Литература изучается во взаимодействии с живописью.
Живопись – это творение жизни во всех её проявлениях. Живописцы переносят зрительные образы, мысли, чувства, состояния посредством нанесения красок на основу. Почему до сих пор человек берётся за кисть? «Оно [искусство] дает нам внезапную резкость чувств, обостренность восприятия, как бы дарит нас тем тем ясным счастливым прозрением, которым владеют его мастера. Оно ведет нас за руку, ведет за собою, и, вырвавшись из ленивого штампа обыденного восприятия, мы видим краски, линии, характеры, только что ускользавшие от нас. Разве не живут с нами – не призрачной, а вполне реальной жизнью – люди из книг: Наташа Ростова и Чичиков, Базаров и Раскольников, мадам Бовари, мистер Домби… Это узнавание, это уравнение в правах, это возведение живого в образ и воплощение в живом вымышленного – прелестная игра, которую постоянно ведут между собою жизнь и искусство, и мы легко и радостно вступаем в нее…»
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_literatury_i_zhivopisi_pushkin_i_benua.docx | 36.57 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА»
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САРАТОВ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»,
ПОСВЯЩЁННАЯ 120-ЛЕТИЮ САРАТОВСКОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ А.П. БОГОЛЮБОВА
ДОКЛАД
на тему: «Взаимосвязь произведений художественной литературы и произведений изобразительного искусства»
(на примере поэмы А.С.Пущкина «Медный всадник» и
иллюстраций к поэме А.Бенуа)
Выполнил:
Алябьев Алексей,
студент группы С-112
Руководитель:
Войниленко Ирина Валентиновна,
преподаватель русского языка и литературы
Контактный телефон: 8-927-101-53-07
e-mail: uch_otdel@mail.ru
Саратов, 2016
«Высшею судебною инстанциею для художника
всегда было и будет то впечатление,
которое выносят тысячи зрителей от картины»
И.Н.Крамской
Существуют различные мнения о том, нужно ли читать. Одни полагают, что образ жизни настоящей молодежи никак не связан с литературой, другие уверены, что нечитающие люди предпочитают проводить время в интернете или смотрят телевизор, а по вечерам ходят в бары или клубы. А потом удивляются тому, что деградирует население. Речь таких людей оставляет желать лучшего, разговаривая, они используют нецензурную брань, слова-паразиты или просто запинаются во время разговора.
Согласимся с тем, что наше поколение читает мало, зачастую Интернет, хотя и является модернизацией важнейшего изобретения людей, заменяет общение с хорошей книгой, а читать приходится комментарии в социальных сетях. Но все-таки книги сопровождают нас всю жизнь и, уверены, помогают. Прав Ф.Бэкон, который сказал: «Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать» [11]
Начав изучать литературу в школе, мы погружаемся в удивительный мир, предложенный нам писателями и поэтами, видим героев, сопереживаем им, оцениваем их поступки. Огромной заслугой литературы является то, что она воспитывает вкус, формирует жизненный опыт.
Во время учебы в школе часто на уроках литературы нам демонстрировались произведения художников. С раннего детства мы помним картины В.Васнецова к сказке «Аленушка», И.Левитана «Весна. Большая вода», И.Грабаря «Февральская лазурь» и другие. Литература изучается во взаимодействии с живописью.
Живопись – это творение жизни во всех её проявлениях. Живописцы переносят зрительные образы, мысли, чувства, состояния посредством нанесения красок на основу. Почему до сих пор человек берётся за кисть? «Оно [искусство] дает нам внезапную резкость чувств, обостренность восприятия, как бы дарит нас тем тем ясным счастливым прозрением, которым владеют его мастера. Оно ведет нас за руку, ведет за собою, и, вырвавшись из ленивого штампа обыденного восприятия, мы видим краски, линии, характеры, только что ускользавшие от нас. Разве не живут с нами – не призрачной, а вполне реальной жизнью – люди из книг: Наташа Ростова и Чичиков, Базаров и Раскольников, мадам Бовари, мистер Домби… Это узнавание, это уравнение в правах, это возведение живого в образ и воплощение в живом вымышленного – прелестная игра, которую постоянно ведут между собою жизнь и искусство, и мы легко и радостно вступаем в нее…» [1, с.5]
Русская живопись и классическая литература всегда шли в ногу по пути освещения злободневных и универсальных проблем жизни. Многие русские писатели обладали незаурядным талантом живописцев (Пушкин, Лермонтов, братья Бестужевы, Батюшков, Григорович), а художники (Кипренский, Брюллов, Перов, Крамской, Репин, Ге) создали галерею портретов классиков литературы XIX века.
Связь литературы с живописью рассматривается на материале иллюстраций к литературным произведениям: Билибин — русские сказки, Гоголь — Боклевский и Агин, Лермонтов — Врубель, Блок — Глазунов, Твардовский — Верейский.
И.Э. Грабарь считал, что иллюстрации ниже оригиналов и неубедительны в своей трактовке персонажей данного автора.
Мы не совсем согласны со словами художника.
Рассмотрим цикл иллюстраций, созданных русским художником А.Н.Бенуа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) приобрел известность как живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.
Александр Бенуа сформировался как художник и знаток искусства в очень талантливой художественной среде, он принадлежал к семье разносторонне одаренных художников, его отец - академик архитектуры Николай Леонтьевич Бенуа. «В семейных преданиях хранилась память о том, как я, будучи восемнадцати месяцев от роду, получив карандаш в руки, сразу схватил его надлежащим образом, т. е. сложил на нем пальцы именно так, как это считалось правильным. В этом факте все увидели чуть ли не какое-то предзнаменование того, что я буду художником. Думаю, что я и действительно награжден наследственным предрасположением к искусству, а художественная атмосфера нашего дома и то, что почти все вокруг меня занимались разными видами художественного творчества, в частности же папочка охотнее всех занимал меня рисованием, когда мне еще и году не было, — все это явилось настоящей школой — чуть ли не с пеленок.» [7].
В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
Этот цикл из рисунков, заставок и концовок стал настоящим шедевром и лучшей книжной работой живописца. Рисунки были выполнены тушью и акварелью, имитировали цветную гравюру на дереве.
Первый заказ он получил в 1903 году, вдохновенно принялся за него, нарисовал 33 иллюстрации, но заказчик – «Кружок любителей изящных искусств» – забраковал результат и потребовал переделки. Бенуа отказался вносить какие-либо изменения. А вот Сергею Дягилеву иллюстрации очень понравились, и они вошли в один из номеров «Мира искусства».
Но в формате широкой журнальной страницы рисунки значительно потеряли в качестве, они были созданы для другого формата.
В 1905 году Бенуа получил новый заказ на «Медного всадника». Художник вдохновлен работой. «Нарисовал Евгения наново. Мне все мои новые иллюстрации «Медного всадника» больше нравятся, нежели прежние. 3релее», – так он сам оценивает метаморфозы своих рисунков.
Но когда рисунки были готовы, у Комиссии народных изданий изменились планы, и книга не поступила в печать. Только через 10 лет Бенуа вернулся к работе над произведением. В 1916 году он получил заказ от Комиссии художественных изданий. Рисунки 1905 года он практически не изменяет, а ранние – переделывает полностью. В 1917 году разразилась Октябрьская революция, и выпуск «Медного всадника» в очередной раз был отложен.
И наконец в 1922 году книга пошла в печать, Бенуа по ходу вносил некоторые правки. А в следующем году иллюстрации, над которыми художник работал в общей сложности 20 лет, увидели свет.
Всего он создал около 70 рисунков к произведению Пушкина. Бенуа хотел, чтобы каждый рисунок располагался на отдельной странице, иллюстрируя часть текста.
Критика восприняла его иллюстрации неоднозначно. Некоторые считали, что он «давит» рисунками текст Пушкина, другие называли Бенуа его лучшим иллюстратором. В частности, по мнению искусствоведа Абрама Эфроса, «о Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу» [10].
Фронтиспис – самая большая в цикле иллюстрация, которую мы видим, раскрыв книгу, – изображает лейтмотив произведения, погоню Медного Всадника за Евгением, главным героем. Это и предисловие, и основа сюжета, и кульминация.
В рисунке передано ощущение панического страха убегающего героя и величие огромного преследующего его всадника.
На титульной странице мы видим «вставшую на дыбы» скульптуру. Здесь еще нет движения, но ощущение тревожности, угрозы, которое раскроется, как только читатель перевернет страницу, чувствуется.
Одной из наиболее удачных можно назвать иллюстрацию к строкам:
За ним повсюду Всадник Медный
с тяжелым топотом скакал.
Безусловной удачей художника можно считать иллюстрацию, изображающую разбушевавшуюся Неву – вышедшую из берегов и затопившую город. Горожане в ужасе тщетно пытаются найти опору и за что-то ухватиться, а стихия сносит всё на своем пути.
Издание "Медного всадника" с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики.
А.Бенуа работал над циклом иллюстраций с огромным вдохновением. Очевидно, что его работы очень точно передают особенное настроение, которое возникает при чтении поэмы А.С.Пушкина.
В чем причина такого совпадения?
На наш взгляд, одной из причин является отношение Пушкина и Бенуа к Петербургу.
По словам Белинского, настоящим героем поэмы "Медный всадник" Пушкина является не император Петр I и не чиновник Евгений. Настоящим героем поэмы является Петербург: "...Настоящий герой ее [поэмы] - Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде..." [9]
Действительно, образ Петербурга в поэме "Медный всадник" занимает особое место. Описанию Петербурга автор отводит значительную часть поэмы.
Во "Вступлении" Петербург представлен в двух состояниях: "до" и "после" основания города.
Так, в начале XVII века, территория будущего Петербурга - это малозаселенные, болотистые берега:
"...По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца..."
"...Где прежде финский рыболов...
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод..."
Проходит сто лет.
Петербург начала XIX века - это крупнейший город Европы, торговый и культурный центр России. Теперь берега петербургских рек застроены красивыми каменными зданиями, а в порт Петербурга принимает корабли "со всех концов земли":
"...ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся..."
В том же "Вступлении" к поэме Пушкин признается в любви к прекрасному Петербургу - городу, с которым поэта связывает многое:
"...Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид..."
В книге «Мои воспоминания» А.Бенуа пишет: «Петербург я люблю. Во мне чуть ли не с пеленок образовалось то, что называется “patriotisme de clocher”. Я понимал прелесть моего города, мне нравилось в нем все; позже мне не только уже все нравилось, но я оценил значение всей этой целостности. Я исполнился к Петербургу того чувства, которое, вероятно, жило в римлянах к своей urbs, которое у природного француза к Парижу, у англичанина к Лондону, у истинно русского человека к Москве, которого, пожалуй, нет у немцев. Немцы, те действительно патриоты всей своей страны в целом: Deutschland uber Alles... А во мне скорее жил (да и теперь живет) такой императив — Petersburg uber Alles…[7]
Художник признается Петербургу в своей любви.
В «Медном всаднике» Пушкин неоднократно использует глагол «люблю»:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром…
Бенуа продолжает: «О, как я обожал петербургскую весну с ее резким потеплением и особенно с ее ускоренным посветлением. Что за ликование и что за щемящая тоска в петербургской весне... И опять-таки я ощущал как нечто исключительно чудесное и патетическое, когда, после сравнительно короткого лета, наступала “театрально эффектная” осень, а затем “оглянуться не успеешь, как зима катит в глаза”. Зима в Петербурге именно катила в глаза. В Петербурге не только наступали холода и шел снег, но накатывалось нечто хмурое, грозно мертвящее, страшное. И в том, что все эти ужасы все же вполне преодолевались, что люди оказывались хитрее стихий, в этом было нечто бодрящее. Именно в зимнюю мертвящую пору петербуржцы предавались с особым рвением забаве и веселью. На зимние месяцы приходился петербургский “сезон” — играли театры, давались балы, праздновались главные праздники — Рождество, Крещение, Масленица. В Петербурге зима была суровая и жуткая, но в Петербурге же люди научились, как нигде, обращать ее в нечто приятное и великолепное» [7].
Здесь также слышно созвучие чувств. У Пушкина:
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Интересны воспоминания А.Бенуа.
«Красив и поэтичен Петербург бывал в разные времена года, но действительно, весна была ему особенно к лицу. Ранней весной, когда скалывали по улицам и площадям кору заледенелого снега, когда между этими пластами по открывшейся мостовой неслись откуда-то взявшиеся блиставшие на солнце ручьи, когда синие тени с резкой отчетливостью вылепляли кубы домов и круглоту колонн, когда в освобожденные от двойных рам и открытые настежь окна вливался в затхлую квартиру “новый” воздух, когда лед на Неве набухал, становился серым и, наконец, вздымался, ломался и сдвигался с места, чтобы поплыть к взморью, — петербургская весна была уже изумительна в стихийной выразительности своего пробуждения. Не могло быть сомнения, что одно время года сменяло другое. Но когда, наконец, новый порядок бывал окончательно установлен, наступало поистине благословенное время. Суровый в течение месяцев Петербург становился ласковым, пленительным, милым. Деревья в садах покрывались нежнейшей листвой, цвела дурманящая сирень и сладко-пряная черемуха, стройные громады дворцов отражались в свободно текущих водах. Тогда же начинались (в ожидании переезда на дачу) паломничества петербуржцев, соскучившихся по природе, на Острова, и начиналось гуляние нарядной толпы по гранитным панелям набережной — от Адмиралтейства до Летнего сада. Самый Летний сад заполнялся не одними няньками с детьми да старичками и старушками, совершавшими предписанную гигиеническую прогулку, но и парочками влюбленных» [7].
В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей.
Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В.Г. Белинский писал: “Мы понимаем смущенною душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростертою рукою, как бы любуется городом…” [9].
Во “Вступлении” Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднять народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение “он” курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным.
Петр – создатель города, поднявшегося “из тьмы лесов, из топи блат”. Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с “пирушками холостыми” и “воинственной живостью” – памятник Петру-создателю.
Величие Петра подчеркивается блестящей реализацией его смелых планов:
…юный град
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
…корабли
Толпой со всех концов земли
К богатой пристани стремятся.
А.Н.Бенуа так отзывается о Петре I: « Николай II думал, что он вполне выражал свое душевное созвучие с народом, когда высказывал чувство неприязни к Петербургу, однако тем самым он отворачивался и от самого Петра Великого, от того, кто был настоящим творцом всего его самодержавного величества. Внешне и символически неприязнь эта выразилась, когда он дал свое согласие на изменение самого имени, которым прозорливый вождь России нарек свое самое удивительное творение» [7].
Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения. Ему был близок мир Петра, была понятна и дорога его мечта – “ногою твердой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властителем судьбы”, смирилась “побежденная стихия”.
Но при этом Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.
Иллюстрации А.Бенуа передают и восхищение Пушкина во вступлении и тревожное настроение при чтении сцен наводнения. В этом заключается величайшее мастерство художника.
Бенуа создавал свои работы через много лет после смерти Пушкина, однако, посмотрев их, мы попадаем во времена Пушкина. Создается стойкое ощущение, что два этих великих человека находятся рядом.
Возвращаясь к высказыванию И.Грабаря, заметим, что на примере творчества А.С.Пушкина и А.Н.Бенуа мы убедились в том, что работы художника очень убедительны при прочтении поэмы «Медный всадник».
С их помощью мы как будто перенеслись в Петербург 1824 года и увидели страшные картины наводнения, переживая вместе с Евгением личную драму.
Человеку дано право самому делать выводы. Писатели и художники – тонкие, проницательные творцы. И если читатель, посмотрев на картину мастера живописи, открыл для себя что-то новое, интересное, то, что проникло в самую глубину его души, - это и есть великая сила искусства.
«Страна искусства – все то, что сумел увидеть и понять человек, что сумел воплотить он в веренице образов в часы озарения, наполненные светом творческого познания, когда каждый миг полновесен, огромен, каждый миг – бесконечность. Ибо что такое время? Как измерить его протяженность? Миг счастья, миг осуществленного замысла, миг прозрения – это ли не бесконечность? [1, с.6].
Список литературы
Усатый нянь
"Морская болезнь" у космонавтов
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Музыка космоса
Сказка "Колосок"