Аннотация
В моем методическом пособии представлена экспериментальная поэтическая форма – конкретная поэзия, ее основные виды (семантическая, асемантическая, акустическая и визуальная) и характерные особенности.
На примерах классиков и примерах , сочиненных моими учениками я анализирую методический потенциал конкретной поэзии в обучении немецкому языку.
Ключевые слова: конкретная поэзия, экспериментирование с языком, фонетические, визуальные и акустические аспекты как литературные средства, методический потенциал в обучении немецкому языку.
Процесс изучения иностранного языка предполагает овладение знаниями, формирование и совершенствование навыков, развитие умений иноязычного общения, а также поддержание интереса и высокой внутренней мотивации к изучению языка и культуры другого народа.
Под конкретной поэзией понимается экспериментальная поэтическая форма, которая в отличие от традиционной лирической поэзии использует визуальные и акустические аспекты языка
как литературные средства. Выделяется несколько видов конкретной поэзии: семантическая, асемантическая, акустическая и визуальная.
Семантическая поэзия представлена стихотворениями, в которых используется игра слов, смыслов. Для произведений асемантической поэзии характерно нарушение привычного значения слов и рождение их новых значений, понятных только в контексте данного стихотворения.
Произведения конкретной поэзии отличаются структурной или контекстуальной многозначностью, двусмысленностью или неоднозначностью. Их можно образно сравнить с лабиринтами, прохождение (понимание) которых зависит от внимания, концентрации как на форме, так и на содержании, а также от способности читающего к анализу. Иными словами, «двусмысленность этих текстов требует от читающего гибкости мышления и готовности оторваться от привычного хода мыслей».
К акустической поэзии относятся стихотворения, эффект воздействия которых достигается через устное воспроизведение. Визуальная поэзия, в свою очередь, представлена произведениями, которые воздействуют на читателя через элементы изображения (точка, линия, поверхность, цвет). Таким образом, экспериментируя с языком при создании своих произведений, авторы-конкретисты [A. Белый, В. Брюсов, В. Хлебников, А. Горнон, Т. Манкова, E. Gomringer, E. Jandl, R.O. Wiemer, Ch. Koller, R. Döhlи др.] показывают, что языковые средства в их привычном выражении не являются единственными средствами, которые могут передавать смысл.
Стихотворения данной поэзии это не только материал для ознакомления и / или формальной тренировки частей речи, грамматического материала, но и в
незамысловатых по структуре предложениях скрывается глубокий смысл, который можно использовать для активизации страноведческих знаний и развития умений говорения учеников, побуждая их к размышлениям над содержанием и смыслом произведения, например: кто является
героем стихотворения? В какой стране и когда он жил? Почему и кому он себя противопоставляет? и.т.д. Задания подобного типа побуждают к развитию, продолжению или углублению предполагаемой мысли автора, что, в свою очередь, стимулирует творческое мышление и активизирует речемыслительную деятельность.Я предложила ученикам 7А и 7Б классов написать необычные стихи, дав сначала примеры маститых взрослых авторов и объяснив теорию создания конкретной поэзии. Стихи получились веселые и разные. Дети придерживались в основном тем близких и понятных: семья, времена года, дружба и любовь, мир вокруг... Результат нас порадовал. В итоге возник маленький альбом детской поэзии. Ученики продолжают творить…
Свой следующий альбом мы составим, возможно, с более интересными грамматическими стихами.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Есть в осени первоначальной...
Северное сияние
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Рисуем лошадь акварелью