На уроках түрэлхи хэлэн мы познакомились с малым жанром устного народного творчества – колыбельными песнями – и удивились, какое разнообразие их существовало в прежние времена. До нашего же времени дошли лишь немногие из них. Но ведь недаром тысячелетия хранились они в народной памяти? Значит в колыбельной песне, на первый взгляд такой простой и незатейливой, таятся свои секреты. Когда мы были маленькими, мы лишь впитывали в себя мелодию колыбельных песен, непроизвольно запоминали слова, а теперь можем вслушаться, вглядеться, оценить их красоту как произведения народного творчества. Поэтому я выбрала для исследования тему: «Секреты колыбельной песни моего народа».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sekrety_kolybelnoy_pesni.docx | 156.09 КБ |
ГБОУ
«Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1»
Исследовательская работа
Улан-Удэ, 2015 г.
Содержание
I. Теоретическое исследование
1.Знакомство с определением колыбель
2.История возникновения колыбельной песни
1.3.Содержание колыбельной песни.
1.4. Чему учит колыбельная?
1.5.Значение сказочных, фантастических существ и животных в колыбельной.
1.6.Повтор как способ создания эмоционального настроя колыбельной песни.
II. Практические исследования
2.1. Микроисследование № 1: анкетирование одноклассников, родителей.
2.2. Микроисследование № 2: опрос
III. Заключение
Литература
Приложение
Введение
На уроках түрэлхи хэлэн мы познакомились с малым жанром устного народного творчества – колыбельными песнями – и удивились, какое разнообразие их существовало в прежние времена. До нашего же времени дошли лишь немногие из них. Но ведь недаром тысячелетия хранились они в народной памяти? Значит в колыбельной песне, на первый взгляд такой простой и незатейливой, таятся свои секреты. Когда мы были маленькими, мы лишь впитывали в себя мелодию колыбельных песен, непроизвольно запоминали слова, а теперь можем вслушаться, вглядеться, оценить их красоту как произведения народного творчества. Поэтому я выбрала для исследования тему: «Секреты колыбельной песни моего народа».
Цель моей исследовательской работы:
1) узнать историю возникновения бурятской колыбельной песни
2) проанализировать бурятские народные колыбельные песни;
3) выявить их художественное своеобразие и основные мотивы.
4) доказать, что она необходима в жизни маленького ребёнка.
Задачи работы:
1) определить истоки бурятских колыбельных песен;
2) изучить содержание бурятских колыбельных песен, исследовать их язык, проанализировать особенности колыбельных песен;
3) выяснить, какие уроки жизни незаметно для себя получал малыш, слушая колыбельную песню;
4) показать, что этот жанр должен быть сохранён для будущих поколений.
5). узнать мнение одноклассников о значении в их жизни колыбельной песни;
Методы исследования:
1) анализ;
2) наблюдение;
3) знакомство с научно-исследовательской литературой по исследуемому вопросу;
4) обобщение полученной информации.
Задачи:
1
Гипотеза: колыбельные песни необходимы, их нельзя забывать, так как они помогают ребёнку понять окружающий мир, почувствовать своё место в нём.
Методы исследования: анкетирование, опрос, интервью, анализ литературы.
Объект исследования: колыбельные песни
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, я изучила тексты колыбельных песен. Для начала я вспомнила те колыбельные, которые пела нам мама и бабушка, спросила у родных, потом обратилась к своим одноклассникам, знакомым, соседям, потом работала с теми текстами, которые нашли в различных книгах и хрестоматиях. Все колыбельные песни я выписала, изучила.
Выяснила:
В словаре С.И.Ожегова значится: колыбель - род качающейся кроватки, в которой укачивают ребёнка. Колыбельная песня – песня, которой убаюкивают ребёнка.
В юрте колыбели уделялось особое место. По левую сторону от алтаря (т. е. на женской правой половине выше кровати) находилась детская колыбель – үлгы, которую держали в подвешенном состоянии за верхние балки юрты. В колыбели ребёнок спал, бодрствовал до тех пор, пока не начинал самостоятельно ходить. Если женщина утрачивала способность к деторождению колыбель передавалась потомству по мужской линии. «Старую колыбель» можно было использовать только от родителей мужа, но не от других родственников. Даже братья не заимствовали колыбель друг от друга. Если же делали новую колыбель – то поручали местному столяру, у которого было много детей.
Первый вопрос – когда появились первые колыбельные песни?
«Улгын дунууд» что с бурятского переводится как колыбельные песни являются одним из самых древних видов устного народного творчества. История развития колыбельной длится более десяти веков и включает в себя древние мотивы. Одними из основных фигур, которые легли в основу сюжета, является оружие: копье, штык и рогатина. Эти предметы выполняют оберегающую функцию, защищают мир ребенка, хотя, на первый взгляд, никак не относятся жанру колыбельной.
В летнее время, когда заканчивались запасы мяса, мужчины выходили на облавную охоту. Обычно поход длился от одного до трех месяцев. Как правило, в ауле оставляли одного воина для защиты и помощи женщинам и детям. Но это не единственная функция, которую он выполнял. Наш воин еще и навещал женщин по ночам. Изначально, песни перед сном являлись предупреждение того, что хозяин -дома.
Бэгтэр тогтор хаяадаа,
Буубэйн аба хунжэлдоо,
Эзэнэй нохой уяандаа…
Когда хозяйка пела, что «собака на привязи, отец ребенка под одеялом» - это означало, что глава семьи вернулся с охоты, и ему не стоит ее посещать.
Уже потом, когда бурятские поселения отказались от старого устоя, от кочевников и охотников к скотоводам, колыбельные обрели другую функцию, теперь этими песнями усыпляли детей. Значит, эти песни выполняли ещё и предупреждающую функцию.
Второй вопрос, над которым мы задумались: что является содержанием колыбельной песни? О чём в ней обычно поётся?
Непременной частью национального образа жизни, окружающего ее мира являются домашние животные, и упоминание о них в колыбельной (хара нохой - черная собака, хара унеэн — черная корова) понятно, если учесть их огромную роль в жизнеобеспечении народа с кочевническими традициями, со скотоводством, являющемся основным видом трудовой и хозяйственной деятельности.
Хара нохоймнай уяандаа,
Харагшан унеэмнай хотондоо.
Буубэй, буубэй, буубэйхэн…
Черная собака на привязи,
Черная корова в загоне.
Баю-баю-баюшки,
Спи, усни, сыночек.
Итак, открыт второй секрет колыбельной песни: для убаюкивания, усыпления в ней открываются жизненные картинки.
В более современных вариантах колыбельной выявляются слова-заимствования из русского языка; так, буквально взято пестующее слово «бааюу-бааюу», слово «маамаа».
Бааюу, бааюу,бааюундай
Анииш тургоор, унтыш даа,
Амтан маамаа хухыш даа…
Третий вопрос, который мы решали: чему учит колыбельная песня? Какие уроки жизни незаметно для себя мог получить малыш, слушая колыбельную?
Проанализировав колыбельные песни, я выяснила, что ребёнок получал
3. Наставление об ответственности за стареющих родителей:
4. Уроки добра и справедливости:
Итак, мы открыли третий секрет: ребёнок, слушая колыбельные песни, получал первые для себя уроки жизни.
Существовало два вида песен. В одних содержатся пожелания ребенку быть похожим на отца и не забывать в будущем своих родителей. А в других песнях говорится о самом ребенке, о животных и птицах, о различных предметах.
В колыбельных песнях бурят можно проследить особо бережное отношение к жизни ребенка, так как в трудных условиях жизни наиболее уязвимыми оказывались дети. Продолжение рода, сохранение потомства осознавалось как высшая ценность. Оберегающая функция колыбельной выходит на первый план. Это выявляется в особых именах (Нюhата - Соплячок, Гулгэн - Щенок, Тэхэ - Козленок, Энэ-бэшэ – Не этот, Тэрэбэшэ – Не тот, Шоно - Волчонок, Муу хубуун -Плохой мальчик), призванных запутать злых духов. Так, в колыбельной воплощены анимистические представления народа.
Повтор как способ создания эмоционального настроя колыбельной песни.
А теперь попробуем услышать, понять, увидеть, как создаётся успокаивающий ритм колыбельной, что помогает его создать?
В исполнении бурятских колыбельных песен допускалась импровизация в пределах обозначенной образности. Ритмическая структура колыбельных определяется спокойной, плавной убаюкивающей мелодией, где нет резких перепадов, количество слогов в строке примерно одинаково. Ведущим средством ритмической организации является аллитерация, также широко применяется конечное созвучие слов. Ритм создают повторы, которые звучат в такт покачиванию колыбели:
И пятый секрет колыбельной – эмоциональный настрой (спокойствие, нежность, любовь, защищённость) создаётся самим ритмом этой песни.
Как своеобразие бурятских колыбельных следует отметить особую сдержанность в выражении нежных пестующих чувств, что связано с особенностями национальной ментальности, в которой все эмоции выражаются неявно, не открыто, а опосредованно. Так любовь матери к ребенку, любование им передается в метафоре: Харахан нюдэеэ,
анииш тургеер унтыш даа
- закрой глазки-черемушки).
Буубэй, буубэй, буубэйхэн,
Буубэй унтыш, хубуухэн.
Таким образом, особенностями бурятских колыбельных песен является то, что в них национальное выражается неповторимыми геоландшафтными (степными, лесостепными, горно-таежными) особенностями и своеобразием жизненного уклада, скотоводческо-охотнической хозяйственно-трудовой деятельностью.
II. Практические исследования
2.1. Микроисследование № 1: анкетирование одноклассников, родителей.
Заинтересовавшись данной темой, мы провели ряд исследований.
Проведено анкетирование с целью выявления знания колыбельных песен.
Анкета содержала два вопроса:
1. Знаете ли вы колыбельные песни?
2.Пели ли вам мамы колыбельные песни?
На наши вопросы ответили 20 учеников нашего класса и 20 наших мам.
Результаты можно пронаблюдать в диаграммах:
Нас очень огорчило то, что мы плохо знаем наше бурятское, родное народное творчество, что оно исчезает из нашей жизни. Ведь наши мамы знают колыбельные, пели их нам, а многие из нас даже не помнят этого!
2.2. Микроисследование № 2: опрос.
Следующий метод нашего исследования – опрос.
На вопросы: 1 Знаешь ли ты, для чего нужны колыбельные песни?
2. Чему учат колыбельные песни? отвечали 20 учеников нашего класса. Ответы можно пронаблюдать в таблице:
Ответы наших одноклассников побудили нас к работе над секретами колыбельной песни. Нам захотелось рассказать ребятам, какое богатство скрыто в такой на первый взгляд простой и незатейливой народной мудрости.
1. | Чтобы усыпить ребёнка | 6 |
2. | Чтобы успокоить, усыпить ребёнка | 4 |
3. | Чтобы показать, как его любят родители | 2 |
4. | Чтобы учить его говорить | 3 |
5. | Не знаю | 5 |
Чему учат колыбельные песни? | ||
1. | Учат петь | 6 |
2. | Не знаю | 14 |
Заключение
Вот и открылись для нас некоторые секреты колыбельной песни. Мы узнали о ней много нового, пели своим младшим сестрёнкам и братишкам, помогли своим одноклассникам увидеть красоту колыбельной песни как произведения народного творчества.
В начале нашего исследования при опросе и анкетировании одноклассников и родителей выяснилось, что колыбельные песни мамы пели 17 из 20 ребят, но смогли напеть эти колыбельные только 10 наших одноклассников.
В результате нашего исследования, после того, как мы познакомили ребят с богатством народной колыбельной песни, теперь все ребята знают:
по одной песне – 2 человека,
по две песни – 7 человек,
по три и более – 11 человек, а Катя, Бато, Цыбан и Цулитим теперь поют колыбельные своим маленьким сестрёнкам и братишкам.
Таким образом, наша гипотеза получила подтверждение: колыбельные песни необходимы, их нельзя забывать, так как они помогают ребёнку понять окружающий мир, почувствовать своё место в нём.
Литература
Свинья под дубом
У меня в портфеле
Пчёлы и муха
Солнечная система. Взгляд со стороны
На горке