Экскурсия по макету "Скифское городище".
Вложение | Размер |
---|---|
skifskoe_gorodishche.docx | 19.35 КБ |
Что может быть интереснее истории своего родного края? Она уходит в седую древность. В те далекие времена по донской степи кочевали разные народы. Здесь жили скифы, сарматы, хазары, половцы. Один народ сменял другой. А все началось, когда в донских степях появилось такое государство, как Великая Скифия.
Казалось бы, прошло столько времени, что от скифов уже ничего не осталось. Но это не совсем так. Недалеко от нашего хутора есть скифский курган, он стал привычным нашему глазу и кажется неотъемлемой частью донского пейзажа. В 60-ых годах раскопки кургана велись преподавателями и студентами кафедры археологии исторического факультета Ростовского педагогического института под руководством В.И.Копылова. Их находки еще раз подтвердили версию о том, что царские скифы жили в придонских степях. Они постоянно кочевали, так как были скотоводами, а скот требовал новых пастбищ.
Также существует легенда, что на берегу озера, расположенного в пойме реки Дон, когда-то жили скифы. Меня это очень заинтересовало. Вначале я прочитал много книг об истории, быте и культуре этого народа. Потом решил создать макет скифского городища. Это позволит лучше понять людей, живших в те далекие времена.
Мне удалось создать макет древнего поселения. А теперь я немного о нём расскажу.
Городище построено на берегу озера. Людям была необходима вода. Где-то надо было поить домашних животных. Однако берег озера отделяется от поселения валом. К воде вело несколько тропинок.
Курган также не входит в пространство городища, он высится рядом. На его вершину легко подняться. На кургане проводили тризну воины, вернувшиеся из похода.
Само городище представляет собой укреплённое поселение, защищённое земляным валом высотой более двух метров. Этим валом переходящие к полукочевому образу жизни скифы закрепляли за собой определенную территорию. Враг не мог неожиданно напасть на поселение. Вал помогал остановить конную атаку. Кроме того, наличие укрепления позволяло закрепить за собой пастбища, находящиеся на обширной пойме. За пределами поселения, на расстоянии до трех километров формируется округа городища, состоявшая из небольших незащищённых поселений, селищ, зимовок.
Возле ворот построена высокая смотровая площадка, на ней стояли сторожевые воины, которые с тревогой смотрели вдаль: не покажутся ль на горизонте враги. Угроза могла прийти всегда. Подняться на эту смотровую площадку можно по широкой лестнице. При нападении воины могли быстро взобраться на самый верх и оттуда вести обстрел своих врагов.
Скифы - воины. Им нужно было защищать свои выпасы, табуны коней и свои семьи. Лук для скифов был основным оружием, которому смогли противостоять только сарматские доспехи. Что еще могло быть на вооружении у воинов? Копья, дротики, секиры, палицы. Был панцирь – рубаха с нашитыми железными чешуйками и шлем. Защита воина дополнялась небольшим щитом. Сражались скифы и пешими и конными. Их отличали доблесть, сноровка, сила и ловкость.
Пройти внутрь поселения можно через ворота. Сюда же проезжали и телеги, здесь же гоняли скот. На территории было специально определено место для домашних животных. Это загон для овец и баранов. А вот здесь баз для крупного рогатого скота. В стаде полуоседлых скифов начинает преобладать крупный рогатый скот. Табуны лошадей находились на пастбищах.
Трудовая деятельность скифов материализовалась в двух основных сферах – хозяйстве и быте. В одном из мифов говорится о том, что на Скифскую Землю упали с неба золотые предметы: плуг, ярмо и чаша. Эти предметы напрямую указывают на занятия скифов.
Скифы были хорошими работниками – умелыми, изобретательными, отнюдь не замкнутыми в себе, а наоборот, – открытыми и восприимчивыми к нововведениям. Они использовали для передвижения своеобразные кибитки. В них были запряжены волы. Такая телега представлена и на территории скифского поселения. В нее уже запряжен вол, и кажется, что сейчас он тронется в путь.
Центральное место в городище занимают жилые дома. Они построены из того материала, который был в их распоряжении, а это были глина и камыш. Из этого же материала были построены и хозяйственные помещения. Чтобы построить скифский дом, я использовал план жилища, который я нашёл в книгах по истории скифов.
Храмов народы скифского мира не знали, но у них существовали священные места, где совершались обряды. У скифов было широко распространено поклонение железному мечу, «скимитару». Меч считался у скифов изображением бога войны Марса, которому ежегодно приносили в жертву крупный рогатый скот и лошадей, а иногда и пленников, захваченных на войне. Геродот так описывает святилища европейских скифов на открытом воздухе, посвященные богу войны: скифы «нагромождают связки хвороста. Наверху сделана ровная четырёхугольная площадка... Поверх кучи... водружён железный акинак». Такое священное место можно увидеть и на макете.
Много интересных страниц открывает перед нами история, нужно только начать их листать. Вернуться к давнему прошлому важно не только для того, чтобы знать, что происходило в далекие времена. Не зная прошлого – не понять настоящее. Без прошлого нет и будущего. Всякое искажение истории искажает настоящее и обрекает народы на новые ошибки в будущем.
Макет скифского городища я демонстрировал на научно-практической конференции «Мир и мы» в городе Аксае.
Я поставил перед собой следующую задачу: узнать о жизни сарматов и подготовить макет сарматского поселения.
Рисуем белые грибы пастелью
Будьте как солнце!
Растрёпанный воробей
Что общего у травы и собаки?
Рисуем домики зимой