О жизни и творчестве калмыцкого просветителя
Вложение | Размер |
---|---|
Номто Очиров - собиратель | 141.13 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 4 им Б.Б. Городовикова»
Конкурс творческих работ
(К 125-летию со дня рождения Номто Очирова)
Сочинение – размышление
Человек непростой судьбы
Выполнила:
Кузьмина Александра,
ученица 9 «а» класса
ГСОШ № 4.
Руководитель:
Емельянова
Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы.
г. Городовиковск, 2011 год
В Калмыкии есть своя культура. Она интересная и увлекательная. Об этом я узнала недавно, потому что десять лет прожила с родителями в Узбекистане и занятия там, в основном, проходили на узбекском языке. Приехав в Городовиковск, наша семья поселилась на улице имени Шолохова и учиться я пошла в четвёртую школу. Именно здесь, на уроках «История и культура края» и «Литература Калмыкии», я познакомилась с творчеством многих известных калмыцких поэтов и писателей и поняла, что судьба этого народа очень трагична. Сталинская «мясорубка» коснулась практически всего населения. Кто пострадал больше, кто меньше, но изгоями стали все. Долгих 13 лет длилась депортация. А кумиры, известные и талантливые люди, были расстреляны или упрятаны в ссылку задолго до рокового декабря 1943 года. Я сейчас говорю об А. Амур – Санане, Б. Басангове, С. Каляеве, а также о Давиде Кугультинове. Именно их творчество покорило меня в первую очередь.
Сейчас передо мной лежит книга, в которой говорится ещё об одной непростой судьбе. В ней собран материал о человеке из Калмыкии – Номто Очировиче Очирове.
Мне Очиров интересен как «великий калмыцкий учёный и просветитель». Именно так о нём говорит А.И. Наберухин в своей статье «Номто Очиров». Крупнейшая заслуга учёного перед калмыцким народом и всем человечеством состоит в том, что «благодаря Очирову героический эпос «Джангар» сохранён для потомков, стал всемирно известным памятником культуры народа, всего цивилизованного мира» (Постановление Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР от 15 мая 1991 года). А началась эта работа с обычной «полевой практики» студента восточного факультета Петербургского университета в 1908 году. Очиров «услышал, а потом записал от прославленного сказителя Ээлян Овла десять песен эпоса «Джангар». Учёные давно знали о его бытовании в устном народном творчестве калмыков, но им были известны лишь отдельные фрагменты этого гигантского литературного айсберга», - пишет А.М. Джалаева в статье «Не быть в плену у времени…» Открытие Н. Очирова не было случайностью, это был целенаправленный научный поиск.
Оставшись в Петербурге по окончании восточного факультета, просветитель продолжает собирание и изучение памятников калмыцкого фольклора, знакомя с ними научную общественность. В 1909 году в журнале «Живая страница» вышла его первая научная статья, посвящённая малым жанрам магической поэзии калмыков - благопожеланиям и проклятиям.
На исходе своей жизни, отвечая на вопрос, как производилась запись героического эпоса «Джангар», Н.Очиров писал: «Запись калмыцкого фольклора производилась мною и раньше. К тому времени (т.е. к 1909-1911 годам) составился большой сборник сказок, песен, пословиц, поговорок и загадок, среди них есть и песни, посвящённые калмыкам – участникам Отечественной войны 1812 года. Всё это я собрал в одну большую папку».
«Богатейший и ценнейший материал, - говорит А.В. Бадмаев в своей статье «В поисках слова», - содержащий 26 сказок и рассказов, 115 пословиц и поговорок, 144 загадки и 59 песен (первая часть) и 13 сказок и рассказов, одно благопожелание и 22 песни (вторая часть), всё ещё не востребован учёными – филологами и не введён в научный оборот». Записи эти позволяют говорить о Н. Очирове как прекрасном знатоке, тонком ценителе и вдумчивом собирателе калмыцкого фольклора в начале 20 века.
«Интеллигент, учёный, первый из калмыков получивший два высших образования», - читаю я в статье А.И. Наберухина «Номто Очиров» и невольно приходит на ум ряд размышлений. Хочется сравнить начало двух веков: 20 и 21. Там - хаос, революции, война, голод, разруха и такая тяга к знаниям у Нохи Очирова, мальчишки из простой бедной семьи! И наше постиндустриальное общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника. Благодаря успехам электроники становится возможной автоматизация производства, а затем и её роботизация. Создано Сколково, к которому «привязаны» все умы страны. Настоящая эпоха Просвещения времён Петра 1 и Ломоносова! Проводятся реформы в образовании, проходят
Всероссийские, республиканские и районные конкурсы с участием творческой молодёжи. Вот и в нашей школе есть ребята, принимавшие участие в научно – практических конференциях и занявшие там почётные призовые места. А из числа наших выпускников (за 30 неполных лет их выпущено немало) нет ни одного спонсора, ни одного мецената. Нет и именитых учёных, принёсших славу родной Калмыкии и своему Отечеству.
А вот Н. Очиров оставил яркий след в развитии науки и культуры Калмыкии. На страницах книги «Номто Очиров: жизнь и судьба» авторы показали крупным планом выдающегося учёного, просветителя, видного государственного и общественного деятеля, гуманиста. Этот человек организует при Петербургском университете курсы учителей калмыцкого языка повышенной квалификации для школ Большедербетовского улуса. Лично занимается подготовкой поступающих на эти курсы. Совместно с опытным педагогом Л. Нормаевым, при участии В.Л. Котвича, издают в 1915 году в Петрограде букварь по «ясному письму», целью которого было приблизить правописание к разговорной речи калмыков. Около десяти лет обучались калмыцкие дети по этому букварю заяпандитской письменности.
«Тем не менее, - пишет А.М. Джалаева, - в конце 20-х – начале 30-х годов «Калмыцкий букварь» был изъят из обращения, а один из его составителей Н. Очиров отправился по кругам гулаговского ада…»
Четыре ареста в течение 27-ми лет! «Первый – в середине 1929 года, потом отпустили, но ненадолго, - вспоминает Нина Санджарыковна Уланова, родная племянница Номто Очирова, - второй арест – осенью 1930 года; дали пять лет, и в 1935 году Очиров приезжает в Сталинград, где пришлось жить нелегально, третий арест – в июне 1941 года; после краткосрочного пребывания в тюрьме его отпустили. В 1950 году арестовали в четвёртый раз – и 10 лет. В 1956 году активировали по состоянию здоровья».
По непростой человеческой судьбе проехали колёса сталинской машины, да так, что трудно было не только жить, но и дышать, думать, что – то делать. Но не стёрли из памяти имя великого калмыцкого просветителя. Память о Намто Очирове жива в наших сердцах, сердцах людей, живущих в 21 веке.
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рисуем пшеничное поле гуашью
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Пока бьют часы