Данная работа представлена в жанре очерка.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_-_priroda_i_sudby_lyudey.docx | 15.46 КБ |
Природа и судьбы людей.
Тайга захватила огромную территорию нашей страны. Она - мать лесов и гор, славится своей непроходимостью, загадочностью и неизвестностью. Не зря слово тайга созвучно со словом тайна. Нередко эта природная зона была испытанием на выносливость, смекалку, закалённость для людей, и, пройдя его, человек начинал видеть в тайге кормилицу. Но она со всеми своими богатствами не всегда бывает сильной, её тоже нужно оберегать и защищать. Ведь все богатства когда-нибудь заканчиваются, если не восполнять их или хотя бы не использовать разумно.
В 1975 году был снят советско-японский художественный фильм Акиры Куросавы по мотивам произведения Владимира Клавдиевича Арсеньева «Дерсу Узала». Природа здесь играет большую роль в судьбе человека. Главный герой одноимённого фильма Дерсу Узала – охотник, коренной житель Уссурийского края. Это человек, живший в природе и с природой. Он спал под открытым небом и только в холодное время года строил временную юрту. Дерсу Узала считал себя вольным сыном лесов, и жить в четырёх стенах он, конечно, не мог. Он не просто любил природу, бесконечно восхищался ей и защищал её. Главный герой был будто проводником между человеком и природой с её суровыми законами.
Встретив этнографа и путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева, Дерсу Узала не раз спасал его от верной гибели, много рассказывал о секретах уссурийской тайги, он знал повадки животных и умел пользоваться своими знаниями. С истечением времени охотник стал стариком и его зрение перестало быть таким зорким, как прежде. Что это значило для такого как он? Вся его жизни должна измениться: он не сможет больше охотиться и быть с природой на ты. Арсеньев же, видя положение своего товарища, как настоящий друг приглашает жить его к себе, в Хабаровск. Но Дерсу не мог смириться с тем, что ему придётся жить вдалеке от тайги. Приняв в подарок от Арсеньева винтовку нового образца, он уходит в сопки, где вскоре его убивают. Так закончилась история человека с замечательной, тонкой душой.
Жизнь по правилам природы сделала его таким бескорыстным, честным, мудрым, искренним, справедливым. Капитан, так называл Арсеньева Дерсу Узала, считал его проницательным знатоком тайги. Охотник всегда заботился о других людях: уходя из юрты, он попросил Арсеньева оставить в ней что-то полезное: сухие дрова, соль, рис, спички. Тот спросил у него: не рассчитывает ли он вернуться? А Дерсу ответил, что это для другого, того, кто придет после них. Он позаботился о человеке, которого не знал и, может быть, никогда не узнает. В этом и заключается главное правило тайги. Дерсу Узала как маленьким детям объяснял солдатам, что мы, люди - неотъемлемая часть природы также, как и животные. Но мы разумнее, поэтому и обязаны заботиться о них. Рассказывая, о мышах, муравьях, барсуках и других обитателях леса, как о братьях наших меньших он говорил: « Тайга много, а разные люди есть». Сильными людьми он также называл и воду, огонь и ветер. Его бережное отношение ко всему, что составляет природу было не понятно солдатам, но оно имеет объяснение. Дерсу Узала понимал, что зависит от природы, поэтому и оберегал ее, также понимая, что она в какой-то мере зависит от него.
Природа часто пытается предупредить человека об опасности, но он не всегда понимает это. Так однажды перед предстоящей встречей людей с тигром погода разбушевалась: поднялся сильный ветер, он резал лица будто ножом. Приход тигра не обошелся без потерь. Страшный зверь утащил одну из собак солдат. Дерсу Узала, находясь все время на стороже, первым заметил это, тем самым он спас экспедицию от хищника. Именно глубокое понимание природы помогло избежать беды.
Между Дерсу Узала и природой была особенная связь. Он понимал ее, жил по ее правилам, а она была для него домом. Какие же отношения возникают между природой и современным человеком? Человек- биосоциальное существо, ему может показаться, что природа перед ним беспомощна, что она не может дать ему сдачи. Но это не так. Человек уже сейчас пожинает плоды своего неразумного отношения к окружающей среде. Мы думаем, что природы у нас много, что ее на долго хватит. В этот момент возникает притупление чувства ответственности перед ней. Но если подумать: уродуя природу, человек сам несёт нравственный урон. Сейчас люди всё реже задумываются о том, насколько важно видеть в природе красоту. Из-за своих проблем и забот у человека не появляется желания остановиться и полюбоваться природой такой, какой она была создана изначально. На самом деле нет ничего прекраснее нетронутой, не поувеченной человеком природы. Да, современный человек часто отдыхает на природе, наслаждается её красотой, но почти всегда это происходит в большой компании друзей. А отдохнуть душой можно только, побывав с природой наедине. Только тогда удастся по-настоящему отвлечься. Да и сколько вреда наносит человек природе, отдыхая! Всюду остаются кострища, пеньки, обрубленные ветки деревьев. Природа не такая уж и сильная и терпеливая, как нам кажется. Оберегая её, мы оберегаем прежде всего себя.
Петушок из русских сказок
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Проказы старухи-зимы
Кто грамотней?
Сочинение