В работе исследуются проблемы воспитания достойного гражданина общества на примере произведений Д.С.Лихачёва и Каюма Насыйри
Вложение | Размер |
---|---|
problema_nravstvennogo_v_pismah.doc | 54 КБ |
На 12-ые республиканские
Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения
«Проблема нравственности в письмах
Д.С. Лихачева «О добром и прекрасном» и
«Книге о воспитании» Каюма Насыйри»
Работу выполнила:
ученица 11 класса МБОУ «Верхнеуслонская гимназия»
Верхнеуслонского муниципального района РТ
Хаялеева Фирюза Зуфаровна
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «Верхнеуслонская гимназия»
Яруллина Альфира Гумеровна
с. Верхний Услон, 2015г.
Важнейшее из человеческих усилий –
стремление к нравственности. От него за-
висит наша внутренняя устойчивость и
само наше существование. Только нравст-
венность в наших поступках придает
красоту и достоинство нашей жизни
Альберт Эйнштейн
Нравственное воспитание молодёжи является важной целью общества. Проблема нравственного воспитания современной молодежи особенно актуальна сегодня. Поэтому я выбрала тему «Проблемы нравственности в письмах Д.С.Лихачёва «О добром и прекрасном» и книге «Книгу о воспитании» К.Насыйри.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающийся учёный современности, литературовед, историк культуры, текстолог, публицист адресовал нам, молодым, свою книгу «Письма о добром и прекрасном». Эта книга - сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками - один из главных его талантов. А ведь как важно уметь словом воздействовать на наши умы, на наше сознание, донести до нас уроки нравственности, чести, долга, морали.
«Книга о воспитании» татарского учёного, просветителя, писателя Каюма Насыйри - сборник мудрых правил по воспитанию подрастающего поколения. Она и сейчас может быть настольной книгой для читателей, родителей, учителей и воспитателей. Автор проводит в своём произведении важнейшие просветительские идеи, вполне актуальные и в наши дни с точки зрения общечеловеческих и общественных отношений, этики, национальной морали, воспитания, стремится распространить их среди татар. Я с гордостью хотела показать, какие замечательные нравственные ценности передал нам татарский педагог XIX века, как каждое слово его произведения преследует одну цель – воспитание
В истории татарской литературы и педагогики XIX века Каюм Насыйри занимает особое место. Он всю свою жизнь, мудрость и литературный талант отдал великому делу просвещения и воспитания родного татарского народа, служению науке, литературе, борьбе против невежества, темноты реакционной феодальной верхушки и духовенства. В этом его огромная заслуга перед народом.
Д.С. Лихачев написал 46 писем, обращенных к нам, потомкам. «В своей книге «О добром и прекрасном» я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека», - пишет Д.С.Лихачёв. Добра, милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия не хватает нам сейчас особенно остро, когда наше общество захватила жажда наживы, обогащения любыми средствами. Книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Д.С. Лихачёва адресована не кому-либо конкретно, а всем читателям: «Прежде всего, молодым, кому ещё предстоит учиться жизни, идти её сложными путями»
Каюм Насыйри адресовал свою книгу татарской молодёжи, и эта книга тоже стала для нас своеобразным кодексом нравственных норм, правил поведения в обществе.
Оба выдающиеся личности, Д.С. Лихачёв из XX века, Насыйри из XIX века, оставили нам, молодым, великое наследие:Д.С. Лихачёв - своеобразный сборник мудрости, в котором речь доброжелательного Учителя, адресованная всем молодым, начинающим свой жизненный путь, К.Насыйри – уроки культуры, нравственности. И книга К.Насыйри, и «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва - это исторические литературные памятники, которые следует постоянно изучать.
Чем обусловлен выбор эпистолярного жанра? Известно, что жанр письма более доступен молодому поколению. Письмо располагает к душевному, эмоциональному восприятию содержания.
Д.С. Лихачёв пишет: «Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письмо к друзьям позволяет писать мне просто».
Содержанием сочинения Насыйри являются наставления, поучительные истории и притчи, каждое его слово преследует одну цель – воспитание, а потому названа «Книгой о воспитании». Автор поднимает многие проблемы нравственного воспитания молодежи, которые актуальны и в наше время. Например, он подчеркивал: «Воспитание нельзя понимать как хлопоты о кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манер. И стремление вывести его из животного состояния, чтобы сделать достойным звания человека, и обучение наукам, и развитие понятий приличия».
Проблематика писем обоих публицистов имеет много общего: воспитание и самовоспитание благородного, достойного, целеустремленного, интеллигентного человека. И это несмотря на то, что один автор работал в XIX, а другой - в XX веке. Оба публициста убеждены, что человек невежественный ничтожен и достоин презрения, никто не хочет находиться в его обществе, поэтому важно развивать себя, учиться.
Насыйри, как и русский публицист Д.С. Лихачёв, призывает к образованности, благородству, чести - они необходимы для того, как пишет татарский учёный, чтобы заслужить уважение и восхищение людей: «Могуч воспитанный человек... Доброе счастье бывает воздержанным, всегда помнит друзей, оно благочестиво, малословно…безгрешно, поклоняется святым, учтиво, щедро, милосердно. Следует воспитывать не словами, а добрыми делами», - наставляет он сына.
«Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», - пишет Д.С. Лихачев, - воспитанный человек тот, кто хочет и умеет считаться с другими. Хорошие манеры знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее».
«Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д.»,- предостерегает он.
К.Насыйри считает, что обучать и воспитывать детей нужно с раннего детства. «Дети как ивы, если есть какие-либо изъяны, их очень быстро можно исправить», - пишет учёный. «В книге о воспитании» говорит, что «воспитание ребёнка заключается не только в хорошем его кормлении и одевании, но и в упорной работе над формированием привычек, характера». В понятие воспитания автор включает такие качества, как ум, память, нравственность, здоровье. Насыйри уверен, что человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими - уважительно и непринуждённо.
Особую роль в формировании личностных качеств писатели отводили молодости. Д.С.Лихачёв и Каюм Насыйри рассуждают о том, что нравственные ценности, заложенные в молодости, сохраняются на всю жизнь. «Молодость определяет дальнейший путь человека»,- считает К.Насыйри.
Д.С.Лихачёв предостерегает: «Берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят».
Рассуждают авторы и о дружбе. Так пишет о дружбе Д.С. Лихачёв: «Подлинные друзья приобретаются в молодости. Об этом стоит помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба помогает и в горе, и в радости…»
Насыйри в письме к сыну, рассуждая о выборе друга и о дружбе, пишет: «Знай, сын мой, что дружелюбие должно проявлять ко всем. Со всеми надо быть приветливым и обходительным… Будь приветлив, мягок в обращении, и у тебя будет много друзей», а также предостерегает сына: «Сын мой, берегись людей, которые прикидываются друзьями, а на самом деле полны зависти, сторонись людей неблагодарных»
И Насыйри, и Лихачёв придавали большое значение искусству говорить. С. Лихачёв пишет: «Наш язык - важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Насыйри пишет сыну: «О сын мой, никогда не огорчай людей неосторожным словом. Беспощадное слово способно пронзить сердце. Не будь дерзок и груб на язык. Навстречу приветливым словам раскрываются сердца людей»
Практический, на мой взгляд, совет даёт молодежи Д.С. Лихачёв: «Чтобы научиться писать, надо учиться писать! Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник».
Эти письма о вечных ценностях. Для обоих авторов проблема добра, справедливости и добродетели всегда стоят на первом плане.
Д.С. Лихачёв объясняет последовательность своих мыслей так:
« Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях».
Проблемы ума, совести, трудолюбия, культуры, знаний, поднимаются в «Книге воспитания». Насыйри. Автор убеждает нас, что воспитание нельзя понимать как хлопоты о кормлении и росте ребёнка, это и пропитание его, и забота о его нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манер, и стремление вывести его из животного состояния, чтобы сделать достойным звания человека, и обучение наукам, и развитие понятия приличия.
Советы и наставления, которые Насыйри давал сыну, становились всё более серьёзными, настойчивыми. Наставления воспринимаются как своеобразный разговор между отцом и сыном.
Письма Д.С. Лихачёва - это в большей степени монолог, у них нет конкретного адресата, что позволяет автору выйти на более обобщенный, философский уровень. В них мы можем найти материал для рассуждения о духовной культуре, о красоте. Тон писем ровный и спокойный.
Насыйри придерживался мысли о том, что в нравственном воспитании человека назидания и наставления играют большую роль. Он рекомендует призывать людей к благочестию. Его наставления доходчивые и поучительные, они отличаются эмоциональностью, яркой индивидуальной направленностью, простотой и доходчивостью изложения. Эта книга заставляет думать и спорить. Эти немаловажные качества она донесла и до наших дней.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что для всякого общества важны такие понятия и категории, как нравственность, мораль, честь, благородство, ум, интеллигентность, дружба, воспитанность, милосердие, сострадание и другие ценностные качества личности.
В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам: письма русского публициста Д.С. Лихачёва дошли до нас из XX века, наставления татарского просветителя Каюма Насыйри - из XIX века, содержание этих писем заставляет нас, молодое поколение XXI века, задуматься о цели и смысле жизни, о назначении, гармонии и красоте человека. Главная объединяющая мысль писем обоих публицистов - воспитание достойного гражданина своего общества.
Я, как представитель молодёжи XXI века, считаю, что эти вопросы актуальны и востребованы. Зная проблемы своих сверстников, для своих одноклассников я составила нравственные заповеди на основе прочитанных писем и рекомендую им приобрести произведения великих публицистов. Для меня эти книги стали настольными книгами, к которым я обращаюсь постоянно. Их читают мои родители и друзья.
НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ
1. Настоящие друзья приобретаются в молодости.
2. Цените молодость, берегите молодость до глубокой старости.
3. Будьте терпимы к людям и открыты к ним душой.
4. Цените в человеке прежде всего лучшие его качества.
5. Относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы к вам относились люди.
6. Вырабатывайте в себе цель жизни, стремитесь достичь поставленных целей.
7. Делами, мыслями, поступками вносите в окружающий мир добро.
8. Воспитывайте в себе сильную волю, человек с сильной волей не поддается влияниям среды, если она «затягивает».
9. Социальный долг человека - быть интеллигентным. Этот долг и перед самим собой.
10. Работайте над развитием своей речи. Речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, души, ума.
11. Почитай отца и мать своих, почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всего нашего лучшего в современном мире.
12. Никогда, никому не завидуй. Зависть унижает человеческое достоинство.
13. Будьте самим собой, и вы обретете себя и свой путь в жизни.
Большое - маленькое
Подарок
Хризантема и Луковица
Ветер и Солнце
Два морехода