Исследовательский проект по теме "Цвет как образ в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" был выполнен обучающимся в рамках организации проектной деятельности как особой формы учебной деятельности на 1 курсе обучения в колледже.
Цель индивидуального проекта: способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач.
Задачи индивидуального проекта:
Индивидуальный проект включает в себя следующие основные элементы:
Обучающемуся удалось 1) представить разные трактовки цветовых определений ( цветовых образов) исследователей творчества Ф.М.Достоевского;
2) проанализировать текст с целью определения частотности использования цветовых определений ( цветовых образов) в каждой части романа, их функции в повествовании ;
3) интерпретировать ( дать свое толкование) изменения повторяющихся цветовых образов как ключи к пониманию идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;
4) сделать выводы о значении цвета как образа, позволяющего понять идейный смысл произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet_kak_obraz.docx | 58.94 КБ |
prezentatsiyatsvet_kak_obraz.pptx | 143.58 КБ |
НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образовании «Югорский государственный университет»
Индивидуальный проект
Цвет как образ в романе
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Выполнил: Корсаков Кирилл
группа 1М2
( Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (по отраслям).
Руководитель: Тухтахулова Ф.Т.,
преподаватель русского языка
и литературы
Нефтеюганск
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................
2. Основная часть
2.1. Символика в романе «Преступление и наказание»
2.2.Функции цветовых определений в литературе.
2.3.Образ желтого Петербурга в романе.
2.4.Красный цвет как образ в романе
2.5. Смысловое значение зеленого цвета как образа в романе
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................
4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................................................
Введение
Социально-психологический, философский роман Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» - одно из произведений, актуальных во все времена. Не случайно в 1890 году Д. С.Мережковский в статье «Достоевский» отмечал особую остроту поставленных в романе нравственных вопросов: « Что выше – счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли … нарушать нравственные правила для достижения общего блага? В этих словах боль и тоска нашего времени…».
В чем современность романа великого Достоевского для нас, людей 21 века?
Во- первых, и сегодня молодежь подвержена влиянию новых идей, витающих в воздухе, подобно идее наполеонизма, скопированной Р.Р. Раскольниковым при создании своей теории «деления людей на обыкновенных и необыкновенных».
Во- вторых, и сегодня в обществе наблюдается резкое социальное расслоение, увеличившее пропасть между богатыми и бедными. Доказательство тому - средства массовой информации: которые знакомят нас с образом жизни золотой молодежи, с одной стороны, с другой стороны, - с ужасающей бедностью тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. К какому выводу приходит молодежь? За деньги можно купить все: славу, известность, могущество, уважение. Следовательно, сильным можно стать, только став богатым. Один из быстрых способов обогащения, по мнению некоторой части подростков, – преступный: убийство, обман, кража, - противоречащий с нормами морали.
В- третьих, как показывают события последних лет, падает нравственность, особенно среди молодежи, подчас не имеющих представление о таких незыблемых духовных ценностях, как совесть, честь и долг.
И есть такие писатели, как великий гуманист Ф. М. Достоевский, которые помогают нам определить критерии добра и зла, истины и лжи, истинности веры. А что может быть важнее в жизни того, чтобы остаться человеком, способным сделать правильный выбор в начале своего пути.
Главная цель прочтения романа – понять истинные причины преступления Раскольникова, главного героя романа, одержимого идеей убийства и увидеть меру его страданий.
Один из способов прочтения - «вслед за автором», по ключевым сценам с учетом символики и повторяющихся образов.
Большую роль для понимания смысла произведения играет, на мой взгляд, цвет как образ, цветовые определения.
Как он возникает? Как образуется его значение? Как понимать смысл повторяющихся цветовых образов (определений) в повествовании?
Цель и задачи.
Цель: проанализировать цвет как образ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как ключ к пониманию идейного содержания произведения.
Задачи:
1.Познакомиться с разными трактовками цветовых определений ( цветовых образов) исследователей творчества Ф.М.Достоевского.
2. Проанализировать текст и определить частотность использования цветовых определений ( цветовых образов) в каждой части романа, их функции в повествовании .
3.Интерпретировать ( дать свое толкование) изменения повторяющихся цветовых образов как ключ к пониманию идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
4. Сделать выводы о значении цвета как образа, позволяющего читателю вникнуть в содержание произведения.
Объект исследования - символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Предмет – цвет как образ-символ в романе.
Основными методами работы явились: поисковый; метод выборки материалов; описательный; принцип анализа текста «вслед за автором» (В.Г.Маранцман); метод анализа и обобщения
Гипотеза:
Выбор цветового образа не случаен в повествовании: его можно использовать как ключ к пониманию идейного содержания романа
Основная часть
Символика в романе «Преступление и наказание»
Одна из особенностей романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание», по мнению исследователей, - его символичность. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать сочинитель. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир героя.
Проблеме использования в романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» символов посвящено много научных публикаций, научно - практических исследований.
Многие из исследователей обращали внимание на символику имен персонажей: Родион в переводе с греческого обозначает - розовый, цвет романтиков, отзывчивых и чувствительных людей. Порфирий – багряный- символ благочестия, умеренности, щедрости: в романе это и символ карающего меча правосудия. Знаменательна символика числа: цифра 7-символ святости, здоровья и разума «буквально преследует Р.Р.Раскольникова», однако именно в 7 часов он идет на преступление, разрывая союз Бога с человеком. Значимы многие художественные детали, предметы : огарок в кривом подсвечнике, в комнате, где сошлись убийца и блудница за чтением вечной книги. Здесь свеча-символ христианской веры и молитвы, освобождение души человека от мрака.
Именно знакомство с символикой помогает нам приблизиться к пониманию идейно-философского содержания романа, проблематики, поэтики произведения.
Функции цветовых определений в литературе.
Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействия на человека его восприятия также всегда привлекала писателей и поэтов.
Цветовые определения выполняют в художественной литературе чаще всего следующие три функции: смысловую - к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа; описательную - цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло, и эмоциональную, определенным образом воздействующую на чувства.
В романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание», по моему мнению, цвет как образ выполняет разные функции и помогают понять идейное содержание произведения.
Образ желтого Петербурга в романе.
С главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» мы знакомимся в критический момент его жизни. Уединенность, замкнутость, состояние сосредоточенной тоски, страх потери последнего «угла», в котором скрывается забитый, оскорбленный крайней нуждой, герой Родион Романович Раскольников приобретает символический смысл - это крайняя степень «подполья»: нет в нем веры в то, что кто-то способен ему помочь, круг замкнулся.
Но «человек есть тайна…», которую пытался разгадать Достоевский всю жизнь. Предстоит это сделать и нам. Раскольников должен теперь выйти из подполья прежде всего для того, чтобы проверить свою способность быть человеком, изменить свое нищенское положение в мире «золотого тельца». Только путь, который он выбирает, преступный, как и мысли, которые путаются в голове: он должен решиться на «новое дело», но…
Его гордое и болезненное сознание выхватывает из действительности « отвратительный и грустный колорит картины»: грязные улицы, питейные заведения, лестницы, обстановку комнат, углы. Многие исследователи связывают ведущий цвет в начале романа с образом желтого Петербурга, который является не только фоном, но и участником преступления
Вот он направляется к старухе - процентщице, отмеряя шаг за шагом свой путь. Внимание герой концентрируется на интерьере ее «угла», освещенного заходящим солнцем, символом жизни. Взгляд Раскольникова охватывает в комнате «жёлтые обои», «мебель из жёлтого дерева», «картинки в жёлтых рамках» . Безусловно, повторяющийся желтый цвет здесь наполняет происходящее разными смыслами : это и характеристика одного из «углов» Петербурга, это и цвет золота, власти денег над человеком, это и символ солнца, символ жизни, красоты мира. И поток мыслей одержимого идеей убийства Раскольникова, в этот момент неутешителен: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!...».
С начала повествования понятно, что не Раскольников влияет на происходящее, а то, что находится вокруг него, оказывает влияние на течение его мысли, его сознание, которое неустойчиво, текуче, противоречиво.
Так, одним из частотных цветовой гаммы с начала романа становится желтый, несущий в себе смысловую нагрузку
Интересно, что взгляд Родиона Раскольникова часто останавливается на стене – возможно, что здесь тоже присутствует символика: стена как символ опасного предприятия, порога, препятствия. На другой день, проснувшись, он «с ненавистью осматривает свою каморку»: это была клетушка…с желтыми пыльными и всюду отставшими от стены обоями». Герой будто сравнивает свое нищенское существование с непритязательным бытом жадной, но богатой зловредной старухи-процентщицы, «заедающей чужой век». Уже после преступления, знакомясь с бытом Сони Мармеладовой, он «мельком успел охватить взглядом комнату», выделив в ней «желтоватые обшмыганные и истасканные обои» Так вводится в повествование тема социальной несправедливости этого мира, мира бедных и богатых, униженных и оскорбленных и «право имеющих».
Раскол его сознания проявляется и в его поведении: не зная «куда деваться от тоски», заходит в трактир и узнает историю Мармеладова, отставного чиновника, дочь которого «пошла по жёлтому билету».
В чем же смысл этих повторяющихся цветовых деталей в начале повествования?
Желтый цвет, по мнению исследователей творчества Ф.М.Достоевского, отражает безысходную атмосферу существования действующих лиц романа, становится предвестником недобрых событий.
Грязно-жёлтый, уныло жёлтый, болезненно жёлтый цвет вызывает внутреннее угнетение, психическую неустойчивость, которая свойственна герою до преступления и после преступления.
Следует обратить внимание еще на одну функцию данного цвета как образа. В современной трактовке желтый цвет это и символ измены, предательства. По мнению Достоевского, сердце человека – это поле битвы божественного и дьявольского начала в человеке . (Дословно: «здесь Бог с дьяволом борются, а поле битвы- сердца людей»). А что победит в человеке - зависит от его выбора.
Раскольников - добрый, отзывчивый человек берет топор, для того чтобы проверить, способен ли он восстать против несправедливости мира, пусть даже ценою чужой крови. А может быть причина его преступления в том, что нет в нем истинной веры в Божий промысел!
Для Сони желтый билет не только символ грехопадения, но символ смирения перед судьбой, которая требует от нее непосильной ноши: ее жертва не бессмысленна. Бог не допустит ее страданий для младших сестер и брата.
Старуха – процентщица, сумевшая прирастить капитал за счет несчастий и бед других людей, не способна к состраданию даже к родной сестре своей, Лизавете, которой «по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души». (Так получает развитие одна из основных проблем романа - проблема милосердного отношения друг к другу).
Для Достоевского же, человека религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов - в любви к ближнему. Но имеет ли право человек ради этой любви убить «никому ненужную старуху»?
Красный цвет как образ в романе
Другим наиболее частотным цветовым определением в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является красный цвет.
Автор трактует его чаще как отрицательный: если в эзотерике красный цвет- цвет богатства, силы, здоровья, красоты, то в романе он становится цветом болезни, страдания, горя. Чаще всего выполняет описательную функцию. Вспомним портрет Мармеладова . «Это был человек… с отекшим от постоянного пьянства с желтым…с припухшими веками, из – за которых сияли крошечные …одушевленные красноватые глаза..», на лице Катерины Ивановны часто выступают красные пятна, признак нездоровья физического и психического.
Иную - эмоциональную нагрузку - несет красный цвет в эпизоде, в котором происходит знакомство нашего героя с Мармеладовым. Раскольников, ожесточенный безысходностью своего состояния, останавливает взгляд на «щегольских сапогах с красными отворотами» хозяина питейного заведения. Вот еще один из хозяев жизни, сумевших выбиться в люди на горе и бедах людских. Он один из тех, кто смеется над страданиями бедного чиновника, имеет право судить и выносить приговор человеку, способного в отличие от него реально оценить свое истинное положение, осознающему свое падение : «Да чего тебя жалеть-то?» [2.32]
В мире наживы и чистогана нет места милосердию и состраданию, по мысли Ф.М. Достоевского, великого гуманиста.
Красная цветовая гамма соседствует с серым цветом в одном из ключевых эпизодов «Первый сон Раскольникова» накануне своего преступления. Каждая деталь этого сна значительна и помогает нам глубже понять психологическое состояние главного героя. Маленький Родион становится свидетелем убийства лошади. Он видит, как из кабака выходят…мужики в красных и синих рубахах, символизирующие необузданную силу и мощь.
У Миколки «толстая» шея , «мясистое, красное» лицо – лицо, налитое кровью, жаждущее крови, выражающее агрессивность и гнев. Это убийца, творящий насилие над беззащитной лошадкой, символизирующей преступное вмешательство человека в судьбу тех, кто нуждается в защите.
Доброта души Раскольникова борется с его же бесчеловечными идеями. ", его человеческая ... «натура» дает генеральный бой «безобразной мечте»..." (К.В. Мочульский) . Этот сон еще и своего рода предупреждение о том, что человек не способен хладнокровно пережить сам факт убийства, это противоестественно человеческой сущности…
По мнению исследователей, здесь звучит ценный мотив творчества Достоевского - личной ответственности каждого за все происходящее в этом мире.
Красный цвет – это и цвет крови: совершив преступление Раскольников интуитивно пытается скрыть его следы: он бросается к укладке, обитой красным сафьяном в которой сверху лежала …шубка, крытая красным гарнитуром, об который вытирает запачканные руки в крови: «красное и на красном кровь неприметнее…» С этого момента красный цвет - это цвет невинной пролитой крови… Неприятием того, что натворил Раскольников, становится то, что «кровь в нем кричит».
Т.Б. Лебедева по-другому интерпретировала цветовую гамму романа. По её мнению, «красный цвет в романе «Преступление и наказание» во многом наследует традиции иконописной символики, возбуждая в читателе библейские ассоциации и становясь тем самым особо значимым (...) Красный цвет становится своеобразным светофильтром, через который видит окружающее обезумевший от крови Раскольников».
Смысловое значение зеленого цвета как образа в романе.
На фоне желтого и красного выделяется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой.
Зеленый - цвет весны, созревания, нового роста, надежды.
«Раскольников перешел мост и поворотил на острова. Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам…». Но … зелень бьет в глаза, раздражая Раскольникова, когда он оказывается после преступления на Васильевском острове. Наш герой на грани сумасшествия. Он нарушил основы человеческого существования, вмешавшись в природу самой жизни. Позже Раскольников попытается объяснить себе и Соне, что же все-таки произошло с ним: «Для себя убил, для себя одного», для того чтобы проверить « тварь ли я дрожащая или право имею». На что слышит от Сони «Убивать –то право имеете?. И точная формулировка своего состояния а звучит из уст самого героя, отрезанного от мира людей: «Я себя убил, а не старушонку!».
Наиболее значимый в романе цветовой образ – драдедамовый платок Мармеладовых, который становится символом страданий и надежды. Это цветовой образ появляется в рассказе Мармеладова, который передает психологическое состояние Сонечки в день ее падения, когда она вернула с 30 рублями, продав себя ради голодной семьи, « взяла только наш большой зеленый драдедамовый платок…накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке...». В этом платке в последний свой путь выходит на улицы Петербурга Катерина Ивановна.
Символично и то, что накануне своей явки в полицию с признанием Раскольников видит Соню в этом платке: «Соня схватила свой платок и накинула его на голову. Это был зеленый драдедамовый платок, вероятно, тот самый, про который упоминал тогда Мармеладов, «фамильный». У Раскольникова мелькнула об этом мысль, но он не спросил». И на каторге (эпилог романа) на Соне – «ее бедный, старый бурнус и зеленый платок».
Таким образом, фамильный драдедамовый платок Мармеладовых, словно покрывает их от дальнейших страданий, помогает выстоять в жизненной борьбе как Сонечке, так и Полине, оставшихся без средств к существованию после смерти родителей с маленькими братиком и сестренкой. Словно сам Бог протягивает руку помощи униженным и оскорбленным детям: Свидригайлов перед самоубийством оставляет деньги, завещая их семье Мармеладовых.
По мысли Ф.М. Достоевского, доброта, истинное страдание находится под покровом святости. Есть в этом безумном и страшном море зла то, что вынесет тебя на берег веры, надежды и любви. Это Бог. Сила Бога сильнее силы дьявольской.
Заключение.
У Достоевского, как и у больших писателей, средства выразительности художественно многозначны, сложно взаимосвязаны и взаимообусловлены
Символичен в романе «Преступление и наказание и цвет. Как видим, цветовые определения - цветовые образы возникают в особо критические моменты жизни героев и могут говорить о многом. Но то, о чем они говорят, зависит от многих причин.
Менее всего цветовые образы связаны с зеленой, голубой, белой гаммами.
Наглядный цветовой образ делает видимым то, что ускользает из речи: внутреннее состояние героя, ощущения, мысли и чувства.
Библиографический список
1.А.А.Брагина. Литература на устном экзамене./ Отв. Ред. В.А.Татаринов.-М.: Московский лицей, 1998.- 208с.
2.Э.Л.Войтоловская, Э.М.Румянцева. Практические занятия по русской литературе 19 века. М.Просвещение. 1975.-284с.
3.С. В. Белов. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Пособие для учителя / Под редакцией Д. С. Лихачева – Л.: Просвещение, 1979 – 240 с.
4. К. В. Мочульский "Достоевский. Жизнь и творчество" (1945 г.).
5. Соловьев С. М. Достоевский и русские писатели.─М., 1971, с. 437.
6.Т.Б.Лебедева О некоторых истоках символики цвета в романе «Преступление и наказание». «Ленинградский педагогический институт им. А.Герцена»,1975.
Цвет и символика. Значение цвета в живописи. http://refleader.ru/jgebewotrrnajge.html
Слайд 1
Индивидуальный проект Цвет как образ в романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» Выполнил : Корсаков Кирилл с тудент 1 курса ( Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям ).Слайд 2
Что выше – счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли … нарушать нравственные правила для достижения общего блага? В этих словах боль и тоска нашего времени … Д.С.Мережковский
Слайд 3
В чем современность романа великого Достоевского для нас, людей 21 века? сегодня молодежь подвержена влиянию новых идей , подобно идее наполеонизма ; с егодня обществе наблюдается резкое социальное расслоение, увеличивается пропасть между богатыми и бедными ; падает нравственность , особенно среди молодежи
Слайд 4
Актуальность романа И только такие великие писатели, как Ф. М. Достоевский, помогают нам определить критерии добра и зла, истины и лжи, истинности веры, остаться человеком , способным сделать правильный выбор жизненного пути.
Слайд 5
Главная цель прочтения романа – понять истинные причины преступления Раскольникова, увидеть меру его страданий. Один из способов прочтения - «вслед за автором», по ключевым сценам с учетом символики и повторяющихся образов. Большую роль для понимания смысла произведения играет, на мой взгляд, цвет как образ, цветовые определения.
Слайд 6
Каково назначение цветовых образов (цветовых определений) ? Как они раскрывают тайный смысл сказанного, позволяют по-новому посмотреть на характеры людей, их поступки, на явления окружающей их жизни? Как они возникают ? Как понимать смысл повторяющихся цветовых образов в повествовании?
Слайд 7
Цель и задачи. Цель: проанализировать цвет как образ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как ключ к пониманию идейного содержания произведения. Задачи: 1.Познакомиться с разными трактовками цветовых определений - цветовых образов исследователей творчества Ф.М.Достоевского 2. Проанализировать текст , определить частотность использования цветовых определений ( цветовых образов) в каждой части романа, их функции в повествовании в каждой части романа. 3.Интерпретировать ( дать свое толкование) изменения повторяющихся цветовых образов как ключ к пониманию идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 4. Сделать выводы о значении цвета как образа, позволяющего понять идейный смысл произведения . .
Слайд 8
Объект исследования - символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Предмет – цветовые образы в романе Основными методами работы явились: п оисковый ; метод выборки материалов ; принцип анализа текста «вслед за автором» ( В.Г.Маранцман ); метод анализа и обобщения
Слайд 9
Гипотеза В ыбор цветового образа не случаен в повествовании: его можно использовать как ключ к пониманию идейного содержания романа
Слайд 10
Символ - многозначное слово Заключает в себе тайну , намек . Истолкование символа возможно не столько рассудком , сколько интуицией и чувством . На первом плане – определенное явление и реальные детали ; на втором (скрытом) плане – внутренний мир героя .
Слайд 11
Особенность романа - в его символичности Символика имен, символика цвета: Родион в переводе с греческого обозначает - розовый, цвет романтиков, отзывчивых и чувствительных людей. Порфирий – багряный- символ благочестия, умеренности, щедрости. Символика числа: цифра 7-символ святости Символика деталей, предметов : огарок в кривом подсвечнике. Свеча-символ христианской веры и молитвы, освобождение души человека от мрака.
Слайд 12
Именно знакомство с символикой помогает нам приблизиться к пониманию идейно-философского содержания романа, проблематики, поэтики произведения .
Слайд 13
О чем роман? Схема исследования романа
Слайд 14
Цветовые определения выполняют в художественной литературе 3 функции: с мысловую (розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа); описательную - чтобы описание стало зримо, выпукло 3) эмоциональную, воздействующую на чувства .
Слайд 15
Основная функция - описательная Многие исследователи связывают ведущий цвет в начале романа с образом желтого Петербурга, который является не только фоном, но и участником преступления.
Слайд 16
Интерьер - « комната старухи – процентщицы», освещенная заходящим солнцем, символом жизни « Ж ёлтые обои», «мебель из жёлтого дерева», «картинки в жёлтых рамках» [1, 20 ]., желтый цвет здесь наполняет происходящее двойственным смыслом : с одной стороны, это цвет золота, власти денег над человеком, с другой - это и символ солнца, символ жизни , красоты мира . А затем следует мысль Раскольникова, отражающая неприятие и невыносимость его страданий до преступлений. ( эмоциональное восприятие видимого) : «И тогда , стало быть, так же будет солнце светить!...».
Слайд 17
Описание «углов» и социального положения «униженных и оскорбленных» Комната Раскольникова: «клетушка…с желтыми пыльными и всюду отставшими от стены обоями»; К омната Сони: «мельком успел охватить взглядом комнату», выделив в ней «желтоватые обшмыганные и истасканные обои » Соня Мармеладова «пошла по жёлтому билету». «С начала повествования понятно, что не Раскольников влияет на происходящее , а то, что находится вокруг него оказывает на течение его мысли, его сознание, которое неустойчиво, текуче, противоречиво»
Слайд 18
Смысловая функция цветовых определений По мнению исследователей творчества Ф.М.Достоевского ( С.Соловьев ) Желтый цвет- предвестник недобрых событий. Грязно-жёлтый, уныло жёлтый вызывает внутреннее угнетение, психическую неустойчивость героев.
Слайд 19
Ж елтый цвет это и символ измены, предательства человеческой натуры… Раскольников - добрый , отзывчивый человек берет топор, для того чтобы восстать против несправедливости мира , проливая чужую кровь ; Для Сони желтый билет не только символ грехопадения, но символ смирения перед судьбой, которая требует от нее непосильную ношу. Старуха – процентщица не способна к состраданию даже к родной сестре своей, Лизавете, которой «по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; Для Достоевского же, человека религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов – в любви к ближнему
Слайд 20
К расный цвет также выполняет как описательную, так и смысловую, и эмоциональную. Цвет болезни, страдания, горя . Мармеладов- «был человек… с отекшим от постоянного пьянства с желтым…с припухшими веками, из – за которых сияли крошечные … одушевленные красноватые глаза ..» Цвет силы, богатства щегольские сапоги «с красными отворотами» хозяина питейного заведения, хозяина жизни…
Слайд 21
Сон Раскольникова … мужики в красных и синих рубахах, символизирующие необузданную силу и мощь . У Миколки «толстая» шея , «мясистое, красное» л ицо – лицо, налитое кровью, жаждущее крови, выражающее агрессивность и гнев
Слайд 22
Красный цвет – это и цвет крови Раскольников …бросается к укладке, обитой красным сафьяном в которой сверху лежала …шубка, крытая красным гарнитуром, об который вытирает запачканные руки в крови: «красное и на красном кровь неприметнее…» С момента преступления красный цвет - это цвет невинно пролитой крови … « кровь в нем кричит…».
Слайд 23
Т.Б. Лебедева интерпретировала красную цветовую гамму романа так: « К расный цвет в романе «Преступление и наказание» во многом наследует традиции иконописной символики, возбуждая в читателе библейские ассоциации и становясь тем самым особо значимым (...) Красный цвет становится своеобразным светофильтром, через который видит окружающее обезумевший от крови Раскольников». 3
Слайд 24
Зеленый цветовой образ Зеленый - цвет весны, созревания, нового роста, надежды. Зеленый купол церкви, трехэтажный дом зеленого цвета, в котором снимает угол Соня Мармеладова, берег реки в конце романа, платок Мармеладовых- цветовые образы, несущие и смысловую, и описательную,и эмоциональную функции в романе.
Слайд 25
Драдедамовый платок Мармеладовых- символ страданий Психологическое состояние Сонечки в день ее падения« взяла только наш большой зеленый драдедамовый платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке...». . . В этом платке в последний свой путь выходит на улицы Петербурга Катерина Ивановна.
Слайд 26
Зеленый платок как символ надежды Н акануне своей явки в полицию с признанием Раскольников видит Соню в этом платке: «Соня схватила свой платок и накинула его на голову. Это был зеленый драдедамовый платок, вероятно тот самый, про который упоминал тогда Мармеладов, «фамильный». У Раскольникова мелькнула об этом мысль, но он не спросил». И на каторге (эпилог романа) на Соне – «ее бедный, старый бурнус и зеленый платок».
Слайд 27
Сила бога сильнее силы дьявольской… По мысли Ф.М. Достоевского, доброта, истинное сострадание находится под покровом святости. Есть в этом безумном и страшном море зла то, что вынесет тебя на берег веры, надежды и любви. А Это Бог .
Слайд 28
Выводы Как видим, цветовые определения - цветовые образы в повествовании возникают в особо критические моменты жизни героев и могут говорить о многом . Но то , о чем они говорят, зависит от многих причин. Прежде всего - это зависимость внеязыковая. Она обусловлена ситуацией - настроением, событиями, а также особенностями значений цвета в традиционной символике. .
Слайд 29
Наиболее частотные цветовые образы в романе - желтые, красные, зеленые Символичны не только цветовые определения, но и сами детали, образы. Цветовые образы подвижны и изменчивы. Но образный язык - не секретный язык. Наглядный цветовой образ делает видимым то, что ускользает из речи: настроение, внутреннее состояние героя, ощущения, мысли и чувства. Но как бы ни был странен цветовой образ, его поможет понять традиционная символика, открытость ситуативных ассоциаций, читательский опыт
Слайд 30
Роман «Преступление и наказание»- роман- предупреждение «Здесь Бог с дьяволом борются, а поле битвы- сердца людей». А что победит в человеке - зависит от его выбора.
Слайд 31
Литература. 1.А.А.Брагина . Литература на устном экзамене./ Отв. Ред. В.А.Татаринов .-М.: Московский лицей, 1998.- 208с. 2.Э.Л.Войтоловская , Э.М.Румянцева . Практические занятия по русской литературе 19 века. М.Просвещение . 1975.-284с. 3.С . В. Белов. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Пособие для учителя / Под редакцией Д. С. Лихачева – Л.: Просвещение, 1979 – 240 с. 4 . К . В. Мочульский "Достоевский. Жизнь и творчество" (1945 г .). 5. Соловьев С. М. Достоевский и русские писатели.─М ., 1971, с. 437. 6.Т.Б.Лебедева О некоторых истоках символики цвета в романе «Преступление и наказание». «Ленинградский педагогический институт им. А.Герцена»,1975 . Цвет и символика. Значение цвета в живописи. http://refleader.ru/jgebewotrrnajge.html https://tyappu.pravoverie.ru https:// lit.1september.ru https://ru.wikipedia.org
Девочка-Снегурочка
Горячо - холодно
Композитор Алексей Рыбников
Три коробки с орехами
Почему Уран и Нептун разного цвета