В
Вложение | Размер |
---|---|
livadnyaya.docx | 34 КБ |
Тема: « Культурная жизнь как условие становления и развития поселка Гигант»
Автор работы:
Ливадняя Алина,
учащаяся 11 класса
МБОУ СОШ № 76
п.Гигант
Руководитель:
Подопригора Нина
Ивановна, учитель
истории
МБОУ СОШ № 76,
п.Гигант
Город Ростов-на-Дону
2017 год
Содержание.
1.Введение --------------------------------------------------------------------------------- 2
2.Основная часть.
2.1. История создания зерносовхоза Гигант.---------------------------------------- 3
2.2. Развитие духовной сферы в первые годы жизни поселка.------------------ 4
2.3. Культурно-просветительская работа в довоенное время.------------------ 5
2.4.Деятельность ДК в военные годы.----------------------------------------------- 6
2.5. Реконструкция культурного центра после войны.--------------------------- 7
2.6. Духовная сфера в 70-80-е годы.------------------------------------------------- 7
3.Заключение.----------------------------------------------------------------------------- 9
4.Список использованной литературы --------------------------------------------- 10
5.Приложение ---------------------------------------------------------------------------- 11
1.Введение
Актуальность темы моего исследования определяется ситуацией сегодняшнего времени. Преобразования, которые произошли во всех сферах российского общества за последние 15 лет, повлияли и на процесс становления духовной культуры молодого поколения россиян. Современная молодежь приобрела и ряд проблем социального и духовного плана. В их числе — снижение духовности и нравственности, увеличение молодежной преступности, форм девиантного поведения, безработица, социальное расслоение и другие. Реальностью сегодняшнего дня стал кризис процесса духовной социализации молодежи, одним из проявлений которого выступает углубляющийся разрыв преемственности поколений, уничтожение социальной памяти. В историческом прошлом России уже были периоды кризиса общества и высказывание В.Г. Белинского « Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее» нацелило меня на исследование духовной сферы в период становления советского государства. На примере моего родного поселка я решила рассмотреть духовное воздействие на социум и тенденции культурного развития. В этом заключается актуальность моей работы.
Выбранная тема позволила установить следующую цель исследования: определение влияния духовной сферы на производство, общественные и нравственные отношения на примере исторического развития поселка Гигант.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Познакомиться с историей развития культуры поселка Гигант; 2.Установить взаимодействие сфер общественной жизни; 3.Определить основные тенденции духовной жизни поселка; 4.Определить роль и значение культуры в формировании общественных отношений жителей Гиганта.
Проблема: культурная жизнь - один из факторов успешного развития экономики и социальной сферы на примере Гиганта. Гипотеза: я считаю, что человеческая деятельность способна в совокупности воздействовать на все сферы жизни человека, но фактор духовного развития прочно взаимосвязан с экономическим благосостоянием.
Объект исследования: духовная сфера общества.
Предмет исследования: влияние культурной жизни на деятельность человека и развитие общества на примере поселка Гигант.
Для написания исследовательской работы применялись следующие методы: анализ, обобщение, сравнение, интервьюирование, анкетирование, теоретический, индуктивный, дедуктивный, фотографирование.
В работе я использовала книгу В.И.Зайдинера «Совхоз «Гигант»: прошлое, настоящее, будущее», в которой приводятся факты из истории поселка. Я.В.Бахарь «Мы - из «Гиганта» повествует о развитии культурной жизни поселка. В газете «Гигант» опубликована статья «Суровой зимой 43-го года…» по воспоминаниям Р.М.Оленченко о жизни Гиганта в годы Великой Отечественной войны. В исследовании использовались интернет – ресурсы rostov.gks.ru
2.1. История создания зерносовхоза Гигант.
В 1928 году Сальских степях был создан первый в мире зерносовхоз Гигант. Цель создания его заключалась в решении продовольственной проблемы и пропаганде преимуществ коллективного хозяйства. Основное внимание уделялось производству зерна, но одновременно решались вопросы бытового назначения. На новом месте строилось временное жилье – бараки, возводились палатки, пригоняли вагончики. Приступить к работе могли только грамотные люди - впервые использовались на полях трактора и комбайны, требовались кадры механизаторов. Но большинство ребят были малограмотные или совсем безграмотны. Стала задача ликвидации безграмотности. Открывались вечерние курсы для взрослых, организовывали кружки по громкой читке [Приложение №1.См. В.И.Зайдинер «Совхоз «Гигант»: прошлое, настоящее, будущее», стр.18.] Но я выяснила, что в отличие от общих принципов ликбеза, в программу рабочих Гиганта входили и технические знания. [Там же.] В 1929 г. особенно высокими темпами сооружались объекты культурно-бытового назначения в Трубецкой. Работала столовая, библиотека. Оперативно строилась школа, в 1930 году она переросла в семилетку. В своих воспоминаниях Н.К. Крупская, побывавшая в совхозе в 1930 году, отметила, «… чтобы совхозная библиотека была доступна окружающему населению, чтобы в совхозе были клуб и школа…» [Я.В.Бахарь, «Мы из Гиганта», стр10.] К октябрьским праздникам полностью были заселены две улицы - Первая и Вторая линии. Необходимость ускорения темпов строительства объектов культурно-бытового назначения диктовались производственными нуждами. В 1930 году число женщин-механизаторов уменьшилось, с 48 –весной до 36 летом. [Там же, стр. 48.] И уже к концу 1931г. в «Гиганте» имелось: 3 столовые, 2 бани, 2 больницы, 2 поликлиники, ясли, детские сады на 152 ребенка, 3 магазина, 50 ларьков. Функционировали учебный комбинат, совхозуч. [Там же, 58]. Учебный процесс в них строился по типу ФЗУ. В 1930 в Гиганте был открыт вечерний рабфак, тогда же открывается вечерний рабочий университет. [Там же, стр.46.] Такие культурно-бытовые и культурно-просветительские условия сыграли определенную роль в достижении высоких производственных результатов. В 1929 году «Гигант» собрал хороший урожай - в среднем по 70 пудов с гектара, в то время как в соседних селах и хуторах крестьяне-единоличники получили лишь по 40 пудов. Всего совхоз собрал 526515,24 центнера хлеба. На праздник урожая 1929 года в совхоз приехал писатель Алексей Максимович Горький. [См.liveinternet.ru›Gregoryh]
Из этого следует вывод о том, что с первых дней создания поселка уделялось большое внимание социально-культурным условиям жизни первостроителей. Для того, чтобы обеспечить организацию производства, выполнить поставленные государством задачи, властью создавался быт для трудящихся, обеспечивался их досуг и отдых, совершенствовались грамотность квалификация рабочих.
2.2. Развитие духовной сферы в первые годы жизни поселка.
Источники по истории зерносовхоза «Гигант» характеризуют, прежде всего, экономическую сферу его развития, политическое руководство, социальную структуру и слабо представлена духовная среда. Мне удалось найти факты, подтверждающие ее формирование. С уверенностью констатирую вывод о том, что с момента становления и развития «Гиганта» немало внимания уделялось вопросам культуры. Так, 17 и 18 мая 1929 г. для рабочих-гигантовцев на ст. Целина силами артистов театра Центрального Дома искусств им В.Д.Полякова было дано два спектакля. Но не только центр – периферии, обратная связь тоже устанавливалась. В июне 1929г. в Москве проводилась Всесоюзная конференция музыкального искусства, делегатом которой был и тракторист «Гиганта», руководитель музыкального кружка совхоза тов. М. Семенов. [Приложение № 2. В.Там же, стр. 58.] 10 июля 1929 г. вместе с началом уборочной кампании вышел первый номер совхозной газеты «Гигант». [Там же, стр.54] Это была гордость совхоза. Газета была вестником производства: освещала соцсоревнования, критиковала недостатки, пропагандировала идеи ударного труда. Изучив содержание ее, я отметила высокое самосознание рабочих, что влияло на трудовые и общественные отношения. [Там же, стр. 55].Для привлечения трудящихся на строительство зерносовхоза в 30-е годы была построена одна из лучших в сельских районах Ростовской области средняя школа, сооружены сельскохозтехникум, хлебопекарня, ресторан, гостиница, почта, телеграф, сберкасса, Дворец культуры, богатая библиотека, разбиты скверы и парк, обустроены пруды, на берегах которых оборудованы пляж, спортивные площадки. [Там же, стр.98] В клубе успешно работал ряд коллективов художественной самодеятельности: духовный оркестр, хор, хореографическая группа, драмкужок, несколько детских коллективов. Только за три года (1937-1939гг.) участниками самодеятельности было более 200 человек, дано 120 концертов, обслужено 38000 человек. [Там же, стр.99] Нередко на клубной сцене выступали артисты из Москвы и Ростова-на-Дону.
Широко развиты были здесь физкультура и спорт. В спортивном коллективе числилось 115 человек; 97 из них являлись значкистами ГТО. [Там же, стр.102] Культурная жизнь поселка привлекала новых жителей. О том, что здесь не только кормят, но и организовывают досуг и отдых, крестьяне впервые встречаются с артистами Москвы – это впечатляло. Эти условия благоприятно сказывались и на производственных показателях. В 1934 году при плане 6600 тонн зерна государству было сдано 6641 тонна, а в следующем году план продажи хлеба был выполнен на 102 %. Совхоз превращается в «фабрику зерна» [ Там же, стр. 58]..
Можно отметить тенденцию развития культуры как положительную динамику. Я считаю, что не только количественный рост показателей, но и содержание духовной жизни демонстрируют успешное развитие Гиганта, придают ему мировую известность. Занятия художественной самодеятельностью, спортом, благоустройство села способствовали совершенствованию нравственности гигантовцев. Гигант справился с поставленными перед ним задачами.
2.3. Культурно-просветительская работа в довоенное время.
Однако стоит отметить недостатки в сфере духовного строительства. В конце 40-х годов из 14 производственных точек (12 отделений и 2 фермы) только в 6-ти имелись бани и в 7-ми стандартные школы, это привлекало тружеников, численность на этих объектах была выше, чем там, где учреждения соцкультбыта размещались в малоприспособленных помещениях. Резко сократилось жилищное строительство. Началась текучка кадров. [Там же, стр. 69.] Если в первые годы существования Гиганта отмечалась крепкая трудовая дисциплина, то к в середине 30-х годов она падает, отмечаются случаи прогулов, опозданий, пьянства. Никакие соцсоревнования не влияли на прогульщиков, их сознание и совесть. Изучив материалы по Гиганту, я могу отметить активность комсомольцев в производственной и культурной сфере. Они выступали инициаторами соцсоревнования, первыми вступали в кружки и школы с целью повышения своего общеобразовательного уровня и деловой квалификации. Они становились примером для несоюзной молодежи. Однако районная конференция ВЛКСМ зерносовхоза «Гигант» отметила неудовлетворительную политико-воспитательную работу юношеской организации, наличие случаев пьянства среди комсомольцев, слабую работу с несоюзной молодежью. [Там же, стр. 50] Мой анализ дальнейших мероприятий, предпринятых молодежью, привел к выводу о том, что новые формы наглядной агитация: Доска учета соревнования, Доска почета, переходящее Красное знамя, красный флажок политотдела, стенные газеты – способствовали ликвидации недостатков. Центром массово-политической работы стала производственная бригада, животноводческая ферма. На каждом производственном участке выделялись агитаторы-беседчики. «Рост культурно-технического уровня трудящихся, оказал положительное влияние на дальнейшее развертывание трудовой состязательности. Важное значение в повышении производственной активности и творческой инициативы совхозных рабочих сыграло также улучшение материально-бытового положения трудящихся.» [Там же, стр. 81.]
Мне интересно было узнать о том, что духовная сфера так тесно может взаимодействовать с экономической. Меня удивил факт – насколько самокритично выступает молодежная организация: отмечает недостаточную работа с несоюзной молодежью, определяет более оперативные методы работы. Безответственное поведение влияет на трудовые показатели. Центр культурной работы переносится на производство. В результате удалось повлиять на девиантность поведения индивидов.
2.4. Деятельность ДК в военные годы.
В годы войны культурная жизнь на время ограничилась, работала только школа, выпускалась газета «Гигант», агитбригада из старшеклассников выступала в госпиталях, в воинских частях отступающей Красной Армии, как могла, поддерживала боевой дух солдат. Зерносовхоз Гигант был оккупирован немецко-фашистскими войсками в конце июля 1942 года. Немцы здание редакции переоборудовали под штаб, а во Дворце Культуры устраивали каждый вечер танцы. Всех девушек сгоняли в ДК, заставляли танцевать с немецкими солдатами. По воспоминаниям Р.М.Оленченко юноши совхоза старались сорвать такие мероприятия. Один из известных фактов подтверждает эти слова. Ребята незаметно поджигали сухой горький перец и раскладывали по углам танцевального зала. От такого аромата першило в горле, слезились глаза. Немцы прекращали вечеринку. Девушки были спасены от унижений. [Приложение 3.] После победы Сталинградской битвы 22 января 1943 года был освобожден Гигант. Уходя, фашисты взорвали здание ДК. [Приложение 4.]Колоссальный ущерб был нанесен ими совхозу. Враги здесь сожгли и разрушили 46 зданий хозяйственного назначения, 24 жилых дома, 33 здания культурно-бытового назначения, библиотеку, столовую, две школы, сельскохозтехникум, банно-прачечный комбинат. [В.И.Зайдинер. «Совхоз «Гигант» прошлое, настоящие, будущее» стр. 112.] Приходилось все начинать сначала.
Я считаю, что война глубоко повлияла на состояние духовной сферы Гиганта, но не вызвала ее кризиса. Официально культурные мероприятия не проводились, но художественная самодеятельность школьников успешно пропагандировала веру в победу. Попытки фашистов восстановить деятельность ДК провалились. Идеологическая работа в предвоенные годы способствовала сознательному противостоянию врагу – не проводились уборочные и посевные работы, попытки экономического и культурного сотрудничество сотрудничества потерпели крах.
2.5. Реконструкция культурного центра после войны
Продолжая исследование я обратила внимание на особый приоритет производственной сферы в 40-50- годы. Восстановительные работы начались сразу же после изгнания врага. Совхоз получает трактора, комбайны, эвакуированный скот. В сложных условиях Гигант продолжал кормить страну хлебом. Недостаточное финансирование сказывалось на культурной сфере поселка. В декабре 1943 года бюро Сальского ВКП(б) отмечает, что дирекция и парторга «неудовлетворительную вели борьбу за быстрейшее восстановление жилого и культурного фонда». [Там же, стр. 117.] Вся культмассовая работа в это время проходила в бывшем здании столовой, которое переоборудовали под клуб. Но и в этих условиях я установила значимость культурной деятельности - во время весенне-полевых работ и уборки урожая 1965г. коллектив агитбригады Дворца культуры дал 45[там же, стр.153] концертов для рабочих и служащих хозяйства. [Приложение 5.] ДК восстановили в 1968 году, к сорокалетию Гиганта. Директор совхоза Д.Д.Ангельев лично руководил реконструкцией ДК. По его инициативе был создан музей боевой и трудовой славы, заложены в стену послания потомкам. Летом проходили торжественные мероприятия по открытию нового здания Дворца Культуры имени Горького. [Приложение №6.] Директором был назначен М.Дубинин. [Приложение 7.] Увлеченный и инициативный он сплотил вокруг себя единомышленников. Были созданы хор, оркестр, ВИА, заработали кружки по интересам, проводились общепоселковые праздники.
Познакомившись с производственной деятельностью Гиганта, я пришла к выводу о том, что финансовые трудности не позволили активно развиваться духовной сфере поселка. Ухудшились условия социально-культурного характера, что привело к уменьшению и численности населения, [см.rostov.gks.ru] но не его активности и инициативы.
2.6. Духовная сфера в 70-80-е годы.
Изучив документы, проведя интервью с культработниками, я определила, что наиболее активно деятельность ДК разворачивается в 80-е годы. Открываются клубы по интересам. [Приложение № 8] Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Клуб будущего война «Подвиг» объединяет старшеклассников гигантовских средних школ и студентов Сальского сельскохозяйственного техникума. Заседание клуба проводится в системе, но наиболее активная его деятельность проявляется в весенний и осенний периоды призыва юношей на службу в ряда Советской Армии. [Приложение № 9.] В программе «Подвига» [Приложение № 10.] встречи с работниками горрайвоенкомата, с ветеранами ВОВ, тематические вечера, экскурсии к памятникам боевой славы, а также просмотр фильмов на патриотическую тему. С особой честью проводились праздники посвященные проводам юношей в армию. Сотрудники ДК пропагандировали почетную службу в рядах СА. Молодежный клуб «Ровесник» ставит своей задачей воспитание идейности, гражданственности, нравственности и эстетики. Его программа [Приложение № 11.] обширна и разнообразна и включала в себя разные формы работы: устный журнал, тематические вечера, балы, конкурсы, встречи с интересными людьми. Занятия проходят ежемесячно. Начинает работу кинолекторий «Кругозор». [Приложение № 12.] Заседание его проводили ежемесячно, организатором выступало правление ДК. Преимущественно темы лекций посвящались международному положению, правовым знаниям, экономической жизни страны, а также включались вопросы здорового образа жизни.
Я отметила, что с особым вниманием ДК им.Горького относится к эстетическому воспитанию детей, прививает любовь к музыке, народному творчеству. Детский музыкальный лекторий организует цикл мероприятий, посвященных юбилеям композиторов Чайковского, Бартока, Френкеля, Дунаевского, Листову. Проводятся тематические вечера посвященные балалаечнику и дирижеру оркестра русских народных инструментов Андрееву, основателю советской музыки С.С.Прокофьеву. [Приложение № 13.] Завершается год отчетным концертом учащихся детской музыкальной школы.
Мне интересно было узнать, что в этот период культработниками ДК была создана агитбригада «Колосок». [Приложение № 14.] Ее участники выезжали на поля [Приложение № 15.] во время жатвы и своим искусством зажигали сердца тружеников полей и приносили им радость. [Приложение № 16.]Частыми гостями агитбригада была на фермах отделений зерносовхоза Гигант. В их задачу ставилось не только охват культурным влиянием животноводов, но и пропагандировать передовиков производства, критиковать недостатки. [Приложение № 17.] Такие же концерты «Колосок» давал в сельских клубах Гиганта. Культработники ДК постоянно чествовали передовиков производства. Мероприятия проходили в форме «огоньков», вечеров, встреч. [Приложение № 18.] Меня удивило, с каким особым торжеством отмечалось прибытие первых машин с зерном нового урожая. ДК оформлял такие колонны. [Приложение №19.] Значимым фактом эффективной деятельности ДК является ее участие в конкурсах и смотрах художественной самодеятельности. Я с гордостью узнала, что неоднократно победителем их становятся коллективы ДК им. Горького. [Приложение № 20.] Художественные коллективы приглашали выступать с концертами в Ростове-на-Дону, Москве. [Приложение № 21.] О том, что зерносовхоз Гигант пользовался мировой славой, я узнала из газет. [Приложение № 22.] Желание государственных культурных деятелей посетить совхоз всегда приветствовалось руководством. Московские писатели-драматурги А.Н.Мишарин, В.А. Ильин, В.Л.Иванов из Омска Т.А.Миннулин из Казани, А.Е.Зябрев из Красноярска, драматург из Грозного Е.В.Чебалин, ростовский поэт А.И.Гриценко, корреспондент газеты «Литературная Россия» Е.С.Болдарев познакомились с историей Гиганта , а вечером состоялась встреча с жителями. В «Гигант» не раз приезжали Виталий Закруткин, Петр Лебеденко, Борис Изюмский, Гаврил Колесников, Павел Шестаков, Александр Рогачев, Даниил Долинский. Встречали в совхозе и дорогого гостя- прославленного писателя Михаила Александровича Шолохова. [Приложение № 23.] Артисты театров и кино не раз выступали на сцене гигантовского Дворца Культуры. Особенно запомнилась теплая встреча с Евгением Леоновым. [Приложение №24.]
Я считаю, что в эти годы духовная жизнь достигла своего расцвета. Активная культурная жизнь оказала эффективное влияние на экономическую сферу производства. «Гигант» становится миллионером [Я.В.Бахарь «Люди «Гиганта» стр 92]. Широкий спектр культурной деятельности влияет на рост численности гигантовцев. Благоприятные условия жизни в поселке повышают нравственные и правовые отношения.
Заключение.
Вся моя исследовательская работа строилась на воспоминаниях, исторических фактах, на содержании бесед с культуработниками, я использовала статистические данные, архивы, фотографии. В результате я узнала о том, что с первых дней строительства совхоза уделялось огромное внимание духовной сфере, создавались благоприятные условия для жизни населения. Производственные показатели, общественные отношения напрямую зависят от сознания человека, от его мировоззрения, а формируются они под воздействием культурной деятельности. Мое представление о приоритетности сфер изменилось. Я считаю, что духовная сфера влияет на все ключевые позиции общества, особенно выделяется ее взаимосвязь с экономикой. Она может развиваться в любых условиях, но насколько широк спектр культурной деятельности, зависит от состояния хозяйства. Результаты анкетирования подтвердили мое предположение. [Приложение № 25.]
Я достигла поставленной цели и доказала на примере поселка Гигант, что фундаментом в социуме является экономическая сфера, а определяющей - духовная. Были решены все поставленные задачи. Моя гипотеза, что человеческая деятельность способна в совокупности воздействовать на все сферы жизни человека, а духовное развитие – один из факторов экономического благосостояния, подтвердилась.
Со своей исследовательской работой я выступила на школьной и муниципальной конференциях, можно применять ее содержание на уроках обществознания, истории, во внеклассной и внеурочной деятельности, во время проведения экскурсии в школьном музее боевых и трудовых традиций. Содержание исследования опубликовано в районной газете «Сальская степь». [Приложение № 26.] Широкий отклик получила работа в соц.сетях. [Приложение № 27.] Считаю, что практическая значимость моего исследования достаточно велика.
Список использованной литературы.
1.В.И.Зайдинер «Совхоз «Гигант»: прошлое, настоящее, будущее», издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1993 год.
2.Я.В.Бахарь «Мы - из «Гиганта», Ростовское книжное издательство, 1998 год.
3.Я.В.Бахарь «Люди «Гиганта», издательство Ростов-на-Дону, 1968 год.
4.Газета «Гигант» №12 от 20 мая 1982 г. ,№3 от 17 января 2009 года.
5.Архив школьного музея боевых и трудовых традиций.
6.Интернет – ресурсы rostov.gks.ru , .liveinternet.ru›Gregoryh.
Красочные картины Джастина Геффри
Два петушка
Смекалка против Змея-Горыныча
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Акварельные гвоздики