Конкурсное сочинение по творчеству Б.Л.Пастернака
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.docx | 20.31 КБ |
«Во всем мне хочется дойти до самой сути»
«Но вот окончусь я, останется жизнь моя, ... и что в ней было главного, основного? Пример отцовской деятельности, любовь к музыке и А.Н. Скрябину, две-три новых ноты в моем творчестве…»
2015 год в России стал годом литературы, и это неспроста. Сегодня воспитание читательского интереса является важной тенденцией в развитии культуры человека в целом. Вот вы знали, что в этом году очень много писателей-юбиляров? Грибоедов, Есенин, Куприн, Шолохов, Бродский… Я тоже знала. Малая часть цели выполнена – кому-то идея года литературы помогла узнать что-то новое. А произведения, отмечающие юбилей? Их у нас немало, и с ними вы тоже сталкивались: «Герой нашего времени», «Бедные люди», «Братья Карамазовы», «Тихий Дон», «Василий Теркин»… Знакомые названия? А с Борисом Леонидовичем Пастернаком вы знакомы? Думаю, что да, ведь шутка «взял почитать Пастернака – понял только глаголы» отчасти правдива. А многие ли знакомы с его личной судьбой? Думаю, нет. Изучение жизни Пастернака дает нам возможность объяснить некоторые особенности его творчества, которые ставят писателя на невероятную высоту и делают его одним из величайших деятелей Серебряного века.
Родился будущий поэт и писатель в Москве. Семья Пастернака создавала вокруг юного Бориса атмосферу творчества и богемы. Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак – отец Бориса, - художник, академик Петербургской Академии художеств, мать – пианистка Розалия Исидоровна Пастернак. Кроме того, в доме часто бывали музыканты и писатели. И уже в детстве Пастернак проявлял интерес к живописи и музыке. Кумиром мальчика был друг семьи А. Н. Скрябин: «Боже, что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась и обваливалась.… Ее всю переполняло содержание, до безумия разработанное и новое…» (из автобиографического очерка «Люди и положения»). Это увлечение музыкой могло бы стать для Пастернака делом его жизни, но он передумал.
Летом 1912 года Пастернак изучал философию в Марбургском университете в Германии. Возможно, именно это влияние философских наук и обуславливает философские темы и настроения в творчестве поэта. Его стихотворение того периода «Марбург» уже пропитано символизмом и написано в свойственной поэту ритмической манере, своеобразной музыкальности:
…Плыла черепица, и полдень смотрел,
Не смаргивая, на кровли.
А в Марбурге…,
…Желтел, облака пожирая, песок.
Предгрозье играло бровями кустарника..
Такое многократное повторение звуков рисует совершенно четкую картину, которую представляет поэт. Она не просто яркая – она насыщена звуками. При чтении вслух тонко чувствуешь этот жаркий полдень, эту черепицу, плавящуюся на солнце, гомон, какие-то еще звуки города. Город оживает в этих строках. Ты как будто не просто путешествуешь по нему – ты его чувствуешь, как чувствовал поэт. Каждая улочка, каждая жилка города, каждый камушек обретает смысл, и все это дополняется звуками:
…Сверчки и стрекозы, как часики, тикали…,
…И ферзь – соловей….,
…Насупленный лязг и полет поездов,
А как меняется настроение лирического героя! Это поток мыслей и чувств, пережитых автором. И такое восприятие мира прослеживается в каждом произведении.
Детали, очень важную роль всегда играют детали! Описать детали, значит показать связь между предметами. Интересны детали в стихотворении «Марбург» - запах акации, солнце в зените, старинные плиты. Но идея данного стихотворения не только в жизни города, нет, тут конфликт другой. Идея перерождения спрятана между строк. Первые строки:
…Я вздрагивал. Я загорался и гас.
…Я сделал сейчас предложенье,
…Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ…, -
посвящены любви, причем любви несостоявшейся.
Но именно этот отказ открывает глаза лирического героя и рождает в нем ту одухотворенность всем неживым, наделяет его способностью видеть скрытый смысл вещей:
….Каждая малость,
Жила и, не ставя меня ни во что,
В прощальном значеньи своем поднималась….
Таким образом, можно сказать, что уже на начальном этапе становления Пастернака как поэта прослеживается идея единства всего живого, идея жизни, перерождения и противостояния смерти и всему плохому.
После поездки в Марбург Пастернак отказывается от дальнейшего изучения философии и начинает входить в круги московских литераторов. Будучи членом футуристических и символических обществ, Пастернак воспринимает особенности этих стилей, например, свободный синтаксис. «Близнец в тучах» - первая книга поэта – была издана обществом «Лирика» в 1914 году. После этого была «Центрифуга» и «Поверх барьеров» (1917 г.) – книга, в которой Пастернак ищет свою форму самовыражения, называя произведения из этой книги этюдами. Из этого сборника мне особенно понравилось стихотворение «После дождя». Как и в «Марбурге», в нем фигурирует идея «все что ни делается – все к лучшему», то есть после дождя будет радуга и «не надышишься крепью густой».
Но пик мастерства Пастернака – это, несомненно, роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение десяти лет и который был оценен в России лишь в 1988 году. До самой своей смерти Пастернак подвергался гонениям и санкциям, массовая травля получила название «Не читал – но осуждаю!» Но, неторопливо пролистав страницы этого романа, я лишь бегло ознакомилась с ним, а вот стихи Юрия Живаго привлекли мое внимание. Это стихи человека, который не сдался, который творил до последнего. В них встречается образ Христа – образ духовной чистоты, жертвенности, смирения. В стихах также фигурирует тема личности и ее чувства. Здесь раскрывается не только Живаго, но и сам Пастернак, так как, я считаю, роман – в некотором роде, исповедь поэта, этакая отдушина. В нем он исследует понятия человечности и нравственности. Но одно стихотворение как будто не вписывается в эту исповедь. Это «Зимняя ночь». Знаменитые строки «Свеча горела на столе,/Свеча горела» - символ жизни, которая противостоит метели и снежной мгле – смерти. Неспроста именно свеча олицетворяет жизнь – подуй на нее, и она погаснет. Именно такой представляет свою жизнь Юрий Живаго и предвидит, если так можно выразиться, сам автор. И он был прав, ведь после выхода романа в свет он сгорел, подобно свече. Образ же метели – это образ злых сил, которые давят на человека, лишая его выбора, загоняя в рамки (не знаю, как вы, а я представляю лирического героя этого произведения в тесной комнатке, клетушке, что является определенным ограничением свободы). Но даже в такой подавляющей обстановке Пастернак не оставляет привычной манеры описывать детали, придающие картине оптимизм («Метель лепила на стекле/Кружки и стрелы…», «…воск слезами капал…», «Как летом роем мошкара… слетались хлопья со двора»). Иначе говоря, Пастернак даже в самые тяжелые времена не терял самого себя, не оставлял надежду на что-то лучшее и не оставлял творчество, что так важно и в современном мире.
Мы люди XXI века. Наша жизнь очень быстрая, мы куда-то торопимся, спешим, нам нужно все успеть и не пропустить что-то по-настоящему важное. К сожалению, в погоне за житейскими мелочами мы забываем о действительно важных истинах: любви, искусстве, природе, добрых чувствах. Творческое наследие Пастернака сложно для понимания, его произведения насыщены метафорами и сравнениями, которые порой бывают весьма необычны (в чем еще одна заслуга поэта – он стремился сделать свою поэзию совершенной и неповторимой). Но читая его произведения между строк, можно понять, что же действительно для нас, современных людей, важно, а важно – сохранить в себе личность, какие бы препятствия не встали на пути к цели. Целью Пастернака было «дойти до самой сути, в работе, в поисках пути». Его пример невероятно вдохновляет на нечто подобное, а произведения помогают обрести себя и веру в лучшее будущее, так как они пропитаны чувством радости бытия и идеей торжества света над тьмой.
Простые летающие модели из бумаги
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Груз обид
Муравьиная кухня
Акварельные гвоздики