Поиск и установление связей, сближающих «золотой век» с «серебряным» интересен и актуален. Примером тому является «Письмо матери» С.А. Есенина, в котором мы словно чувствуем эхо стихов А.С. Пушкина. Исследование связей двух текстов стало основной задачей данного проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
ndr_hamueva_a._gbou_rmshi.docx | 253.97 КБ |
Исследовательский проект по литературе
Тема:
«Пушкинские мотивы в стихотворении С.А. Есенина «Письмо матери»
Автор: Хамуева Аяна
Научный руководитель: Эрдынеева Светлана Намсараевна
Место выполнения работы: ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат», Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I | Введение | 3 - 4 стр. |
1. | Актуальность | |
2. | Проблема | |
3. | Гипотеза | |
4. | Цель, задачи | |
5. | Методы | |
I I | Основная часть | 5 – 8 стр. |
1. | Сергей Александрович Есенин. Общие биографические сведения. | 5 стр. |
2. | Мать С.А. Есенина, Татьяна Фёдоровна Титова. | 5 - 6 стр. |
3. 4. | Бабушка С.А. Есенина по материнской линии, Наталья Евтихиевна Титова. Влияние А.С. Пушкина на творчество Есенина | 6 - 7 7 - 8 стр. |
5. | Анализ биографичности текста стихотворения С.А. Есенина «Письмо матери» | 9 - 10 стр. |
6. | Сравнительный анализ стихотворений С.А. Есенина « Письмо матери» и С.А. Пушкина «Няне» | 10 – 12 стр. |
I I I | Заключение | 12 стр. |
Библиографический список | 13 стр. |
Введение
Слово «письмо» в последнее время постепенно теряет тот смысл, который когда-то в него вкладывали наши родители, бабушки и дедушки. Письма, написанные на бумаге и отправляемые почтой, технический прогресс заменил короткими СМС и чатами в социальных сетях, проблема связи сейчас решается намного быстрее и легче, чем, например, сто лет назад. Никто не спорит, это хорошо, но давайте присмотримся к «посланиям» современного человека. По сравнению с традиционным письмом они выглядят гораздо суше, короче, много теряют в содержательном и эмоциональном плане. И, конечно, текст СМСки вряд ли станет литературным произведением, как, например, «Письмо матери» С.А. Есенина.
В чём же очарование есенинского письма? Может быть, дело не только в личности поэта и особенностях его творчества, но и в адресате «Письма», в самой его ситуации? Может быть, оно не теряет своей впечатляющей силы, вызывающей даже после неоднократного чтения слёзы и светлую тоску, потому, что ассоциативно признается читателем как нечто очень родное, близкое, узнаваемое.
В «Письме матери» Есенина мы, читатели, чувствуем эхо другого письма, знакомого нам с детства, с тех времён, когда мы только знакомились с русской литературой. Речь идёт об А.С. Пушкине и его нежных посланиях своей любимой няне, Арине Родионовне.
Поиск и установление связей, сближающих «золотой век» с «серебряным», стихи А.С. Пушкина с творчеством С.А. Есенина, не потеряют своей актуальности никогда..
Проблемой исследования является влияние пушкинских мотивов на текст «Письмо матери» С.А. Есенина.
Гипотеза заключается в том, что в стихотворении С.А. Есенина «Письмо матери» прослеживаются пушкинские мотивы, которые оказали определённое влияние на данный текст.
Цель моего исследования – установление связи между текстами стихотворениями С.А. Есенина «Письмо матери» и стихотворения А.С. Пушкина «Няне».
Задачами данной работы являются:
Предмет исследования: пушкинские мотивы стихотворения С.А. Есенина «Письмо матери»
Объекты исследования: тексты стихотворений «Письмо матери» С.А. Есенина и «Няне» А.С. Пушкина.
Методы исследования: изучение биографического материала и литературоведческих статей, работа с архивом С.А. Есенина, анализ текста, сопоставительный анализ стихотворений.
Ресурсы: архив С.А. Есенина, биографии Есенина, литературоведческие статьи о творчестве Есенина, тексты стихотворений «Письмо матери» С.А. Есенина и «Няне» А.С. Пушкина.
Основная часть.
С.А. Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье.
Есенин учился в Константиновском земском училище, затем в церковно-приходской второклассной учительской школе.
Осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
В 1914 году впервые были опубликованы стихотворения Есенина.
Через год Есенин переехал в Петроград. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники.
В 1921 году поэт ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. Осенью Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, после свадьбы с которой Есенин с уезжает в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США.
Вернувшись, Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз — в Константиново.
Как мы видим, поэт в 17 лет покинул родной дом, много путешествовал, но в последние годы стал чаще навещать свою мать.
Мать будущего поэта, Татьяна Титова (1875-1955) в юности была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она уехала на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Отправляя дочь, дед Сергея приказал ей высылать на содержание сына по три рубля в месяц.
Через 5 лет мать вернулась в дом мужа, но Есенин там себя чувствовал чужим, скучал по бабушке. Мать вспоминала: "Все лето у него проходило с гостями. Какую-нибудь старуху где-нибудь поймает, приведет, посадит, угостит ее, послушает, что она будет говорить про прошлое время".
С 1909 года Есенин с матерью виделись редко, так как его отдали на обучение в закрытую церковно-приходскую школу в другом селе, закончив которую, Есенин уехал в Москву.
Таким образом, соотнеся биографию С.А. Есенина и сведения о жизни его матери, можно сделать вывод, что большую часть детства поэта они жили раздельно:
Годы, проведённые с матерью | Возраст Есенина | Годы, проведённые вдали от матери | Возраст Есенина |
1895-1898 г.г. | до 3 –х лет. | 1898-1904 г.г. ( у деда и бабушки) | с 3 до 9 лет |
1904-1909 г.г. | с 8 до 14 лет | с 1909 г. до конца жизни (сначала учится в с. Спас-Клепики, затем уезжает из дома) | с 14 лет |
Особенно интересен, на мой взгляд, тот факт, что в период с 3-х до 9 лет Есенин жил без матери, а ведь это самый важный период в формировании личности. Поэтому совершенно не удивляет то, что в многочисленных автобиографиях и воспоминаниях детства Сергей Есенин о своей матери говорит очень мало, упоминая лишь год её рождения.
Как отмечают биографы, в детстве отношения матери и сына не сложились, потому что в основном его вырастила и воспитывала бабушка – мать Татьяны Федоровны.
Наталья Евтихиевна Титова (1847-1911) в 16 лет вышла замуж за своего односельчанина, будущего деда поэта, Фёдора Андреевича. По воспоминаниям близких людей, «она была человеком тихим, кротким, добрым и ласковым».
В семье бабушки и деда будущий поэт прожил несколько лет. В своей первой автобиографии С.А. Есенин вспоминает: «Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ».
Свои первые воспоминания поэт относил к трем-четырем годам. «Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастья даст».
В другой автобиографий Есенин написал, что «детство провел у деда и бабки по матери, в другой части села, которое называется Матово… Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от "Лазаря" до "Миколы"…Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».
В сравнении с сухим упоминанием о матери в автобиографиях воспоминания С.Есенина о своей бабушке поражают теплотой, чувствуется, что её образ не померк в памяти поэта, не смотря на годы. Наталья Евтихиевна заменила поэту мать, ведь именно она была рядом практически всё детство Есенина и, по его признаниям, оказала большое влияние на его личность, дав «толчок» к творчеству.
Творчество Есенина самобытно, неординарно, но, как утверждают литературоведы, в стихах Есенина, размышлениях о вечных вопросах, характерных для позднего периода творчества Есенина отчётливо проступает его глубинная связь с русской поэтической традицией, с поэзией А.С. Пушкина.
Известно, что Сергей Есенин относился к Пушкину противоречиво, особенно в юности, но к концу своего жизненного пути признал связь своего творчества с наследием великого поэта, и когда в 1924 году торжественно отмечался 125-летний юбилей А.С.Пушкина, он написал стихотворение – обращение к памятнику на Тверском бульваре в Москве и к любимому поэту:
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
В этом же году в своей автобиографии он писал: «Из поэтов в юности мне больше всего нравились Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешёл к Пушкину… В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину…».
В июне 1924 года в журнале «Книга о книгах» в анкете о Пушкине Есенин признался: «…Пушкин – мой самый любимый поэт. С каждым годом я воспринимаю его всё больше и больше, как гения страны, в которой я живу». Далее читаем: «…Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки…».
Таким образом, мы выяснили, что:
Интересно, что стихотворение Есенина «Письмо матери» также датируется 1924 годом.
Исследовательская часть
В последние годы жизни Есенин начинает сближаться с матерью, ощущать хне только кровное, но и духовное родство, всё чаще и чаще возвращаясь в Константиново. И в 1924 году он пишет «Письмо матери».
История его создания такова: после многолетней разлуки поэт собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, но друзья в последний момент отказались, сдал свой билет и Есенин, хотя знал, что мать ждёт его, а наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.
История «блудного сына», обещающего вернуться домой, к матери, чувствуется за строками «Письма», но действительно ли образ Татьяны Фёдоровны Титовой стоял перед глазами поэта, когда он создавал свой шедевр? Для того, чтобы разгадать тайну адресата стихотворения, обратимся к самому тексту.
Выясним, из каких черт складывается образ героини «Письма».
О возрасте и внешности говорят обращение «моя старушка» и деталь «в старомодном ветхом шушуне».
Шушун — женская верхняя короткополая одежда или кофта, на рязанщине - холщовая женская рубашка с алыми шитками и кумачными прошивками, надеваемая сверх рубахи. Старомодный – вышедший из моды, устаревший. Ветхий – старый, износившийся. Шушун для 1924 года, несомненно, являлся старомодным, ведь его носили еще в допетровскую эпоху, но в деревнях Рязани он оставался популярен и в 19 веке. Носила ли шушун Татьяна Фёдоровна? Очевидно, да. В доме-музее Сергея Александровича в с. Константиново на деревянной вешалке до сих пор висит знаменитый "ветхий шушун" его матери.
Однако почему же поэт обращается к Татьяне Фёдоровне «моя старушка», ведь ей на тот момент всего 49 лет? Известно, что мать Есенина до конца жизни сохраняла прекрасное здоровье, была моложавой, энергичной женщиной. Существует фотография поэта с матерью, сделанная в марте 1925 года. На ней матери Сергея Александровича 50 лет, но и став на год старше, она абсолютно не выглядит «старушкой», перед нами пока ещё крепкая пожилая женщина, ни дряхлости, ни морщин на её лице нет.
Из биографического материала следует, что отношения Есенина с матерью складывались непросто. Поэтому, когда поэт покинул родимый дом, сначала он вспоминал о ней довольно редко, чаще о бабушке, которую всегда считал очень близким человеком. Но Наталья Евтихиевна умерла в 1911 году, поэт до конца своей жизни пронёс в памяти её светлый образ, запечатлев в своих стихах.
Исходя и вышесказанного, можно сделать вывод, что в образе адресата «Письма матери» слились черты и матери, и бабушки С.А. Есенина. Но только ли?
Рассмотрим стихотворение с точки зрения композиции. Его первая часть - это картина ожидания: рядом с деревенской избушкой стоит пожилая женщина и с тревогой вглядывается в темноту.
Эта тоска, борьба с плохими предчувствиями знакома нам, мы встречались с подобной ситуацией, но в стихах другого поэта, которого тоже кто-то ждал:
Что это? Дежавю? Совпадение? У Пушкина и у Есенина одна и та же ситуация, те же чувства, тот же образ встревоженной старушки. Ответы на эти вопросы можно найти путём сопоставительного анализа двух стихотворений.
Ты жива еще, моя старушка? Пишут мне, что ты, тая тревогу, И тебе в вечернем синем мраке …. С.А. Есенина | Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе… А.С. Пушкин |
Оба стихотворения начинаются с обращений, сходных не только по смыслу - «моя старушка» - «голубка дряхлая моя» - но и наличием восклицания.
Далее - описание ситуации ожидания, причём и в «Письме матери», и в стихотворении «Няне» обе героини показаны вне дома: «над твоей избушкой», «ты часто xодишь на дорогу» - «ты под окном своей светлицы». Очевидно, что напряжение, гнетущие мысли обеих героинь настолько тяжелы, что находится в одиночестве дома просто невозможно: «загрустила шибко обо мне» - «горюешь словно на часах».
Время, описанных поэтами ситуаций, тоже одно сходно, это поздний вечер, переходящий в непроглядную ночь, цветовая гамма стихотворений тёмная, мрачная: «в вечернем синем мраке» - «на черный отдаленный путь».
Обе героини показаны вглядывающимися вдаль, поэты используют в своих стихах слова, являющиеся синонимами: «на дорогу» - «на …путь».
Чувства, описанные в «Письме матери» Есенина и в стихотворении «Няне», также близки:
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож. (С.А. Есенин)
и
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…(А. С.Пушкин)
И вновь мы видим близкие по значению слова: «видится» - «чудится».
Такие совпадения просто не могут быть случайными, влияние пушкинских мотивов на текст Есенина неоспоримо.
Но есть то, что отличает произведения двух великих поэтов. Различие в том, что Сергей Есенин не обрывает свое стихотворение на полуслове, как это делает Александр Сергеевич. Со словами: «Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь» - он обещает «воротиться в низенький наш дом» очень скоро, весной, и в конце просит не переживать и не грустить.
Известно, что свое стихотворение А.С. Пушкин создал, будучи в разлуке с любимой няней Ариной Родионовной, которая, как и бабушка С.А. Есенина, была ему с детства гораздо ближе родной матери. Биографы Пушкина утверждают, что стихотворение «Няне» поэт написал под впечатлением последнего письма Арины Родионовны: «...За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько...». Вскоре няня Александра Сергеевича умерла. Послание осталось неоконченным.
Создается впечатление, что Сергей Есенин как бы «дописал» письмо Пушкина к няне, словно он не мог оставить Арину Родионовну одну, в ожидании и тревоге:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Так ли это – трудно утверждать с уверенностью, но то, что перед глазами Есенина, писавшего свое «Письмо», стоял образ не только матери и бабушки, но Арины Родионовны, очевидно.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что адресат «Письма матери» С.А. Есенина – собирательный образ, включающий не только личные воспоминания о матери и бабушке, но и влияние пушкинского образа няни. Два стихотворения имеют много общего в поэтической ситуации, эмоциональном фоне, описании лирических героинь, синтаксических и лексических средствах выразительности и др. Пушкинские мотивы в стихотворении Есенина пронизывают весь текст, являются основой его образной системы.
«Письмо матери» - это гимн женщине, которая вырастила ребёнка, отпустила его во взрослую, полную опасностей жизнь и теперь обречена на вечное ожидание. Но её молитвы и любовь берегут, спасают, дарят веру и надежду. И повзрослевший ребёнок повторяет вслед за Есениным:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Но эти слова должны быть сказаны вовремя, чтобы быть услышанными. И это самый главный урок двух великих поэтов России нам, детям 21 века.
Библиографический список:
Самодельный телефон
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Калитка в сад
Северное сияние
В поисках капитана Гранта