сочинение-рассуждение
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_ageshin_egor.docx | 25.58 КБ |
«Рассуждение о совести и чести»
На протяжении всей истории люди часто задавались вопросом о том, что такое совесть и честь. Многие великие мыслители и философы пытались дать точное определение, но у каждого оно получалось свое, порой отличное от других. В своем сочинении я хочу поделиться с вами своими суждениями и доводами об этом.
Что же такое совесть? Совесть- это нормы морали, контролирующие наши поступки. Это наш внутренний судья, предоставляющий нам отчет обо всех совершенных действиях и поступках. Совесть , как и честь, напрямую связана с мировоззрением и душевным богатством человека. Будучи образованным и воспитанным, человек не полезет в фонтан мыться или не станет красть чужое. Он знает, а главное понимает, что подобные действия не принесут ничего хорошего не только окружающим, но и ему самому. Делая подобный вывод, человек отмахнется от своей затеи и попробует найти другой путь решения своей проблемы.
Но последнее время в нашем обществе все чаще стали встречаться люди с «нетрадиционными взглядами» на окружающую действительность. Они пренебрегают общественными порядками, ставя собственное «я» выше других. Как правило, про таких людей говорят, что у них «нет совести», «нет души». По сути своей, общество право, но в то же время оно и ошибается. Не может быть такого, чтобы у человека не было собственного контроля, «собственного полицейского», души . Они( назовем их «моральные судьи») безусловно присутствую в каждом из нас, только вся разница заключается в восприятии мира этими «судьями». Для кого-то нормой считается украсть булку из магазина, а для кого-то нормой являются убийства и насилие. В таком случае «моральный судья» либо не обращает внимания, либо «закрывает глаза» на происходящие события. Но что он может поделать? Он связан по рукам и ногам со своим «хозяином», который вырос в определенной социальной среде с определенными правилами. Именно этих правил и будет придерживаться совесть, считая все остальное незначительным или не требующим внимания. Поведение заключенных во многом отличается от поведения художников, а мораль художников отличается от морали политиков. Подводя некое заключение моему рассуждению о совести, я бы хотел ввести ещё одно понятие, которое ярко характеризует человека как личность- это честь.
Проводя аналогию с совестью, я могу уверенно сказать, что если совесть - это наш маленький судья, то честь - это наш закон, именно «наш». Честь человека может зависеть не только от отношения человека к самому себе, но и от отношения к нему окружающих. Честью характеризуется та, порой невидимая грань самоконтроля, готовая, подобно льву, вырваться из своей клетки на защиту своего «хозяина».
«Золотое правило» Канта гласит: «Надо вести себя с людьми так, как ты хочешь, чтобы они вели себя по отношению к тебе». Это правило не затрагивает понятия чести в полной мере, оно, скорее, служит пояснением для каких-либо нетрадиционных ситуаций. Честь характеризуется уже более обширными отношениями. Например, человек чести не бьет женщин и детей, помогает пожилым и инвалидам. Однако, как я уже говорил выше, честь связана с совестью. Если для человека норма стрелять в детей, то о традиционной, классической чести не может быть и речи.
Честь, как и совесть, тесно жили, живут и будут жить бок о бок с человеком. Разница лишь будет составлять активность участия этих моральных принципов в жизни человека. Раньше за оскорбление чести можно было поплатиться жизнью. Так погиб Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов и многие другие.
Сейчас дело обстоит, к сожалению, намного хуже того, как было раньше. Ругань, брань и оскорбления можно услышать на каждом шагу. Сильные обижают слабых, используя превосходство в физической и духовной силе. Люди стали более агрессивными, чем раньше. Мало кто сейчас думает об окружающих больше, чем о себе. К сожалению, людей, придерживающихся подобной морали, большинство, но это не говорит о том, что не осталось в мире (в нашей необъятной стране, в частности) тех, для которых помощь ближнему своему является нормой поведения в обществе. Такого слоя населения нет, добродетели могут встречаться как среди богатых, так и среди бедных граждан. Это лишний раз доказывает, что не «все плохо» в нашем мире, и что есть люди, которые поддержат тебя в трудную минуту.
Конечно, никто сегодня за оскорбления не стреляется, а кровная месть осталась далеко в тех временах, когда люди жили ещё в первобытном обществе, но свои интересы нужно защищать и отстаивать. Я не говорю, что нужно сразу же лезть в драку, я считаю, что нужно сначала поговорить с человеком, узнать проблему и постараться её решить. Как думали многие великие и знаменитые философы и мыслители человечества ( Будда, Мухаммед, Ганди, Мария Тереза и другие), зло не искоренить злом, поэтому вступая в перепалку со своим «оппонентом» вы рискуете ещё больше «влезть в яму» и прийти к нежелательному концу.
В заключении я хотел бы сказать, что наше мировоззрение в большинстве своем формируется под давлением общественности. Это не говорит о том, что если общество аморально, то и люди должны быть такими же. Каждый человек индивидуален, поэтому не стоит смотреть на других, а надо самим формировать в себе жизненные принципы, чтобы служить наглядным примером для остальных, как себя надо вести по отношению к другим людям. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин в повести «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду». Так и надо поступать.
Хрюк на ёлке
Кто должен измениться?
Выбери путь
Финист - Ясный сокол
"Разделите так, как делили работу..."