Невозможно представить нашу жизнь без творчества. Написание стихотворений, поэм, прозы и других произведений – один из видов творческой деятельности. Картины, маленькие наброски и панно – тоже творчество. Творчество М.Ю.Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Он всю свою жизнь посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
Актуальность исследовательской работы заключается в том, что изучение рисунков М.Ю.Лермонтова дает более полное понимание его жизни и творчества в целом. В своих картинах Лермонтов пытался запечатлеть тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.
Целью данной работы является изучение рисунков, набросков и других художественных работ М.Ю.Лермонтова, а также изучение взаимосвязи их с творчеством.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_1.docx | 524.39 КБ |
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №86”
Исследовательская работа
СТИХИ ЛЕРМОНТОВА В ЕГО РИСУНКАХ
Гасникова Марина
МБОУ «СОШ № 86»,
6 б класс
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №86
Советского района г. Казани
Осипанова Наталья Геннадьевна
г.Казань 2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………...5-17
Глава 1.Михаил Юрьевич Лермонтов …………………………………….... 5
Глава 2. История создания М.Ю. Лермонтовым рисунков к своим произведениям………………………………………………………………… 6
Глава 3. Влияние Рембрандта Ван Рейна и Испании на творчество М.Ю. Лермонтова. ………………………………………………………………..…..9
Глава 4. Влияние Кавказа на творчество и картины М.Ю. Лермонтов……………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………...…..18
Литература……………………………………………………………..……...20
Приложение.…………………………………………………………….... 21-26
Введение
Невозможно представить нашу жизнь без творчества. Написание стихотворений, поэм, прозы и других произведений – один из видов творческой деятельности. Картины, маленькие наброски и панно – тоже творчество. Творчество М.Ю.Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Он всю свою жизнь посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков, которые дают нам возможность оценить его художественное наследие.
Актуальность исследовательской работы заключается в том, что изучение рисунков М.Ю.Лермонтова дает более полное понимание его жизни и творчества в целом. В своих картинах Лермонтов пытался запечатлеть тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи рисунков, набросков и других художественных работ М. Ю.Лермонтова с его поэзией.
Объект исследования: произведения, рисунки, наброски, шаржи, картины М.Ю.Лермонтова.
Предмет исследования: влияние рисунка на произведения М.Ю.Лермонтова
Методы исследования: анализ литературных произведений, сопоставление, сравнение их с рисунками к ним, обобщение.
При исследовании я выдвигаю гипотезу: художественные работы Лермонтова повлияли на его литературное творчество.
Задачи исследовательской работы:
М.Ю. Лермонтова.
М.Ю. Лермонтова.
М. Ю.Лермонтова с его стихотворениями.
Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование открывает новое представление о глубоком внутреннем смысле произведений М.Ю. Лермонтова через образы, переданные им в его художественных работах.
Глава 1. Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтов Михаил Юрьевич родился 3(15)октября 1814г. в Москве, погиб 15(27)июля 1841г. в Пятигорске. Его отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), мать - Мария Михайловна, урождённая Арсеньева (1795-1817). Ранние годы будущего поэта прошли в усадьбе его бабки Е. А. Арсеньевой в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне село Лермонтово), куда он был перевезён из Москвы нескольких месяцев от роду. Уже в детстве, наблюдая картины крестьянского быта и сельской природы, Лермонтов с живым интересом относился к народным песням и легендам, сочувствовал нуждам крепостных. Позднее Лермонтов записал в дневнике, что ещё в Тарханах он слышал рассказы «про волжских разбойников», т. е. предания о Степане Разине, о восстании Пугачёва, захватившем и Пензенскую губернию. В детские годы Лермонтов трижды ездил с родными на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами; впечатления этих поездок оставили неизгладимый след в его памяти.
В 1827 Лермонтов переехал с бабушкой в Москву, а в 1828 поступил на 4-й курс Благородного пансиона при Московском университете. Именно в это время он, по собственным словам, «начал марать стихи», участвовал в рукописных журналах, в альманахе «Цефей» (1829), состоящем из произведений воспитанников пансиона. Тогда же написаны первые поэмы «Черкесы» (1828) и «Кавказский пленник» (1829), отмеченные ученическим подражанием А.С. Пушкину; сделан первый набросок «Демона» (1829). Литературная атмосфера пансиона, поддерживаемая такими учителями Лермонтова, как Д. Н. Дубенский, А. Ф. Мерзляков, С. Е. Раич, благотворно влияла на развитие способностей и литературных интересов молодого поэта.
Михаил Юрьевич Лермонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями.
Глава 2. История создания М.Ю. Лермонтовым своих рисунков к произведениям.
Любовь к рисованию обнаружилась у Лермонтова с самого раннего детства. По воспоминаниям С.А.Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребенка было ползать по полу и чертить мелом.
Достоверно не установлено, обучался ли Лермонтов рисованию в детстве, но известно, что уже во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе он берет уроки у знаменитого художника А. Солоницкого. Тогда М. Ю. Лермонтов и пришел к мнению, на котором настаивал его учитель, что все должно быть натурально и максимально приближено к действительности. Такой и была впоследствии не только живопись и графика Лермонтова, но и поэзия.
После окончания пансиона будущий классик не бросает занятия рисованием. В Петербурге он продолжает учиться под руководством Петра Заболоцкого.
Не только окружающие, но и учителя отмечали, что живопись Лермонтова заслуживает внимания. Если бы он не писал стихи, то прославился бы как художник, и вполне возможно, что жизнь сложилась бы совершенно по-другому.
В альбоме Верещагиной Александры Михайловны - друга и родственницы поэта - (1830 г.) были стихи и рисунки Лермонтова, сопровождавшиеся собственноручными подписями поэта по-русски и по-французски (реплики, которые изрекали персонажи, девушки, военные, сановники, старухи). То были шаржи, полные жизни и юмора, зарисовки, выполненные пером или карандашом, изображение бытовых сцен, в которых фигурировали лица из ближнего окружения Лермонтова и Верещагиной.
Наиболее полное представление о Лермонтове-художнике дают его альбомы. К такому альбому относится юнкерская тетрадь Лермонтова (1832 - 1834 гг.). Содержание тетради многообразно – сцены из юнкерской жизни, карикатуры, портретные зарисовки юнкеров и их воспитателей, картины военного быта, преимущественно на Кавказе с его живописной романтической природой. Рисунок Лермонтова уверенный, динамичный, полный энергии и полёта – мчатся тройки, погоняемые удалыми возницами, скачут всадники, сдерживая нетерпеливых коней, бешено сшибаются в бою неприятели. Такими рисунками являются: «Коляска, запряжённая тройкой (тройка)», «Дуэль», «Гуляние в саду (Бульвар)» и др.
Анализ этого альбома показывает, какое сильное влияние на графику Лермонтова оказало творчество Орловского. Альбом насчитывал 245 рисунков. Особое место занимают рисунки, изображающие сцены из крестьянской жизни, что свидетельствует об интересе Лермонтова к народной жизни и предвосхищает заключительные строки стихотворения «Родина».
Особенности дарования Лермонтова – рисовальщика отмечали современники: «Соображения Лермонтова сменялись с необычайною быстротой, - вспоминал С.А. Раевский, - и как ни была бы глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, Лермонтов обнаруживал её кистью или пером удивительно легко, и, я бывал свидетелем, как во время размышлений противника его в шахматной игре Лермонтов писал драматичные отрывки, замещая краткие отдыхи своего поэтического пера быстрыми очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиогномий и т. п.».
Другую грань таланта Лермонтова – художника отмечала Е.П. Ростопчина, считая, что главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей; он сам, хороший пейзажист, дополнял поэта – живописцем. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник А.С. Солоницкий, преподаватель Пансиона. Позднее серьёзные занятия живописью с художником П.Е. Заболотским дали свои результаты: «…говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю, - писала А.М. Верещагина в 1835. – Умоляю Мишель, не забрасывайте этот дар».
______________________________________________________
1 По книге Браницкого А.В. «Воспоминания». - Москва. - Издательство «Посвещение».1840г.- стр.85, 129
2 Там же.
3 По книге Браницкого А.В. «Нива».- Москва. - Издательство «Просвещение».1885г. -№27 стр.643-647
Глава 3. Влияние Рембрандта Ван Рейна и Испании на творчество М.Ю. Лермонтова.
Некоторое воздействие на формирование Лермонтова как художника – живописца и графика – оказал Рембрандт. В его юношеских работах, особенно в акварельных портретах, отчётливо проступает влияние этого художника.
Рембрандт привлекал поэта глубиной и одухотворённостью образов, мастерством передачи внутреннего мира человека. Лермонтов пишет картины по законам живописного искусства, где организующим началом является свет, как на полотнах Рембрандта, и сам старается показать зрителю эту параллель.
Оба художника пытались изобразить внутренний мир человека. Остаётся только согласиться, что у них это действительно получилось.
В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции - но в его увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы.
Стремление к свободе - главному романтическому идеалу - молодой поэт выражает на испанском материале.
В 1830 году была создана трагедия "Испанцы". Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная миниатюра Эмилии - героини "Испанцев" - представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова.
Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. "Испанская страсть" в соответствии с романтическим каноном - потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.
Глава 4. Влияние Кавказа на творчество и картины М.Ю. Лермонтова
В своих картинах Лермонтов пытался запечатлеть тот образ природы или иное событие, которые потом воплощались в его стихах и прозе. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.
"Воспоминание о Кавказе" |
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах». Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт.
Детский рисунок Лермонтова. |
Неизгладимое впечатление произвели окрестности Тифлиса, в ста верстах которого располагался полк, в котором служил Лермонтов. Поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
"Вид Тифлиса" |
В Тифлисе поэт встречался с ссыльными декабристами – передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве. Таков рисунок «Лезгинка», где изображены танцующие жители города на плоской крыше дома.
"Пляска грузинок на плоской кровле" |
В ладони мерно ударяя,
они поют – и бубен свой
Берёт невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор её блестит
Из-под завитливой ресницы.
В 1840 году Лермонтов был отправлен в ссылку в Тенгинский пехотный полк, в район тяжёлых военных действий. Это нашло своё отражение в композиции «Эпизод сражения при Валерике 11 июня 1840 года», который был выполнен Лермонтовым вместе с князем Гагариным.
Чеченское название "Валерик" означает "Речка смерти". Валерикское сражение оставило неизгладимый след в памяти и судьбе Лермонтова. Оно потрясло бессмысленной жестокостью. Лермонтов по-новому подошёл к изображению человека на войне и показал трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того чтобы жить в мире и братстве.
"Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года" |
Лермонтов открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
«Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…»
В числе дошедших до нас картин маслом Лермонтова центральное место занимает кавказский цикл, созданный поэтом в первый период пребывания его на Кавказе (1837 — 1838 гг.): «Воспоминание о Кавказе», «Кавказский вид с Эльбрусом», «Кавказский вид с саклей», «Кавказский вид с верблюдами», «Сцена из кавказской жизни», «Перестрелка в горах Дагестана».
Лермонтов выбирал пейзаж пофантастичнее, в чем определенно заявил себя «живописцем-романтиком». Картины Лермонтова одушевлены романтическим восприятием природы. Только Лермонтов мог так «видеть» Кавказ, тот Кавказ, который был для него «чудным миром», «где люди вольны, как орлы».
В пейзажной живописи вообще, а в романтической в особенности, изображение неба у Лермонтова имеет исключительную значимость. На все то, что видит живописец на земле, смотрит он с «небес», с высоты романтической мечты. И в характере восприятия природы в пейзаже Лермонтова определяющим является небо.
Во время своих странствований по Кавказу «он снимал на скорую руку виды все примечательных мест, которые посещал», и эти рисунки потом служили ему материалом для больших масляных полотен.
Таким же образом кавказские впечатления и путевые очерки – новеллы Лермонтова послужили материалом для создания живописного и яркого полотна в русской прозе, каким стал роман «Герой нашего времени».
Знакомство с романом и историей его создания представляет интерес не только для изучения творчества Лермонтова. Внимательно перечитывая страницы романа, мы как бы вновь вместе с Лермонтовым сможем побывать на Кавказе, встретиться с прототипами действующих лиц, узнать некоторые сведения из малоизученного периода его биографии, когда была задумана и написана книга.
Нет сомнения, что Лермонтову – писателю помогал Лермонтов – художник. В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время его картины «Вид Крестовой горы». На небольшом картоне масляными красками поэт запечатлел один из чудесных горных пейзажей, так живо напоминающий нам зарисовки из «Белы». Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая её, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше, на фоне голубого неба, белеет гряда далёких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина. И не менее прекрасным является описание этой горы в повести «Бела»: «И точно, дорога опасная: направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога была покрыта снегом». Лермонтов прославился не только как художник, но и как иллюстратор своих произведений. Привязка к тексту ограничивает изобразительные возможности, и в этом заключается значительное отличие между повествованием и талантом художника. И тем не менее Лермонтову – художнику удалось передать основную мысль своих литературных произведений. В этом можно убедиться, рассматривая иллюстрации к произведениям «Маскарад», «Кавказский пленник», «Черкесы», «Вадим», «Мцыри» и иллюстрации к повести Бестужева – Марлинского «Аммалат – Бек».
Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках.
«Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой. Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни.
Заключение
До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических произведений М.Ю. Лермонтова. Среди произведений поэта мы видим картины, написанные маслом, акварелью, а также множество чрезвычайно живых рисунков и зарисовок. И становится ясно, что поэт родился еще и художником. Но отдав предпочтение Слову, поэт, в раздумье над поэтическим выражением образов, прибегал к изобразительным средствам, «уточняя» их пером и карандашом. Лермонтов не заполнял тетради «случайными» зарисовками. Предпочитая сосредоточенное рисование, он имел для этого специальные альбомы.
Полностью погруженный в то, что делал сейчас, поэт, видимо, не желал смешивать между собой поэзию и искусство, пластическим ценностям которого, отводил особое значение. Чуть не с самого начала «иной мир» Лермонтова не вмещался в «рамки» слова, как бы широки они не были. Потому, раздвигая возможности поэтической формы, как и самого стихосложения, поэт ощущал острую необходимость в изобразительном ряде, не выразимом какой бы то ни было словесной формой. И мир этот, одинаково ярко выраженный Лермонтовым и в рисунках, и в «нездешних» цветах его живописи, поистине удивителен!
Таким образом, в результате изучения литературы и Интернет-ресурсов о художественном творчестве М.Ю.Лермонтова, цель работы достигнута - взаимосвязь рисунков и произведений неоспорима.
Задачи, которые ставились в начале исследовательской работы – выполнены. Гипотеза, которая была выдвинута, о том, что через рисунки М.Ю. Лермонтов пытается выразить свою жизнь, чувства и жизнь общества в целом, – доказана.
Рисунки Лермонтова могут быть рассмотрены как «своеобразный графический комментарий» к литературным замыслам поэта. Графические и литературные образы сближаются не столько по сюжету, сколько общностью тематики. Рисунки поэта дышат тем же неукротимым жизненным темпераментом и эмоциональной напряженностью, что и его стихи. Они всегда значимы как своеобразный спутник творчества, как параллельный ряд, раскрывающий художественные устремления поэта. К примеру, во время своих странствований по Кавказу «он снимал на скорую руку виды все примечательных мест, которые посещал», и эти рисунки потом служили ему материалом для больших масляных полотен. Таким же образом кавказские впечатления и путевые очерки – новеллы Лермонтова послужили материалом для создания живописного и яркого полотна в русской прозе, каким стал роман «Герой нашего времени».
ЛИТЕРАТУРА
1. Статья про М.Ю.Лермонтова.- Краткая литературная энциклопедия: 9 т. - Т. 4. - М.: Советская энциклопедия, 1967г.
2. Виноградов В. «Проблемы русской литературы».- М.: Издательство «Знание», 1968г. стр.522
3. Савинов Э.Э. «Лермонтов-художник».- М.: Издательство «Просвещение».-1958г. стр.564
4. Браницкий А.В. «Воспоминания».–М.: Издательство «Просвещение»,1840г. стр.85
5. Браницкий А.В. «Нива». – М.: Издательство «Просвещение».1885г. №27 стр.643-647
6.Эфрос А. «Живописное наследие Лермонтова». –М:. Издательство «Знание»,- 1952г. стр.387
7. Майский Ф. П. «Лермонтовские места в Москве».- М.: Издательство «Просвещение», 1941г. стр.185
8. Пыпин А.Н. «Литература Лермонтова». М.: Издательство «Просвещение», -1891г. кн.9 стр.363-364
9. Клейбер Б. «Два страшных года Лермонтова» - М.: Издательство «Просвещение», 1958г. стр. 44-45
10. Интернет-ресурсы
Приложение 1.
Портрет М. Ю. Лермонтова
Приложение 2.
Развалины на берегу Арагвы (1837 г.).
На нем изображена башня в ущелье (Очевидно Дарьяльском).
Приложение 3.
«Кавказский вид близ селения Сиони», 1837 г.
Приложение 4.
Дарьяльское ущелье и «Замок Тамары», 1837 г.
Приложение 5.
Из путевых зарисовок Лермонтова можно отметить «Тифлис, Замок Метехи», 1837 г.
Приложение 6.
В Грузии была написана картина «Кавказский вид с верблюдами» (Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Карагач) (1837-38 гг.)
Сказка об осеннем ветре
О чем поет Шотландская волынка?
Две лягушки
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью