличие этих качеств у молодого человека. Но зато каким робким и сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с любимой девушкой – Машей Троекуровой.
Когда в поместье к Троекуровым явился молодой учитель для сводного брата Маши, он стал давать уроки музыки и ей. Машу покорили в молодом учителе его благородство, усердие и храбрость. Она почувствовала в молодом человеке родственную душу. Узнав вскоре, что учитель – это Дубровский, известный разбойник, Маша не отреклась от него. Судьба сыграла с Владимиром и Машей злую шутку. Вражда, возникшая между их родителями, казалось, навсегда развела их, но им суждено было встретиться и полюбить друг друга. Любовь для Дубровского – чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для него несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Ради возлюбленной Владимир готов забыть о мести, амбициях и даже о собственном счастье.
Глава 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пережив невзгоды и лишения, Дубровский не превратился в цельную личность и настоящего положительного героя, поэтому, несмотря на очевидную симпатию, Александр Сергеевич Пушкин не удостаивает его счастливой судьбой. Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный.
Именно таким: честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя А. С. Пушкин.
Зато социальная жизнь, обрекающая его, – бесчеловечна. Честный русский дворянин, привязанный к отцу, к дому, к мысли о семье, поставлен в положение, из которого вообще нет выхода.
Тема романа «Дубровский» – как беззаконие может повлиять на судьбу и личность человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации.
Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев. Выдвинутый Владимиром Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера.
Отсутствие эволюции во внутреннем мире Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях.
Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Божович Л.И. //Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968
2. Белый А. // О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском». – Новый мир, № 11, 2009. С.160.
3. Данилина Т.М. Роман А.С. Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. – №7. – С. 91-99
4. Есин А. Б. // Психологизм русской классической литературы, Учебное пособие, 3-е издание
5. Литература. 6 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. В. П. Полухина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005
6. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса средних общеобразовательных школ / Под ред. В. Г. Маранцмана. – СПб.: Спецлит, 2000. – С. 188
7. Лихачёв Д.С. //Воспоминания/ Д. С. Лихачёв. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Logos, 1999.
8. Петрановская Л.В. //Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. - АСТ; Москва; 2015
9. Н. Н. Петрунина. // Пушкин на пути к роману в прозе. – С. 163.
10. А. С. Пушкин. // «Дубровский» - серия «Школьное чтение» - АСТ; Москва, 2007, с.1-13
Приложения к работе
«Психологизм Дубровского»
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Как нарисовать небо акварелью
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ласточка
Груз обид