Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ochen_lyublyu_chitat_skazki.docx | 136.92 КБ |
Оглавление
Я очень люблю читать сказки, погружаться в их замысловатый мир, в котором всё необыкновенно: и тридесятое царство, и дом на курьих ножках, и лес дремучий. Сказочные герои влекут нас в неизведанное. Мы покоряемся им. И вот уже перед нами Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Иван-царевич, а ещё Кощей Бессмертный, Леший и, конечно, Баба-Яга. В этом персонаже есть такое, что пугает и одновременно влечёт, притягивает к сказкам. Мне захотелось познакомиться поближе с этой героиней и выяснить: Баба Яга –плод народной фантазии или этот образ имеет реальный прототип.
Поэтому тема проекта: «Истоки происхождения образа Бабы- Яги в русских народных сказках»
Цель: Выяснить историю происхождения образа Бабы-Яги.
Задачи:
Гипотеза. Баба Яга – это вымышленный персонаж, а не реальный человек, ставший героем волшебных сказок.
Методы исследования: анализ и синтез публикаций, материалов Интернета по данной теме, анкетирование.
Чтобы узнать, что означает имя Яга, я обратилась к словарным статьям.
Словарь | Словарная статья |
Словарь Даля | Яга - или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу(1). |
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона | Баба-яга (польск. — jędzi-baba; словак, — jezi-baba; чеш. — jezinka; галиц. — Язя) — мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. П. А. Лавровский ("Чт. в общ. ист.", 1866 г., №11) производит слово яга из санскритского корня ah, auh, означающего — идти, двигаться, от которого происходит санскр. ahi, лат. anguis, слав. ежь, и греч. ένχελυς. Б. является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу. В других сказках Б.-Я., костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Некоторые ученые слависты (Лавровский, Афанасьев, Потебня) видят в ней олицетворение зимних бурь, грозных и враждебных человеку явлений: прут, которым она каменит все живое — это символ зимы, которая все каменит, костенит (с этим не без связи ее костяная нога); ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстролетные облака; гусли-самогуды — бурные напевы грозы; меч-самосек — разящая молния. Но в общем вопрос о значении Б.-Я. в славянской мифологии мало разработан.(2) |
Толковый словарь Ожегова | Баба-Яга - Злая старуха-колдунья (3) |
Толковый словарь Ушакова | Баба-яга, бабы-яги, ·жен. - мифическое существо в русских народных сказках, изображаемое в виде злой и безобразной старухи-колдуньи, едущей в ступе и заметающей след помелом. (4) |
«Краткая энциклопедия славянской мифологии» | Баба-Яга, Яга Ягйшна, Яга Виевна, Яга Змйевна — сказочный персонаж; «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи»(5) |
М. Власова «Новая абевега русских суеверий» | ЯГА - шуба, тулуп, халатного покроя, с откидным воротом. Ягу или яргак носят все, особенно в дороге и на охоте.(6) |
Персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего - отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии. (7) | |
Проанализировав словарные статьи. Я пришла к выводу, что почти во всех говорится о том, что Баба Яга – мифическая или сказочная старуха, уродливая и злая. | |
Этимологический словарь Макса Фасмера |
толкование слова jaga, определение термина украинский: «Ведьма, волосатая гусеница; болгарский: «Мука, пытка» Сербохорватский: «Ужас» Славянский: «Гнев» Древне-чешский: «Лесная ведьма, злая баба» Польский: «ведьма, злая баба» На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба — это женщина (Нывбаба — молодая женщина). «Баба-яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.
|
3. Мифологические корни образа Бабы Яги
В. А. Иванов в книге «Мифы языческой Руси» пишет так: БАБА ЯГА — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь.(9)
Название сказки | Кому дарит | Что дарит |
«Финист – ясный сокол» | Марьюшке | Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. (11) |
«Василиса Прекрасная» | Василисе | Огонь для мачехиных дочек(12) |
«Царевна-лягушка» | Ивану-царевичу | Совет, как справиться с Кощеем (13) |
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | Ивану-царевицу | Возьми, дитятко, моего коня.(14) |
«Три царства – медное, серебряное и золотое» | Ивашке | Могучую птицу орла, (15) |
Йогиня – прекрасная юна богиня, очень добрая, покровительница детей-сирот. У ней были Золотые сапожки, которые носили её по белу свету.
Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней- Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, перевод детей из мирской жизни в другую. Вспомним, как Баба Яга сажает Иванушку на лопату и отправляет в печь (16)
Но есть и противоположное мнение.
В глухом дремучем лесу скрытая от людских глаз стоит деревянная избушка без окон, без дверей, на куриных ножках. Вокруг - забор из человеческих костей. Избушка огорожена двенадцатью шестами. На каждом из одиннадцати шестов – по черепу. Лишь последний – двенадцатый – свободен в ожидании очередной жертвы. На том месте, где должен находиться засов, торчит человечья нога, вместо запоров – руки, а вместо замка – рот с острыми зубами. Хозяйка избушки - страшная старуха с большими, длинными грудями, костяной ногой и больными глазами. Это Баба-Яга – богиня войны, кровопролитий, людских распрей и усобиц. (17)
Яга-воительница
Название сказки | С кем сражается | Результат |
«Баба-Яга | Девочка-сирота | Рассердилась баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пор пила, пока не лопнула. (18) |
«Баба-Яга и Заморышек» | Заморышек и братья | «…баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали» (19) |
«Марья Моревна» | Гонится за Иваном | «…баба-яга чубурах в реку; тут ей и лютая смерть приключилась!» (20) |
«Ведьма и Солнцева сестра» | Иван-царевич | «…он прямо попал на небо к Солнцевой сестре, а ведьма на земле осталась». (21) |
Она пожирает людей, отдавая предпочтение похищенным детям, в чем ей усердно помогают находящиеся у нее в услужении дикие птицы и звери.
Название сказки | Кого похищает | Дальнейшая судьба похищенного |
«Гуси-лебеди» | Иванушка | Возвращается домой, благодаря сестре (22) |
«Баба-Яга и Жихарь» | Жихаря | Жихарь не оробел, взял да ее и пихнул в печь, сам ступай домой, (23) |
«Ивашка и ведьма» | его самого схватила и унесла к себе | Гуси-лебеди подхватили его и понесли домой, прилетели к хате и посадили Ивашку на чердак. (24) |
«Терешечка» | Терешечка обознался, подъехал; она его схватила, да в куль, и помчала. | А Терешечка под окном отзывается: «А мне?» — «Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?» Старик вышел, увидел Терешечку, обхватил его, привел к матери — пошло обниманье! (25) |
«Князь Данила-Говорила» | Девушку- дочку | обнял сестру и отдал ее за хорошего человека, (26) |
«Белая уточка» | Образ прекрасной княжны | «А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю» (27) |
Посреди избушки стоит огромная печь, а рядом с ней – широкая лопата, которой Баба-Яга забрасывает в печь детей. У ограды всегда наготове железная ступа и помело, при помощи которых она разъезжает по белу свету.
Баба-Яга - хозяйка диких зверей и мира мертвых. Люто ненавидит она живых людей, не переносит даже их запаха.
Древние считали, что Баба Яга (Йога) - это Богиня, которая передает (сопровождает) умерших с этого Света - на тот Свет, то есть является проводником душ умерших в потусторонний мир. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
Ряд исследователей так расписывают эволюцию способов передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле: "...бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба Яга". И только после этого она поднялась со ступой в воздух. Этот способ передвижения Бабы Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба Яга превращается в чисто сказочный персонаж.
Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова в своей книге «Золотая нить» пишет: Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди». (28)
Гуси уносят мальчика в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним, и первое, что встречается ей на пути – Печь и хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но она не ест ритуальный хлеб, ей надо к Бабе Яге. Далее на ее пути встречается яблоня - символ здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости . И вновь героиня отказывается от того, что может задержать ее в мире живых. И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье двух миров. Именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо поминального и похоронного стола на Русском Севере. Не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во владения Бабы-Яги. Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир людей иное. Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам. Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу. Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. Почему? Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд ПЕРЕПЕЧЕНИЯ. В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей.
На Руси существовал обряда «перепекания» ребенка (29). Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича.
К этому обряду прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, В других версиях– отправляли в печь всех подряд новорожденных, чтобы те приобрели необходимые жизненные силы.
Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.
При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому младенца предварительно обмазывали ржаным тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри.
Тесто тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой. Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. Часто это поручалось бабушке-повитухе. Перепекание сопровождалось особыми речами. Например, у дверей стояла мать. Входя в дом, она спрашивала поветуху: «Что ты делаешь»? Та отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь.
Мать говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а поветуха доставала лопату из печи.
Младенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор).
Зачем же вспоминать «старину седую»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как брат с сестрой забрались в печку?
Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек…
С приходом христианства всё больше отдаётся предпочтение образу Бабы Яги как гнусной, зловредной старухи высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос».)
Пешком Баба Яга не ходит. Экипажем для ее передвижения служит, ступа. Ее жилище — это избушка на курьих ножках.
Когда избушка поворачивается передом к тропинке, ведущей к людям — она обращена к живым, а когда к темной лесной чаще — к мертвым. Баба - Яга – сторож границ, она охраняет вход в тот далекий мир.
Вход идет именно через избушку. в которую не так-то просто войти. «Стоит перед Иваном избушка на курьих ножках, а за ней — одна тьма кромешная, ничего не видать». Герой должен заставить избушку повернуться, а для этого нужно знать и произнести магические слова: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом». И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка. В чем же загвоздка? Очевидно, в том, что избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой — к миру, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка — сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу, может ли он следовать дальше.
Костяная нога тоже у бабуси неспроста. Костяная — значит мертвая, даже истлевшая. Одной ногой она еще здесь, а другой уже там — за смертным порогом.
Забор вокруг избушки — из человеческих костей, а на заборе черепа висят. Ворота в заборе — рот с острыми зубами.
Однако несмотря на весь ее страшный облик, все ее колдовское могущество, несмотря на ее злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протопленную печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. (Ну чем не гостеприимная и заботливая бабушка?) И никого она никогда не съедает, т. е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о Бабе-берегине.(30)
Как видим, существует несколько вариантом мифов о Бабе Яге: богиня- покровительница детей-сирот и богиня войны, кровопролитий, людских распрей и усобиц, проводница душ умерших в потусторонний мир, богиня смерти.
Мифологическое происхождение образа Бабы Яги подтверждают и работы исследователя русских народных сказок, Владимира Яковлевича Проппа. Ученый так объясняет происхождение сказочных сюжетных моментов: например, после узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего. Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.
В древности умерших хоронили в домовинах - домиках расположенных над землей на срубленных деревьях. Отсюда, возможно, «избушка на курьих ножках». Люди боялись умерших, их нельзя было тревожить по пустякам, и одновременно приходили просить помощи в трудных ситуациях, все-таки это умершие предки. Баба-яга вручала добру молодцу меч-кладенец (умерших хоронили с оружием) или давала совет. Когда открывали отверстие в домовине, то видны были только ноги покойника, славяне хоронили всегда ногами к выходу (Баба-яга костяная нога). Люди верили, что мертвецы летают на гробах - Баба-яга летала на ступе (выдолбленная колода - гроб). Так что Баба Яга - это умерший предок, мертвец, поэтому ей и пугают, даже забыв, что это значит.
5. Баба Яга – инопланетянка.
Специалист по аномальным явлениям Юрий Росциус считает, что люди не могли придумать Бабу Ягу, так как их сознание было примитивным, и они описывали только то, что видели.
Исследователь пришел к выводу, что Землю в далеком прошлом посетили представители инопланетной цивилизации. Он предлагает следующие доказательства этой версии.
Первое. Русская ступа, как считает ученый, сходна по форме с формами современных ракет, самолетов, торпед. В сказках о Яге говорится: «Летит в огненной (иногда железной) ступе, пестом погоняет, помелом след заметает». Здесь возможна ассоциация по внешнему виду и звуковая. Шум двигателя транспортного средства Яги мог ассоциироваться с гулом, производимым при работе пестом.
Вероятно, транспортное средство лесной демоницы было оснащено реактивным двигателем. На мысль об этом наталкивают слова сказочной формулы: «метлой (варианты: «помелом» и даже «огненной метлой») след заметает». Заметает... Значит, место метлы где-то сзади, в направлении, обратном направлению полета, на пройденном пути. Но именно здесь располагается факел реактивного двигателя, в значительной мере напоминающий огненную метлу. Интересно, отмечает Росциус, что прибытие Бабы Яги сопровождается бурей и вывалом леса, что можно отнести как на счет действия баллистической волны, так и прямого воздействия реактивной струи, о чем, естественно, древние люди не могли догадаться и чего, безусловно, не могли придумать.
Второе. В русских сказках мы встречаем такие строки: «Стоит избушка на курьих ножках, нет у нее ни окон, ни дверей. И лежит там Баба Яга, из угла в угол ноги уперла». По всем описаниям Яга была обычного роста. Но тогда почему ее жилище так мало? Если предположить, что описываются габариты и конструкция некоего космического корабля, служащего временным обиталищем Яги на Земле, тогда легко находят объяснение теснота жилища и отсутствие в нем окон и дверей, а также «курья ножка», на которой стоит НЛО .
Третье. В сказках Баба Яга описывается настоящим страшилищем. Вероятно, она была просто не похожа на землян. Логично предположить, что она описывается такой страшной в силу значительных отклонений ее вида от земных канонов красоты. В одной из сказок о Бабе Яге говорится: «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела». Не напоминает ли вам это описание инопланетного «рептоида», имеющего костные либо роговые фрагменты поверх мышц?
Четвертое. Из сказок: «Она летает за человеческим мясом, варит его и ест». Инопланетянам было бы интересно узнать, из чего мы состоим (может, живых детей она воровала на время, чтобы вставить чип и в будущем сделать их своими «контактёрами»). А ее «колдовство» над кипящими котлами - всего лишь описание работы в химической лаборатории: эксперимент с «человеческим материалом», хирургические операции.
Представив по своему разумению в зловещей, кощунственной или мистической окраске увиденное, древние люди, заключает Юрий Росциус, ужаснулись, и рассказы донесли до нас отголоски этих переживаний, превратившихся в легенды о злобной Бабе Яге... (31)
6. Баба Яга – жрица.
Эта теория относит происхождение Бабы Яги к временам матриархата, когда право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной. Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие. Отсюда множество заданий, которые приходится выполнять герою в волшебных сказках: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить. Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее. Не случайно одна из версий определяет значение слова «Яга» как «решающий».
Таким образом, Баба Яга определяла качество будущего члена общества. Естественно, подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои функции и власть в мире сказок
7. Баба Яга – ведунья или знахарка
Прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Избушка на курьих ножках стоит в лесу, как раньше строили и строят охотники, на столбах или высоко срубленных пнях, без окон, без дверей, чтобы лесные звери не растащили добычу и припасы. Охотничьи дома были низенькими, поэтому и спит Баба -Яга «нос в потолок». Скорее всего, Яга жила в такой охотничьей избушке, потому что своего дома построить не могла, не было помощников. Художники в иллюстрациях к сказкам изображают эти ножки в виде куриных лапок. Но название, скорее всего, произошло от «курных» ножек, то есть окуренных дымом для особой крепости столбов.
В лесу они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень.
Многие считали знахарок соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой.
8. Баба Яга – это женщина из племени Ягов.
В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Они жили в районе города Туапсе и были кровожадными и свирепыми воинами. Есть предположение, что они были людоедами, а свои жилища, в целях безопасности, они строили на воде – отсюда куриные ноги – сваи. Возможно, что Баба Яга – это женщина из племени Ягов.
9. Баба яга - йог
Но есть и другая версия, что слово «яга» взяло свое начало от слова «йог», и сама Баба Яга родом из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов. Такой образ жизни присущ индийским йогам-отшельникам. Ее средство передвижения – ступа, напоминает индийские здания - ступы, которые являются культовыми сооружениями, имеющими полусферические очертания.
10. Просто злая баба
По другим источникам, она получила такое имя, так как была очень склочной, злой и бранчливой бабой, на Руси таких часто называли Ягишною.
11. Баба в яге
Каждый видел, что Баба Яга носила шубу без рукавов, и есть вероятность, что ее имя пришло от простого словосочетания - баба в яге (меховой шубке без рукавов). (32)
12. Баба яга - бабайка .
Есть версия, что происхождение образа Бабы- Яги уходит корнями в далёкие времена, когда на Руси было татаро- монгольское нашествие. Образ кочевников нагонял страх на русские племена. Они налетали как вихрь, уводили в плен женщин и детей, сжигали деревни. Часто они были одеты в меховые шапки с хвостами, в длинные платья, у них были длинные волосы. По - татарски дедушка- «бабай», «яга» (глагол)- поджигать. Дети очень боялись «бабаев», и, вероятно,их образ отразился в сказках, в преданиях как образ злого персонажа. И сейчас иногда маленьких детей пугают «бабайкой».
13. Итоги анкетирования
Вопрос | да | нет |
Ты знаешь что-либо о Бабе Яге? | ||
Это твой один из любимых сказочных героев? | ||
Она ведьма? | ||
Она богиня? | ||
Она злая? | ||
Она добрая? | ||
Хотел бы узнать о ней больше? | ||
Как вы относитесь к образу Бабы – Яги? Положительно Отрицательно |
В анкетировании приняли участие:
5кл – 18
6кл. – 19
8кл. – 7
11кл. – 7
Всего: 51учащийся.
Мы сделали вывод, что Баба - Яга – любимый сказочный герой детей и взрослых, о ней они узнали со сказок, но кто она - ведьма или богиня, мнения разошлись. 86% опрошенных считает, что Баба-Яга – ведьма. Всем бы хотелось узнать, а кто же она на самом деле?
Нас заинтересовал образ Бабы - Яги, захотелось разобраться в этом вопросе: «Баба - Яга – ведьма или богиня?», поэтому и тема нашего проекта «Баба-Яга – кто она?»
Отсюда и цель работы – узнать больше о якобы всем известной личности, определить, кто она ведьма или богиня.
14. Заключение
Как видим, единого мнения о происхождении образа Бабы Яги не существует. Ни одна из теорий не называет конкретного человека, который мог быть прототипом Бабы Яги. Наша гипотеза не подтверждена. Образ Бабы Яги по-прежнему остается загадочным.
Сказки – чтение удивительное и захватывающее, но не менее захватывающим является изучение истории сказки и истории ее персонажей.
«Что же ты не говоришь со мною? - сказала Баба Яга, - Стоишь как немая?»
«Не смела, - отвечала Василиса, - А если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чём».
«Спрашивай, только не каждый вопрос к добру ведёт: много будешь знать, скоро состаришься!»
«Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он?»
«Это день мой ясный», – отвечала Баба Яга.
«Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам крас¬ный и весь в красном одет: это кто такой?»
«Это моё солнышко красное!» – отвечала Баба Яга.
«А что значит чёрный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?»
«Это ночь тёмная – все слуги мои верные!» – молвила Баба Яга».
(«Василиса Прекрасная», русская народная сказка)
«Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кащея выс¬прашивать. Где он себе такого доброго коня достал. Кащей сказал: «За тридевять земель, в тридевятом царстве. За Огненной рекой живёт Баба Яга, у неё есть такая кобылица, на которой она каждый день во¬круг света облетает. Много у неё и других славных кобылиц; я у неё три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то мне Баба Яга дала одного жеребёночка…»
(«Марья Моревна», русская народная сказка)
«Пошла девочка. Вот идёт, идёт и пришла. Стоит хата, а в ней сидит Баба Яга, костяная нога и ткёт.
«Здравствуй, тётушка!»
«Здравствуй, родимая!»
«Меня матушка послала просить у тебя иголочку и ниточку рубашку шить».
«Хорошо, садись покуда ткать».
(«Баба Яга», русская народная сказка)
«Вдруг видит девочка – стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: «Здравствуй, бабушка!»
«Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?»
«Я по мхам, по болотам ходила, платье намочила, пришла погреться».
«Садись покуда кудель прясть».
Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла».
(«Гуси-лебеди», русская народная сказка)
«Входит солдат в избушку – там сидит Баба Яга-костяная нога, се¬дая, беззубая.
«Здравствуй, бабушка! Скажи, где мне искать мою королевну?»
«Подожди немножко, вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Ведь они по всему свету дуют, так должны знать, где она теперь проживает».
(«Заколдованная королевна», русская народная сказка)
«Шла-шла Марфа, шла-шла и пришла: избушка на курьей ножке, на петушьей головке. Она говорит: «Избушка, избушка, стань к лесу глазами, ко мне воротами, чтобы мне, дорожному человеку, зайти и выйти!».
Избушка повернулась к лесу глазами, к ней воротами, она зашла; там сидит старушка – языком в печи пашет (метёт). Губами горшки обнимает, в зубах шёлковый пояс плетёт. Говорит: «Что ты, девушка, зашла? Куда идёшь, куда путь держишь? Здесь чёрный ворон не пролётывал. Не то, что русский человек прохаживал!». Пригласила её, а потом сама себя по щеке ударила, по другой приправила: «Ох, я, - говорит, - дура, плёха, дорожного человека не напоила, не накормила, стала вести выспрашивать!».
Накормила, напоила Марфу, спать уложила, стала вести выспрашивать. «Куда, - говорит, тебя бог несёт? Волей али неволей, али своей охотой?». Она говорит: «Волей-неволей, а более – своей охотой».
(«Марфа крестьянская дочь», русская народная сказка)
«Баба Яга всё дело справила – коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь дер¬жит.
«Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок».
«Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, - сильная и могучая богатырка...»
(«О молодильных яблоках и живой воде», русская народная сказка)
«Ехали братья по долам, по горам, по зелёным лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курячьих ножках, когда надо повёртывается.
«Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести».
Избушка повернулась. Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок.
«Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух сам на ложку садиться, в рот катиться».
«Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печи да на лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я добренько скажу».
Баба Яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко: «Здравствуй, батюшка Иван Быкович! Куда едешь, куда путь держишь?»
«Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слышал я, что там чудо-юдо живёт».
«Ай да Ванюша! За дело хватился!..»
(«Иван Быкович», русская народная сказка)
«Стоит на опушке, на перекрёстке лесных дорог, избушка на курьих ножках. И скачут по тем лесным дорогам богатыри да Иваны-царевичи, все по своим делам: тот невесту ищет, тот в заморские земли торопиться.… Встанет конь перед избушкой, крикнет добрый молодец: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!». Повернётся избушка, выглянет оттуда Баба Яга: «Тьфу-тьфу, русским духом пахнет! Здорово, милок! Зачем пожаловал? Дело пытаешь иль от дела лытаешь?». И тут надо ответить так: «Здравствуй, бабушка! Вот только бы ты меня, добра молодца, сначала накормила-напоила да на постель уложила. Я бы улёгся, а ты бы и спрашивала». Кто с ней вот так вежливо поговорит, для того она всё сделает. А иной Иван-царевич возьмёт да и гаркнет: «Не твоё дело, старая! Неси мне быстрее еды, да чаю полный самовар, а то мечом голову отсеку!» Тут она его и сграбастает, как миленького…»
(«Сказочная азбука») http://www.proza.ru/2012/05/20/926
Вопрос | да | нет |
Ты знаешь что-либо о Бабе Яге? | ||
Это твой один из любимых сказочных героев? | ||
Она ведьма? | ||
Она богиня? | ||
Она злая? | ||
Она добрая? | ||
Хотел бы узнать о ней больше? | ||
Как вы относитесь к образу Бабы – Яги? Положительно Отрицательно | ||
Вопрос | да | нет |
Ты знаешь что-либо о Бабе Яге? | ||
Это твой один из любимых сказочных героев? | ||
Она ведьма? | ||
Она богиня? | ||
Она злая? | ||
Она добрая? | ||
Хотел бы узнать о ней больше? | ||
Как вы относитесь к образу Бабы – Яги? Положительно Отрицательно | ||
Вопрос | да | нет |
Ты знаешь что-либо о Бабе Яге? | ||
Это твой один из любимых сказочных героев? | ||
Она ведьма? | ||
Она богиня? | ||
Она злая? | ||
Она добрая? | ||
Хотел бы узнать о ней больше? | ||
Как вы относитесь к образу Бабы – Яги? Положительно Отрицательно |
Лиса-охотница
Петушок из русских сказок
Цветение вишни в лунную ночь
Кто чем богат, тот тем и делится!
Философские стихи Кристины Россетти