Статья посвящена исследованию творчества художника –пейзажиста Григория Серебрякова. Работа включает описания картин - результат экскурсий по Боградскому краеведческому музею, Знаменской картинной галерее. Информация получена в результате работы с книгами «Энциклопедия Республики Хакасия» и «Писатели и художники Хакасии» Хакасского книжного издательства.
Работа выполнена на 5 листах, содержит 4 раздела. Приложением к работе является презентация в программе Power Point, с фотографиями картин художника Григория Андреевича Серебрякова.
Работа рекомендована педагогам, искусствоведам, музейным сотрудникам, а также может быть интересным и полезным материалом для классных часов и внеурочной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
pirogovavv_zaochn.docx | 32.9 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа»
Творческое наследие Григория Серебрякова
Проектно-исследовательская работа
Автор:
Пирогова Вероника Владимировна,
ученица 8 класса
Руководитель:
Власова Валентина Васильевна,
учитель высшей
квалификационной категории
2017
Оглавление
1. Пейзажи Григория Серебрякова. 5
Фото галерея художника в сети Интернет 5
3. Картинная галерея в с. Знаменка 7
4. Боградский районный краеведческий музей 7
Аннотация
Статья посвящена исследованию творчества художника –пейзажиста Григория Серебрякова. Работа включает описания картин - результат экскурсий по Боградскому краеведческому музею, Знаменской картинной галерее. Информация получена в результате работы с книгами «Энциклопедия Республики Хакасия» и «Писатели и художники Хакасии» Хакасского книжного издательства.
Работа выполнена на 5 листах, содержит 4 раздела. Приложением к работе является презентация в программе Power Point, с фотографиями картин художника Григория Андреевича Серебрякова.
Работа рекомендована педагогам, искусствоведам, музейным сотрудникам, а также может быть интересным и полезным материалом для классных часов и внеурочной деятельности.
Дело художника – рождать радость
К. Паустовский
Хакасская земля богата природой, и в равной степени - людьми, живущими на ней. Они прославляют своим творчеством милый сердцу край. Но, совсем немногим современникам известно, что рядом с нами жил и работал, дарил радость людям художник –пейзажист Григорий Серебряков.
Григорий Андреевич Серебряков – постоянный участник республиканских, краевых и зональных выставок [4]. В 1993 году Серебряков был принят в члены Союза художников России.
Проблема данного исследования в ограниченном представлении школьников о творчестве художника Григория Серебрякова; отсутствии гордости за свою малую родину, за её культурное наследие, за людей живущих рядом.
Цель исследования – изучение творчества Григория Серебрякова.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования –творчество Григория Серебрякова.
Предмет – основная тема картин художника Григория Серебрякова.
Родился Григорий Андреевич 1 января 1938 года в деревне Александровка Воронежской области, но уже на следующий год его семья переезжает в Хакасию, в село Знаменка Боградского района. Здесь он вырос и своей родиной по праву считает Хакасию. Рисовать Григорий начал в школе. Обратив внимание на старания сына, заметив его талант, мать отправила его на учёбу в художественную школу имени В.И. Сурикова в г. Красноярске. Возвратившись в родную деревню, определилась его основная тема: хакасский пейзаж, где можно увидеть раздолье широких степей, суровую тайгу, холмы, высокие горы, большие и малые реки, целебные озёра, родники. Григорий работал необыкновенно плодотворно, им написано очень много картин. Окунувшись в их живописный мир, замечаем, что они полны любовью, их хочется смотреть долго. Рассматриваешь картины с просторами своей родины, и будто читаешь книгу… неспешно и внимательно: «Боградский мотив», «Черёмушинские сопки», «У речки Ербы», «Боградские сопки», «Цветёт пикульник». Художник показал широту просторов родного края в картинах: «Подтаежная Хакасия», «В Саянах», «Река Аскиз», «В Аскизской степи». Показалось даже, что чувствуешь дыханье хакасских степей на полотнах Серебрякова. Особенно волнуют воображение картины с изображением таинственных курганов, впечатляют их названия: «Долина предков» и «Каменные изваяния Салбык». Особое внимание в творчестве Серебрякова уделено древнему величественному Салбыкскому кургану.
Величавая красота скрывающегося за горизонт солнца на полотнах «Вечерние облака», «Вечерний город», «Вечером». Автор картин как будто любуется, показывает нам и яркую, и неброскую красоту природы родного края, её живое великолепие.
«Творчество художника – не что иное, как отражение красоты окружающего мира». Мы порой не замечаем красоту, окружающую нас. Картины живописца Григория Серебрякова помогают разглядеть её, полюбить, научиться беречь. В пейзажных полотнах художника присутствует завораживающая эмоциональность, тонкое чувство очарования природой в разное время года, ярко выражены чувства восхищения её красотой и неповторимостью.
Получив уроки мастерства у красноярского живописца Юрия Ивановича Худоногова, Григорий Серебряков вырабатывает свой творческий метод, в основе которого лежит живое, непосредственное общение с натурой. Сюжеты своих произведений он ищет в повседневной обыденности, а труд им мыслится как основа бытия. Возможно, поэтому картины Григория Серебрякова привлекают верностью правде жизни, без формальных эффектов. Особенно это проявляется в его интересе к жанру натюрморта. Натюрморты художника – это, прежде всего интерес к личности человека, его внутреннему миру, к результатам его труда.
В натюрмортах, как и в пейзажах, Григорий Андреевич умеет не менее сильно и емко выразить свое миропонимание. Бытовая утварь и ремесленные изделия деревни с детства вошли в жизнь художника. Они стали предметом его искусства. Предметы в натюрмортах художника хочется внимательно разглядывать, они рассказывают о труде и смекалке человека. Все эти кувшины, половники, туеса, самовары, вальки, расшитые полотенца, серпы, ложки и другое – вещи, для Серебрякова живые свидетели и участники крестьянского труда и быта, носители прикосновения рук умельцев прошлого, стремившихся украсить свой быт. В то же время он живо, с интересом откликается на всё новое, что происходит в привычном мире, стремясь запечатлеть приметы современности. Предметы натюрмортов становятся носителями особого «серебряковского» настроения и чувства глубоко го уважения к народным традициям. Можно по разному относиться к желанию Серебрякова, как можно точнее воспроизвести фактуру предметов, но такова творческая задача художника. Григорий хорошо знает быт деревни и стремится быть предельно правдивым в его произведении. Натюрморт как жанр живописи мы видим в картинах - «Редька и редис» (1977), «Иван-чай» (1984), «Хакасские предметы быта. Медная посуда» (1987), «Солнце и цветы» (1987), «Яблоки на темном фоне» (1988), «Марьин-корень» (1990), «Калина и рябина» (1990), «Тыква» (1990), «Грузди» (1990), «Цветы и подсолнухи» (1992), «Дары огорода» (1994), «Натюрморт с корзиной» (1993), «Букет» (1995), «Калина красная» (1996), «Пионы» (1997), «Степные травы» (1997), «Сухие листья» (1997), «Второй хлеб» (1981), «Хакасский чай» (1985), «Археологический натюрморт с вазой» (1988), «Старый котёл» (1986).
О натюрмортах говорит Ольга Васильевна Терёхина: «пишет так, как будто только сейчас держал в руках надкусанное яблоко». Автор хотел, чтобы мы всмотрелись в эти привычные для нас предметы и полюбовались ими, познакомились с историей быта, фрагментами уклада русской избы. Картины мастера не только волнуют наше воображение, но и приобщают к высокому миру искусства.
В художественном архиве художника Серебрякова есть несколько портретов людей села, семьи, среди которых особенно примечательно внимание к старости человека – «Портрет Перепёлкиной Н.Г.» (долгожительница), «Портрет Саражаковой А.К.», «Портрет матери», «Портрет бабушки», «Портрет брата Володи», «Портрет брата Алексея», «Вова Злотников», «Портрет участника войны». Это портреты – картины. Лица даны крупным планом, формат картин большой. Заметно стремление художника писать людей простых по статусу, но значительных по силе духа, они полны суриковской мощи и силы, неодолимости народного духа. Портреты интересно решены в колористическом отношении.
Одной из тем, всегда волнующих художника, является тема войны. «Трудные годы», «Старый патефон», «Фронтовые письма», «День Сталинской Конституции», «Черные деревья», «Последние известия» решают тему войны в бытовом плане. Художник выразительно передает чувство тревоги и ожидания. Впечатления военных лет продолжают жить в его полотнах. Художник не констатирует эпизоды и не рассказывает о событиях военного времени, его интересует аспект нравственной силы человека тыла, который письмами, догорающей свечой, портретом не вернувшихся с войны или ушедшего на войну, через предметы быта военного времени в материнском доме. В позах людей угадывается большая сила. Автор не скрывает, что его герои и их быт от самой земли. В этом сказывается отношение автора к изображаемым людям: его сочувствие и глубокое уважение к труженикам села, знание их нелёгкой жизни. Здесь всё конкретно, осязаемо, зримо.
Жемчужиной села является Картинная галерея в селе Знаменка; была открыта в 1985 году. В вестибюле и кабинетах детской музыкальной школы выставлено более 50 картин художника Григория Серебрякова. Это подарок художника Григория Серебрякова своим землякам. «Жители села, не выезжая с территории, могут приобщиться к прекрасному» - говорит глава сельской администрации Сергей Дмитриевич Слабодян.
Эмоционально и достаточно доступно нашему пониманию, был представлен рассказ директора музея Терёхиной Ольги Васильевны. Мы узнали, что выставка картин нашего земляка, художника-пейзажиста Григория Серебрякова, состоялась в 1999 году, на которой было представлено более 150 работ, многие из которых, в настоящее время находится в залах Боградского районного краеведческого музея. Древнегреческий философ Плотин говорил, что главное «не копировать природу, а учиться у неё». Этим принципом руководствуется Григорий Андреевич, как и многие другие художники-пейзажисты. Про Серебрякова говорят зрители выставок, «что у него добрая и легкая кисть». Его произведения – пейзажи, натюрморты, «как песня», волнуют нас, не оставляя равнодушными. Убеждаемся в этом сами…
Картина «Зима» (1990)
Ольга Васильевна обращает наше внимание на снег, на котором видны следы приближающейся весны, проталины. При близком рассматривании, это тёмные небрежные мазки. Отступив чуть подальше, явно видишь след человека. «Неподвижные деревья спят, отражая тень на сугробах» - говорит экскурсовод. Как показалось мне, так это просто потемневший снег. В используемой палитре всего лишь три цвета красок, что кажется простым и каждому возможным. Ольга Васильевна убеждает нас в том, что такую картину невозможно нарисовать неподготовленной рукой. В его мазке - душа художника, делающая его руку живой и надёжной. Только внимательному человеку, который тихо идёт и прислушивается к каждому дуновению ветра, под силу наблюдать за живой красотой этого зимне-весеннего царства. Только тогда открывается вся невероятная красота спящего леса.
Картина выполнена маслом на холсте.
«У Сухой Ербы» (1993)
Картина изображает глубину и объём, воздушность и безмятежность природы, старенькие строения умирающей деревни.
Поселение Сухая Ерба была основана 210 лет назад. Основали её кочевники – переселенцы и назвали Хуруг – Чорба, что в переводе с хакасского Сухая Ерба. Деревня всегда вызывала у художника интерес. Он ездил по степи, бывал в деревнях, наслаждался видом простых деревенских домов. На переднем плане степь, во всем своем многообразии красок: желтого, голубого, зелёного. За зелёным полем мы видим старые деревянные дома. Деревня как бы умирает, но колодезные журавли, да взлетающие вверх птицы, говорят о том, что жизнь продолжается, что у деревни есть будущее.
Видим контраст красок: зелёные горы на фоне серых летающих облаков. Так и хочется полететь за ними. В картине ярко выражена любовь к родному краю, цветам, деревьям, просторам степей, надвигающим волнам гор.
«Озеро» (1998)
Легкость, тихая гладь озера – говорят нам о том, что не случайно выбран художником этот тихий уголок природы. В царстве тишины и покоя думал художник о самом личном, о своём сокровенном.
«Весенний мотив» (1990) - эта картина особенно впечатлила меня, позволила уловить настроение художника. Здесь видим роскошь просыпающейся степи, таинственность заснеженных гор. В центре картины видим – две лошади так мило смотрят друг на друга, любуются друг другом. «Лошадь, степь и курганы – признаки этноса хакасов» - подчеркивает экскурсовод очевидную истину.
Наша работа отличается возможностью почувствовать радость, гордость за творчество мастера живописи, художника Григория Серебрякова. Люди, создавшие что либо талантливое, всегда ценились; они оставляли заметный след в истории своих народов. А их шедевры всегда волновали и будут волновать воображение их ценителей [2].
Картины нашего земляка Григория Серебрякова хранятся в музеях, частных коллекциях, украшают стены многих учреждений; даже за рубежом, в частности, в Китае и Испании. В каталоге «Родная земля» - 253 наименования (c 1965 г. по 1997г.) [3], в Картинной галерее села Знаменка – более 50 картин, размещены на сайте «Фото галерея художников Хакасии» - 24 картины [5], в Боградском районном краеведческом музее более 50. Проведённое нами исследование, подтверждает предположение, что Григорий Андреевич Серебряков, своим творчеством, внёс достойный вклад в будущее республики Хакасия.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Пустой колос голову кверху носит
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Где спят снеговики?
За еду птицы готовы собирать мусор
Комментарии
Работа заняла 1-е место на
Работа заняла 1-е место на Международной научно-практической конференции "Путь к познанию". 21 апреля 2017 г. г. Улан Удэ в номинации "Социально-гуманитарное направление"
Почти реклама!
Презентацию к данной работе можно посмотреть по ссылке - https://infourok.ru/tvorcheskoe-nasledie-grigoriya-serebryakova-1831351.....
Исследовательская работа оценена по достоинству. I место на международном уровне.