Тезисы научно- исследовательской работы ученицы 11 класса Гордеевой Маргариты
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_7.docx | 14.24 КБ |
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВОЛАНДА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Гордеева Маргарита (г. Набережные Челньт, МБОУ «ГимназияN{ 2б», 11 класс)
Научный руководитель: Кривилева С. Н., учитель русского языка и литературы
В тяжелые годы «привыкания» к новой, страшной власти людям приходилось жить в стра-хе. Никто не знал, что будет дальше, но все боя-лись, что за ним придут... Именно так жил М. А. Булгаков в период на-писания романа «Мастера и Маргарита». Точные сведения о начале работы над «закат-ным романом» не сохранились. К богоборчеству в «пролетарской» России Булгаков относился с удивлением и содроганием. Булгаков заметил сходство между величайшими событиями истории с московскими реалиями, за-ключающееся в том, что правдолюбец всегда под-вергается гонениям. А позволив себе такое срав-нение - стал вносить коррективы в евангельское звовествованис: так появилось «евангелие от сата-ны», то есть от Булгакова. Роман был создан в шести редакциях, седьмой является уже общедоступный оригинал. Хотелось бы обратить внимание на одного из персонажей романа - Воланда. Для этого я попро-бую раскрыть эволюцию образа данного героя в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Основная цель, поставленная в ходе работы: • показать, что эволюция образа Воланда - не свидетельство изменения художественного замыс-ла, а попытка М. А. Булгакова противостоять не-вежеству и несправедливости в разрушающемся мире писателя. Задачи, выявленные в процессе работы: • подробно изучив биографию писателя, ар-хивные документы, проанализировать изученное и подвести чита-теля к мнению о том, что все изменения, внесен-ные в роман, не случайны; • раскрыть образ Воланда, его развитие. Для решения поставленных задач, использо-вались следующие методы: • изучение первоисточников; • анализ научно-методической и учебной ли-тературы и критических статей;
• систематизация данного материала; • сравнительная характеристика образов Во-ланда и Сатаны; • обобщение полученных знаний. При изучении редакций романа именно в об-разе Воланда видны,наибольшие изменения- эво-люция от мелкого демона до мессира, Князя Тьмы. В начальных редакциях образ данного героя разочаровывает. Он вызывает представление мел-кого демоненка, с внешностью смазливой и не-приятной, с характерным хихиканьем, глупыми фразочками. Это больше напоминает клоуна Ко-ровьева-Фагота, появившегося позднее. Тут его можно сравнить с Мефистофелем из «Фауста» И. В. Гёте. Воланд удивляет тем, что не имеет ничего схожего с общепринятым образом Дьявола. Сна-чала это шут, но даже в образе шута, в нсм начи-нают проявляться черты романтического героя. Он остается удивлен, почти возмущен поступками представителей «берлиозовского общества», за что был наказан Берлиоз. Дьявол наказал за то, что они отреклись от Бога? Парадокс. В дьяволе появ-ляются черты борца за противную его природе правду. И даже создается впечатление, что Воланд «на побегушках» у света. Именно такой странный образ жалкого шута, приспетттника света, создастся для Воланда в пер-вых редакциях романа. Обратимся к реальному образу Воланда в ори-гинале романа. Воланд уже не слуга, он занимает самую высокую ступснь в иерархии сил ада. Ин-тересно то, что он продолжает выступать борцом за правду, ведь, казалось бы, должен поощрять. такой агрессивный атеизм? К тому же Воланд ак-тивно настаивает на том, что сын Божий Иисус существовал, и в нем все меньше и меньше можно увидеть черты подлой нечистой силы. В последних главах наблюдается взаимодо-полннемость добра и зла. От шутовской внешно-сти демона к последним редакциям не остается и следа. Он - равный Пославшсму, Воланд пред-ставляет ту силу, которая «вечно хочет зла, и веч-но совершает благо». Так появляется вопрос: почему М. А. Булгаков внес такие радикальные изменении в образ, вроде бы отрицательного героя, сатаны? Почему дьявол становится почти романтическим героем, отстаи-вающим правду, и, возможно, даже свободу? Ве-роятнее всего, это можно объяснить отчаянием писателя. )Кизнь М. А. Булгакова полна разочаровапий: он находился под пристальным надзором властей,
Золотая хохлома
Прекрасная арфа
Два плуга
Спасибо тебе, дедушка!
Новый снимок Юпитера