ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ План-конспект мероприятия «Молоденские посиделки», посвященного традициям и обычаям родного края, устному народному творчеству об окружающей природе ,ученица 9 класса Мухина А.
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.docx | 35.41 КБ |
МКОУ Бучальская СОШ
Кимовского района Тульской области
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
План-конспект мероприятия
«Молоденские посиделки»,
посвященного традициям и обычаям родного края, устному народному творчеству об окружающей природе
Ученица 9 класса Мухина А.,
Никитина Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2016г.
Актуальность темы (проблема):
у современной молодежи сегодня отсутствует уважение и интерес к народным традициям и обычаям, природному и культурному наследию родного края. Знание устного народного творчества и традиций способствуют возрождению преемственного отношения к окружающему миру от предков к потомкам.
Цель: создание плана мероприятия, посвященного устному народному творчеству, традициям и обычаям, отражающим отношение крестьянина к природе, земле-кормилице.
Задачи:
- изучить различные источники о традициях и обычаях родного края, посвященных, природному окружению;
- собрать материал об устном народном творчестве Тульского края и родного села Молодёнки;
- подготовить и оформить план-конспект мероприятия.
Подготовка к созданию плана мероприятия началась с изучения литературы, посвященной традициям и обычаям Тульского края. Очень интересной оказалась книга И.П. Сахарова «Сказания русского народа». В книге известного русского этнографа представлены сказания о кудесничестве, знахарстве и чародействе; народные игры, притчи, обычаи и обряды русского народа, народный календарь с подробной росписью праздников, примет и трудов по месяцам. В книге известного ученого XIX века А.В. Терещенко «Быт русского народа», напечатанного по оригиналу 1847-1848 годов, рассказывается о простонародных обрядах, таких, как встреча Весны-красны, празднование Красной горки, как справляли обжинки, братчины, как отмечали бабье лето. Далее я познакомилась со старинными русскими народными песнями в книге Г.И. Гусевой «Русские народные песни». Очень подробно рассказывается о быте русского крестьянина в книге М.В. Коротковой «Путешествие в историю русского быта». Кроме того, я изучила информацию на сайтах: «Традиции» http://tradicii.com/, «Обычаи-и-традиции.рф» http://www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obyichai-i-traditsii-russkogo-naroda, «Бывалочи» http://bivalochi.narod.ru/bivalochi_ obychai.html. Информации об обрядах, традициях и УНТ очень много. Но мне хотелось бы включить в «Посиделки» то, что ближе, роднее, что касается Тульского края, родного села Молодёнки. Я побеседовала с жительницами нашего села Канухиной А.А., Комоликовой Т.Н. и Ушаковой Н.В., библиотекарем сельского Дома культуры. Они рассказали о традициях нашего села, познакомили с песнями, которые пели в старину. Но я также хотела, чтобы тема отражала отношение к окружающей природе, народному сельскохозяйственному труду, поэтому, проанализировав материал, я выбрала то, что соответствовало теме моей работы, продумала последовательность мероприятия и оформила его.
Этапы работы над проектом
| Методы работы |
- изучение источников (литературы, сайтов Internet) о традициях и обычаях народа, посвященных природному окружению; - интервью с жителями села; | |
| - анализ собранного материала; - классификация материала по группам; - обобщение материала. |
| - набор текста в Microsoft Office Word |
| - проведение мероприятия в библиотеке сельского дома культуры со школьниками и родителями |
| - беседа с родителями и детьми |
План мероприятия
«Молодёнские посиделки»
Оборудование: костюмы участников мероприятия (кроме 2 ведущих, ещё 5 девушек и юноша): сарафаны, платки, фартук, сапожки (одни), рубаха, шаровары, лапти, портянки; корзина, макет сохи, ведро, полотенце, сухая трава спорыша;
мини- выставка книг:
Предварительная подготовка: подготовка оборудования, подготовка костюмов, репетиция выступления ведущих и участников выступления.
Ход мероприятия
Двое ведущих (девушка и юноша в русских народных костюмах) выходят к зрителям:
1 ведущий: - Весна пришла! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
2 ведущий: - Коси, коса,
Пока роса.
Роса долой,
Косец домой.
1 ведущий: - Что такое сошечка? А снопочек? Как это - на боронушке? Почему домой, когда роса долой? Как быстро забывается и теряется в веках то, что пришло нам от предков. Кто сейчас вспомнит, что соха – это пахотное орудие у крестьян, снопочек – связка стеблей с колосьями, борона – это орудие для мелкого рыхления вспаханной земли, а косец домой отправляется, когда утренняя роса начинает испаряться на солнышке, значит косить он вышел задолго до восхода солнца.
2 ведущий: - Наши предки с уважением относились к земле, называли её кормилицей, матушкой. Рожь и пшеница – «хлебушко», «жито», трава – «травушка-муравушка», река- «реченька», а солнце – «солнышко». С уважением и почтением наши предки относились к окружающей их природе. И в сказаниях, песнях, традициях и обычаях передали своим потомкам завещание также относиться к родной земле.
«При посеве хлеба и начале жатвы поселяне соблюдают особые свои обряды. Не начинают ни орать, ни сеять, ни косить, ни жать, не помолившись сначала Богу и не спросив у Него благословения на свой труд. Земледелец обращается в ту сторону, в коей, по его приметам, благоприятны предзнаменования: чистое небо и тихий ветерок. Набожно он кланяется на
все четыре стороны. Потом, постояв несколько времени на своей полосе, он осматривается вокруг себя, поднимает глаза на небо и замечает на нем движение облаков; наблюдает полет и крик птиц, следит за первой поступью
лошади и быка, когда впрягает под плуг, и потом, перекрестясь, говорит: «Благослови, Господи Иисусе Христе! И помилуй нас». Сколько предчувствий волнуют в то время его душу! Предзнаменования устрашают его, он не верит и в самые счастливые приметы, которые часто обманывали
его. Он берет плут, закидывает его на свою ниву и со словами: «Помоги, Боже!» — начинает пахать»4.
Уж как я ль мою кровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя;
Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала1.
1 ведущий: - Все знали: у доброй да ласковой хозяйки корова никогда не болеет и молока даёт больше. У крестьян ходила даже пословица: «Доброе слово и скотине приятно». С лаской относились хозяева к своим «кормильцам» - лошади, корове, овцам, козам и так далее.
2 ведущий: - В старинных играх часто упоминаются домашние животные. Вот старинная русская игра «Коза».
(Выходят 5 девушек)
Девушки выбирают из среды себя одну подругу — козу, которая, отделясь от толпы, приближается к стене в задумчивости. Игроки, подходя к ней, заводят речи:
Девушки.
-Коза, коза бя,
Где ты была?
Коза.
-Коней стерегла.
Девушки.
-И где кони?
Коза.
-Они в лес ушли.
Девушки.
-И где тот лес?
Коза.
-Черви выточили.
Д е в у ш к и.
-И где черви?
К о з а.
-Они в гору ушли.
Девушки.
-И где гора?
Коза.
-Быки выкопали.
Девушки.
-И где быки?
Коза.
-В воду ушли.
Девушки.
-И где вода?
Коза.
-Гуси выпили.
Девушки.
-И где гуси?
К о з а.
-В тростник ушли.
Девушки.
-И где тростник?
Коза.
-Девки выломали.
Девушки.
-И где девки?
Коза.
-Замуж вышли.
Девушки разбегаются в разные стороны; коза преследует их.
Если она которую-нибудь из них поймает за ленту косы, тогда
пойманная получает название козы, и игра начинается снова3.
1 ведущий: - Много загадок придумали о своих животных-кормильцах, орудиях и результатах труда. Отгадайте и вы старинные русские загадки.
1.Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
2.Два — ста ухаста,
Два — ста рогаста,
Четыре — ста ходаста,
Один пыхтун,
Один вертун. (Корова)
3.По горам, по долам,
Ходит шуба да кафтан. (Овца)
4.Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит. (Гусь)
5. Бабушка Андреевна,
Сгорбившись, стоит,
Ноженьки - в землюшку,
Рученьки расширила,
Все хочет схватить. (Борона)
6. В поле едет на спине,
А по полю на ногах. (Грабли)
7.Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
8.Месяц-новец
Днем на поле блестел,
К ночи на небо слетел. (Серп)
9.Лежит мужичок
В золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так не встанет. (Сноп)
10.Летят гуськи,
Дубовые носки,
Летят и говорят:
«То-то мы, то-то мы». (Цепы - ручное орудие для обмолота злаков в виде двух шарнирно связанных палок)
11.Трах-трах,
Стоит дом на горах,
Вода бежит,
Весь дом дрожит. (Мельница)
12. Режут меня,
Вяжут меня,
Бьют нещадно,
Колесуют меня;
Пройду огонь и воду,
И конец мой –
Нож и зубы. (Хлеб)2
(Если загадка и отгадка непонятны, ведущие поясняют и объясняют незнакомые старинные слова).
1 ведущий: - В старину работа в поле всегда сопровождалась песней, это и веселило, и задавало ритм, и настраивало дыхание работника.
2 ведущий: - А давайте вместе споем и сыграем веселую песню-игру «Посев льна». Песня пелась весной, когда сеяли лён, в надежде на хороший урожай. В песне не забыта ни одна стадия работы. Девушки становились в хоровод, в середине хоровода мать показывала, как лён сеют, сушат и т. п., девушки повторяли все движения за ней и пели песню. Чёботы — это башмаки, сапоги.
(Выходит девушка в сарафане, платке, сапожках. Она приглашает 5-6 человек зрителей. Все встают в круг, в центре – девушка. Она поет песню, одновременно показывает движения, стоящие в кругу повторяют за ней движения и поют все вместе припев со слов «чеботами приколачивала»).
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Я сеяла, приговаривала.
Чеботами приколачивала:
Припев:
— Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лён мой, лён!
Белый лён!
Я полола-полола ленок,
Я полола, приговаривала,
Чеботами приколачивала...
(Повторяется тот же припев.)
Уж я дёргала-дёргала ленок,
Я дёргала, приговаривала,
Чеботами приколачивала...
Уж я стлала, я стлала ленок,
Уж я стлала, приговаривала.
Чеботами приколачивала...
Я сушила-сушила ленок,
Я сушила, приговаривала,
Чеботами приколачивала...
Уж я мяла-то, мяла ленок,
Уж я мяла, приговаривала
Чеботами приколачивала…
Я трепала-трепала ленок,
Я трепала, приговаривала,
Чеботами приколачивала...
Я чесала-чесала ленок,
Я чесала, приговаривала,
Чеботами приколачивала...
Уж я пряла-то, пряла ленок,
Уж я пряла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
— Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лён мой; лён!
Белый лён!1
1 ведущий: - К родному полю, лесу, речке, каждой травинке наши предки относились с уважением, добром и лаской. В старину не было лекарственных препаратов. Люди лечились народными средствами, в основном травами. Знахари их сушили, делали отвары, лечили больных. Траву собирали только в определенное время, на дальних лугах, лесных полянах и болотах. И прежде чем сорвать нужную траву, знахарь кланялся ей, говорил слова благодарности земле, только потом цветок срывался и клался в корзину.
2 ведущий: - А знаете, какая травка считалась в старину самой полезной? Послушайте.
Выходит «знахарка» в платке, сарафане, фартуке, лаптях, с корзиной. Показывает травинки сушеного спорыша:
- Та, которая у нас под ногами растет, а мы её топчем и не замечаем.
Она самая обыкновенная. Ее можно встретить и в деревне, и в городе. Назы-
вают ее по-разному: птичий горец, гусятник, трава-мурава, птичья гречишка, а по-научному ее называют спорыш. Ходим мы по ней, не замечаем и серьезной ее не считаем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш — это эффективное
противовоспалительное, антисептическое средство, а при гриппе и ангине — сильное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в малине, аскорбиновой кислоты больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе. (Раздает веточки спорыша зрителям).
1 ведущий: - Итак, друзья, природа всегда отдавала человеку все, чтобы он мог жить-поживать, как говорится в сказках, и добра наживать.
2 ведущий: - Наши предки понимали это и к природе, их окружающей, относились только с добром и лаской. И переждав суровую зиму, снова с радостью встречали пробуждение природы.
Выходят девушки и поют песню-веснянку:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
Источники
Разноцветное дерево
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Композитор Алексей Рыбников
Девочка-Снегурочка
В какой день недели родился Юрий Гагарин?