Что такое счастье? Знают ли учащиеся значение данного слова? Счастливые школьники более успешны.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 88 КБ |
Региональный этап Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив
«Леонардо»
Автор работы:
Сутормина Александра,
учащаяся 5 «А» класса
МАОУ «СОШ № 10»
ПРОЕКТ
«ПОИСК СЧАСТЬЯ»
Руководитель: Шабанова Е.В.,
учитель МАОУ «СОШ № 10»,
первая квалификационная
категория
г. Когалым
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………… 3 | |||
1. Глава | Теоретическая часть........................................................................... 4 | ||
1.1. | Значение слова «счастье»……..…………………………………………. 4 | ||
1.2. | Происхождение слова «счастье» ……………………………………….. 4 |
| |
2. Глава | Практическая часть………………………………………………………. 5 | ||
2.1. | Анализ мнения обучающихся на предмет проблемы ………………… 5 |
| |
2.2. 2.3. | Изучение «счастья» как фактора успешности обучающихся………… 6 Мастер – класс «Как быть счастливым»………………………………... 7 |
| |
Заключение……………………………………………………………………………… 8 | |||
Список источников информации……………………………………………………… 9 | |||
Приложение…………………………………………………………………………….. 10 |
Введение
Первый раз с понятием счастья я познакомилась, когда маленькой смотрела мультфильм «Как ослик искал счастье». Но не поняла, что такое счастье и почему его нужно искать, а главное где. Став постарше часто слышала пожелания счастья в день рождения или на праздники. Что это такое его желают, а не видно и для меня не ощутимо. Когда я спрашивала у родителей, что такое счастье они отвечали: «Ты наше счастье». Приятно, но не понятно. На уроке ОДНКНР была затронута тема «О счастье и смысле жизни», тогда я решила провести исследование «что такое счастье?»
Цель - изучение понимания и значения слова «счастье».
Объект исследования – смысл и значение слова «счастье».
Предмет исследования – понимание значения слова «счастье» у
учащихся МАОУ «СОШ № 10».
Задачи:
Методы исследования: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ,
обзор источников информации
Гипотеза:
Мы предполагаем, что обучающиеся имеют представление о значении
слова «счастье»; счастливые школьники более успешны в учебе.
1. Глава. Теоретическая часть
1.1.Значение слова «счастье»
Для понимания смысла и значения слова «счастье» я начала работать со словарями.
Толковый словарь:
«Счастье - 1.Чувство и состояние полного высшего удовлетворения.
2.Стремление к счастью.
3.Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь» [5]
Словарь В.И.Даля:
«СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля». [4]
Философский словарь:
«Счастье»- состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. [6]
Социологический словарь:
«Счастье» - англ. happiness; нем. Gluck. Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. [3]
Энциклопедический словарь:
«Счастье»- состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. [7]
Исторический словарь:
«Счастье» - понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим положением и бытием, полнотой и осмысленностью жизни. [1]
1.2. Происхождение слова «счастье»
Для того чтобы узнать происхождение слова «счастье» я обратилась за помощью к этимологическому словарю:
«Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть».[8]
В орфоэпическом словаре я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произносим [ща]стье». Написание и произношение данного слова не совпадает. [2]
2. Глава. Исследовательская часть.
Методика исследования
Исследования проводились в МАОУ «СОШ № 10», респондентами являлись обучающиеся данной школы. В процессе исследований необходимо было провести следующие учеты, наблюдения и опыты:
2.1 Анализ мнения обучающихся МАОУ «СОШ № 10»
Свое исследование я начала с опроса своих одноклассников учеников 5 класса «Что такое счастье»? В опросе участвовало 24 человека.
Результаты получились такими:
Анализируя ответы своих одноклассников, я сделала вывод, что счастье у большинства ассоциируется со словами «радость и улыбки» - 9 человек. Остальные ребята «счастье» связывают с любовью и здоровьем родных – 6 человек, когда сбываются мечты – 4 человека и когда на душе хорошо - 5 человек.
Мне стало интересно, что думают о слове «счастье» другие обучающиеся нашей школы. Свое исследование я начала с учащихся начальных классов. При опросе обучающихся первого класса возникли проблемы, т.к. у ребят возникли затруднения с объяснением данного слова. Тогда по рекомендации учителя, я решила понаблюдать за первоклассниками. В начале урока учащиеся сидели напряженные, не решительные, а когда в течение урока, учитель хвалил их, появлялись улыбки на лицах и уверенность, что они все знают. В конце урока учитель ребятам, за хорошую работу раздал солнышки и смайлики. Радостные улыбки освещали лица детей. И несколько человек сказали: «Вот счастье», значит для первоклассников «счастье», когда их хвалят, радуют подарочками. ( Приложение № 1)
Во – вторых, третьих и четвёртых классах ребята долго думали, но потом смогли дать ответ. Ответы обучающихся я обработала и составила таблицу № 1. (Приложение № 2)
Вывод: для учащихся начальных классов понятие « Что такое счастье?» означает: семья, так ответило – 40% опрошенных. Радость – 24%, хорошая учеба – 18%, 13% считают – это дружба, подарки -5%. Значит для младшего школьного возраста значение слова « счастье» ассоциируется с семьей и радостью.
У обучающихся среднего звена мы провели опрос совместно с учителем. Обработанные результаты занесла в таблицу № 2. (Приложение № 2)
Вывод: «Что значит счастье?» для ребят среднего звена, как и моих одноклассников, в первую очередь - «радость», так ответило 33% опрошенных, на втором месте «любовь» - 29% , 18% считают - «сбывшиеся мечты», а затем «здоровье» - 15% и 5% – душевное спокойствие.
А что думают о счастье обучающиеся старшего звена? Результаты ответов школьников старшего звена занесла в таблицу № 3. ( Приложение № 2)
Вывод: обучающиеся старших классов считают, что «счастье» – это когда тебя понимают – 30% ответили, «любовь» - 27%, «радость» - 25%, жизнь без проблем – 14%, здоровье – 4% .
На вопрос «Существует ли счастье?» все опрошенные ответили: «Да». Значит, все верят в «счастье», просто у каждого возраста есть свое понятие для младших школьников – это когда рядом родители, «радость». В среднем звене – «радость», «любовь». А в старшем возрасте «счастье» - это «понимание», «любовь» и «радость».
Но есть одно общее понятие, которое с возрастом не меняется – это «радость». Чувство, которое понимаешь, а объяснить не можешь.
2.2. Изучение «счастья» как фактора успешности
Изучение уровня благополучия обучающихся 5 класса
Для изучения уровня благополучия в классе, где я обучаюсь, мы решили провести опрос по методике «Лесенка». Нижняя ступенька символизировала глубоко несчастного человека – неблагополучного человека, а последняя – седьмая – абсолютно счастливого, благополучного. Детям было предложено нарисовать себя на той ступеньки, на которой они себя ощущают. Мы проанализировали результаты и выяснили, что большинство обучающихся считают себя счастливыми детьми –21% поставили себя на 6 ступеньку, 47% - 5 ступеньку, 32% - оказались на 4 ступеньке, что означает средний уровень благополучия. (Приложение 3)
Создание условий ощущения радости (эксперимент)
Проанализировав полученные данные, я задумалась, а можно ли сделать ребенка более счастливым. По данным опроса, дети ощущение радости сопоставляют с состоянием счастья. Поэтому я решила провести эксперимент, в котором для детей будут создаваться условия радости (похвала, угощение, тактильный контакт).
Действие: класс разделили на две равные группы: на одну оказывалось определенное воздействие (на первой перемене детей угощали конфетами; на второй перемене учитель часто обнимал детей, прикасался к ним, гладил по голове; на уроке многие из испытуемой группы получили хорошие отметки), а у контрольной группы был обычный школьный день.
По окончании учебного дня вновь была проведена методика «Лесенка», в результате все 12 человек поставили себя на 6 ступеньку счастья, в то время как в контрольной группе, многие учащиеся поставили себя на ступеньку ниже основных результатов, на 5 ступени – 5 учеников, на 4 ступени - 7. (Приложение 4)
Вывод: уровень счастья школьников зависит от условий, в которых они находятся.
Далее я хотела убедиться, что радостное состояние детей является фактором хорошей учебы. Для этого провели следующий эксперимент:
в классе на уроке математике была проведена самостоятельная работа, при проверке работ выяснилось, что все обучающиеся, которым в течение дня улучшали настроение (см. предыдущий эксперимент), с работой справились успешно. Некоторые обучающиеся выполнили задания лучше, чем обычно. Отметку «5» - получили 7 человек , «4» - 5человек, отметок «3», «2» не было. В контрольной группе качество выполнения работы был ниже: «2» -получил 1 ученик, «3» - 5 , «4»- 6 , «5» - не было.
Вывод: эксперимент убедил в том, что счастливые люди более успешны.
2.3. Мастер – класс «Как быть счастливым»
Со своими результатами исследования я выступила перед одноклассниками, вместе с ними составили рекомендации «Как быть счастливым». ( Приложение № 5)
Заключение
Каждый человек в своей жизни задумывался – что такое счастье? В определенный период жизни «счастье» имеет свое значение, это я выяснила в процессе исследования, у обучающихся нашей школы и сама поняла, что оно обозначает именно для меня, так же:
В дальнейшем я планирую провести исследования «Употребление и понимание слова «счастье» взрослыми людьми».
Свою работу закончу словами:
«Если хочешь быть счастливым – будь им».
Список источников информации
1. Исторический словарь/ М: Прогресс, 2005, с.625.
2. Орфоэпический словарь / М: АСТ- Пресс,2001, с.1152.
3. Социологический словарь/ М: Норма, 2003, с. 106
4. Даль В.И. Словарь: В 4 т. - Спб., с. 1866.
5. Толковый словарь: В 4т. 2-е издание, 1990, с. 1992
6. Философский словарь/ М: Советская энциклопедия, 1983. с. 836.
7. Энциклопедический словарь/ М.: Ридерз Дайджест, с. 370.
8. Этимологический словарь/ М.: Дрофа, 2004, с. 398.
Интернет-ресурсы
сайт: http://www.astromeridian.ru/exclusive/
сайт: http://slovardalja.net/
сайт:http://aeterna.qip.ru/polls/cat/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5/
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Компас своими руками
Ветер и Солнце
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Привередница