Данная работа поможет при подготовке одарённых детей к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ рассказа В. Набокова "Благость". | 24.05 КБ |
В ПОМОЩЬ ПОДГОТОВКЕ К МУНИЦИПАЛЬНОМУ ЭТАПУ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Рената Осипова,
Алсу Хасанова (ученицы 11 А класса
МБОУ «Средняя русско-татарская школа № 111
Советского района города Казани»)
Учитель О.Ю. Краснова, 2016 г
АНАЛИЗ
рассказа В. Набокова «БЛАГОСТЬ»
В.В. Набоков - одна из самых неоднозначных фигур русской эмиграции. Начало его творческого пути было наполнено литературными экспериментами, уже тогда ярко проявляется новаторство писателя. Рассказ «Благость», написанный в 1924 году, относится к раннему периоду литературной деятельности.
Писателя очень интересовала форма литературного произведения, он ищет новые возможности, приемы (наиболее ярко эти поиски нашли отражение в его первом сборнике «Возвращение Чобра»), и потому данный рассказ имеет занимательную композицию. Повествование строится по принципу некого письма, обращения к женщине. Набоков намеренно не дает героям имен, максимально приближая происходящее в рассказе к реальной жизни и позволяя читателю максимально погрузиться в её атмосферу.
И вновь Набоков ломает представления о традиционном рассказе, выставляя на первый план размышления, а не сюжет как таковой, назначая его творцом саму жизнь. Вся эта история вдруг становится «вырванной из контекста», читатель так и не знает до конца, что произошло между героем и женщиной, что будет после этого вечера, - все это придает произведению некую живую легкость, присущую раннему набоковскому творчеству.
В рассказе очень много обращений к загадочной женщине («тебя», «ты»), благодаря чему у читателя будто появляется возможность поприсутствовать «в голове» героя и посмотреть на мир через призму его восприятия. Так Набоков тонко передает психологию персонажа. Мы можем заметить, что он творческая натура, и, следовательно, очень чувствительный и внимательный. Этот же прием помогает раскрыть полноту чувств и эмоций, испытываемых им.
Девушка для героя больше, чем любовь: в ней он видит смысл бытия не только своего, но и окружающих. Все люди связаны непосредственно с её образом (“ ...И ей, вероятно, нетепло было в этом плюшевом тулупчике. Но ты ведь обещала прийти.....; ..ты пришла, вернее не ты, а чета немцев...”). Но, несмотря на светлое чувство, которым он живет, жизнь для героя – беспросветная тьма (эпитеты “холодно”, “надгробный”, “жалко”, ”недобрый” “нетепло”), даже при упоминании имени возлюбленной на него наваливался “удар черноты”. Именно этот оттенок является главным, отражая эмоциональную боль мужчины. Также это помогает обратить внимание читателя на элемент сентиментализма: при разговоре героя с загадочной женщиной ему хочется плакать. К сожалению, он, обманывая себя, считает такие отношения раем.
В рассказе Набокова есть еще одна маленькая история, наблюдаемая героем, - история человеческой доброты. Именно она заставляет героя пересмотреть свое мировоззрение.
Герой, отвлекая себя от ожидания возлюбленной, наблюдает за людьми, проходящими мимо него. Все они кажутся, на первый взгляд, пустыми. Однако его внимание привлекает старушка, продающая открытки. Ее внешний вид, поведение – всё трогает его душу. И даже складки на шляпе, кажутся герою добрыми. Эта старушка всей своей натурой противостоит окружающему миру: дурной погоде, отсутствию покупателей, безликой массе людей. Но одной её силы мало, и вот «снова хлынул недобрый ветер». Однако есть еще один персонаж, который окончательно растапливает сердце героя своим поступком. Солдат дарит старушке кружку кофе с молоком. Его поступок и то, как она пила напиток, как отблагодарила незнакомца открытками, заставило героя проникнуться её оптимизмом и понять, прочувствовать «нежность мира». Теперь он осознал: радость, которую он искал в любви, всё это время была вокруг него.
В «брезгливой недоброй ужимке» немки, которая не дала мужу купить открытки, оттянув его за рукав, он узнал черты характера своей возлюбленной. Старушка, улыбнувшись, простила и отпустила чету. Благодаря этой ситуации, герой осознает, что не стоит тратить себя на общение с недостойными людьми. Именно поэтому он с легкостью отпускает свою возлюбленную, покидая место встречи.
Общение со старушкой излечило героя, показало ему новый мир, научило прощаться с «ненужным». Теперь он на пороге новой жизни. Несмотря на плохую погоду, он видит вокруг себя лишь прекрасное и даже ощущает прилив вдохновения. Все, что окружает героя, прекрасно: черные стекла с каплями дождя – звездное небо, трезвон трамвая – счастье, а блеск фонарей в мокрых стеклах символизирует новое отношения к жизни. Автор сравнивает мужчину с одиноким падающим каштаном. Возможно, этим он хотел показать романтическую обособленность героя от общества, толпы, дать намёк на определенную тайну, которую он познал.
Необходимо заметить, что в раннем творчестве Набокова присутствуют не только западные веяния и писательские эксперименты. В его произведениях заметны традиционные черты русской литературы: большое внимание отводится деталям, таким как «косица девчонки», «божественная печаль в лиловатом глазу у лошади», и живому описанию природы («летал дождь»), которые дополняют мысль о том, что стоит жить «здесь и сейчас», обращая внимание на все мелочи и наслаждаясь ими (это, например, характерно и для творчества И.А. Бунина).
Так, неслучайно Набоков много внимания уделяет описание тому, как старушка пьет кофе. Она делает это с «совершенным, глубоким, сосредоточенным наслаждением» и будто растворяется в мгновении. Автор подчёркивает: пожилая женщина настолько в этот момент полна тепла и какого-то блаженства, что забыла обо всем вокруг. Даже герой проникается этим состоянием, а после и вовсе понимает, насколько важно уметь ценить такие мелочи и растворяться в мгновении, как и старушка. Это, по нашему мнению, - идея рассказа, проникнувшись которой, мудрый читатель сможет значительно облегчить свою жизнь.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Растрёпанный воробей
Мороз Иванович
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Две лягушки