Выступление на НПК в университете.
Вложение | Размер |
---|---|
zima_v_tvorchestve_i._a._bunina.docx | 15.69 КБ |
Зима в творчестве И.А.Бунина.
Зима - глубочайшее обнажение души русской природы, то её «посмертное» состояние, которое наиболее всесторонне и проникновенно запечатлелось в литературе. В любви к зиме проявляется особый склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешённость, как бы пребывание за гранью становящейся природы, в её вечном «потустороннем» покое.
Не многим героям произведений Бунина дано ощутить гармонию окружающего мира. Чаще всего это простые люди, уже умудренные жизненным опытом. Ведь только с возрастом мир открывается человеку во всей его полноте и многообразии. Да и то не всякий может его постичь. Старый батрак Аверкий из рассказа “Худая трава” принадлежит к числу тех героев Бунина, которые достигли духовной гармонии.
Этот уже давно не молодой человек, много повидавший на своем веку, не испытывает ужаса от сознания приближающейся смерти. Он ждет ее безропотно и смиренно, потому что воспринимает ее как вечный покой, избавление от суетности. Память постоянно возвращает Аверкия в “далекие сумерки на реке”, когда он встретился “с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами”. Этот человек пронес свою любовь через всю жизнь. Думая об этом, Аверкий вспоминает и “мягкий сумрак в лугу”, и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой виднеется девичий стан.
Мы видим, как природа участвует в жизни этого героя Бунина. Сумерки на реке сменяются теперь, когда Аверкий близок к смерти, осенним увяданием: “Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно”. Наступление зимы вызвало в герое “Худой травы” прилив жизни, ощущение радости бытия. “Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней — забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели — глушь, дичь, а в избе — уют, покой. Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой — хорошо!” Всего в нескольких предложениях Бунин создал великолепную живую картину зимы.
Иван Алексеевич с таким мастерством умеет передать тепло и уют запертого изнутри дома, который осаждают мороз, снежные метели и сугробы,что от художественного текста исходит отрадное тепло,как от натопленной русской печки: « Вечером горели лампады,а тепло изразцовой каменки о попоны,покрывавшие пол,давали сладостный уют»,-читаем в рассказе «Святитель»,действие которого происходит «двести лет тому назад,в некий зимний день,на святки, когда звучат «песнопения во славу пречистого Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Красоты нашей неизречённой». Так пересекаются святки и святость, русский зимний праздничный цикл исподволь формирует образ святой Руси.
В рассказе « Святые» повествование сопровождает настоящая зимняя сказочность: «…светлая морозная ночь сверкала звёздами за мелкими стёклами старинных окон…видно было глубокое небо в редких острых звёздах, снег, солью сверкавший под луною,длинная волнистая тень дыма…а дальше,за белыми лугами-высокие косороги,густо поросшие тёмным хвойным лесом, сказочно посеребренным луной сверху». В общем эмоционально-смысловом контексте произведения этот зимний пейзажный колорит служит созданию целостной картины святой Руси.
Рассмотрим образ зимы в поэзии И.А.Бунина. В стихотворении «Первый утренник, серебряный мороз...» поэт предстаёт живописцем зимнего пейзажа: русский дух выражает просторечным словом «утренник»,контекстными синонимами к слову «мороз», цветовыми эпитетами и метафорами. Цветовая гамма расширяется во 2 и 3 строках; на смену «свежему глянцу» зелёного следа колёс приходит серебро простора, затем «бирюзой сияет небо», «красным пламенем настурции горят», «сияет небо ярче», «как пламя редеют поздние цветы».Каждая строфа предстаёт драгоценным художественным полотном, а лирический герой-бодрым человеком,высоко ценящим красоту русского пейзажа.
Эпитет «серебряный», излюбленный у поэта, используется и в стихотворении «На окне, серебряном от инея...», он позволяет подчеркнуть благородство зимней картины, эстетизировать образ, сравнивая узор на окне с хризантемами. Цветовая гамма вновь расширяется до «неба ярко-синего»,до золота солнца, «бодрого от холода». Привычный для русского человека эпитет «белый» в описании снега у Бунина становится цветом радости, бодрости и жизнеутверждения.
Таким образом, в произведениях И.А.Бунина о зиме создаются не только живописные пейзажи, но и полотна русской жизни, подчёркивающие неотделимость человека от природы. Художественно-эстетический эффект зимних образов усиливает магия воспоминаний и богатая цветовая палитра, подчёркивающая напряжение радости и печали в сердце человека, искренне любящего русскую природу.
Нарисуем попугая цветными карандашами
Рисуем домики зимой
Одеяльце
Музыка космоса
Мост Леонардо