Реферат по литературе ученицы 9 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
реферат по литрературе | 89 КБ |
Реферат
«Духовный потенциал русской классической литературы»
Честь и благородство в произведениях
А.С.Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»
Реферат подготовил:
Федорова Виктория,
учащаяся 9 Б класса
ОУ СОШ № 17
Научный руководитель:
Юренкова Л.Ф.,
учитель ОУ СОШ № 17
Оглавление
Библиографический список……………………………………………………15
I. Введение
В поисках нравственных ориентиров
«Где дал трещину нравственный фундамент человека?» - такой вопрос сейчас мы слышим всё чаще. Все стороны и сферы современной нашей жизни говорят о большом сосредоточенном внимании общества к морали. Не исключено, что в ближайшем будущем уроки этики станут в одном ряду с уроками математики, русского языка, биологии…О чем бы ни говорили люди сегодня - на телевидении, на страницах СМИ, на родительских собраниях, во время дружеских встреч, - их мысли неизменно возвращаются к этическим граням бытия общества и личности, «вращаются» вокруг нравственной темы, которая стала самой актуальной.
Философский словарь определяет мораль как форму общественного сознания, совокупность норм, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, шкалу оценок поступков и поведений как понятия о добре и зле, долге, справедливости, чести и бесчестии.
Безусловно, личность формируется под влиянием общества, но и яркая, целеустремленная личность воздействует на общество. И большую роль в формировании нравственного облика человека играет литература. «Книга- это душеприказчик, безупречный хранитель духовных ценностей всех веков и всех народов и это негаснущий источник света»[1], - писал Ю.Бондарев. И это одна среди множества причин, заставляющих вновь и вновь перечитывать классику, и в первую очередь Пушкина, с которым кровно связана русская литература вот уже свыше 200 лет и которая последовательно продолжает развивать его идеи и образы.
Основным предметом изображения в художественной литературе является человеческая жизнь, а также все явления действительности, воспринятые под углом зрения человеческой жизни. А особенностью русской литературы является то, что «наша литература живет беспокойной идеей человека, борьбой человека за человека, за его духовное усовершенствование».[2]
Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме в русской литературе XIX века. Русские писатели этого значительного периода в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что этому народу следует опираться.
Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянского общества, к забвению просветительских традиций XVIII века. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преемственную связь между ними. Верность просветительским идеалам и высоким нравственным образцам осознается им как единственное спасение от официозной правительственной морали, которая усиленно насаждалась в годы последекабрьской реакции. И в своей последней повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин изображает людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы.[3] Тема чести является одной из основных тем произведения, которое можно считать итоговым в творчестве писателя, поэта. Но ещё раньше в романе «Дубровский» Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность - подлости, щедрость - жадности, любовь – ненависти, сдержанность – разгулам. Выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства честолюбивого, благородного повстанца.
Объединяет главных героев этих произведений то, что они оказываются перед нравственным выбором: как поступить правильно, чтобы сохранить человеческое достоинство? Они в поиске нравственных ориентиров.
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Мне кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести – это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Об этом должны помнить и те, кто живет XXI веке.
Поэтому темой реферата выбрана следующая: «Честь и благородство в произведениях А.С.Пушкина "Дубровский" и "Капитанская дочка" ».
Цель нашего реферата – доказать, что честь и долг - важные и единственно верные ориентиры для человека в любой жизненной ситуации.
Для этого мы изучили работы литературоведов Чайковской О.,Петруниной Н.Н., Маранцмана В.Г., Гиллельсона М.И., Есаулова И.А., в которых исследовались особенности этих двух произведений, их идеи и образы.
II. 1. О понятиях «честь» и «нравственность»
В словаре С.И.Ожегова понятие нравственности рассматривается как правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Кто же разрабатывает и утверждает эти правила? Кто следит за их соблюдением? Поможет ли А.С.Пушкин ответить на эти вопросы?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к «духовной родине» писателей XVIII -XIX в.в. – христианству. Все они были воспитаны на заповедях Божьих. Труден путь к спасению – следование христианским заповедям. А иной путь – ненависти, вражды, осуждения, зависти – легче, но гибелен. Рассчитывать сохранить во всех случаях отличное резюме в глазах людей в этой жизни не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий. Значит, надо ориентироваться на свою совесть, на честь в глазах Бога, на Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. К таким выводам можно прийти, читая русскую классику.
Все социально значимые ориентиры, условности, приоритеты имеют свои границы, жизнь не вмещается в них во всей своей полноте. Нужно иметь более глубокое основание своим поступкам, определенную систему ценностей, которая ориентирована на «внутреннее нравственное достоинство человека: доблесть, честность, благородство души и чистую совесть».[4] Именно так объясняется понятие «честь» в толковом словаре Даля.
Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести ещё мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.
Подобно законам движения истории, с точки зрения христианской морали (от язычества к христианству), от тьмы к свету складывается и жизнь человека. И самое главное, в чем уверен Пушкин, что никакие наши грехи и преступления не способны до конца извратить и стереть образ Божий в душе человеческой, и, пока жив человек, остаётся в любящем и верующем сердце надежда на спасение.
Тема чести, нравственности и благородства была для Пушкина принципиальной. Она была тесно связана и с другим, более глубоким вопросом: как жить в истории? За что держаться? Чем руководствоваться? В особенности в смутные переходные периоды истории, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и институты.
Таким испытанием было для молодого Пушкина декабристское восстание. И хотя возвращенный в 1826 году Николаем I из ссылки Пушкин мужественно ответил на прямой вопрос императора: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге? – Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» - однако и этот ответ - сам по себе замечательный своей двойственностью, не был решением вопроса. И в «Капитанской дочке», законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений целой жизни. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений!» [5]
II. 2. «Маскированный разбойник» Владимир Дубровский в произведении А.С.Пушкина «Дубровский»
Перед нравственным выбором оказался и герой А.С.Пушкина Владимир Дубровский из одноименного романа. Работа над этим произведением была начата 21 октября 1832 года. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным. Он рассказал про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский» (как и назывался сначала роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.
Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвиче - дворянине, который поступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.
Дубровский от начала до последней написанной главы остаётся личностью, представленной исключительно в идеальных своих проявлениях (в отличие от других персонажей). Но ничто человеческое не чуждо и ему. Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни в Петербурге, мало думает о будущем: он «расточителен и честолюбив», предаётся «роскошным прихотям». Его мысль не бьётся над «проклятыми вопросами» человеческого бытия, но душа сохраняет способность к чистым порывам, подвластна обаянию «тихих радостей» «семейственной жизни». Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистеневку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напомнил старшего Дубровского.
Героем овладело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца: «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, - он ничего не замечал…Владимир остановился,… и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастья». Как жить дальше? Чем руководствоваться? Стечение обстоятельств толкает героя на путь протеста против общественной несправедливости, делает его разбойником.
Но сам Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником». И не только потому, что он появляется перед Машей в полумаске в конце романа, это ещё одна роль, роль благородного спасителя. Он всё время играет какие-то роли: генерала, который возвращает деньги Анне Савишне Глобовой, украденные её приказчиком; учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побоявшегося остаться наедине с разъяренным медведем; атаманом разбойников (но автор не показывает, как герой руководит бунтовщиками). На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести. Он и в роли атамана разбойников выступает, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Глобова), и, конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака. По своему характеру, принципам герой не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. Поэтому автор и не оставил своего героя во главе бунтовщиков.
Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю. Он сделал свой нравственный выбор: отказался от мести Троекурову: «Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию», - объясняет он Маше. Любовь помогла герою выбрать верные ориентиры в сумраке жизни.
Пушкин и саму героиню ставит перед выбором: «… брак пугал её как плаха, как могила … Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Брак с Верейским для Маши равнозначен плахе; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дубровскому и готова была к участи супруги разбойника. Но снова стечение обстоятельств … И после венчания с князем она отказывается от предложения Владимира. Почему? «Я дала клятву», - вот её ответ. Чувство долга, чести берёт верх.
Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. "Ради Бога, – заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, – не трогайте его, не смейте его тронуть... Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса". И в его обещании отражение ее нравственной высоты: "Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях".
В рукописи романа сохранилось место, вычеркнутое Пушкиным при правке: Дубровский «считался одним из блестящих офицеров своего блестящего полка. Около него составлялось всегда некоторое общество, комната его была всегда полна. Его любили». Это фон жизни многих декабристов. Но дело не во внешних приметах. Идея чести, независимости, которую необходимо и в бедности отстоять и сохранить, была характерна для декабристов. Идею независимости личности Пушкин сознавал как одно из условий общественного прогресса. В «Опровержении на критики» он писал об историческом значении идеи чести, о старинном дворянстве - носителе благородства и независимости: «Каков бы ни был образ моих мыслей, никогда не разделял я с кем бы то ни было демократической ненависти к дворянству. Оно всегда казалось мне необходимым и естественным сословием великого образованного народа. Смотря около себя и читая старые наши летописи, я сожалел, видя, как древние дворянские роды уничтожились, как остальные упадают и исчезают…и как имя дворянина, час от часу более униженное, стало, наконец, в притчу и посмеяние разночинцам, вышедшим в дворяне, и даже досужим балагурам!» Эти заметки Пушкина, написанные в Болдине в 1830 году, очень близки к чувствам, одушевляющим Дубровского. Но для Пушкина «есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». «Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе гуманистического мировоззрения Пушкина. Верность этой идее определяла и поэтическое творчество, и личное поведение».[6]
II.3. Тема чести и благородства на страницах «Капитанской дочки» А.С.Пушкина
Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то просто поражаешься, насколько глубоко охвачены в ней проблемы устроения благородной христианской души!
Береги честь смолоду. Пушкин не случайно взял за эпиграф эту русскую народную пословицу: что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей - все это можно очень глубоко изучить по этой замечательной повести.
Эпиграф к повести подсказывает, что жизнь испытывает каждого героя прежде всего в отношении чести и долга. Этому испытанию подвергнуты не только абсолютно противоположные Гринев и Швабрин, не только супруги Мироновы, кроткая Маша или старый Гринев, которого не радует жизнь, дарованная его сыну, потому что она покрыта бесчестьем,- но и крайние противники: вождь восстания и самодержавная царица. Также в черновом введении к повести престарелый «автор» записок Петр Андреевич Гринев, обращаясь к своему внуку, говорит о главнейших качествах, служащих залогом достойной человека жизни: «доброте и благородстве», - о тех моральных нормах и ценностях, которые всегда чтимы простым народом. Пушкин, которому, по словам Герцена, «были ведомы все страдания цивилизованного человека», который, в конце концов, пал жертвою травли и искусственных условностей «света», в роковом для него 1836 году погружается в мир народной простоты с ее идеалом «доброты и благородства».
Эпиграф представляет собою сокращенный вариант русской пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Полностью эту пословицу вспоминает Гринев - отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию. Историческое и частное (в том числе - семейное) в «Капитанской дочке» с самого начала предстают в их «домашнем» переплетении. Понятие чести, службы и семейного долга поставлены в один ряд. Эпиграф к 1-й главе «Был в гвардии он завтра капитан…» заканчиваются вопросом: «Да кто его отец?». И как бы предлагая ответ на этот вопрос, глава открывалась фразой: «Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе…». Кровнородственная связь, ее нерушимость постоянно подчеркивается на протяжении всего повествования. [7] Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринев отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он «потянул лямку, стал дисциплинированным солдатом». Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил своё понимание службы: «Служи верно, кому присягнешь, слушай начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это, коль проигрался нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден. А ведь Швабрин образованный человек, он не был недорослем, каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность две разные вещи. Более того, огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.
Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других, приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому тоже благородство Петра, проявившего в отношении вожатого, который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым.
«Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! – шептал Савельич, стоя за мной и толкая меня.- Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй у злод… (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе». Что тебе стоит? – спрашивает Савельич. Стоит чести, и ею Гринев не торгует, даже в обмен на жизнь: он присягнул императрице.
Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того проникся к нему симпатией и даже помог в освобождении Маши Мироновой. И все это не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря. Сама же Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности наперекор страху. Она — истинная дочка своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Его дочка падала в обморок от выстрела пушки, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести. Пушкин подводит нас к выводу, что честь и достоинство — это необходимые качества цельной и органичной личности. Каждый из героев повести по-разному понимает эти понятия и поступает так, как велит ему совесть
Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей помогает сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть: на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть, и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так.
Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.
Главный герой повести «Капитанская дочка» Петр Гринев - семнадцатилетний мальчик, живой, сообразительный, благородный, перед которым судьба поставила нелегкую задачу: честная смерть на виселице или опозоренная жизнь, и он не задумался в выборе, к нему все эти вопросы касательства не имеют. Да, он сын своего века, дворянин с головы до ног, но в нем, помимо этой временной и социальной обусловленности, есть еще живая даровитая душа. Правда, душевная одаренность Гринева далеко не всегда находила понимание критики, Белинский сказал про него: «Ничтожный, бесчувственный характер». За мужественной сдержанностью критик не заметил искренности и силы чувств, которые видны в каждом поступке героя, отвечает ли он Пугачеву, кланяется ли виселице, перед тем как уйти из Белогорской крепости; только в минуту перед приступом, расставаясь с Машей, он не смог сдержаться. Да и как можно говорить о ничтожестве и бесчувственности того, кто так отчаянно любит, кто готов жертвовать ради другого жизнью, а Гринев сделал это дважды, но с такой простотой и естественностью, что это не сочли за подвиг.
Нельзя не заметить, что Гринев - это воплощение высокого чувства ответственности, вовсе незнакомое недорослю, в том числе и современному. Вообще как недостает в нашем воспитательном процессе славного гриневского начала! К сожалению, нравственная неустойчивость молодых стала в наше время неким устойчивым явлением.[8] У пушкинского героя есть качества, такие как сообразительность, благородство, честность – которые будут цениться во все времена.
Не на исторические события сами по себе, не на психологические характеристики героев – главное внимание автора «Капитанской дочки» направлено на открытие внутреннего человека в человеке, в глубине своей свободы перед лицом Бога и другого человека.
(Евангелие от Иоанна, 8, 32)
Нам выпало жить в трудное время, когда бездуховность, безнравственность, беспринципность люди не замечают. Они замкнуты и злы, основная проблема для большинства – добыча денег и пропитания. Понятие чести и благородства многими воспринимаются как пережиток прошлого.
Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, в частности, повести «Капитанская дочка» - самого христианского произведения русской литературы, являющегося нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести, христианской морали.
В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдешь по жизни – умрешь. Против чести пойдешь – жив будешь».
Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценой собственной жизни.
Но он успел сказать своё напутствие потомкам. Пословица «Береги честь смолоду» приобрела значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
Библиографический список
8. Интернет-сайт http:// www.portal-siovo.ru («Филология», статья Есаулова И.А. «Русское народное сознание в литературе» («Капитанская дочка»).
[1] Бондарев Ю. «Мгновения», Роман-газета, №20, 1978г., с.92
[2] Бондарев Ю. «Мгновения», Роман-газета, №20, 1978г., с.90
[3] Гиллельсон М.И., Мушина И.Г. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» комментарии. Ленинград. «Просвещение», 1977, с.62
[4] В.И.Даль «Толковый словарь русского языка». Современная версия. Москва. «ЭКСМО», 2002, с.710
[5] В.Н.Катасонов канд. филос. наук, ст. «Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Литература в школе, 1991г. №6,с.2
[6] Маранцман В.Г. «Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении». Ленинград. «Просвещение», 1974, с. 27
[7] Методический журнал «Литература в школе». Москва. 1998, с.22. Автор статьи Попова Т.И.
[8] Чайковская О. «Гринев». «Наш современник». Москва. 1989,№7, с.234
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Ночная стрельба
Флейта и Ветер
Горка
Смекалка против Змея-Горыныча