Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 38.5 КБ |
_2.pdf | 2.98 МБ |
Научно - исследовательская работа на тему
«Няня А.С. Пушкина»
Выполнила: ученица 8 класса «Т»
Менькова Арина
МБОУ СОШ № 19 г. Набережные Челны
1.Введение.
1.1.Тайна имени.
2.Биография и творчество.
2.1.Детство.
2.2.Сказочница.
2.3.Замужество.
2.4.Няня.
3.Портрет Арины Родионовной.
4. «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
5.После смерти.
6.Изба-читальня.
7.Анализ стихотворений А.С.Пушкина, посвященных Арине Родионовне.
8.Арина Родионовна в воспоминаниях современников А.С.Пушкина.
9.Заключение.
10.Список литературы.
1.Введение.
Здравствуйте, меня зовут Арина Родионовна. Думаю, что у каждого это имя ассоциируется со знаменитой няней великого поэта А.С.Пушкина. Мне всегда хотелось побольше узнать о жизни и творчестве моей тески, и вот, наконец, я решила провести исследовательскую работу на эту тему, узнать какое влияние оказала няня на Александра Сергеевича.
Цель работы: узнать о жизни и творчестве А.Р.Яковлевой и познакомить аудиторию с ее биографией.
Актуальность работы: мы должны любить тех, кто нас воспитывает, проводит с нами большую часть времени, понять влияние няни на бессмертное творчество А.С.Пушкина.
1.1.Тайна имени.
Яковлева Арина Родионовна - няня великого поэта России, Александра Сергеевича Пушкина.
Настоящее имя знаменитой няни - Ирина, но в семье её привыкли называть Ариной.
И Ирина, и Арина – имена древнегреческие, означают они мир, покой. Женщины с именем Арина несколько замкнуты, но обладают удивительной интуицией и всегда надеются только на свое трудолюбие и упорство.
2.Биография и творчество.
2.1.Детство.
К сожалению, до нас не дошла полная биография Арины Родионовны, многие из воспоминаний о ней поверхностны. Возможно, поэтому и по сей день ведутся споры о ней самой, и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта. Это и стало предметом моего исследования.
Родилась Арина Родионовна 10 апреля 1758 года в деревне Суйда Петербургской губернии. Когда она была ребёнком, её семья принадлежала подпоручику лейб-гвардии Семеновского полка графу Федору Алексеевичу Апраксину. В 1759 году имение Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал. Родители Арины Родионовны были крепостными и имели семерых детей в возрасте от двух до шестнадцати лет. Отец Арины Родионовны - Родион Яковлев, умер, не дожив и до сорока лет. Дети остались сиротами и были обречены на существование в условиях нищеты. Арине Яковлевой пришлось не только помогать матери по хозяйству, но и работать вне дома наравне со взрослыми. С детства она привыкла к самой тяжёлой крестьянской работе, была удивительной мастерицей. «Нужда, недоедание, непосильный труд крепостного — вот ее воспоминания детства», — замечает автор статьи о ней С. Бойко.
2.2.Сказочница.
Несмотря на все тяготы жизни, она не зачерствела душою, не утратила интереса к жизни. Она была прекрасной певуньей и заводилой на деревенских посиделках. Грамоте Арина так и не обучилась, зато от матери и стариков-соседей узнавала, запоминала, а затем пересказывала сказки, былины, песни, поговорки и пословицы: сперва младшим братьям и сёстрам, потом кобринской детворе, подружкам. Повзрослев, она овладела мастерством сказочницы и стала сама сочинять сказки, применяя законы построения этого фольклорного жанра: своеобразные зачины, присказки и концовки, постоянные тропы (эпитеты, сравнения) и придумывая самостоятельно эпитеты, сюжетные линии и пр., талантливо рассказывая сказки — где надо повышая или понижая голос, изменяя интонацию, делая точные паузы, передавая мимикой и жестами все, что нужно было передать в исполнении.
Творческую индивидуальность Арины Родионовны - сказочницы исследовал фольклорист М. К. Азадовский. Основываясь на записи Пушкиным семи народных сказок, ученый отметил, что исполнительница владела традиционным репертуаром, который предстаёт в «прекрасной сохранности, большой художественной силе и поэтической свежести». Она охотно пользовалась числом 30 или 33, свободно рифмовала. В чисто сказочной традиции она использовала имена-прозвища.
Азадовский отметил, что у Арины Родионовны был один любимый эпитет, которым она особенно часто пользовалась: золотой.
2.3.Замужество.
5 февраля 1781 года Арина Родионовна была повенчана с Федором Матвеевым в Суйдинской церкви Воскресения Христова, которая восстановлена по историческим эскизам в селе Воскресенское. Ей разрешили переехать к мужу в принадлежавшее Ганнибалам село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины. У Арины и Фёдора было 4 детей: Мария, Надежда, Егор и Стефан.
2.4.Няня.
В том же году, когда Арина вышла замуж, умер Абрам Петрович Ганнибал, и она вместе с мужем стала крепостной его сына, Осипа Абрамовича. Существует точка зрения, что Арина Родионовна была няней матери Пушкина Надежды Осиповны. Но более вероятно, что няней Арина Родионовна стала в 1792 году, когда была взята бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни племянника Алексея, сына брата Михаила.
Положение няни было почетным, специально для нее и ее родственников в 1795 году в Кобрино была построена отдельная изба. Она была просторнее, чем другие крестьянские дома того времени. А родственники Арины Родионовны жили в ней и до наших дней.
В 1797 году всеми уважаемая крестьянка была взята в няньки в дом Пушкиных сначала для сестры Александра Сергеевича – Ольги, а потом и для будущего великого поэта. Сергей Львович Пушкин вскоре после рождения дочери вышел в отставку и с семьей переехал в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. После рождения Александра Сергеевича, Мария Алексеевна Ганнибал также решила перебраться в Москву. Она продала в 1800 году Кобрино с людьми, а в 1804 году купила под Москвой Захарово.
В 43 года Арина Родионовна овдовела, (ее муж умер от пьянства), больше замуж она не выходила. Верой и правдой служила господам, растя еще и своих четверых малолетних детей.
Есть версия, что бабушка Пушкина хотела дать няне вольную, но та отказалась и осталась в доме нянчить других детей. По другой версии известно, что М. А. Ганнибал сначала думала отпустить Арину Родионовну, но не стала этого делать.
Александра Сергеевича няня любила как сына. Она передала будущему великому поэту любовь к русскому народному творчеству, к богатому русскому языку. Когда няня рассказывала что-то новое и интересное, Пушкин открывал свою черновую тетрадь. Известно, что со слов няни он записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя, конечно, слышал от нее больше. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. Именно от нее Пушкин впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
А эта нянина байка в дальнейшем превратилась в «Сказку о царе Салтане ». «Некоторый царь решил жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор троих сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним сукном оденет, третья, что с первого года родит тридцать три богатыря. Царь женился на меньшой».
В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». А в декабре 1824 года в письме знакомому писал: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно». В 1828 году (в год смерти своей доброй няни) Пушкин опубликовал второе издание своей поэмы «Руслан и Людмила», в которой поместил Пролог, написанный в Михайловском, где сказал о том, как дороги ему русские народные сказки, которые он с наслаждением слушал и в детстве, и в годы Михайловской ссыпки от своей няни Арины Родионовны.
Арина Родионовна была не просто доброй и заботливой няней, но и близким другом поэта. Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил с ней под одной крышей. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой».
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась не в детстве поэта, а во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая няня, Арина Родионовна, которая по-прежнему так же любила своего Сашу. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно.
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне
Подруге юности моей
В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И.И.Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П.Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл... И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней...».
За годы ссылки Пушкина она неоднократно была «венчальной маткой» не только рядом с Михайловским, но и в соседнем Новоржевском уезде. Видимо, с ее слов Пушкин записывает в Михайловском центральные моменты свадьбы, совпадающие с позднейшими записями профессиональных этнографов. Богатейший обрядовый материал вошел затем во многие его поэтические произведения и прозу.
3.Портрет Арины Родионовной.
Это может показаться удивительным, но о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего. Широко известен портрет няни работы неизвестного художника. Его можно встретить даже в школьных учебниках. Но реальной внешности няни он едва ли соответствует. По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному сестрой Пушкина, Ольгой. «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся серая, страстно любящая своего питомца».
Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанный из кости. Его история покрыта тайной — впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.
Арина Родионовна, пишет П. А. Анненков, «принадлежала к типическим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью, — оставили в сердце Пушкина неизгладимое воспоминание. Он любил ее родственною, неизменною любовью... Можно сказать с уверенностью, что он обязан своей няне первым знакомством с источниками народной поэзии».
Судить о том, какой осталась няня в воспоминаниях поэта, можно по следующему стихотворению:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой…
В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых изображены А.С. Пушкин и его верная няня. Но все они лишь плод воображения художников, отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом.
Интересным будет рассмотрение скульптурных композиций, посвященных Арине Родионовне.
Во-первых, речь идёт о памятнике, который был поставлен в 1983 году в Летнем саду города Пскова в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии. Памятник носит официальное название «Пушкин и крестьянка», но известен он больше как «Пушкин и няня». Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и П. Бутенко.
Левой рукой стоящий Пушкин прикасается к стулу, на котором сидит Арина Родионовна. Это прикосновение полно глубокого смысла: оно сродни прикосновению Антея к родной земле, дающей физические и духовные силы герою. С особой тщательностью ваятель изобразил в бронзе не только Александра Сергеевича, но и его няню, простую русскую крестьянку, растившую его в младенчестве и скрасившую годы его псковской ссылки. Впрочем, женскому образу в сей скульптурной группе давались и иные толкования и названия. Вот, например, одно из официально принятых названий памятника: «Пушкин и Русская Крестьянка». Помнится, сам автор не возражал и против такого титула: ведь действительно создал он в бронзе облик не «конкретной» няни поэта (ее прижизненных изображений, как уже было сказано ранее, почти не было), но именно образ сельской русской женщины. Вот она — уставшая за свою трудовую жизнь, не знает, куда деть изработавшиеся тяжелые и нежные руки, а лицо ее лучится и спокойствием, и умудренностью, и тою женской русской добротой, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек наших, особенно в глубинке, на земле живущих и поныне...
Памятнику посвящены и стихотворные строки:
Торжество
Не туман истаял
спозаранку -
пала покрывала пелена.
Перед нами
Пушкин и Крестьянка,
Ну, а кто ж по имени она?
Слушайте, ответьте,
псковитяне,
Чей же здесь изваян
лик и взгляд!
Может это пушкинская няня,
О которой помнят
стар и млад?
Но еще весомее по силе
За ответом мыслится ответ:
Это просто
Пушкин и Россия.
Это просто
вечность и поэт.
Это дань любви такого рода,
Что пред нею меркнут все слова.
Это путь таланта и народа.
Это образ кровного родства…
Смотрим –
горожане и сельчане –
на черты
Крестьянки и Певца.
И сама торжественность
Молчанья
возвышает души и сердца.
Смирнов С. В.
20 декабря 2008 года в Калуге был открыт еще один памятник, посвященный Арине Родионовне. Его автор – молодой московский скульптор Дарья Щебетова. Этот памятник - дань миллионам простым русским женщинам, талантливым сказительницам. Образ няни совсем не соответствует сложившемуся у нас хрестоматийному – доброй пожилой женщины… В представлении скульптора это еще молодая женщина, у ног которой разместился кудрявый мальчик. Идея создания памятника принадлежит Михаилу Задорнову. По словам сатирика, без сказок няни Пушкин был бы великим, но не гением.
4. «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом матери Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», княгининой мамы («Русалка»).
В своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения — Татьяны Лариной с няней.
Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»
И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. —
«Да как же ты венчалась, няня?»
Так, видно, Бог велел.
Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
И с пеньем в церковь повели.
И вот ввели в семью чужую…
Черты няни поэт воплотил в женских образах романа «Арап Петра Великого», в стихотворении «Сват Иван»:
Мастерица ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
(1833)
Пушкин говорил: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
5.После смерти.
Уже после смерти Арины Родионовны многие пушкинисты стали излишне преувеличивать ее роль в творчестве поэта. В советское время роль Арины Родионовны возросла с новой силой. В торжественной обстановке отмечали ее юбилеи. Один из них был связан со 180-летием со дня рождения, другой был приурочен к 110-й годовщине со дня смерти. Однако, как раньше, так и сейчас, существует противоположная версия образа Арины Родионовны. Некоторые ученые считают, что нигде сам поэт не называет няню своей наставницей, покровительницей, руководительницей, посредницей, как это трактовал биограф Пушкина, П. В. Анненков. Сторонники этого мнения заявляют, что Арина Родионовна была обычной, заурядной женщиной, но словоохотливой и доброй.
Но если посмотреть правде в глаза, великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, во многом был обязан этому своей няне.
Последние годы своей жизни няня Пушкина жила в Санкт-Петербурге в семье сестры, Ольги Пушкиной (по мужу – Павлищевой). Умерла она в 1828 году.
Пушкин тяжело переживал ее смерть:
Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улёгся, изнуренный
Трудом и бременем годов.
Ты не умрёшь в воспоминаньях
О светлой юности моей,
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней…
По утверждению А.П.Керн, Пушкин «никого истинно не любил, кроме няни своей...» (14, 97). В феврале 1825 г. поэт писал брату Льву: «...У меня произошла перемена в министерстве: Розу Григорьевну (экономку) я принужден был выгнать за непристойное поведение и слова, которых я не должен был вынести. А то бы она уморила няню, которая начала от нее худеть».
Но на ее похороны поэт не приехал — из знатных особ там присутствовал лишь его друг и муж сестры Ольги, Николай Павлищев. Исходя из социального статуса, хоронили Арину Родионовну скромно, а могила ее и вовсе осталась безымянной. Вскоре она оказалась утеряна, и точное место захоронения оставалось неизвестным вплоть до 1940 года. К этому времени было принято считать, что Арина Родионовна покоится на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но благодаря проверке старых церковных книг выяснилось, что реальное место ее захоронения — это Смоленское кладбище. После этого у входа на него повесили мемориальную табличку в честь няни. Такова простая история жизни няни великого поэта А.С. Пушкина.
6.Изба-читальня.
В 1937 году в Кобрине была открыта изба-читальня Арины Родионовны.
И после Великой Отечественной войны в этой маленькой избушке, состоящей из сеней и одной комнаты, продолжали жить потомки няни Александра Сергеевича.
В 1951 году деревенская учительница Наталья Ныркова купила избу, отремонтировала, стала здесь жить и часто проводила экскурсии, рассказывала школьникам сказки Арины Родионовны. А в 1974 году в избе открылась экспозиция, приуроченная к 175-летию со дня рождения поэта. Это единственный в мире музей, посвященный памяти простой крепостной русской женщины.
К сожалению, от подлинного дома Арины Родионовны сохранились только стены и средняя потолочная балка. Все экспонаты: глиняная посуда, лапти, костюмы и др. – дары местных жителей. Благодаря всем этим вещам удалось воссоздать облик крестьянской избы конца XVIII века. Самой важной реликвией, хранящейся в музее, по мнению хранительницы Натальи Клюшиной, является сумка-торба, по преданию принадлежавшая самой Арине Родионовне.
7. Анализ стихотворений А.С. Пушкина, посвященных Арине Родионовне.
Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне».
Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая»; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.
Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня», в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска, предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь». В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца.
Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни, и поэта.
В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.
8.Арина Родионовна в воспоминаниях современников А.С. Пушкина.
Не только Пушкин нежно относился к Арине Родионовне, но и все его друзья отзывались о ней с искренней и сердечной теплотой, были покорены ее радушием и сердечностью.
Новиков в своей книге «Пушкин в изгнании» говорит: «Когда приезжали друзья Пушкина, няня хлопотала, чтобы хорошо их встретить. Дом в Михайловском ветшал, разрушался, но всё покрывалось домашним теплом и радушием Арины Родионовны. Она сначала стеснялась, но Пушкин брал её за плечи и сажал рядом с собой». Дельвиг писал отбывшему из Михайловского Пушкину: "Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобою".
О встрече с Пушкиным в Михайловском 11 января 1825 года: «Прибежавшая старуха застала нас в объятьях друг друга... Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая — и чуть не задушил её в объятиях...». После того как волнения немного улеглись, Пушкин читал привезенные ему в подарок «Думы» К.Рылеева, «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Прочел и свои стихи, а няня и Пущин слушали. Именно этот момент мы видим на картине Н.Н.Ге «И.И. Пущин, и Пушкин в Михайловском».
Из воспоминаний А. Распопова: «Когда мы подходили к дому, на крыльце стояла пожилая женщина, вязавшая чулок; она, приглашая нас войти в комнату, спросила: «Откудова к нам пожаловали?» Александр Сергеевич ответил: «Это те гусары, которые хотели выкупать меня в шампанском». «Ах ты, боже мой! Как же это было?» – сказала няня Александра Сергеевича, Арина Родионовна. В Михайловском мы провели четыре дня. Няня около нас хлопотала, сама приготовляла кофе, поднося, приговаривала: «Крендели вчерашние, ничего, кушайте на доброе здоровье, а вот мой Александр Сергеевич изволит с маслом кушать ржаной…» Няня, Арина Родионовна, на дорогу одарила нас своей работы пастилой и напутствовала добрым пожеланием».
А.С. Пушкину в это пребывание в Михайловском было 24 года, а няня по-прежнему относилась к нему как к ребенку, которого надо опекать. Но близость няни и Пушкина не переходила все же границ между барином, помещиком и дворовым человеком, во всяком случае, няня называла своего любимца не иначе как Александром Сергеевичем.
Друг Пушкина, поэт Николай Михайлович Языков посвятил Арине Родионовне два стихотворения: «К няне А.С. Пушкина» и «На смерть няни А.С. Пушкина». Языков называет ее не Ариной Родионовной, а Свет Родионовной, показывая беспредельное уважение к няне и даже благоговение перед нею.
9.Заключение
Подводя итоги своей работе, сделаю вывод, что проведенное исследование подтвердило гипотезы о том, что любовь, которой были пронизаны взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина с Ариной Родионовной, оказала большое влияние на становление личности поэта; сказки, предания, пословицы и поговорки, которые А.С. Пушкин слышал из уст своей няни, стали частью художественного мира поэта, повлияли на его творчество. Поэт на всю жизнь сохранил трогательное, любящее отношение к своей няне, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах.
Отношения между няней и её воспитанником были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним.
10.Список литературы:
5 зимних аудиосказок
Весенние чудеса
Злая мать и добрая тётя
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"