Исследовательская работа "Память сквозь столетия: история страны в истории моей семьи" написана в форме литературно-исторического очерка, проиллюстрированного фотографиями из семейного архива и документами.
Цель работы: доказать, что изучение истории семьи помагает глубже познакомиться с историей своего народа.
МБОУ гимназия г. Гурьевска
IV гимназическая конференция старшеклассников
по защите проектов
«Путь к успеху»
Исследовательская работа.
Память сквозь столетия: история страны в истории моей семьи.
Выполнила:
Ивченко Юлия,
ученица 11 «Б» класса.
Руководитель:
Бельская Маргарита Васильевна,
учитель истории и обществознания.
Гурьевск
2017 год
Память сквозь столетия:
история страны в истории моей семьи.
Предмет | История |
Возрастная категория | 10-11 класс |
Тип проекта | Исследовательская работа |
Название проекта | Память сквозь столетия: история страны в истории моей семьи. |
Руководитель проекта | Бельская Маргарита Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ гимназии г. Гурьевска |
Исполнители проекта | Ивченко Юлия, ученица 11 «Б» класса МБОУ гимназии г. Гурьевска. |
Цель | Лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений; доказать, что изучение истории семьи помогает глубже познакомиться с историей своего народа. |
Задачи | 1) изучить документы семейного архива, документы государственных архивов; 2) получить недостающую информацию от родственников, через беседы, интервью; 3) составить генеалогическое древо семьи; 4) изучить исторические события, связанные с судьбой предков; 5) упорядочить полученную информацию, написать очерк об истории моей семьи. |
Объект исследования | Документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки из газет. |
Актуальность проекта.
В старину родственные связи берегли ценили, гордились ими и говорили:
«Кто своего родства не знает, тот сам
себя не уважает, а кто родни своей
стыдится, тот через это сам срамиться».
Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследовании ребёнка будут родители, бабушки и дедушки. Семья модернизировалась, но то, кем мы являемся сейчас - это результат наших предков, так как ценности, привитые нам, были заложены в нашей семьей многими поколениями.
В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы простых людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины. В моей родословной нет людей, напрямую вершивших судьбу России, но с уверенностью можно утверждать, что события истории не прошли мимо моей семьи. Среди моих предков были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений. Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня мои бабушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.
Проблема: молодое поколение мало интересуется историей, теряется связь поколений, чувство родства и сопричастности к истории страны, те нравственные качества, которые составляют основу патриотизма.
Гипотеза: через процесс составления родословной семьи можно разбудить интерес к изучению истории страны.
Объект исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранительницей истории своего рода и смогу рассказать о предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться; моя работа подтолкнет окружающих меня людей заняться изучением истории семьи и истории России.
Этапы работы над проектом.
Моя работа предусматривала несколько этапов.
1 этап. Теоретический.
Теоретический этап заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.
Для закрепления полученных знаний я пользовалась словарями, книгами по истории, информационными ресурсами, которые ориентировали меня.
2 этап. Практический.
Второй этап – практический - заключался в составлении картотеки своих родственников – я составляла рассказ о жизни предков, записывала основные сведения из их биографии. Чтобы узнать историю своего рода, я провела поисковую работу: это беседы, интервью, опросы родителей и родных, работа с архивными документами в сети интернет.
С помощью родителей, бабушек, я, насколько это возможно, восстановила родословную своей семьи. Попыталась узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого уже нет в живых. Я собрала и систематизировала информацию, полученную из воспоминаний моих родственников, обобщила полученную информацию и привела наглядные примеры жизни своих предков. На всем протяжении второго этапа я изучала исторические события, которые повлияли на мою семью, работая со словарями, книгами по истории.
Моя родословная пока небольшая, в ней я расположила родственников, о которых собрала сведения.
3 этап. Заключительный.
На заключительном этапе, я проанализировала проделанную работу, доработала и скорректировала текст исследования, сформулировала выводы. Исследовательская работа была написана в форме очерка, проиллюстрированного фотографиями из семейного архива и документами. Было составлено генеалогическое дерево семьи Ильиных-Платоновых - Ивченко. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Еще один вывод подтвердил гипотезу, поставленную в начале работы над проектом: составление родословной помогает в изучении истории своей страны, так как человек имеет возможность познакомиться с сухими историческими событиями как с живыми, наполненными судьбами людей историями.
Связь истории и личности очевидна. Человек влияет на ход истории, он же подчиняется ей, действует в ее рамках, даже кардинально не меняя ход событий, он является важнейшей частью всего исторического процесса и составляет ту самую летопись, которую мы называем – История России. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Литература:
http://www.e-reading.by/bookreader.php/1040829/Andreev__Sozday_svoyu_rodoslovnuyu.html
Информационные ресурсы.
Мост из бумаги для Киры и Вики
Горка
Рисуем "Ночь в лесу"
Кто грамотней?
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию