Если бы я была хабаровской школьницей в 1890-1915 годах, думаю, я бы училась в женской классической гимназии...
Вложение | Размер |
---|---|
gaydamovich_l.docx | 905.36 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 43
Муниципальный конкурс школьных сочинений
«Хабаровск: связь времен»
«Если бы я был хабаровским школьником
в 1890-1915 годах…»
Выполнила: ученица 10а класса
Гайдамович Лидия Константиновна
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Жуковская Елена Викторовна
Хабаровск 2017
Мы живем и учимся в XXI веке – веке, когда для общества очень важны обучение и образование. Но разве в предыдущие столетия было иначе? Думаю, во все времена передача знаний и опыта молодому поколению была одной из основных потребностей человечества, поэтому и появились различные учебные заведения, служащие выполнению этой задачи. На протяжении столетий в них обучались только мальчики, а девочки могли получить образование дома или в закрытых пансионах при монастырях. Но в XIX веке начали открываться гимназии и для девочек.
В Хабаровске на рубеже ХIХ и ХХ веков действовали две женские гимназии, которые возникли на средства и по инициативе добровольцев. Одна из них - женская Алексеевская, учениц которой можно было узнать по красным форменным платьям; другая - классическая женская, чьим форменным цветом стал коричневый. Обе гимназии пользовались хорошей репутацией в городе и давали одинаковый уровень знаний.
Если бы я была хабаровской школьницей в 1890-1915 годах, думаю, я бы училась в женской классической гимназии, находившейся на пересечении улиц Муравьева-Амурского и Барабашевской. Мои родители платили бы за мое обучение около 90 рублей в год, ведь они хотели бы дать мне достойное образование.
До занятий я бы стояла у ступеней гимназии в одной из стаек веселых учениц. Все мы были бы одеты в коричневые форменные платья и фартуки; аккуратная прическа и строгая форма были непременным условием внешнего вида не только гимназисток, но и учителей.
Вот прозвенел звонок, данный привратником: он напомнил гимназисткам о том, что нужно идти на молитву, а после нее разойтись по классам. В классах мы садимся за парты на отведённые нам места, за кафедрой стоит учитель, объясняющий тему урока. А за нами, нашей успеваемостью и поведением, следят «синявки» – классные дамы, которых мы называли так из-за цвета их платьев; на всех наших уроках они тоже должны были присутствовать в классе, а также сопровождать нас в столовую или в другие аудитории. Нумерация классов тогда была иной, и я, сегодняшняя десятиклассница, училась бы во втором классе. Но даже взрослые гимназистки, кроме перемен, должны были ходить по зданию гимназии только парами и в сопровождении преподавателя.
Мое обучение было бы немного иным, нежели в наше время. Я бы изучала историю и естествознание, географию и геометрию, физику и арифметику, словесность и Закон Божий, русский и французский языки, рисовала и музицировала, занималась бы чистописанием и рукоделием, но самое пристальное внимание уделяла бы этикету. Следуя всем правилам, я бы усердно училась, чтобы усвоить все эти предметы на хорошем уровне и чтобы мои ответы были оценены не ниже, чем на двенадцать баллов.
Но, не смотря на своё прилежание, возможно, я совершала бы небольшие шалости, такие как прочтение «запрещенной литературы» (например, некоторые свободолюбивые стихотворения М.Ю.Лермонтова!) где-нибудь тайком на задней парте. А может, это была бы одна из популярных в то время повестей Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки», в которой я бы узнавала себя, своих подруг, учителей, классы, форму и все то, что связано с гимназией. Кроме этого, я думаю, что на переменах я бы играла с другими девушками в разные распространенные в то время игры, например, в картинки: переводные картинки от промокашек мы бросали бы друг на друга, и тот игрок, чей бросок оказался бы более метким, в итоге забирал себе все.
А если бы меня застали за совершением одного из таких «преступлений» против установленного порядка, мне пришлось бы оставаться в классе после уроков и многократно писать в тетради признание своей вины или же стоять в углу класса на протяжении всего урока.
Уроки в гимназии продолжались до 13-14 часов, по окончании занятий гимназистки – горожанки шли домой, а пансионерки (живущие в пансионе при институте) спешили бы в столовую - большую длинную комнату, которая была уставлена двумя рядами столов, образующими широкий проход посредине. Пообедав, ученицы шли гулять в школьном дворе, а потом возвращались в классы для выполнения домашнего задания. Вечером, после молитвы и ужина, девочки отправлялись в дортуар – большую длинную комнату с рядами кроватей, освещавшуюся газовыми рожками. Утром пансионерок будил звонок и дежурная «синявка», и девочки бежали наперегонки в умывальню в смешных чепчиках и кофточках, задорно смеясь, называя друг друга по прозвищам.
Думаю, я бы жила в городе, в семье, и поэтому часто выполняла просьбы своих подруг: покупала и приносила им сладости, новые ленты, заколки и другие мелочи. Пансионерок, конечно, выводили на прогулку в город, но за их покупками строго следили.
На праздники, которые отмечали в городе, нас бы не отпускали без родителей или преподавателей, и посещать их мы должны были только в форме. Но все равно мы бы с нетерпением ожидали такие события, готовились к ним, а потом – долго вспоминали и обсуждали.
Я представляю такой весенний праздничный день: вот центральная улица города, ведущая к великолепному парку на берегу Амура. У витрин магазинов, входов в кондитерскую и кинотеатр виднелись бы группы весёлых озорных гимназисток. Конечно, и мальчики из мужских гимназий тоже бы прогуливались, поэтому улыбки и кокетливые
взгляды девочек были адресованы только им. В городском парке по торжественным дням звучал бы духовой оркестр, прогуливались нарядные горожане, и мы, гимназистки, веселые, живые и остроумные ученицы, украшали бы собой и оживляли любой праздник.
В гимназии мы бы больше всего любили встречу Рождества и Нового года, ведь это самые светлые, радостные праздники. Старшим воспитанницам гимназии поручалось бы нарядить елку. Ее обвешивали блестящими бумажными цепями, красочными бонбоньерками, вкусными пастилками, настоящими яблоками, орехами и мандаринами, завернутыми в красивую бумагу. Такие украшения гимназистки делали заранее, посвящая этому своё свободное время. Вершина елки была бы украшена звездой и золочеными цветами, под елкой был бы снежный сугроб из ваты. Мы замираем от восторга, когда видим стоящую посреди зала елку, а больше всего радуются младшие гимназистки. Весь вечер мы бы водили хороводы вокруг елки и танцевали парами бальные танцы, пели в сопровождении рояля, читали стихи, веселились бы от души. На общий стол подавали бы чай и сладости, нам бы вручали подарки. В продолжение вечера играл бы струнный оркестр музыкантов окружного штаба, специально приглашенный в гимназию. А затем наступало время долгожданных каникул, и тогда почти все пансионерки разъезжались по домам, чтобы отдохнуть.
Такие праздники запоминались надолго, потому что были они редко, в основном гимназические будни состояли из уроков и строго регламентированной жизни. Конечно, очень важна была дружба, сердечные отношения в классе. Думаю, что у меня обязательно были бы близкие подруги, с которыми я потом всю жизнь поддерживала бы связь. Возможно, и среди преподавателей были бы те, кто оставил о себе добрую память.
Если бы я была гимназисткой в 1890-1915 годах, то я жила бы светлой и доброй жизнью, легко преодолевая кажущиеся трудности. Я любила бы свой молодой Хабаровск, его бьющую ключом жизнь, своих родных и подруг. Я не задумывалась бы о трудной судьбе, которая выпала на долю многих моих ровесников, не имеющих возможности получить хорошее образование. И конечно, даже представить бы не могла, как изменят мою судьбу события 1917 года.
Из гимназии я бы вышла набожной и скромной, с хорошими знаниями и манерами, со сформированным духовным миром, а со временем стала бы добропорядочной женой, заботливой мамой и респектабельной светской дамой.
Но я не хочу в прошлое, я люблю «своё» время, эпоху, в которой я живу. Мне нравится возможность свободного выбора, возможность самовыражения и поиска. Но теперь я поняла, что все аспекты, касающиеся обучения и образования, - важная часть жизни человека. Это не только учёба, но и атмосфера эпохи, настроение в обществе,
принятые нормы общения, отношения между людьми – всё то, что влияет на молодых людей. Думаю, нам следует помнить и изучать историю образования в нашей стране, брать лучшее. Сегодня образование является одной из самых важных составляющих развития мира, потому что без надлежащего обучения наше поколение не будет иметь будущего.
А ещё, «побывав» в хабаровской женской гимназии 1890-1915 годов, я поняла, что детство и юность в любом веке – это радостное, веселое время, когда обретаются надежные и верные друзья, рождается настоящая дружба на всю жизнь. А зародившиеся в годы учёбы ростки доброты, порядочности, чести и совести, несмотря на все трудности, обязательно вырастут в искренние эмоции и высокие чувства.
Н. Мешкова – воспитанница женской классической Л. Гайдамович – ученица МБОУ СОШ №43
гимназии г. Хабаровска г. Хабаровска
1907г. 2017г.
Здание женской классической гимназии Здание женской классической гимназии
г. Хабаровска г. Хабаровска в наши дни
конец XIX – начало XX веков 2017 г.
Воспитанницы женской классической гимназии г. Хабаровска
начало XX века
Источник: http://naslednik-dv.livejournal.com/2015/06/16/
Хабаровские гимназистки в праздничных платьях
начало ХХ векаИсточник: http://old.hkm.ru/news/1055/
Лепесток и цветок
Дымковский петушок
Щелкунчик
Браво, Феликс!
Как Снегурочке раскатать тесто?