Данная научно-исследовательская работа представляет собой выявление жанровых особенностей путевых очерков В. М. Пескова. В работе дается краткая справка об эволюции путевого очерка как жанра литературы и публицистики. Рассматривая жанровые особенности путевого очерка В. М. Пескова отмечаются такие, как выражение авторской позиции (на основе анализа очерков из рубрики "Окно в Природу" газеты "Комсомольская правда" за 2002 год далется вывод о предпочтениях Пескова выступать в той или иной позиции: автор-герой, автор-свидетель, автор-исследователь), ассоциативность повествования, панорамность изложения, широта тематики и проблематики. Целью работы является привлечь внимание к творчеству замечательного публициста, старейшего сотрудника газеты "Комсомольская правда" В. М. Пескова, побудить школьников к написанию собственных научных исследований, обогатить читательский опыт.
Вложение | Размер |
---|---|
lilya.docx | 44.5 КБ |
lilya.pptx | 1.04 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗНСКОЙ ОБЛАСТИ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«СТАРТ В НАУКУ»
Научно-исследовательская работа
Жанровые особенности путевого очерка в творчестве В. М. Пескова
Выполнил: Воробьева Лилия,
ученица 9 б класса МОУ СОШ №1
г. Белинского Пензенской области
Научный руководитель: учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Раткина Светлана Владимировна
БЕЛИНСКИЙ, 2017 Г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Путевой очерк как один из жаров публицистики…………......5
Глава II. Жанровое своеобразие путевых очерков в отечественной публицистике……………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………… 19
Список используемой литературы ………………………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена проблеме выявления жанровых особенностей путевого очерка в отечественной публицистике в целом и в творчестве В. М. Пескова, в частности.
История журналистики богата и разнообразна, на протяжении веков она, естественно, не могла оставаться в неизменном виде: постоянно, в зависимости от социальных, политических и экономических факторов, менялась тематика публикуемых материалов, претерпевали изменения и способы подачи информации в СМИ. Не мог в связи с оставаться неизменным и жанр газетных и журнальных жанров, среди которых путевой очерк является одним из наиболее популярных.
Актуальность данной работы состоит в том, что жанр очерка, в том числе и путевого, постоянно претерпевает изменения в зависимости от многих факторов. И поэтому вопрос об особенностях жанра, несмотря на многолетнее и, казалось бы, всестороннее его изучение, остается открытым и по сей день. Есть, несомненно, и укоренившиеся благодаря многовековой истории законы жанра, которые каждый очеркист старается соблюдать, но тем не менее, единых шаблонов очерка нет да и не может быть. Каждый очеркист вносит в изложение что-то свое, сугубо индивидуальное, поэтому, на наш взгляд жанр очерка представляется наиболее интересным для изучения.
Очерк, являясь одним из самых популярных жанров публицистики, имеет большое значение. Очеркист не ставит перед собой задачу прямого освещения актуальных проблем современного ему общества, но каждая из этих проблем находит свое отражение в его творчестве.
Объектом исследования являются путевые очерки В. М. Пескова, одного из самых известных отечественных очеркистов, чье творчество считается классикой русской публицистики. Поэтому мы рассматриваем особенности путевого очерка именно на материале его творчества.
Предметом исследования выступает специфика путевых очерков как жанра и как основного вида творчества В. М. Пескова.
Рассматривая путевой очерк в общей системе современной социальной культуры, мы видим цель нашего исследования в необходимости подчеркнуть и доказать роль жанровых особенностей путевых очерков В. М. Пескова в раскрытии актуальных проблем общества.
К задачам исследования относятся:
Гипотеза данного исследования: в результате всестороннего анализа путевых очерков мы предполагаем доказать, что жанровое своеобразие путевого очерка имеет особую роль не только в подаче информации читателю, но и в воздействии на его мировосприятие.
Практическая значимость данной работы состоит, прежде всего в том, что изложенные в ней материалы и сделанные выводы могут служить отправной точкой для начинающего журналиста, делающего первые шаги в самостоятельном творчестве. Кроме того, материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в разработке других тем, связанных с анализом очерковой литературы и публицистики. Например, на наш взгляд, каждая из жанровых особенностей путевого очерка заслуживает более подробного анализа.
ГЛАВА I. ПУТЕВОЙ ОЧЕРК КАК ОДИН ИЗ ЖАНРОВ ПУБЛИЦИСТИКИ
Прежде чем вести речь об особенностях стилистики путевых очерков, нужно уточнить, что такое путевой очерк и каковы его особенности в отличие от других видов очерка.
«Очерк — одна из разновидностей литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди».[1]
Очерк – это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.
Очерк называют “королем” художественно-публицистических жанров. Это, пожалуй, наиболее трудный жанр, потому что он требует от журналиста настоящего литературного мастерства. В очерке соединяется аналитическое и образное начало. Иными словами, поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности.
Выделяют три основных вида очерка: портретный, проблемный и путевой.
Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий журналисту в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Кроме того, путевой очерк предполагает довольно обширное поле для размышлений практически по любому поводу.
Одна из особенностей путевого очерка заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно. В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка.
Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы. Таковы, например, очерки В. М. Пескова из цикла «Окно в природу», много лет публикуемые в газете «Комсомольская правда».
Итак, подводя итоги всему изложенному в этой главе, можно сделать вывод, что путевой очерк является не только одним из старейших жанров публицистики, но и одним из самых важных и общественно значимых видов публикаций.
1.2. Э в о л ю ц и я ж а н р а п у т е в о г о о ч е р к а
Истоки путевого очерка лежат в глубокой древности и уходят корнями в древнерусскую литературу, а именно в довольно популярный в те времена жанр хождений, который представлял собой рассказы «бывалых людей» о своих приключениях за пределами родного княжества.
По словам Рикардо Пиккио, одного из выдающихся исследователей древнерусской литературы, «открывающий жанр паломнической литературы, Даниил Паломник предстает добросовестным наблюдателем, одаренным особым чувством точности. Задача игумена Даниила состояла в том, чтобы доказать, что все те события, которые описываются в Библии, происходили на конкретном историческом поле. Тем самым, сам того не ведая, игумен Даниил закладывает основные традиции жанра путешествий.
Другой памятник древнерусской литературы, о котором следует упомянуть, более известен широкому кругу читателей - это «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. «Исключительность документа как раз и состоит в этом отсутствии обязательных мотивов, в том, что каждая диковинка описана только потому, что она сама по себе любопытна, без всякой символики».[2] Тверской купец тем самым указал на то, в каком направлении должен развиваться еще не возникший жанр.
Путевой очерк как жанр публицистики начал складываться и развиваться вместе с первыми периодическими изданиями и за долгие годы своей эволюции претерпел ряд серьезных качественных изменений.
В России первые путевые очерки стали появляться с первой половины XVIII века. В частности, в одном из номеров «Санкт-Петербургских ведомостей» был опубликован материал о том, что в Москву «из Сибири некоторый монах именем Игнатий Козыревский прибыл, который через многие лета в Камчатке жил».[3]
В XVIII веке большую популярность приобретает жанр путешествия. Путевые очерки писал Н. М. Карамзин («Письма русского путешественника»), А. Н. Радищев, («Путешествие из Петербурга в Москву»), Д. И. Фонвизин («Письма из Франции»). Именно этим авторам принадлежит роль создателей жанра путешествия в русской литературе и публицистике.
В XIX веке жанр путешествия развивается, не теряя своей актуальности. Дорожные заметки явились основанием для создания таких произведений, как «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Фрегат «Паллада» И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» А. П. Чехова. Как и ранее, в основе этих произведений лежит «описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров».[4]
Беллетристы 80 - 90-х гг. XIX в. разработали так называемые "окраинные" темы. Л. Нельмин (К. Станюкович), Д. Мордовцев, В. Дедлов, К. Скальковский были не просто путешественниками, но состояли при различных Министерствах чиновниками по особым поручениям, выполняли определенные задания: осуществляли перепись населения, решали проблемы переселенцев, изучали горное и морское дело, составляли отчеты в свои Министерства. Переполнявшие же "чиновников" эмоции выплескивались на страницах периодики.
Долгое время в литературоведении не было единого мнения относительно границ и признаков путешествия как литературного жанра. Первым предпринял попытку выявить жанровую сущность путешествия Н. Г. Чернышевский. Он определил путешествие как жанр, которые «соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновении с другими людьми <…>, путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание»[5]. Чернышевский не только отмечает важную черту жанра путешествия – способность синтезировать черты других жанров, но и «приближается к самым современным литературоведческим характеристикам жанра, делая акценты на его динамике, открытости, жанровой многосоставности».[6]
Революция 1917 года оказала существенное влияние на дальнейшее развитие очерка. Очерк сделался «боевым жанром» советской партийной печати. Очерки первых лет становления советской власти - это очерки о победоносном шествии по стране Красной Армии. Такой характер имеют, например, очерки А. Серафимовича и Д. Фурманова.
Жанр путевого очерка находится в постоянном развитии, поиске. Со временем он стал более разветвленным. На его основе стали возникать другие разновидности: путевые заметки, зарисовки, лирические дневники и т. п. Жанровые разновидности путевого очерка во многом определяются маршрутом поездки, целями и задачами путешествия, самим характером познания жизни, наконец, авторскими раздумьями. В путевом очерке автор может воссоздать полную картину описываемой действительности, так как он не ограничен маршрутом описания. Форма изложения имеет свободный и непринужденный характер.
Итак, осветив эволюцию жанра путевого очерка в отечественной литературе и публицистике, можно перейти к анализу его жанровых черт, к которым относятся: принцип панорамности в изображении действительности; ярко выраженное авторское начало; свободная манера изложения, которая может строиться как в хроникальной последовательности, так и в свободной ассоциативной форме; широта освещаемых тем. Речь об этом пойдет в следующей главе данной работы.
ГЛАВА II. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУТЕВЫХ ОЧЕРКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ
Путевой очерк, как уже говорилось выше, является одновременно и документальным, и художественным жанром публицистики.
Жанровая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом, создать многогранную картину - один из основных признаков высокого профессионального мастерства очеркиста.
В данной главе, анализируя жанровые особенности путевого очерка, мы будем приводить примеры из произведений В. М. Пескова, талантливого журналиста и писателя, старейшего сотрудника газеты «Комсомольская правда».
2.1. В ы р а ж е н и е а в т о р с к о й п о з и ц и и в о ч е р к е
Главная роль в любом путевом очерке отведена авторскому «я». Несмотря на то, что среди всех жанров публицистики очерк наиболее личностный, мысли автора всегда становятся понятны читателю. Поэтому даже личностные замечания автора часто находят живой отклик у читателей. Таким образом, важнейшая особенность жанра - это активная позиция автора в движении очеркового сюжета.
Функции авторского «я» многообразны, можно выделить самые распространенные и яркие из них:
1) Автор-исследователь. Коммуникативные намерения: изучить, обдумать, прокомментировать, сделать вывод, оценка, обобщение. Способ выражения: рассуждение, размышление, умозаключение, комментарий;
Этот тип автора тяготеет к статистическим данным, историческим справкам. Как правило, он не делает голословных предположений. Путешественник обращает внимание на детали, во всём ищёт логическую связь.
2) Автор-свидетель. Коммуникативные намерения: информировать, рассказать, показать, описать. Способ выражения: информация, повествование, описание.
У данного типажа автора мы чаще всего можем встретить пейзажные и портретные зарисовки. Герой преследует цель - нарисовать в воображении читателей наиболее яркую картинку местности. Речь такого автора полна эпитетов, сравнений.
3) Автор - лирический герой. Коммуникативные намерения: выразить собственное «я», придать эмоциональный характер изложению. Способ выражения: отступление, новелла, воспоминание, констатация эмоционального состояния.
Данный тип повествователя часто указывает на своё присутствие посредством прямой речи или диалогов. Такой стиль изложения делает текст максимально реалистичным и современным, но при этом сохраняется некий меланхоличный шарм.
Из 50-ти проанализированных нами путевых очерков В. М. Пескова из цикла «Окно в природу», публикуемых в газете «Комсомольская правда» в 2002 году, в автор предпочитает выступать в качестве свидетеля, наблюдателя событий или картин природы, человеческих отношений или отношений различных природных объектов. Очерки этого типа составляют 59%. К ним относятся такие, как «Опушка», «Разноплеменная дружба», «У волков на хвосте», «Волк на цепи», «Чертики на стекле», «Пешеход с удочкой», «Апрельские страсти у косачей» и другие.
24 % проанализированных нами очерков показывают, что В. М. Песков может выступать и в роли исследователя, обращаясь к статистике, фактам истории, биографическим данным великим, на его взгляд, людей. Таковы очерки «Бунинские места», «Ясная поляна», «Ока все еще хороша», «Их помнят», «Бежин луг», «Селение на костях мамонта» и другие.
В 17% своих очерков, таких как «Житье-бытье», «У Дона», «Я знал Егора Ивановича», «Осень профессора», «Селигер» и другие, В. М. Песков сам является одним из непосредственных участников событий, то есть принимает образ лирического героя.
Однако, стоит отметить, что чаще всего очеркист совмещает два, а иногда и все три способа выражения авторской позиции, являясь одновременно и участником-героем, и исследователем, и свидетелем. Ярким примером такого совмещения позиций автора является очерк «Ока все еще хороша», где Песков, путешествуя по одной из великих русских рек, то обращается к фактам биографии писателя Юрия Казакова, то вспоминает историю Руси Ордынского периода, то делится своими впечатлениями от увиденного и услышанного.
Другими словами, очеркист стремится не просто показать читателю увиденное, изложить услышанное, но и в той или иной форме донеси до него свою точку зрения, свое видение. Это проявление собственной заинтересованности в проблеме, собственного мнения придают очерку характер доверительной беседы с читателем, что является важной особенностью жанра путевого очерка, что ярко проявляется в творчестве В. М. Пескова.
2.2. П е й з а ж н ы е з а р и с о в к и к а к в а ж н ы й э л е м е н т ж а н р а п у т е в о г о о ч е р к а
Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста. В выявлении существенных признаков природных явлений, показе их взаимосвязи с главной идеей очерка, выразительных подробностей и детализации очеркист может достичь необычайной глубины проникновения в самую суть описываемого.
Пейзажи - это не просто «скелет» повествования, но и некая форма, в которую автор помещает всё своё представление о месте, сопряжённое с эмоциональным состоянием. Ведь уже давно известен приём использования пейзажа как зеркала внутреннего мира.
Стоит отметить, что автор в очерке очень редко даёт нам полное и подробное описание той или иной местности. Гораздо чаще он показывает лишь фрагменты увиденного, мы же составляем из этого единую картину.
Кроме того, такая пейзажная зарисовка позволяет читателю не просто проникнуться атмосферой повествования, но и глубже прочувствовать его. Другими словами, такое «штриховое» изображение пейзажа создает простор для фантазии и эмоций.
Другая важная функция пейзажа – подчеркивать настроение самого автора и его героев. Как уже говорилось выше, пейзаж служит своеобразным зеркалом внутреннего мира лирического героя произведения, которым нередко становится сам автор.
Для путевых очерков В. М. Пескова характерно объединение всех функций пейзажа, что и подтверждают его произведения «Бунинские места», «Ясная поляна», «Ока все еще хороша», «Осень профессора» и многие другие.
Таким образом, мы видим, что прием пейзажной зарисовки является неотъемлемой стилистической чертой путевого очерка, помогая раскрыть идею произведения, создать необходимое настроение у читателя, раскрыть характер героев очерка, в чем можно убедиться на примере творчества Пескова.
2.3. А с с о ц и а т и в н о с т ь п о в е с т в о в а н и я к а к о д н а и з ж а н р о в ы х о с о б е н н о с т е й п у т е в о г о о ч е р к а
Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления. Авторские ассоциации, как правило, углубляют образно-психологическую разработку основной идеи повествования. Чаще всего подобная ассоциативность служит привлечению внимания к какой-то социально значимой проблеме.
К ассоциативному способу изложения В. М. Песков прибегает в большинстве проанализированных нами очерков. В одних («Осень профессора», «Ясная поляна», «Ока все еще хороша», «У Дона», «Бунинские места» и других) он проводит параллели между прошлым и настоящим, обращая внимание на неразрывную связь времен». В других, таких как «Опушка», «Разноплеменная дружба», «Логово», «У волков на хвосте», «Волк на цепи», публицист обращает внимание читателя на схожесть человеческих отношений и отношений животных. В третьих («Селигер», «Их помнят», «Я знал Егора Ивановича» и др.) ненавязчиво предлагает осмыслить важные проблемы, как вечные, так и актуальные.
Таким образом, мы ясно видим, что ассоциативность изложения, являясь яркой жанровой чертой путевого очерка, позволяет автору привлечь внимание читателя к наиболее важным духовно-нравственным и социальным проблемам, не говоря о них прямо. Более того, подобный способ изложения создает эффект ненавязчивости, что располагает читателя как к автору, так и к ситуациям, описываемым в очерке.
2.4. П р и н ц и п п а н о р а м н о с т и и з о б р а ж е н и я
д е й с т в и т е л ь н о с т и к а к п р и з н а к ж а н р а
в п у т е в о м о ч е р к е
В путевом очерке автор может воссоздать полную картину описываемой действительности, так как он не ограничен маршрутом описания. Исторические аналогии, авторские размышления, лирические отступления, развернутые диалоги с героями произведения, личные наблюдения и многое другое — все это очеркист использует в целях обрисовки человеческих нравов. В путевом очерке могут быть представлены данные из природоведческих и краеведческих исследований. Все эти разножанровые материалы объединяются в путевом очерке авторским замыслом, а их привлечение обусловлено принципом панорамности.
Так, например, в одном очерке автор может затронуть сразу несколько важных для него (а значит, по его мнению, и для читателя) тем. Для творчества В. М. Пескова, в частности, характерна тема неразрывной связи прошлого и настоящего. Проанализируем его очерк «Бежин луг» (см. приложение).
В этом небольшом по объему очерке, адресованном юной аудитории, автор дает панорамную картину не просто тургеневских мест – бытия. Здесь и характерный для очерка «эскизный» пейзаж («Да, обычный луг. Цветы, травы, такие же, как везде. Роса. Идешь, и за тобой остаётся темный след по траве»), в котором главное – постоянство, неизменность («Сто лет прошло с той ночи», «Она <речка Снежедь> и при Тургеневе так называлась»); здесь и волнение автора-рассказчика, возникшее от соприкосновения с легендарным местом («Ну, правда, ведь удивительно пройти по Бежину лугу! У меня даже сердце стало колотиться сильнее»). Примечательно, что в своем повествовании автор движется от большого к малому и обратно: Тульская и Орловская земля – Бежин луг – кусты – речка – мальчишки – Родина. Совершая такой круг, автор неслучайно завершает его словами: «Очень интересное дело – узнавать свою землю». Этими словами он будто бы обещает читателю продолжение, новое путешествие и вместе с тем подчеркивает, как много таких вот интересных мест на родной земле.
В коротком дорожном очерке очеркист сумел заострить внимание читателя и на конкретных деталях, и на общей картине «своей земли» благодаря панорамности изображения действительности, присущей этому виду публицистики.
2.5. Ш и р о т а т е м а т и к и п у т е в ы х о ч е р к о в
Главный акцент в путевых очерках автор делает на красоте окружающего мира. Путевые заметки и очерки характеризуются искренним восхищением окружающим миром, и даже несовершенство его вызывает у читателя (как и у автора) не горечь, а лишь светлую грусть, заставляя принимать действительность такой, какова она есть. Во всем вокруг путешественник-очеркист находит повод для размышления.
Таковы, например, очерки В. М. Пескова «Разноплеменная дружба», «Логово», «Опушка», «Апрельские страсти у косачей», «Кобра», «Строим, строим…» и многие другие. Много тайн открывает внимательный взгляд очеркиста (см. приложение).
Часто автор путевого очерка вводит в повествование и человека. Портретные зарисовки в путевых очерках второстепенны, они служат цели подчеркнуть взаимосвязь человека и природы. Эта взаимосвязь и является еще одной темой, фигурирующей в большинстве путевых очерков.
Так, например, проблемы неразрывной связи человека и животных, их взаимоотношений, дружеских или враждебных, затрагиваются в очерках В. М. Пескова «Их помнят», «У волков на хвосте», «Волк на цепи», «Чертики на стекле», «Кот в самолете», «Жизнь рядом с птицами», «Я знал Егора Иваныча», «Друзья-медведи» и многие другие. Приведем в пример отрывок из очерка «Их помнят», повествующий о разрыве дружбы волка и дрессировщика (см. приложение).
Часто автор путевых очерков обращается к прошлому, стараясь провести параллель между тем, что было раньше, и современностью. И очень часто прошлое он связывает с великими людьми этого прошлого, так или иначе заслужившие, по мнению очеркиста, уважение потомков. В очерках, затрагивающих эти темы, В. М. Песков упоминает имена Л. Толстого («Ясная поляна»), И. Бунина («Бунинские места»), М. Пришвина («Дом Пришвина»), К. Паустовского, С. Есенина, Ю. Казакова («Ока все еще хороша») и подчеркивает, что все эти люди умели понимать природу, «жить с ней», любить ее, находить общий язык со всем живым, испытывать счастье в этой единении.
Тема сохранения традиций, простых и потому особенно великих, звучит во многих очерках В. М. Пескова. Связь времен прослеживается в очерке «Бунинские места». Именно места, а не дом, не предметы быта, принадлежавшие когда-то писателю и его семье, позволяют понять Бунина, проникнуться его мироощущением. Недаром Песков включает в повествование свой спор с другом: "Ну что в деревнях! Ничего же не сохранилось…" "А природа! Вспомни Михайловское - память о Пушкине лучше всего хранит сама земля: холмы, река, луга, лес". Подтверждают эту истину и строки: Тут Бунин понял, что значит в жизни людей Природа, что это не "лирические отступления", а сама жизнь - часть всего бытия человека. Сам он природу, по собственному признанию, воспринимал чутко, "как зверь"».[Песков В. М. Бунинские места // Окно в природу. В 4-х кн. Кн. 2. – М.: Терра, 2004]
Проблемы экологии, сохранения природы все чаще звучат в современной очеркистике. Очерк В. М. Пескова «Ока все еще хороша» позволяет не просто представить одну из великих российских рек, почувствовать восхищение автора, но и задуматься над одной из важнйших проблем современности.
Нередко, как и в самом начале зарождения путевого очерка, автор обращается к теме взаимодействия разных стран и народов. Чаще всего в современном путевом очерке публицист ищет точки соприкосновения, а не заостряет внимание на различиях. Так, например, В. Песков подмечает, что люди всех стран и континентов умеют ценить животных, живущих в доме:
«Поняв мое удивленье, Тхань стал смеяться. Изловчившись, одного "чертика" он поймал, и вместе мы разглядели занятное существо. "Это очина большие друг человека. Очина большие. Они всегда живут дома. Они обедают мошка", - пояснил Тхань».
Таким образом, мы видим, что тематика путевых очерков практически неисчерпаема: автор может касаться в них как актуальных проблем современности, так и «вечных» проблем. Иными словами, все вокруг может стать поводом для написания путевого очерка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жанр очерка, имеющий, как показано в данной работе, долгую и богатую историю, продолжает жить и развиваться. Изучение его жанровых особенностей является актуальным на любом этапе истории литературы и публицистики.
В данной работе мы преследовали цель подчеркнуть и доказать роль жанровых особенностей путевого очерка в раскрытии актуальных проблем современного общества на примере путевых очерков В. М. Пескова. Для достижения этой цели были рассмотрены особенности путевого очерка, отличающие его от очерков других видов (проблемного и портретного) среди которых наиболее яркими являются разноплановость отображения действительности, определяющую роль авторского отношения к изображаемому и возможность синтезировать в одном очерке черты всех других видов очерка. Кроме того, мы проследили эволюцию жанра путевого очерка от древнерусских хождений до очерков современной публицистики, чтобы показать этапы становления жанра. И, конечно, основное внимание в работе было уделено наиболее ярким жанровым особенностям путевого очерка, среди которых выделены и подробно рассмотрены следующие:
На основе проделанной работы можно утверждать, что выявленные жанровые особенности делают путевой очерк уникальным жанром публицистики, ибо позволяют в одном произведении преследовать множество целей, затрагивать самые разнообразные темы, рассматривать сразу несколько проблем, оказывать воздействие на читателя, побуждая его самостоятельно сделать выводы из прочитанного. Путевой очерк в этом смысле является способом своеобразного общения с читателем.
Таким образом, цели, преследуемые в данной работе, достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн. Под ред. Проф. Горкина А. П. 2006
[2] Пиккио Р. История древнерусской литературы. – М.: Кругъ, 2002.
[3] Панцерев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра : Дис. канд. филол. наук : 10.01.10 : СПб., 2004 207 c. РГБ ОД, 61:05-10/716
[4] Гуминский В. М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. – М. Советская энциклопедия, 1988
[5] Чернышевский Н. Г. Полн. СОБР. Соч. – М.: ГИХЛ. 1948. Т.IV.
[6] Шачкова В. А. «Путешествие» как жанр русской литературы: вопросы теории. // Филология. Искусствоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2008. № 3
Слайд 1
Научно-практическая работа Жанровые особенности путевого очерка Автор работы: Воробьева Лилия, ученица 9 класса МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской областиСлайд 2
ПРОБЛЕМА выявление жанрового своеобразие путевого очерка. АКТУАЛЬНОСТЬ обусловлена тем, что вопрос о жанровых особенностях путевого очерка остается открытым. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : путевые очерки В. М. Пескова из рубрики «Окно в природу» газеты «Комсомольская правда» ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ : специфика жанра путевых очерков
Слайд 3
ЦЕЛЬ : доказать роль жанровых особенностей путевых очерков в раскрытии актуальных проблем общества. Задачи: Рассмотреть особенности путевого очерка; Проследить эволюцию путевого очерка; Выявить жанровую уникальность путевого очерка
Слайд 4
ГИПОТЕЗА : в результате всестороннего анализа путевых очерков мы предполагаем доказать, что жанровое своеобразие путевого очерка имеет особую роль не только в подаче информации читателю, но и в воздействии на его мировосприятие.
Слайд 5
Очерк – «король» публицистических жанров Объединяет логико-рациональный и эмоционально-образные способ отображения действительности; Требует от автора высокого литературного мастерства Включает в себя черты художественной литературы и публицистики
Слайд 6
Разновидности очерков Портретный Путевой Проблемный
Слайд 7
Этапы эволюции путевого очерка Игумен Даниил, или Даниил Паломник – Родоначальник «паломнической» литературы. Первый составил описание Святой земли.
Слайд 8
«Хождение Афанасия Никитина» – произведение древнерусской литературы, указавшее, в каком направлении должен развиваться жанр путешествия
Слайд 9
В конце XVIII века жанр путешествия приобретает большую популярность благодаря «Письмам русского путешественника» Н. М. Карамзина
Слайд 11
Н. Г. Чернышевский первым дал определение жанра путешествия: «Соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою<…>, путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание».
Слайд 12
Путевой очерк после революции 1917 года – «боевое оружие» советской печати Дмитрий Фурманов Александр Серафимович
Слайд 13
Василий Михайлович Песков (1930 – 2013) В. М. Песков – журналист, писатель, телеведущий, один из самых известных российских публицистов. Старейший сотрудник газеты «Комсомольская правда» (с 1956 года), автор цикла очерков «Окно в природу».
Слайд 14
Функции авторского «я» в путевом очерке Автор - исследователь : изучает, обдумывает, комментирует, делает выводы, оценивает, обобщает Автор - свидетель : информирует, показывает, описывает Автор - лирический герой : открыто выражает свое «я», придает повествованию эмоциональный характер
Слайд 15
Авторское «я» В. М. Пескова
Слайд 16
Функции пейзажа в путевом очерке: - во-первых, пейзаж служит фоном повествования; -во-вторых, переедает эмоциональное состояние автора и его героев; -в-третьих, создает должный эмоциональный настрой у читателя
Слайд 17
Ассоциативность повествования Служит средством привлечения внимания к какой-либо важной социальной или духовно-нравственной проблеме через параллели между реальностью и внутренним миром человека. Создает эффект «ненавязчивости», сближая автора и читателя. Позволяет воспринимать очерк не как готовую модель мышления, а как идею, заслуживающую осмысления.
Слайд 18
Принцип панорамности изображения действительности 1. Позволяет заострить внимание одновременно на общей картине и ее деталях. 2. Проводит параллели между настоящим и прошлым. 3. Позволяет увидеть большое в малом.
Слайд 19
Принцип панорамности в очерках В. М. Пескова
Слайд 20
Широта тематики и проблематики Проблема отношений человека и животных. Проблема человеческих взаимоотношений Проблема взаимосвязи прошлого и настоящего Проблема сохранения традиций Проблемы экологии Проблемы взаимосвязи разных народов
Слайд 21
Жанровое своеобразие путевых очерков включает: Подчеркнутую субъективность повествования; Важную роль пейзажа как фона и как «зеркала» внутреннего мира автора и героя; Ассоциативность повествования, мотивирующая читателя к самостоятельному осмыслению поднятых проблем; Панорамность изображения, позволяющую затронуть широкий круг проблем; Широту тематики, делающую путевой очерк универсальным жанром публицистики
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Упрямый зяблик
Заповеди детства и юности
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Заяц-хваста