Секция русский язык
Номинация: Лингвистика
Лингвокультурология. Концепт «Сказка» в русской языковой картине мира.
Автор: Абдулгафарова Гульшат 8 класс
МБОУ СОШ с. Белянка МР Белокатайский район
Научный руководитель: Гайнетдинова Р.А.,
учитель русского языка и литературы
Тезисы к исследовательской работе
Язык - это путь цивилизации и культуры.
Слова А.Н. Куприна, емко и точно характеризуют значения языка в развитии культуры. В контексте русской культуры язык следует рассматривать, с одной стороны, как органическую часть национальной культуры русского народа, как великое духовное наследие, завещанное нам, современникам, нашими предками, с другой стороны, как важнейший фактор развития самой культуры.
Выбранная мною тема исследовательской работы сегодня актуальна. Лингвокультурология – это приобщение к ценностям родной, русской и мировой культур посредством языка.
Мы, учащиеся, должны усвоить, что есть различия в культурах народов, что каждая культура самобытна, самоценна и имеет право на существование. Мы должны ознакомиться через язык с культурой русского и других народов, уметь рассказывать о родной башкирской культуре на русском языке – это диалог культур через диалог языков. Считаю, что счастлив человек, когда он, зная родной язык, владеет столь же свободно и русским, ибо русский язык – окно в нашу великую страну, окно в науку, окно в мир.
Мною была поставлена цель исследования: рассмотрение слова «Сказка» во всем многообразии его значения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1.С помощью словарей, литературных источников, специализированных интернет- сайтов собрать материалы.
2.Провести ассоциативный эксперимент.
3.На основании собранных данных сделать собственные выводы по обозначенным в цели работы вопросам.
4.Приобщиться к языковым ценностям русского и башкирского народов.
Именно с помощью русского, а также родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, который накопило человечество. Но прежде всего язык позволяет нам лучше узнать мир – историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, чуждый народным истокам, глухой к отечественной культуре, не способен воспринять и мировой опыт.
Вложение | Размер |
---|---|
lingvokultorologiya.pptx | 1.21 МБ |
Слайд 1
Лингвокульторология . Концепт «сказка» в языковой картине мира .Слайд 2
Слово о словах
Слайд 3
сказка сказочник чудеса волшебство волшебница Тридевятое царство Баба-Яга Пушкин
Слайд 4
Однокоренные слова сказ сказание сказочный Сказка сказать сказитель рассказчик сказочник сказочно
Слайд 5
Всякая прибаутка в сказке хороша. Всякой сказке бывает конец. Красна сказка складом, а песня – ладом. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка про белого бычка. Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. Скоро сказка сказывается, да не скоро д ело делается. «Сказка» в пословицах и поговорках
Слайд 6
Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного итого же с самого начала, возвращение к одному и тому же. Бабьи сказки – вымысел, выдумки, небылицы. «Сказка» в фразеологизмах
Слайд 7
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт налево – песнь заводит, Налево – сказку говорит. А.С. Пушкин И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный, Свои мне сказки говорил. А.С. Пушкин «Сказка» в художественной литературе
Слайд 8
Миф, легенда, вымысел и сказка, Грим, актерство, фокусы и ложь. Симулякр, анекдот и маска И цена всему лишь только грош. В. Цой И царица вдруг пропала, Будто вовсе не бывало. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. А.С. Пушкин
Слайд 9
Наша жизнь - одна бродячая тень, жалкий актер, который кичится какой-нибудь час на сцене, а там пропадает без вести; сказка , рассказанная безумцем, полная звуков и ярости и не имеющая никакого смысла. Вильям Шекспир . А вы на земле проживаете, Как черви слепые живут: Ни сказок о вас не расскажут, Ни песен про вас не споют. Максим Горький. «Сказка» в афоризмах
Слайд 10
Андерсен Г.Х. – «Дикие лебеди», « Д юймовочка », «Принцесса на горошине» Бажов П.П. – «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка» Гримм В., Я.Ф. – «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят» Ершов П.П. – «Конек - Горбунок» Маршак С.Я. – «Двенадцать месяцев» Перро Ш.П. – «Золушка», «Красная шапочка», «Спящая красавица» Пушкин А.С. – «Руслан и Л юдмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе» Детские писатели, написавшие сказки
Слайд 11
Иван Яковлевич Билибин Художники-иллюстраторы сказок
Слайд 12
Юрий Алексеевич Васнецов
Слайд 13
Евгений Михайлович Рачев
Слайд 14
Татьяна Алексеевна Маврина
Слайд 15
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Пушкин Пушкин Пушкин Пушкин Пушкин Пушкин Пушкин Конек – Горбунок Василиса премудрая Миф Волшебство Дружба Чудо Шарль Перро Золотой петушок Колобок Баба – яга Чудо Ковер – самолет Волшебный ковер - самолет Волшебство Королевич Елисей Ведьма Аленушка Богатырь Волшебство Баба - Яга Чудо Камыр – батыр Красна девица Финист – Ясна Сокол Баба яга Золушка Волшебство Баба – Яга Колдун Золотой петушок Сказочник Хитрая лиса Репка Сказка о рыбаке и рыбке Финист – Ясна Сокол Добрый молодец Избушка на курьих ножках Ассоциативный ряд
Что общего у травы и собаки?
Этот древний-древний-древний мир!
Как нарисовать зайчика
Музыка космоса
Зимовье зверей