Сопоставительный анализ фильма и повести Б.Васильева.
Вложение | Размер |
---|---|
Сопоставительный анализ | 25.06 КБ |
Индюкова Татьяна, Мухина Елизавета, Сергеева Екатерина
«А зори здесь тихие…»
Борис Львович Васильев – известный писатель, участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, о чем в мирное время решил рассказать читателям. Его творчество известно далеко за пределами нашей страны. Известный писатель, фронтовик, он на себе испытал все ужасы воины и прекрасно знал, что такое смерть. Тема данного произведения о женщинах на войне не нова, но здесь мы видим, как писатель не сентиментальничая, жёстко и правдиво рассказал о событиях, происшедших в 1942 году где-то в лесах Карелии.
Несомненно, что свой художественный материал автор черпает из жизни, из личных воспоминаний. Это личные воспоминания являются источником вдохновения для создания шикарного произведения, которое всегда будет востребовано.
В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «А зори здесь тихие…». Произведение Бориса Васильева вызвало большой интерес среди читателей. 1960-1970 годах повесть была признана одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне. По словам автора, произведение основано на реальном эпизоде воны, лишь с одним изменением, основными героями стали молоденькие девушки, вместо мужчин. Это придало истории пронзительную горечь, ведь войны издавна считались мужским делом. Повесть написана без излишней сентиментальности, в жесткой лаконичной форме. Она рассказывает о событиях 1942 года. В 1975 году за повесть «А зори здесь тихие…» Борис Васильев удостоился Государственной премии СССР.
В 1971 году советский режиссер Станислав Иосифович Ростоцкий решил экранизировать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Сценарий фильма был написан автором книги. Режиссер, создавая свои работы с большой любовью, очень умело и тактично раскрывал истории жизни обычных людей. Станислав Ростоцкий снял фильм в память о фронтовой медсестре, которая спасла ему жизнь. Натурные съемки фильма прошли в районе Рускеальских водопадов, в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии.
Время действия в повести – май 1942. Место действия - 171 разъезд в Карелии. В результате просьб коменданта Васкова Федота Евграфовича к командованию: «Шлите непьющих... Непьющих и это... Чтоб, знаете, насчет женского пола...», ему присылают женский зенитно-пулеметный батальон. С пятью из них он уходит на задание. Им предстояло перекрыть немцам доступ к объектам военного значения. Однако силы врага оказались в три раза больше предполагаемых. Используя разнообразные уловки, вступая в неравные схватки с соперниками, девушки вместе со старшиной выполняют задание, ценой своих жизней.
Автор в произведении затронул очень тонкую и загадочную тему женщины на войне. Редко кому из писателей удавалось описать это так, как Борис Васильеву, чтобы на долгие годы история вызывала уважение. Герои подчеркивают нам неестественность нахождения женщины на войне, об их силе и преданности.
Каждая из девушек, хоть и имела небольшой возрастной запас, но уже успела почувствовать вкус мирной жизни и полюбить ее. Они строили планы и жили надеждами. Одним словом, им было что и кого защищать. Недаром, Станислав Ростоцкий показывал в кино довоенную жизнь девушек в цветном варианте. Война решила по-своему. Она оборвала жизни героинь в самом расцвете сил, не дав осуществиться тому, что им было предопределено.
Пять героинь, пять историй, пять жизней.
Женя Комелькова – эмоциональная и общительная, высокая, рыжая с зелеными глазами. Стройная. Трудно предугадать поступки девушки. Ей говорили: «Женька, тебя бы в театр…». Однако война не обошла ее стороной. Женя своими глазами видела как немы расстреляли ее родителей, брата и сестру.
Галя Четвертак – сирота, росла в детском доме. Всегда мечтала иметь семью. Человек воображения и фантазий. Даже война ей казалась романтическим событием.
Соня Гурвич – студентка. Родилась в большой и дружной семье. Всё было ей в радость. Трудностей не замечала. Вела студенческий образ жизни. Вечер, проведенный с любимым за пять дней до начала войны, был первым и оказался последним. Молодой человек ушел на фронт, добровольцем.
Рита Осянина – сержант, единственная успела выйти замуж и родить сына. Она любила вспоминать школьный вечер, где познакомилась со своим потенциальным мужем. Рита потеряла мужа в 19 лет. Задумчивая и строгая. Она научилась ненавидеть молча. Самым большим ее желанием было отомстить за гибель мужа.
Лиза Бричкина – хозяйственная девушка. Постоянно была в труде. В ее семье сильно болела мама. Сверстников сторонилась. Первое увлечение не увенчалось взаимностью. Настоящее чувство любви пришло на войне, когда до гибели оставалось несколько недель.
Казалось бы, совершенно случайно собранный состав из разных по характеру, взглядам, воспитанию девушек-зенитчиц под командованием старшины, вдруг обретают стройность и слаженность. Причина тому – угроза врага, посягнувшего на Родину.
В годы создания книги и фильма, люди еще очень остро помнили ужасы войны, у многих оставался живой след военных событий. Народ был патриотически настроен, и это чувство было искренним. Равнодушных к трагическим судьбам девушек не было.
Режиссер советского фильма «А зори здесь тихие…», Станислав Ростоцкий, аккуратно, как герои по болоту, двигается по страницам повести Бориса Васильева. Зрители вновь переживают глубокие эмоции, которые мы чувствовали при прочтении книги. Смотря фильм, узнаешь девушек-зенитчиц из повести. Вот она – отчаянная Женька, красивая, вызывающе смелая. Такой я и видела ее в книге. Да, именно с таким характером как у нее, возможно, неоднократно прийти на помощь друзьям, ценой собственной жизни спасти их. Удивительно точно похожа Галя Четвертак. Только так может выглядеть человек, у которого доминирует фантазия. Очень умело и вдумчиво мстила за своего мужа Рита Осянина. Ею руководила обида за оставленного сына и сломанную мирную жизнь. Но даже в военных условиях девушки излучают оптимизм и надежду. Именно такими их представляешь, читая книгу. Фильм снят очень близко к тексту книги. Небольшие расхождения между книгой и кино не являются принципиальными и не влияют на основную линию произведения. Фильм «А зори здесь тихие…» не просто соответствует книге, он помогает лучше понять ее. Говорящим оказалось и название второй серии фильма «Бой местного значения». Ясно и понятно, что произошедшее это рядовая ситуация на войне, один из военных случаев. Необычность в том, что главными героями оказались молодые девушки. Освоив мужские профессии, они воевали не хуже них. А, как известно, война не женское дело. Во все времена женщина – хранительница очага.
Станислав Ростоцкий шаг за шагом, очень тактично и умело, убеждает нас, что женщины на войне, это противоестественно. Даже сцены военного времени он снял в черно-белом цвете. На съемки эпизода в бане, Станислав Ростоцкий сказал героиням: «Девочки, мне надо показать, куда падают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать». И в этих словах заложен большой глубокий смысл о женщине, войне жизни. Война и женщина – это несовместимо.
Финальная сцена в фильме доказывает нам то, что добро всегда побеждает зло. Несмотря ни на что, едва выживший старшина Васков всегда надеялся только на лучшее, потому что именно он и сын умершей Риты Осяниной расскажут следующему поколению о том, насколько сильным может быть чувство патриотизма к Родине и желание отстоять свободу своих соотечественников. Пятеро решительных, целеустремленных и крепких духом зенитчиц навсегда останутся в памяти и сердце русского народа, они вечно будут для нас героями Великой Отечественной войны.
Война во все времена означала то, что грядет череда ужасных событий. Ведь никогда ещё войны не проходили без кровопролитных боёв, огромных пожаров, жутких убийств и расстрелов. Война всегда несла за собой невообразимые потери. Она не оставляла выбора никому - на войну уходили все: юные мальчишки и девчонки, зрелые мужчины и женщины и даже пожилые люди. Все мы наслышаны о великих подвигах военных служащих, но что мы знаем о женских поступках на войне? Девушки изначально созданы для прекрасного: для рождения детей, создания домашнего очага, ведения хозяйства. Но никак не для защиты Родины. И даже несмотря на то, что девушки - слабые существа, они справлялись с поставленными задачами на отлично.
Все знают и понимают, что на войне это событие, в котором нет места для сентиментальности и нежности. Герой для нас это обязательно сержант, солдат, военный словом, настоящий мужчина. Но ведь мало кто знает имена тех девушек, которые прямо после выпускного вечера попали на службу, без которых, возможно, и не было бы великой победы. Так больно осознавать, что умирают женщины и обрываются жизни ещё совсем юных девушек. Предназначение женщины в создании, а не в уничтожении. Произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» затронув важную тему девушки на войне, раскрывает безжалостное и неестественное содержание любой войны. Мы глубоко убеждены, что у «войны не женское лицо».
Рисуем осенние листья
Ручей и камень
Сказка "Узнай-зеркала"
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью